Файл: 1 Теоретические основы использования мониторинга в физкультурнооздоровительной деятельности при формировании интереса школьников начальных классов к занятиям по физической культуре.docx
Добавлен: 25.10.2023
Просмотров: 141
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
«Веселые старты»
«Лыжня России»
«Спортивное многоборье»
«Мини-футбол» между 1 и 2 классами.
По истечении определенного времени был проведен второй срез физической подготовленности школьников (Таблица 4).
Таблица 4. - Второй контрольный срез уровня физической подготовленности учащихся 2-х классов (17-18 января 2020 г.)
Физические способности | Контрольные упражнения | КГ | ЭГ |
Быстрота | Бег 30 м (сек) | 6,7 | 6,5 |
Координационная способность | «Челночный бег» 3*10 м (сек) | 11,1 | 10,5 |
Прыжки через скакалку (кол-во раз) | 10,6 | 11,4 | |
Общая выносливость | Бег 800 м (сек) | 6,01 | 5,25 |
Скоростно-силовые возможности | Прыжок в длину с места (м) | 128 | 130 |
Мышечная сила | Подтягивание на перекладине (кол-во раз) | 3,1 | 3,6 |
Поднимание туловища из положения лежа (кол-во раз) | 5 | 5,9 |
Из таблицы 4 видно, что результаты физических качеств в экспериментальной и контрольной группе выросли, но в экспериментальной группе некоторые данные выше, чем в контрольной относительно первого тестирования. Это уже говорит о том, что предложенная методика применения подвижных, игр как на уроках по физической культуре, так и в дополнительное внеурочное время, является положительной.
Основными мотивами, побуждающими учащихся к занятиям физической культурой на данном этапе исследования, являются улучшение состояния здоровья, желание выполнять физические упражнения, удовлетворение потребностей в движении, стремление показать или проверить свои способности. Они стремятся к самосовершенствованию, самовыражению и самоутверждению, к удовлетворению духовных потребности. Эффективность процесса физического воспитания обусловлена методической целесообразностью его построению (Таблица 5).
Таблица 5. – Итоговые данные физической подготовленности учеников 2 – х классов (13-14 марта 2020 г.).
Физические способности | Контрольные упражнения | КГ | ЭГ |
Быстрота | Бег 30 м (сек) | 6,2 | 6,1 |
Координационная способность | «Челночный бег» 3*10 м (сек) | 9,57 | 10,15 |
Прыжки через скакалку (кол-во раз) | 21 | 21,6 | |
Общая выносливость | Бег 800 м (сек) | 5,15 | 5,03 |
Скоростно-силовые возможности | Прыжок в длину с места (м) | 129,5 | 141 |
Мышечная сила | Подтягивание на перекладине (кол-во раз) | 3,5 | 4 |
Поднимание туловища из положения лежа (кол-во раз) | 7 | 8,5 |
В самом конце заключительного этапа опытно-экспериментальной работы нам необходимо было определить, какого уровня физической подготовленности достигли испытуемые экспериментальной и контрольной групп. Методика определения осталась прежней, как и на предыдущих этапах исследования. Так, показатели физической подготовленности в экспериментальной группе в конце заключительного этапа исследования значительно улучшились. В величине развития силы (подтягивание на высокой перекладине) – мальчики испытуемой группы, превосходили мальчиков, занимающихся по общепринятой программе. При этом прирост показателей в экспериментальной группе составил 3,7%, а в контрольной 3,3%. Повысилась общая выносливость (бег на 800 м.). В экспериментальной группе время бега улучшилось на 5,03%, а в контрольных - 5,15%. Результаты скоростно-силовых показателей (прыжки в длину с места) в экспериментальной группе несколько выше, чем в контрольной группе. Показатели времени быстроты движений (бег на 30 м.) у испытуемых экспериментальной группы достоверно лучше. Данные координационных способностей (челночный бег) показывают, что в экспериментальной группе, время достоверно меньше, чем в контрольной.
Также, в конце исследования было проведено повторное анкетирование школьников о их интересах к занятиям физической культурой (Таблица 6). Повторный опрос показал, что взгляды и мотивы в экспериментальной группе поменялись. Так, у школьников повысился интерес к занятиям физической культурой, чтобы улучшить свою физическую подготовленность, физические способности и самочувствие. Кроме этого, школьникам было интересно не отставать от сверстников и хорошо выступать на соревнованиях. Желание получить хорошую оценку и снизить вес, отступило далеко на второй план.
Таблица 6. – Мотивы, побуждающие к занятиям физической культурой (итоговый опрос 13.03.2020).
Мотивы, побуждающие к занятиям физической культурой | Контрольная группа (КГ) | Экспериментальная группа (ЭГ) |
Желание получить хорошую оценку | 12,9 | 9,2 |
Желание улучшить здоровье | 12,1 | 13,5 |
Стремление показать свои физические способности | 6,6 | 9 |
Улучшение фигуры | 6,5 | 6,6 |
Улучшить физическую подготовленность | 10,3 | 13,2 |
Снизить вес | 5,8 | 4,3 |
Общение со сверстниками | 4,3 | 6,1 |
Желание хорошо выступать на соревнованиях | 5,3 | 6,9 |
Улучшить самочувствие | 8,3 | 10,2 |
Стремление не отставать от сверстников | 10,6 | 11,9 |
В контрольной группе также отсутствие интереса к занятиям физической культурой и никакой пользы от этого, выше, чем в экспериментальной. У школьников контрольной группы меньше свободного времени, отсутствие спортивного инвентаря и оборудования являются значимой отговоркой (Таблица 7).
Таблица 7. – Мотивы, мешающие занятиям физической культурой и спортом (итоговый опрос 13.03.2020).
Мотивы, мешающие занятиям физической культурой и спортом | КГ | ЭГ |
Отсутствие интереса к физкультуре и спорту | 22,1 | 21,4 |
Не вижу в этом никакой пользы | 7,2 | 6,7 |
Очень мало свободного времени | 15,6 | 11,8 |
Нет способностей и физических данных | 5,7 | 4,3 |
Большая загруженность по учебной программе | 11,2 | 9,5 |
Хочу заниматься, но не могу себя заставить | 12,0 | 10,9 |
Отсутствие спортивного инвентаря и сооружений | 17,2 | 14,3 |
При большом желании, все как-то не до физкультуры, лень | 18,8 | 18,5 |
Таким образом, полученные результаты путем мониторинга физической подготовленности школьников, свидетельствуют о существенных достоверно значимых сдвигах по большинству показателей, между экспериментальной группой и контрольной.
Кроме этого, исследование использование подвижных игр на уроках по физической культуре в экспериментальной группе, в силу их психологических особенностей, всегда вызывает у школьников сильную эмоциональную реакцию. Сильные эмоции по своей природе долго затухают после окончания игры, поэтому использовать эти метод на уроке следует, определив его место, форму и меру.
В результате мониторинга физической подготовленности каждый ученик знает уровень своего физического развития по всем тестам, отслеживает динамику роста или падения результатов, стремится к улучшению своих результатов и выполняет самостоятельные физкультурно-оздоровительные или тренировочные занятия.
2.3 Методические рекомендации по организации мониторинга для формирования интереса школьников к занятиям физической культурой и спортом
Так как к общим задачам физического воспитания детей младшего школьного возраста прежде всего относят укрепление здоровья и развитие у ребенка основных видов двигательной активности, то умение учителем заинтересовать к физкультурно-оздоровительной деятельности должно стоять на первом месте.
Необходимо планировать правильно и последовательно программный материал исходя из дидактических и воспитательных задач, решаемых в течение учебного года, на отдельных уроках. Приступая к планированию учебной работы, учитель должен учитывать: состояние здоровья, возраст, пол, уровень физического развития и саму подготовленность. Для это есть возможность использовать у учебной практики мониторинг контроля. Проводить анализ показателей из четверти в четверть и из года в год.
Кроме этого, своевременно выявить спортивный потенциал, а также высокий уровень физической подготовленности можно с помощью мониторинга физических показателей, а также улучшить в целом работу учителей физической культуры и тренеров-преподавателей спортивных школ. Система прогнозирования путем внедрения всех систем мониторинговых исследований в одно сообщество позволяет оптимизировать весь учебный или учебно-тренировочный процесс. Кроме этого, оптимизация позволяет все эти процессы сделать адресными, конкретными и более эффективными, в следствие чего процесс обучения или тренировки становится целенаправленным и более значимым. В этом мониторинг физкультурно-оздоровительной деятельности играет важную роль и позволяет заинтересовать школьников к занятиям физической культурой и спортом.
Путем внедрения мониторинга в работу преподавателей, учителей, тренеров решаются конкретные задачи и происходит влияние на методы обучения, а также их корректировка. В результате мониторинга школьники и спортсмены знают уровень своей физической подготовленности и уровень физического развития, которые отражаются в различных тестах, исследованиях, экспериментах. Также отслеживается динамика роста и падения физических показателей и показателей здоровья, где есть возможность улучшить результаты, заниматься самостоятельно, вести тренировочный дневник.