Файл: 1 Теоретические основы использования мониторинга в физкультурнооздоровительной деятельности при формировании интереса школьников начальных классов к занятиям по физической культуре.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 115

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Учителя физкультуры должны следить за динамикой всех тестовых упражнений и корректировать их работу, чтобы положительно повлиять на слабость каждого ученика и улучшить физическую форму ученика с высоким уровнем физического развития. Следует выбирать формы, методы и педагогические средства организации двигательной активности школьников на каждом этапе обучения с учетом их возрастных и гендерных особенностей, динамики физической подготовленности и индивидуальных психофизиологических особенностей. При оценке физического состояния учитываются максимальные результаты, их снижение и прирост.

Данные нашего исследования позволяют выявить особенности развития физических качеств школьников младших классов, а также их интерес к занятиям физической культурой и спортом. Знания динамики физических качеств ученика с другими компонентами двигательной подготовки позволяют экспериментально обосновать, применять и рекомендовать наиболее эффективные методы в работе секций со школьниками или обучающимися в общеобразовательных школах, СУЗах, ДЮСШ.

Проведя мониторинг физического состояния подготовленности младших школьников, мы даем не только методические рекомендации учителям физической культуры, но и тренерам, работающим с детьми, практические рекомендации: относительно дозирования физической или тренировочной нагрузки, выбора оптимальных средств и методов повышения уровня физической подготовленности, связанные с повышением эффективности всего учебно-воспитательного и учебно-тренировочного процесса.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Проанализировав научно-методическую литературу по теме исследования можно сделать вывод, что в современном обществе, предъявляются новые, более высокие требования к человеку, в том числе и к ребенку, к его знаниям, способностям. Постоянно усиливающее влияние на организм человека разнообразных отрицательных факторов окружающей среды приводит к ухудшению состояния здоровья, как взрослых, так и детей, к снижению их физического и умственного потенциала.

Забота о здоровье ребенка и взрослого человека стала занимать во всем мире приоритетные позиции. И это понятно, поскольку любой стране нужны личности творческие, гармонично развитые, активные и здоровые.

Проблемы управления физкультурно-оздоровительной работой в условиях образовательных учреждений в последние годы постоянно находится в поле зрения ученых, специалистов по физической культуре и спорту и педагогов-практиков. В
научной литературе подчеркивается, что конкретным объектом управления всегда является деятельность или отдельные ее составляющие. Управление физкультурно-оздоровительной работой обязательно предполагает определение цели предстоящей деятельности, наилучших путей и средств к ее достижению.

Младший школьный возраст является сенситивным к началу многоступенчатого процесса формирования интереса к физической культуре. Поддержание интереса и целеустремленности у младших школьников во многом зависит от того, испытывают ли они удовлетворение на уроке физической культуры, и формируется ли у них удовлетворенность занятиями физическими упражнениями.

Формирование интереса к занятиям физической культурой у младших школьников должно опираться на учет индивидуальных особенностей занимающихся, также формирование интереса к урокам физической культуры у младших школьников представляется значимым, так как сформированности интереса позволяет получать необходимую физическую нагрузку, преодолевать отрицательные проявления гиподинамии и предупреждать умственное переутомление путем систематического выполнения физических упражнений.

Общей целью образования в области физической культуры является формирование у школьников устойчивых мотивов и потребностей в бережном отношении к своему здоровью, целостном развитии физических и психических качеств, творческом использовании средств физической культуры в организации здорового образа жизни. В соответствии с этим, применение мониторинга в физкультурно-оздоровительной деятельности ориентируется на достижение следующих практических целей, с помощью которых можно отследить:

  • развитие основных физических качеств и способностей, укрепление здоровья, расширение функциональных возможностей организма;

  • освоение знаний о физической культуре и спорте, их истории и современном развитии, роли в формировании здорового образа жизни.

Исследование показало, использование подвижных игр на уроках по физической культуре, в экспериментальной группе, в силу их психологических особенностей, вызывало у школьников сильную эмоциональную реакцию. Сильные эмоции по своей природе долго затухают после окончания игры, поэтому использовать эти метод на уроке следует, определив его место, форму и меру.



Так в ходе мониторинга показатели физической подготовленности в экспериментальной группе в конце заключительного этапа исследования значительно улучшились. В величине развития силы (подтягивание на высокой перекладине) – мальчики испытуемой группы, превосходили мальчиков, занимающихся по общепринятой программе. При этом прирост показателей в экспериментальной группе составил 3,7%, а в контрольной 3,3%. Повысилась общая выносливость (бег на 800 м.). В экспериментальной группе время бега улучшилось на 5,03%, а в контрольных - 5,15%. Результаты скоростно-силовых показателей (прыжки в длину с места) в экспериментальной группе несколько выше, чем в контрольной группе. Показатели времени быстроты движений (бег на 30 м.) у испытуемых экспериментальной группы достоверно лучше. Но показатели времени в челночном беге у экспериментальной группы хуже, чем в контрольной.

Мониторинг результатов по физической подготовленности свидетельствуют о существенных достоверно значимых сдвигах по большинству показателей между экспериментальной группой и контрольной.

Таким образом, с применением мониторинга в физкультурно-оздоровительной деятельности формируется интерес школьников начальных классов к занятиям физической культурой.


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1. Амбурцев, С. Н. Влияние соотношения различных методов упражнения на процесс формирования интереса школьников к урокам физической культуры: Дис. канд. пед. наук / С.Н. Амбурцев. – Челябинск, 2013.

2. Ашмарин, Б. А. Теория и методика физического воспитания / Б. А. Ашмарин. – М., 1990.

3. Баландин, В. А. Развитие познавательных процессов детей с 6-10 лет средствами физического воспитания ФК / В. А. Баландин. – М., 2000г.

4. Быков, В. С. Теория и практика формирование потребностей в физическом воспитании у школьников ФК / В. С. Быков. – С-П., 2000г.

5. Габышев, А. П. Формирование мотивов физической активности у школьников на уроках физической культуры / А. П. Габышев // Сборник тезисов, докладов на республиканской научно-практической конференции. –Уфа, 1999г.

6. Галанова, С. С. Анализ результатов мониторинга реализации комплекса ГТО на территории Пермского края / С.С. Галанова, Т.В. Фендель, Ю.Ю. Борина // Теория и практика физической культуры. – 2020. – № 3, - С. 66-68.

7. Галанова, С. С. Методика оценки качества реализации комплекса ГТО общеобразовательными организациями / С. С. Галанова // Физическая культура: образование, воспитание, тренировка. – 2020. – № 3, - С. 34-37.


8. Давыдов, В. Ю. Что такое мониторинг состояния здоровья населения, физического развития и физической подготовленности детей, подростков и молодежи? //Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 2002. – № 3, С. 46-47.

9. Дворкина, Н. И. Дифференцированная аэробная подготовка школьников 7-8 лет / Н.И. Дворкина, В.Ю. Простакова // Физическая культура: образование, воспитание, тренировка. – 2018. – № 6, - С. 9-11.

10.Дуркин, П. К. Интерес к занятиям физической культурой и спортом как фактор формирования ЗОЖ / П. К. Дуркин. – М., 2009.

11. Зайко, Д. С. Специальная физическая подготовка с учетом индивидуальных особенностей / Д. С. Зайко // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. – 2007. - №12. – С. 34.

12. Зациорский, В. М. Физические качества спортсмена / В. М. Зациорский. – М., 2009.

13. Изак, С. И. Мониторинг физического развития и физической подготовленности / С. И. Изак. – М., 2005.

14. Ильин, Е. П. Психология физического воспитания / Е. П. Ильин. – С-П., 2002г.

15. Ильин, Е. П. Мотив и мотивация / Е. П. Ильин. – С-П., 2000г.

16. Кравцова, Е. Е. Психологические особенности детей младшего школьного возраста / Е.Е. Кравцова // Первое сентября. – 2015. – № 4. – С. 40 – 42.

17. Кудрявцева, О. В. Формирование осознанной индивидуальной саморегуляции двигательных действий в процессе физического воспитания школьников / О.В. Кудрявцева, Е.Е. Биндусов, М.В. Соловых // Теория и практика физической культуры. – 2019. – № 10, - С. 65-67.

18. Ланда, Б. Х. Методика комплексной оценки физического развития и физической подготовленности / Б. Х. Ланда. – М., 2006.

19. Ланда, Б.Х. Мониторинг в управлении здоровьесбережением учащихся образовательных учреждений: обучающие методика и технология [Электронный ресурс]: учебное пособие / Б.Х. Ланда . – Казань: Познание, 2014. - 66 с.: табл., схем. – Режим доступа: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=364174 [Дата обращения: 03.03.2020].

20. Лебедева, Н. Т. Повышение оздоровительной направленности физического воспитания младших школьников / Н. Т. Лебедева. – Минск, 2009.

21. Лубышева, Л. И. Национальный проект «Спорт – норма жизни»: алгоритмизация действий / Л. И. Лубышева // Теория и практика физической культуры. – 2020. – № 5, – С. 97-99.

22. Лубышева, Л. И. Массовая спортивная подготовка – новый вектор спортизации населения страны / Л.И. Лубышева // Теория и практика физической культуры. – 2020. – № 3, - С. 99-102.


23. Лях, В. И. Тесты в физическом воспитании школьников: пособие для учителя / В.И. Лях. – М., 1998.

24. Лях, В. И. Двигательные способности школьников: основы теории и методики развития / В. И. Лях. - М., 2000.

25. Матвеев, Л. П. Теория и методика физической культуры (общие основы теории и методики физического воспитания; теоретико - методические аспекты спорта и профессионально - прикладных форм физической культуры): Учеб.для ин-тов физ. Культуры / Л. П. Матвеев. М., 1990.

26. Мониторинг и коррекция физического здоровья школьников.- М., 2006.

27. Озолин, Н. Г. Настольная книга тренера / Н. Г. Озолин. – М., 2003.

28. Основные результаты работы министерства спорта Российской федерации в 2015 году [Электронный ресурс]. URL: https://www.minsport.gov.ru/activities/reports/9/28555/ [Дата обращения: 03.03.2020].

29. Пашин, А. А. Технология формирования здорового образа жизни младших школьников / А.А. Пашин, Ж.В. Тома, О.Н. Опарина // Физическая культура: образование, воспитание, тренировка. – 2018. – №6, - С. 16-18.

30. Путятина, Г. Н. Возможности использования мониторинга в физкультурно-спортивной деятельности / Г. Н. Путягина, Н. В. Пугачева // Педагогика, психология и медико-биологические проблемы физического воспитания и спорта. – 2009. – № 5 – С. 220-223.

31. Семенов, Л. А. Организация мониторинга состояния физического здоровья в образовательных учреждениях Свердловской области: проблемы и пути их решения / Л.А. Семенов //Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. –2002. – № 3, - С. 41-45.

32. Тюмасева, З. И. Ценностное отношение к здоровью как условие совершенствования физической подготовленности обучающихся к сдаче норм комплекса «Готов к труду и обороне» / З.И. Тюмасева, И.Л. Орехова, Е.Б. Быстрай, В.И. Сиваков, Е.С. Гладкая // Теория и практика физической культуры. – 2019. – № 10, - С. 63-67.

33. Ульянов, Д. А. Современная семья и здоровый образ жизни / Д. А. Ульянов // Физическая культура: образование, воспитание, тренировка. – 2019. – № 3, - С. 45-46.

34. Яменко, О.П. Информационно-коммуникационные технологии в среде дистанционного образования / О.П. Яменко // Современные проблемы науки и образования. – 2013. – № 4. – C. 8-12.

35. Rütten, А. Improving Infrastructures for Leisure-Time Physical Activity in the Local Arena / Rütten А. //Implications of the EU Council Recommendation on HEPA Implementation inEU-Member States, 2014. – Режим доступа http://www.comune.udine.it/opencms/opencms/release/ComuneUdine/citt avicina/territorio/cittasane/PDF/2014/PresentazAlfredRuttenUniErlangen.pdf. – (Дата обращения: 18.01.2020).