Файл: 1 Теоретические основы использования мониторинга в физкультурнооздоровительной деятельности при формировании интереса школьников начальных классов к занятиям по физической культуре.docx
Добавлен: 25.10.2023
Просмотров: 154
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
В ноябре школьники 2-х классов экспериментальной группы начинают заниматься по предложенной методике. На уроках по физической культуре активно применяются различные подвижные игры, как в основной части занятия, так и в качестве разминки (Приложение 2).
Второй этап (январь 2020 года). Проведение второго промежуточного тестирования. Школьники экспериментальной группы продолжают заниматься по предложенной методике с применением подвижных игр на уроках по физической культуре, тогда как контрольная группа занимается по общепринятой школьной программе.
Третий этап (март 2020 года) – конечный этап эксперимента. Проводилось итоговое тестирование, выполнялась статистическая обработка полученных данных педагогического эксперимента, их интерпретация и оформление результатов исследования.
На констатирующем этапе эксперимента были сформированы две группы учащихся 2 – х классов школы №2 с. Маймы: контрольная и экспериментальная, по 25 учащихся в каждой группе (мальчики, девочки).
Анкетирование проводилось с целью выявления мотивов и интересов, побуждающих младших школьников к занятиям физической культурой. Также проводился опрос среди родителей.
Анкеты для учащихся содержали вопросы по перечню типичных мотивов, которые побуждали бы к занятиям физической культурой. Анкеты для родителей включали вопросы, выявляющие их отношения к физической культуре и спорту (Приложение 1).
В результате проведенного анкетирования нами определены основные интересы, побуждающие к занятиям физической культурой.
Тестирование физической подготовленности младших школьников проводилось с целью оценки уровня двигательной подготовленности, сбора статистического материала для решения вопроса о влиянии предложенной методики на динамику уровня физического развития и физической подготовленности.
Для мониторинга физического развития и физической подготовленности нами использовались тесты, широко используемые в теории и практике физической культуры и спорта. Для оценки быстроты движений использовался тест в беге с максимальной скоростью на дистанции 30 метров с высокого старта. Уровень развития координационных способностей и скоростной выносливости оценивали при помощи «Челночного» бега 3х10 метров. Прыжок в длину с места - для характеристики скоростно - силовых качеств; мышечная сила оценивалась по количеству подтягивание на перекладине и с положения виса на прямых руках хватом сверху на ширине плеч, не касаясь ногами пола. А у девочек - поднимание туловища, лежа на спине за 10 секунд; прыжки через скакалку за 15 секунд - для характеристики координации движений, умений и навыков в прыжковых упражнениях. Общая выносливость (аэробная) определялась побегу на 800 метров. Показатели гибкости позвоночного столба определялись выполнением наклоны в перед в положении сидя.
Все тестовые задания выполнялись установленное количество раз, в зависимости от характера тестового задания выводилось среднее арифметическое значение по формуле:
; где
- знак суммирования;
V – полученные в исследовании значения (варианты);
n – общее число вариант.
2.2 Практическое использование мониторинга для определения уровня физической подготовленности школьников начальных классов
В результате проведенного, на первом этапе, анкетирования, нами были определены интересы, побуждающие к занятиям физической культурой (таблица 1). С общими результатами анкетирования были ознакомлены, как школьники, так и их родители.
Таблица 1. –Интересы, побуждающие к занятиям физической культурой
Интересы, побуждающие к занятиям физической культурой | Контрольная группа (КГ) | Экспериментальная группа (ЭГ) |
Желание получить хорошую оценку | 13,9 | 13,2 |
Желание улучшить здоровье | 12,1 | 11,8 |
Стремление показать свои физические способности | 6,5 | 7 |
Улучшение фигуры | 6,6 | 6,4 |
Улучшить физическую подготовленность | 9,9 | 11,2 |
Снизить вес | 6,4 | 4,5 |
Общение со сверстниками | 4,3 | 5,1 |
Желание хорошо выступать на соревнованиях | 5,3 | 4,9 |
Улучшить самочувствие | 8,8 | 9,2 |
Стремление не отставать от сверстников | 10,6 | 11,8 |
Из таблицы 1 видно, что среди интересов первую позицию занимает мотив желания получить хорошую оценку. На втором месте в иерархии интересов - желание не отставать от друзей. Мотивы занятий физической культурой в основном связаны с процессом деятельности, в получении впечатлений от соперничества (чувство азарта, радость победы).
Также путем анкетирования были определены мотивы, мешающие занятиям физической культурой и спортом (таблица 2).
Таблица 2. – Мотивы, мешающие занятиям физической культурой и спортом
Мотивы, мешающие занятиям физической культурой и спортом | КГ | ЭГ |
Отсутствие интереса к физкультуре и спорту | 22,1 | 21,4 |
Не вижу в этом никакой пользы | 7,2 | 6,7 |
Очень мало свободного времени | 15,6 | 11,8 |
Нет способностей и физических данных | 5,7 | 4,3 |
Большая загруженность по учебной программе | 11,2 | 9,5 |
Хочу заниматься, но не могу себя заставить | 12,0 | 13,9 |
Отсутствие спортивного инвентаря и сооружений | 17,2 | 14,3 |
При большом желании, все как-то не до физкультуры, лень | 18,8 | 18,5 |
В контрольной группе наибольшее количество респондентов выделяют следующие мотивы: «Отсутствие интереса к занятиям физической культуре и спорту» - 22,1%, «Лень» - 18,8%, «Отсутствие спортивного инвентаря и сооружений» - 17,2%, когда как в экспериментальной группе эти же показатели ниже. «Отсутствие интереса к занятиям физической культуре и спорту» - 21,4%, «При большом желании, все как-то не до физкультуры, лень» - 18,5% и «Отсутствие спортивного инвентаря и сооружений» - 14,3%.
Также нами была проведена беседа-опрос среди родителей учащихся обеих групп в целях выявления интереса и отношения к занятиям физической культурой и спортом (Приложение 2). В анкетировании приняло участие 50 родителей. В результате получены следующие данные: 22% регулярно занимаются утренней зарядкой, 14 % занимаются совместно с детьми шахматами и шашками, у 58% семей имеется дома определенный спортивный инвентарь, 12% родителей предпочитают заниматься лыжными гонками, 57% - спортивными играми, 93% предпочитают ходить в турпоходы и экскурсии.
Кроме этого, в беседе со школьниками, на вопрос «Чего Вы хотите достичь на занятиях по физической культуре?» в экспериментальной группе ответили «Хотят быть здоровыми», тогда как в контрольной группе ответили, что «Хотят достичь физического совершенства». Это также послужило узнать отношение обучающихся, к физическому воспитанию в школе, и более четко, путем мониторинга физкультурно-оздоровительной деятельности, определить методы и мотивы для формирования интереса к практическим занятиям по физической культуре.
После определения мотивов заниматься или не заниматься физкультурой и спортом, у школьников обеих групп был определен исходный уровень физической подготовленности (Таблица 3), для того чтобы в дальнейшем предложить средства и методы для повышения интереса к занятиям физической культуры.
Таблица 3. – Исходные данные уровня физической подготовленности учащихся 2-х классов (11-12 октября 2019 г.)
Физические способности | Контрольные упражнения | КГ | ЭГ |
Быстрота | Бег 30 м (сек) | 6,9 | 7,1 |
Координационная способность | «Челночный бег» 3*10 м (сек) | 11,5 | 11,6 |
Прыжки через скакалку 15 сек (кол-во раз) | 10,2 | 10 | |
Общая выносливость | Бег 800 м (сек) | 6,03 | 5,93 |
Скоростно-силовые возможности | Прыжок в длину с места (м) | 121 | 114 |
Мышечная сила | Подтягивание на перекладине (кол-во раз) | 2,7 | 2,5 |
Поднимание туловища из положения лежа (кол-во раз) | 3 | 2,9 |
Как видно из таблицы 3, в уровне физической подготовленности обеих групп не видно существенной разницы.
На втором, формирующем этапе исследования, в программу по физической культуре в экспериментальной группе, на практических занятиях были включены подвижные игры, когда как контрольная группа занималась по общепринятой программе.
Для формирования положительных мотиваций у учащихся к занятиям физической культурой и повышения уровня физической подготовленности, нами проводились подвижные игры на уроках по физкультуре, а также подвижные игры соревновательного характера во время дополнительного занятия по общефизической подготовке во внеурочное время.
Кроме этого, школьники экспериментальной группы активно принимали участие в спортивно-массовых мероприятиях школы, района и республики, таких как:
«День спорта и здоровья»