Файл: 1 Теоретические основы использования мониторинга в физкультурнооздоровительной деятельности при формировании интереса школьников начальных классов к занятиям по физической культуре.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 141

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


«Веселые старты»

«Лыжня России»

«Спортивное многоборье»

«Мини-футбол» между 1 и 2 классами.

По истечении определенного времени был проведен второй срез физической подготовленности школьников (Таблица 4).

Таблица 4. - Второй контрольный срез уровня физической подготовленности учащихся 2-х классов (17-18 января 2020 г.)

Физические способности

Контрольные упражнения

КГ

ЭГ

Быстрота

Бег 30 м (сек)

6,7

6,5

Координационная способность


«Челночный бег» 3*10 м (сек)

11,1

10,5

Прыжки через скакалку (кол-во раз)

10,6

11,4

Общая выносливость

Бег 800 м (сек)

6,01

5,25

Скоростно-силовые возможности

Прыжок в длину с места (м)

128

130

Мышечная сила

Подтягивание на перекладине (кол-во раз)

3,1

3,6

Поднимание туловища из положения лежа (кол-во раз)

5

5,9

Из таблицы 4 видно, что результаты физических качеств в экспериментальной и контрольной группе выросли, но в экспериментальной группе некоторые данные выше, чем в контрольной относительно первого тестирования. Это уже говорит о том, что предложенная методика применения подвижных, игр как на уроках по физической культуре, так и в дополнительное внеурочное время, является положительной.

Основными мотивами, побуждающими учащихся к занятиям физической культурой на данном этапе исследования, являются улучшение состояния здоровья, желание выполнять физические упражнения, удовлетворение потребностей в движении, стремление показать или проверить свои способности. Они стремятся к самосовершенствованию, самовыражению и самоутверждению, к удовлетворению духовных потребности. Эффективность процесса физического воспитания обусловлена методической целесообразностью его построению (Таблица 5).

Таблица 5. – Итоговые данные физической подготовленности учеников 2 – х классов (13-14 марта 2020 г.).


Физические способности

Контрольные упражнения

КГ

ЭГ

Быстрота

Бег 30 м (сек)

6,2

6,1

Координационная способность


«Челночный бег» 3*10 м (сек)

9,57

10,15

Прыжки через скакалку (кол-во раз)

21

21,6

Общая выносливость

Бег 800 м (сек)

5,15

5,03

Скоростно-силовые возможности

Прыжок в длину с места (м)

129,5

141

Мышечная сила

Подтягивание на перекладине (кол-во раз)

3,5

4

Поднимание туловища из положения лежа (кол-во раз)

7

8,5

В самом конце заключительного этапа опытно-экспериментальной работы нам необходимо было определить, какого уровня физической подготовленности достигли испытуемые экспериментальной и контрольной групп. Методика определения осталась прежней, как и на предыдущих этапах исследования. Так, показатели физической подготовленности в экспериментальной группе в конце заключительного этапа исследования значительно улучшились. В величине развития силы (подтягивание на высокой перекладине) – мальчики испытуемой группы, превосходили мальчиков, занимающихся по общепринятой программе. При этом прирост показателей в экспериментальной группе составил 3,7%, а в контрольной 3,3%. Повысилась общая выносливость (бег на 800 м.). В экспериментальной группе время бега улучшилось на 5,03%, а в контрольных - 5,15%. Результаты скоростно-силовых показателей (прыжки в длину с места) в экспериментальной группе несколько выше, чем в контрольной группе. Показатели времени быстроты движений (бег на 30 м.) у испытуемых экспериментальной группы достоверно лучше. Данные координационных способностей (челночный бег) показывают, что в экспериментальной группе, время достоверно меньше, чем в контрольной.

Также, в конце исследования было проведено повторное анкетирование школьников о их интересах к занятиям физической культурой (Таблица 6). Повторный опрос показал, что взгляды и мотивы в экспериментальной группе поменялись. Так, у школьников повысился интерес к занятиям физической культурой, чтобы улучшить свою физическую подготовленность, физические способности и самочувствие. Кроме этого, школьникам было интересно не отставать от сверстников и хорошо выступать на соревнованиях. Желание получить хорошую оценку и снизить вес, отступило далеко на второй план.



Таблица 6. – Мотивы, побуждающие к занятиям физической культурой (итоговый опрос 13.03.2020).

Мотивы, побуждающие к занятиям физической культурой

Контрольная группа (КГ)

Экспериментальная группа (ЭГ)

Желание получить хорошую оценку

12,9

9,2

Желание улучшить здоровье

12,1

13,5

Стремление показать свои физические способности

6,6

9

Улучшение фигуры

6,5

6,6

Улучшить физическую подготовленность

10,3

13,2

Снизить вес

5,8

4,3

Общение со сверстниками

4,3

6,1

Желание хорошо выступать на соревнованиях

5,3

6,9

Улучшить самочувствие

8,3

10,2

Стремление не отставать от сверстников

10,6

11,9


В контрольной группе также отсутствие интереса к занятиям физической культурой и никакой пользы от этого, выше, чем в экспериментальной. У школьников контрольной группы меньше свободного времени, отсутствие спортивного инвентаря и оборудования являются значимой отговоркой (Таблица 7).

Таблица 7. – Мотивы, мешающие занятиям физической культурой и спортом (итоговый опрос 13.03.2020).

Мотивы, мешающие занятиям физической культурой и спортом

КГ

ЭГ

Отсутствие интереса к физкультуре и спорту

22,1

21,4

Не вижу в этом никакой пользы

7,2

6,7

Очень мало свободного времени

15,6

11,8

Нет способностей и физических данных

5,7

4,3

Большая загруженность по учебной программе

11,2

9,5

Хочу заниматься, но не могу себя заставить

12,0

10,9

Отсутствие спортивного инвентаря и сооружений

17,2

14,3

При большом желании, все как-то не до физкультуры, лень

18,8

18,5


Таким образом, полученные результаты путем мониторинга физической подготовленности школьников, свидетельствуют о существенных достоверно значимых сдвигах по большинству показателей, между экспериментальной группой и контрольной.

Кроме этого, исследование использование подвижных игр на уроках по физической культуре в экспериментальной группе, в силу их психологических особенностей, всегда вызывает у школьников сильную эмоциональную реакцию. Сильные эмоции по своей природе долго затухают после окончания игры, поэтому использовать эти метод на уроке следует, определив его место, форму и меру.


В результате мониторинга физической подготовленности каждый ученик знает уровень своего физического развития по всем тестам, отслеживает динамику роста или падения результатов, стремится к улучшению своих результатов и выполняет самостоятельные физкультурно-оздоровительные или тренировочные занятия.

2.3 Методические рекомендации по организации мониторинга для формирования интереса школьников к занятиям физической культурой и спортом
Так как к общим задачам физического воспитания детей младшего школьного возраста прежде всего относят укрепление здоровья и развитие у ребенка основных видов двигательной активности, то умение учителем заинтересовать к физкультурно-оздоровительной деятельности должно стоять на первом месте.

Необходимо планировать правильно и последовательно программный материал исходя из дидактических и воспитательных задач, решаемых в течение учебного года, на отдельных уроках. Приступая к планированию учебной работы, учитель должен учитывать: состояние здоровья, возраст, пол, уровень физического развития и саму подготовленность. Для это есть возможность использовать у учебной практики мониторинг контроля. Проводить анализ показателей из четверти в четверть и из года в год.

Кроме этого, своевременно выявить спортивный потенциал, а также высокий уровень физической подготовленности можно с помощью мониторинга физических показателей, а также улучшить в целом работу учителей физической культуры и тренеров-преподавателей спортивных школ. Система прогнозирования путем внедрения всех систем мониторинговых исследований в одно сообщество позволяет оптимизировать весь учебный или учебно-тренировочный процесс. Кроме этого, оптимизация позволяет все эти процессы сделать адресными, конкретными и более эффективными, в следствие чего процесс обучения или тренировки становится целенаправленным и более значимым. В этом мониторинг физкультурно-оздоровительной деятельности играет важную роль и позволяет заинтересовать школьников к занятиям физической культурой и спортом.

Путем внедрения мониторинга в работу преподавателей, учителей, тренеров решаются конкретные задачи и происходит влияние на методы обучения, а также их корректировка. В результате мониторинга школьники и спортсмены знают уровень своей физической подготовленности и уровень физического развития, которые отражаются в различных тестах, исследованиях, экспериментах. Также отслеживается динамика роста и падения физических показателей и показателей здоровья, где есть возможность улучшить результаты, заниматься самостоятельно, вести тренировочный дневник.