ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 25.10.2023
Просмотров: 655
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
250 251
Орфей и Эвридика
1
Орфей в подземном царстве. Великий певец Орфей, сын речного бога Эагра и музы Каллиопы, жил в дале- кой Фракии
2
. Женой Орфея была прекрасная нимфа Эв- ридика. Горячо любил ее Орфей. Но недолго наслаждал- ся Орфей счастливой жизнью с женой своей. Однажды, вскоре после свадьбы, прекрасная Эвридика собирала со своими юными подругами нимфами весенние цветы в зеленой долине. Не заметила Эвридика в густой траве змею и наступила на нее. Ужалила змея юную жену Орфея в ногу.
Громко вскрикнула Эвридика и упала на руки подбежав- шим подругам. Побледнела Эвридика, сомкнулись ее очи.
Яд змеи пресек ее жизнь. В ужас пришли подруги Эвриди- ки, и далеко разнесся их скорбный плач. Услышал его Ор- фей. Он спешит в долину и там видит труп своей нежно лю- бимой жены. В отчаяние пришел Орфей. Не мог он прими- риться с этой утратой. Долго оплакивал он свою Эвридику, и плакала вся природа, слыша его грустное пение.
Наконец решил Орфей спуститься в мрачное царство душ умерших, чтобы упросить Аида и Персефону вернуть ему жену. Через мрачную пещеру Тэнара спустился Орфей к берегам священной реки Стикс.
Стоит Орфей на берегу Стикса. Как переправиться ему на другой берег, туда, где находится царство Аида? Вокруг
Орфея толпятся тени умерших. Чуть слышны стоны их, по- добные шороху листьев, падающих в лесу поздней осенью.
1
Изложено по поэме Овидия «Метаморфозы».
2
Фракийцы были ревностными почитателями Диониса и муз, и Орфей был у них представителем лирического искус- ства муз. Сила его певческого таланта была так велика, что приводила в движение деревья и скалы и укрощала диких зверей. Имя Орфея стало синонимом замечательного певца и музыканта.
Вот послышался вдали плеск весел.
Это приближается ладья перевозчи- ка душ умерших Харона. Причалил
Харон к берегу. Просит Орфей пере- везти его вместе с душами на другой берег, но отказал ему суровый Харон.
Как ни молит его Орфей, все слышит он один ответ Харона: «Нет!»
Ударил тогда Орфей по струнам кифары, и разнеслись по берегу
Стикса его звуки. Своей музыкой очаровал Орфей Харона; слушает он игру Орфея, опершись на весло. Под звуки музыки вошел
Орфей в ладью, оттолкнул ее Харон веслом от берега, и поплыла ладья через мрачные воды Стикса. Перевез Ха- рон Орфея. Вышел он из ладьи и, играя на золотой кифа- ре, пошел к Аиду, окруженный душами, слетевшимися на звуки его кифары.
Приблизился к трону Аида Орфей и склонился перед ним. Сильнее ударил он по струнам кифары и запел. Он пел о своей любви к Эвридике и о том, как счастлива была его жизнь с ней в светлые, ясные дни весны. Но быстро миновали дни счастья. Погибла Эвридика. О своем горе, о муках разбитой любви, о тоске по умершей пел Орфей. Все царство Аида внимало пению Орфея, всех очаровала его песня. Склонив на грудь голову, слушал Орфея Аид. При- пав головой к плечу мужа, внимала песне Персефона; сле- зы печали дрожали на ее ресницах. Очарованный звуками песни, Тантал забыл терзающие его голод и жажду. Сизиф прекратил свою тяжкую, бесплодную работу, сел на тот ка- мень, который вкатывал на гору, и глубоко задумался. Оча- рованные пением, стояли Данаиды; забыли они о своем бездонном сосуде. Сама грозная трехликая богиня Геката закрылась руками, чтобы не видно было слез на ее глазах.
Слезы блестели и на глазах не знающих жалости Эриний,
Орфей
Герои
Орфей и Эвридика
252 253
даже их тронул своей песней Орфей. Но вот все тише зву- чат струны золотой кифары, все тише песнь Орфея, и за- мерла она, подобно чуть слышному вздоху печали.
Глубокое молчание царило кругом. Прервал это мол- чание бог Аид и спросил Орфея, зачем пришел он в его царство, о чем хочет просить его. Поклялся Аид неруши- мой клятвой богов — водами реки Стикса, что исполнит он просьбу дивного певца.
Ответил Орфей Аиду:
— О могучий владыка Аид, всех нас, смертных, прини- маешь ты в свое царство, когда кончаются дни нашей жиз- ни. Не затем пришел я сюда, чтобы смотреть на те ужасы, которые наполняют твое царство, не затем, чтобы увести, подобно Гераклу, стража твоего царства — трехглавого Кер- бера. Я пришел сюда молить тебя отпустить назад на землю мою Эвридику. Верни ее к жизни; ты видишь, как я страдаю по ней! Подумай, владыка, если бы отняли у тебя жену твою
Персефону, ведь и ты страдал бы. Не навсегда же возвраща- ешь ты Эвридику. Вернется опять она в твое царство. Крат- ка жизнь наша, владыка Аид. О, дай Эвридике испытать радости жизни, ведь она сошла в твое царство такой юной!
Задумался Аид и наконец ответил Орфею:
— Хорошо, Орфей! Я верну тебе Эвридику. Веди ее на- зад к жизни, к свету солнца. Но ты должен помнить одно условие: ты пойдешь следом за богом Гермесом, он поведет тебя, а за тобой будет идти Эвридика. Но во время пути по подземному царству ты не должен оглядываться. Помни!
Оглянешься — и тотчас покинет тебя Эвридика и вернется навсегда в мое царство.
На все был согласен Орфей. Спешит он скорее в обрат- ный путь. Привел быстрый, как мысль, Гермес тень Эври- дики. С восторгом смотрит на нее Орфей. Хочет Орфей об- нять тень Эвридики, но остановил его бог Гермес, сказав:
— Орфей, ведь ты обнимаешь лишь тень. Пойдем ско- рее, труден наш путь.
Отправились в путь. Впереди идет Гермес, за ним Орфей, а за ними тень Эвридики. Быстро миновали они царство
Аида. Переправил их через Стикс в своей ладье Харон. Вот и тропинка, которая ведет на поверхность земли. Труден путь.
Тропинка круто поднимается вверх, и вся она загромождена камнями. Кругом глубокие сумерки. Чуть вырисовывается в них фигура идущего впереди Гермеса. Но вот далеко впере- ди забрезжил свет. Это выход. Вот и кругом стало как будто светлее. Если бы Орфей обернулся, он увидел бы Эвридику.
А идет ли она за ним? Не осталась ли она в полном мрака царстве душ умерших? Может быть, она отстала: ведь путь так труден! Отстанет Эвридика и будет обречена вечно ски- таться во мраке. Орфей замедляет шаг, прислушивается. Ни- чего не слышно. Но разве могут быть слышны шаги бесплот- ной тени? Все сильнее и сильнее охватывает Орфея тревога за Эвридику. Все чаще он останавливается. Кругом же все светлее. Теперь ясно рассмотрел бы Орфей тень жены.
Наконец, забыв все, он остановился и обернулся. Поч- ти рядом с собой увидел он тень Эвридики. Протянул к ней руки Орфей, но дальше, дальше тень и потонула во мраке.
Словно окаменев, стоял Орфей, охваченный отчаянием.
Ему пришлось вторично пережить смерть Эвридики, а ви- новником этой второй смерти был он сам.
Долго стоял Орфей. Казалось, жизнь покинула его, казалось, что это стоит мраморная статуя. Наконец поше- вельнулся Орфей, сделал шаг, другой и пошел назад, к бе- регам мрачного Стикса. Он решил снова вернуться к трону
Аида, снова молить его вернуть Эвридику. Но не повез его старый Харон через Стикс в своей утлой ладье. Напрасно молил его Орфей — не тронули мольбы певца неумоли- мого Харона. Семь дней и ночей сидел печальный Орфей на берегу Стикса, проливая слезы скорби, забыв о пище, обо всем, сетуя на богов мрачного царства душ умерших.
Только на восьмой день решил он покинуть берега Стикса и вернуться во Фракию.
Герои
Орфей и Эвридика
254 255
Смерть Орфея. Четыре года прошло после смерти Эв- ридики, но остался по-прежнему верен ей Орфей. Он не желал брака ни с одной женщиной Фракии. Однажды ран- ней весной, когда на деревьях появилась первая зелень, сидел великий певец на невысоком холме. У ног его лежа- ла золотая кифара. Поднял ее певец, тихо ударил по стру- нам и запел. Вся природа была очарована дивным пением.
Такая сила звучала в песне Орфея, так покоряла она и влекла к певцу, что вокруг него, как зачарованные, стол- пились дикие звери из окрестных лесов и гор. Птицы сле- телись слушать певца. Даже деревья двинулись с места и окружили Орфея; дуб и тополь, стройные кипарисы и ши- роколистые платаны, сосны и ели толпились кругом и слу- шали певца; ни одна ветка, ни один лист не шелохнулись на них.
Вдруг раздались вдали громкие возгласы, звон тимпа- нов и смех. Это киконские женщины справляли веселый,
Орфей, Эвридика
и Гермес.
Античный барельеф
шумный праздник Вакха. Все ближе вакханки, увидели они Орфея, и одна из них громко воскликнула:
— Вот он, ненавистник женщин!
Взмахнула вакханка тирсом и бросила его в Орфея.
Но плющ, обвивавший тирс, защитил певца. Бросила дру- гая вакханка камнем в Орфея, но камень, побежденный чарующим пением, упал к ногам Орфея, словно моля о прощении. Все громче раздавались вокруг певца крики вакханок, громче звучали флейты и сильнее гремели тим- паны. Шум праздника Вакха заглушил Орфея. Окружили
Орфея вакханки, налетев на него словно стая хищных птиц. Градом полетели в певца тирсы и камни. Напрасно молит о пощаде Орфей, но ему, голосу которого повинова- лись деревья и скалы, не внемлют неистовые вакханки.
Обагренный кровью, упал Орфей на землю, отлетела его душа, а вакханки своими окровавленными руками разо- рвали его тело
1
. Голову Орфея и его кифару бросили вак- ханки в быстрые воды реки Гебр
2
. И — о чудо! — струны кифары, уносимой волнами реки, тихо звучат, словно се- туют на гибель певца, а им отвечает печально берег. Вся природа оплакивала Орфея: плакали деревья и цветы, пла- кали звери и птицы, и даже немые скалы плакали, а реки стали многоводней от слез, которые проливали они. Ним-
1
По другой версии, Орфея погубил Дионис, рассерженный за то, что певец стал служить Аполлону и пренебрег культом Ди- ониса (в основе легенды — соперничество двух культов). Миф о гибели Орфея сходен с преданием о Лине, которого называ- ли то предком и учителем, то братом Орфея. Лин — сказоч- ный певец и величайший знаток музыки, живший в гроте на горе муз Геликоне. Он вступил в музыкальное состязание с
Аполлоном и был убит богом (по более позднему варианту мифа, Лин обучал Геракла игре на кифаре; когда Лин наказал своего ученика, Геракл ударил его в гневе кифарой и убил).
2
Река во Фракии (современная Марица).
Герои
Орфей и Эвридика
256 257
1 ... 16 17 18 19 20 21 22 23 ... 43
Гиацинт
1
Прекрасный, равный самим богам-олимпийцам своей красотой, юный сын царя Спарты Гиацинт был другом бога-стреловержца Аполлона. Часто являлся Аполлон на берега Эврота в Спарту к своему другу и там проводил с ним время, охотясь по склонам гор в густо разросшихся ле- сах или развлекаясь гимнастикой, в которой были так ис- кусны спартанцы.
Однажды, когда близился уже жаркий полдень, Аполлон и Гиацинт состязались в метании тяжелого диска. Все выше и выше взлетал к небу бронзовый диск. Вот, напрягши силы, бросил диск могучий бог Аполлон. Высоко к самым обла- кам взлетел диск и, сверкая, как звезда, начал падать на зем- лю. Побежал Гиацинт к тому месту, где должен был упасть диск. Он хотел скорее поднять его и бросить, чтобы показать
Аполлону, что он, юный атлет, не уступит ему, богу, в умении бросать диск. Упал диск на землю, отскочил от удара и со страшной силой попал в голову подбежавшему Гиацинту. Со стоном упал Гиацинт на землю. Потоком хлынула алая кровь из раны и окрасила темные кудри прекрасного юноши.
Подбежал испуганный Аполлон. Склонился он над сво- им другом, приподнял его, положил окровавленную голову себе на колени и старался остановить льющуюся из раны кровь. Но все напрасно. Бледнеет Гиацинт. Тускнеют всегда такие ясные глаза Гиацинта, бессильно склоняется его го-
1
Изложено по поэме Овидия «Метаморфозы». Гиацинт — бо- жество-символ расцветающей и умирающей природы. Пре- вращения людей в растения — частый мотив античности (ср. мифы о Дафне, Адонисе, Нарциссе и др.). Центром культа
Гиацинта был город Амиклы, где ежегодно (в июле) проходи- ли трехдневные празднества — гиацинтии, посвященные
Аполлону и Гиацинту. В первый день приносились печальные заупокойные жертвы, а в два следующих проходили веселые празднества и состязания в честь Аполлона.
Герои фы и дриады в знак печали распустили свои волосы и на- дели темные одежды.
Все дальше и дальше уносил Гебр голову и кифару пев- ца к широкому морю, а морские волны принесли кифару к берегам Лесбоса
1
С тех пор звучат звуки дивных песен на Лесбосе. Золо- тую же кифару Орфея боги поместили потом на небе среди созвездий
2
Душа Орфея сошла в царство теней и вновь увидела те места, где искал Орфей Эвридику. Снова встретил великий певец тень Эвридики и заключил ее с любовью в свои объ- ятия. С этих пор они могли быть неразлучны. Блуждают тени Орфея и Эвридики по сумрачным полям, заросшим асфоделами. Теперь Орфей без боязни может обернуться, чтобы посмотреть, следует ли за ним Эвридика.