Файл: Кун, Николай Альбертович.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 669

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

86 87
лоногим Паном. Когда же наступает жаркий полдень, Пан удаляется в густую чащу леса или в прохладный грот и там отдыхает. Опасно беспокоить тогда Пана; он вспыльчив и может в гневе послать тяжелый, давящий сон или, неожи- данно появившись, испугать потревожившего его путни- ка. Наконец, может он наслать и панический страх, когда человек опрометью бросается бежать, не разбирая дороги, через леса, через горы, по краю пропастей, не замечая, что бегство ежеминутно грозит ему гибелью. Случалось, что
Пан целым войскам внушал подобный страх, и они обра- щались в бегство. Но если Пан не гневается, милостив он и добродушен. Бережет стада греков Пан, участник плясок неистовых менад, спутник бога вина Диониса.
Пан и Сиринга. И Пана не миновали стрелы златокры- лого Эрота. Полюбил он прекрасную нимфу Сирингу. Гор- да была нимфа и отвергала любовь всех. Как и для дочери
Латоны, великой Артемиды, так и для Сиринги охота была любимым занятием. Часто даже принимали Сирингу за Ар- темиду — так прекрасна была юная нимфа в своей корот- кой одежде, с колчаном за плечами и с луком в руках. Как две капли воды походила она тогда на Артемиду, лишь лук ее был из рога, а не золотой, как у богини.
Пан увидел однажды Сирингу и хотел подойти к ней.
Взглянула на Пана нимфа и в страхе обратилась в бегство.
Едва поспевал за ней Пан, стремясь догнать ее. Но вот путь преградила река. Куда бежать нимфе? Простерла Сиринга руки к реке и стала молить бога реки спасти ее. Бог реки внял мольбам нимфы и превратил ее в тростник. Подбежав- ший Пан хотел уже обнять Сирингу, но обнял лишь гибкий, тихо шелестевший тростник. Стоит Пан, печально вздыхая, и слышится ему в нежном шелесте тростника прощальный привет прекрасной Сиринги. Срезал несколько тростинок
Пан и сделал из них сладкозвучную свирель, скрепив нерав- ные коленца тростника воском. Назвал Пан в память ним- фы свирель сирингой. С тех пор Пан лю- бит играть в уединении лесов на свире- ли-сиринге, оглашая ее нежными звука- ми окрестные горы.
Состязание Пана с Аполлоном. Пан гордился своей игрой на свирели. Од- нажды вызвал он самого Аполлона на состязание. Это было на склонах горы
Тмол. Судьей был бог этой горы. В пур- пурном плаще, с золотой кифарой в ру- ках и в лавровом венке явился Аполлон на состязание. Пан первый начал состя- зание. Раздались простые звуки его пас- тушеской свирели, нежно неслись они по склонам Тмола. Кончил Пан. Когда замолкли отзвуки его свирели, Апол- лон ударил по золотым струнам своей кифары. Полились величественные звуки. Все стоявшие кругом, как зачарованные, слушали музыку Аполлона. Вся природа погрузилась в глубокое молчание, и среди тиши- ны широкой волной лилась мелодия, полная дивной кра- соты. Кончил Аполлон, замерли последние звуки его ки- фары. Бог горы Тмол присудил Аполлону победу. Все сла- вили бога-кифареда. Только один Мидас не восторгался игрой Аполлона, а хвалил простую игру Пана. Разгневался
Аполлон, схватил Мидаса за уши и вытянул их. С тех пор у
Мидаса ослиные уши, которые он старательно прячет под большим тюрбаном. А опечаленный Пан, побежденный
Аполлоном, удалился в чащу лесов; часто раздаются там полные грусти, нежные звуки его свирели, и с любовью внимают им юные нимфы.
Афродита, Пан,
Эрот.
С античной
статуи
Боги
Пан


88 89
Герои пяти веков
1
ивущие на Олимпе бессмертные боги первый род людской создали счастливым, это был зо- лотой век. Бог Крон правил тогда на небе. Как блаженные боги, жили в те времена люди, не зная ни за- боты, ни труда, ни печали. Не знали они и немощной ста- рости, всегда были сильны и крепки их ноги и руки. Без- болезненная и счастливая жизнь их была вечным пиром.
Смерть, наступавшая после долгой жизни, похожа была на спокойный, тихий сон. Они имели при жизни все в изобилии. Земля сама давала им богатые плоды, и не при-
ГЕРОИ
1
Изложено по поэме Гесиода «Труды и дни». Гесиод излагает современные ему (VIII—VII вв. до н. э.) представления гре- ков о постепенной порче сменявшихся поколений. Герои для греков первоначально были духами умерших, влиявшими на жизнь живых; поэтому культ героев был связан с их могила- ми, и им приносили жертвы вечером или ночью, совершая возлияния в могильную яму и закалывая животных черного цвета. Герои считались защитниками людей, основателями городов и государств, отвратителями бедствий, помощника- ми в битвах, спасителями от невзгод. Гесиод впервые называ- ет героев полубогами. Герои считались посредниками между людьми и богами, от них выводили свой род многие знатные семьи Греции и Рима.
ходилось им тратить труд на возделывание полей и садов.
Многочисленны были их стада, и спокойно паслись они на тучных пастбищах. Безмятежно жили люди золотого века. Сами боги приходили к ним советоваться. Но золо- той век на земле кончился, и никого не осталось из людей этого поколения. После смерти люди золотого века стали духами, покровителями людей новых поколений. Окутан- ные туманом, они носятся по всей земле, защищая правду и карая зло. Так наградил их Зевс после их смерти.
Второй людской род и второй век уже не были такими счастливыми, как первый. Это был серебряный век. Не были равны ни силой, ни разумом люди серебряного века людям золотого. Сто лет росли они неразумными в домах своих матерей, только возмужав, покидали их. Коротка была их жизнь в зрелом возрасте, а так как они были нера- зумны, то много несчастья и горя видели они в жизни. Сын
Крона Зевс уничтожил род их на земле. Он разгневался на людей серебряного века за то, что не повиновались они богам, живущим на Олимпе. Зевс поселил их в подземном сумрачном царстве. Там и живут они, не зная ни радостей, ни печалей; им тоже воздают почести люди.
Зевс создал третий род и третий век — век медный.
Не похож он на серебряный. Из древка копья создал Зевс людей — страшных и могучих. Возлюбили люди медного
Золотой век.
С античного
барельефа
Герои пяти веков


90 91
века гордость и войну, обильную стонами. Не знали они земледелия и не ели плодов земли, которые дают сады и пашни. Зевс дал им громадный рост и несокрушимую силу.
Неукротимы, мужественны были их сердца и неодолимы руки. Оружие их было выковано из меди, из меди были их дома, медными орудиями работали они. Не знали еще в те времена темного железа. Люди медного века уничтожали друг друга. Быстро сошли они в мрачное царство ужасного
Аида. Как ни были они сильны, все же черная смерть по- хитила их, и покинули они ясный свет солнца.
Лишь только этот род сошел в царство теней, тотчас же
Зевс создал на земле четвертый век и новый род людской, более благородный, более справедливый, равный богам род полубогов — героев. И они все погибли в ужасных кро- вопролитных битвах. Одни погибли у семивратных Фив, в стране Кадма, сражаясь за наследие Эдипа. Другие пали под Троей, куда явились они за прекраснокудрой Еленой, переплыв на кораблях широкое море. Когда всех их похи- тила смерть, Зевс-громовержец поселил их на краю земли, вдали от живых людей. Герои живут на островах блаженных у бурных вод Океана счастливой, беспечальной жизнью.
Там плодородная земля трижды в год дает им плоды, слад- кие как мед.
Последний, пятый век и род людской — железный. Он продолжается и теперь на земле. Ночью и днем, не пере- ставая, губят людей печали и изнурительный труд. Боги посылают людям тяжкие заботы. Правда, к злу примеши- вают боги и добро, но все же зла больше, оно царит пов- сюду. Не чтят дети родителей, друг не верен другу, гость не находит гостеприимства, нет любви между братьями. Не соблюдают люди данной клятвы, не ценят правды и добра.
Друг у друга разрушают люди города. Всюду властвует на- силие. Ценятся лишь гордость и сила.
Богини Совесть и Правосудие покинули людей. В сво- их белых одеждах взлетели они на высокий Олимп к бес- смертным богам, а людям остались только тяжкие беды, и нет у них защиты от зла.
Девкалион и Пирра
1
Много преступлений совершили люди медного века.
Надменные и нечестивые, не повиновались они богам- олимпийцам. Громовержец Зевс прогневался на них; осо- бенно же прогневил Зевса царь Ликосуры в Аркадии
2
, Ли- каон. Однажды Зевс под видом простого смертного при- шел в Ликосуру. Чтобы жители знали, что он бог, Зевс дал им знамение, и все жители пали ниц перед ним и чтили его как бога. Один лишь Ликаон не хотел воздать Зевсу божес- ких почестей и издевался над всеми, кто чтил Зевса. Ликаон решил испытать, бог ли Зевс. Он убил заложника, бывше- го в его дворце, и из его тела предложил трапезу великому громовержцу. Страшно разгневался Зевс. Ударом молнии он разрушил дворец Ликаона, а его самого превратил в кро- вожадного волка.
Все нечестивей становились люди, и задумал Зевс уничтожить весь людской род. Он решил послать на землю такой сильный ливень, чтобы все было затоплено. Зевс за- претил дуть всем ветрам, лишь влажный южный ветер Нот гнал по небу темные дождевые тучи.
Ливень хлынул на землю. Вода в морях и реках поднима- лась все выше и выше. Скрылись под водой города со свои- ми стенами, домами и храмами. Постепенно вода покрыла
1
В этом мифе рассказывается о всемирном потопе и о том, как Девкалион и Пирра спасаются в огромном ящике. Миф о потопе существовал и в древнем Вавилоне: это миф об Утна- пиштиме, который заимствовали и древние евреи. У них — это библейский миф о всемирном потопе и Ное.
2
Область в центре Пелопоннеса.
Герои
Девкалион и Пирра


92 93
все — и поросшие лесом холмы, и высокие горы. Вся Греция скрылась под бушующими волнами. Одиноко поднималась средь волн вершина двуглавого Парнаса. Там, где раньше крестьянин возделывал свою ниву и где зеленели богатые спелыми гроздьями виноградники, плавали рыбы, а в лесах, покрытых водой, резвились стада дельфинов.
Так погиб род людей медного века. Лишь двое спас- лись — Девкалион, сын Прометея, и жена его Пирра. По совету Прометея Девкалион построил огромный ящик, положил в него съестных припасов и вошел в него со своей женой. Девять дней и ночей носился ящик Девкалиона по волнам моря, покрывшим всю сушу. Наконец волны при- гнали его к двуглавой вершине Парнаса. Ливень, послан- ный Зевсом, прекратился. Девкалион и Пирра вышли из ящика и принесли благодарственную жертву Зевсу. Вода схлынула, и снова показалась из-под волн земля, опусто- шенная, подобная пустыне.
Тогда Зевс послал к Девкалиону Гермеса. Быстро по- несся над опустевшей землей вестник богов, предстал пред
Девкалионом и сказал:
— Властитель богов и людей Зевс, зная твое благочес- тие, повелел тебе выбрать награду; выскажи твое желание, и исполнит его сын Крона.
Девкалион ответил Гермесу:
— О великий Гермес, об одном лишь молю я Зевса: пусть опять населит он землю людьми.
Быстрый Гермес понесся обратно на Олимп и передал
Зевсу мольбу Девкалиона. Зевс повелел Девкалиону и Пир- ре набрать камней и бросать их, не оборачиваясь, через голову. Девкалион исполнил веление Зевса, и из камней, которые бросал он, создались мужчины, а из камней, бро- шенных женою его Пиррой, — женщины. Так после потопа землю заселил новый род людей, происшедших из камня.
1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   ...   43

Прометей
1
Пустынная, дикая местность на самом краю земли, в стране скифов. Суровые скалы уходят за облака своими остроконечными вершинами. Кругом — никакой расти- тельности, не видно ни единой травинки, все голо и мрач- но. Всюду высятся темные громады камней, оторвавшихся от скал. Море шумит и грохочет у подножия скал, и вы- соко взлетают соленые брызги. Морской пеной покрыты прибрежные камни. Далеко за скалами виднеются снеж- ные вершины кавказских гор, подернутые легкой дымкой.
Постепенно заволакивают даль грозные тучи, скрывая горные вершины. Все больше закрывают тучи небо. Еще мрачнее становится кругом. Безотрадная, суровая мест- ность. Никогда не ступала здесь нога человека.
Сюда, на край земли, привели слуги Зевса скованно- го титана Прометея, чтобы приковать его несокрушимы- ми цепями к вершине скалы. Слуги громовержца, Сила и
Власть, ведут Прометея. Громадные тела их словно высече- ны из гранита. Не знают сердца их жалости, в их глазах ни- когда не светится сострадание, их лица суровы, как скалы, которые стоят вокруг.
Печальный, низко склонив голову, идет за ними бог Ге- фест со своим тяжелым молотом. Ужасное дело предсто- ит ему. Он должен своими руками приковать друга своего
Прометея. Глубокая скорбь за участь друга гнетет Гефеста, но не смеет он ослушаться громовержца Зевса. Он знает, как неумолимо карает Зевс за неповиновение.
1
Миф о том, как Прометей был прикован по повелению
Зевса к скале, изложен по трагедии Эсхила «Прикованный
Прометей». Прометей (в переводе с греческого — «прови- дец») — титан, богоборец, защитник людей, добывший для них огонь с неба и научивший их различным ремеслам и искусствам. Зевс жестоко наказал Прометея за его противо- действие.
Герои
Прометей

94 95
Сила и Власть возвели Прометея на вершину скалы и торопят Гефеста приниматься за работу. Их жестокие речи заставляют Гефеста еще сильнее страдать за друга.
Неохотно берется он за свой громадный молот, только необходимость заставляет его повиноваться. Но торопит его Сила:
— Скорей, скорей бери оковы! Прикуй могучими уда- рами к скале Прометея. Напрасна твоя скорбь о нем: ведь ты скорбишь о враге Зевса.
Сила грозит гневом Зевса Гефесту, если он не прикует
Прометея так, чтобы ничто не могло освободить его. Ге- фест приковывает к скале цепями руки и ноги Прометея.
Как ненавидит он теперь свое искусство! Неумолимые служители Зевса все время следят за его работой.
— Сильней бей молотом! Крепче стягивай оковы! Не смей их ослаблять! Хитер Прометей, искусно умеет он находить выход из неодолимых препятствий, — говорит
Сила, — крепче прикуй его, пусть здесь узнает он, каково обманывать Зевса.
Миф о Прометее с рождением и судьбой человека.
С античного саркофага в Капитолийском музее
— О, как подходят жестокие слова ко всему твоему су- ровому облику! — восклицает Гефест.
Скала содрогается от тяжких ударов молота, и от края до края земли разносится грохот могучих ударов. Прико- ван наконец Прометей. Но это еще не все, нужно еще при- бить его к скале, пронзив ему грудь несокрушимым остри- ем. Медлит Гефест.
— О Прометей! — восклицает он. — Как скорблю я, видя твои муки!
— Опять ты медлишь! — гневно говорит Гефесту Си- ла. — Ты все еще скорбишь о враге Зевса! Смотри, как бы не пришлось тебе скорбеть о самом себе!
Наконец все окончено. Все сделано так, как повелел
Зевс. Прикован титан, а грудь его пронзило острие. Изде- ваясь над Прометеем, говорит ему Сила:
— Ну вот, здесь ты можешь быть сколько хочешь над- менным, будь горд по-прежнему! Давай теперь смертным дары богов, похищенные тобой! Посмотрим, в силах ли будут помочь тебе твои смертные. Придется тебе самому подумать о том, как освободиться из этих оков.
Прометей хранит гордое молчание. За все время, пока приковывал его Гефест к скале, он не проронил ни едино- го слова, даже тихий стон не вырвался у него — ничем не выдал он своих страданий.
Ушли слуги Зевса, Сила и Власть, а с ними ушел и пе- чальный Гефест. Один остался Прометей, слышать его мог- ли теперь лишь море да мрачные тучи. Только теперь тяж- кий стон вырвался из пронзенной груди могучего титана, только теперь стал он сетовать на злую судьбу свою. Невы- разимым страданием и скорбью звучали его сетования:
— О божественный эфир и вы, быстронесущиеся вет- ры, о источники рек и несмолкающий рокот морских волн, о земля, всеобщая праматерь, о всевидящее солнце, обегающее весь круг земли, — всех вас зову я в свидетели!
Смотрите, что терплю я! Вы видите, какой позор должен
Герои
Прометей