Файл: 1 Теоретические основы использования мониторинга в физкультурнооздоровительной деятельности при формировании интереса школьников начальных классов к занятиям по физической культуре.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 137

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


В ноябре школьники 2-х классов экспериментальной группы начинают заниматься по предложенной методике. На уроках по физической культуре активно применяются различные подвижные игры, как в основной части занятия, так и в качестве разминки (Приложение 2).

Второй этап (январь 2020 года). Проведение второго промежуточного тестирования. Школьники экспериментальной группы продолжают заниматься по предложенной методике с применением подвижных игр на уроках по физической культуре, тогда как контрольная группа занимается по общепринятой школьной программе.

Третий этап (март 2020 года) – конечный этап эксперимента. Проводилось итоговое тестирование, выполнялась статистическая обработка полученных данных педагогического эксперимента, их интерпретация и оформление результатов исследования.

На констатирующем этапе эксперимента были сформированы две группы учащихся 2 – х классов школы №2 с. Маймы: контрольная и экспериментальная, по 25 учащихся в каждой группе (мальчики, девочки).

Анкетирование проводилось с целью выявления мотивов и интересов, побуждающих младших школьников к занятиям физической культурой. Также проводился опрос среди родителей.

Анкеты для учащихся содержали вопросы по перечню типичных мотивов, которые побуждали бы к занятиям физической культурой. Анкеты для родителей включали вопросы, выявляющие их отношения к физической культуре и спорту (Приложение 1).

В результате проведенного анкетирования нами определены основные интересы, побуждающие к занятиям физической культурой.

Тестирование физической подготовленности младших школьников проводилось с целью оценки уровня двигательной подготовленности, сбора статистического материала для решения вопроса о влиянии предложенной методики на динамику уровня физического развития и физической подготовленности.

Для мониторинга физического развития и физической подготовленности нами использовались тесты, широко используемые в теории и практике физической культуры и спорта. Для оценки быстроты движений использовался тест в беге с максимальной скоростью на дистанции 30 метров с высокого старта. Уровень развития координационных способностей и скоростной выносливости оценивали при помощи «Челночного» бега 3х10 метров. Прыжок в длину с места - для характеристики скоростно - силовых качеств; мышечная сила оценивалась по количеству подтягивание на перекладине и с положения виса на прямых руках хватом сверху на ширине плеч, не касаясь ногами пола. А у девочек - поднимание туловища, лежа на спине за 10 секунд; прыжки через скакалку за 15 секунд - для характеристики координации движений, умений и навыков в прыжковых упражнениях. Общая выносливость (аэробная) определялась побегу на 800 метров. Показатели гибкости позвоночного столба определялись выполнением наклоны в перед в положении сидя.


Все тестовые задания выполнялись установленное количество раз, в зависимости от характера тестового задания выводилось среднее арифметическое значение по формуле:

; где

- знак суммирования;

V – полученные в исследовании значения (варианты);

n – общее число вариант.


2.2 Практическое использование мониторинга для определения уровня физической подготовленности школьников начальных классов
В результате проведенного, на первом этапе, анкетирования, нами были определены интересы, побуждающие к занятиям физической культурой (таблица 1). С общими результатами анкетирования были ознакомлены, как школьники, так и их родители.

Таблица 1. –Интересы, побуждающие к занятиям физической культурой

Интересы, побуждающие к занятиям физической культурой

Контрольная группа (КГ)

Экспериментальная группа (ЭГ)

Желание получить хорошую оценку

13,9

13,2

Желание улучшить здоровье

12,1

11,8

Стремление показать свои физические способности

6,5

7

Улучшение фигуры

6,6

6,4

Улучшить физическую подготовленность

9,9

11,2

Снизить вес

6,4

4,5

Общение со сверстниками

4,3

5,1

Желание хорошо выступать на соревнованиях

5,3

4,9

Улучшить самочувствие

8,8

9,2

Стремление не отставать от сверстников

10,6

11,8

Из таблицы 1 видно, что среди интересов первую позицию занимает мотив желания получить хорошую оценку. На втором месте в иерархии интересов - желание не отставать от друзей. Мотивы занятий физической культурой в основном связаны с процессом деятельности, в получении впечатлений от соперничества (чувство азарта, радость победы).

Также путем анкетирования были определены мотивы, мешающие занятиям физической культурой и спортом (таблица 2).


Таблица 2. – Мотивы, мешающие занятиям физической культурой и спортом

Мотивы, мешающие занятиям физической культурой и спортом

КГ

ЭГ

Отсутствие интереса к физкультуре и спорту

22,1

21,4

Не вижу в этом никакой пользы

7,2

6,7

Очень мало свободного времени

15,6

11,8

Нет способностей и физических данных

5,7

4,3

Большая загруженность по учебной программе

11,2

9,5

Хочу заниматься, но не могу себя заставить

12,0

13,9

Отсутствие спортивного инвентаря и сооружений

17,2

14,3

При большом желании, все как-то не до физкультуры, лень

18,8

18,5

В контрольной группе наибольшее количество респондентов выделяют следующие мотивы: «Отсутствие интереса к занятиям физической культуре и спорту» - 22,1%, «Лень» - 18,8%, «Отсутствие спортивного инвентаря и сооружений» - 17,2%, когда как в экспериментальной группе эти же показатели ниже. «Отсутствие интереса к занятиям физической культуре и спорту» - 21,4%, «При большом желании, все как-то не до физкультуры, лень» - 18,5% и «Отсутствие спортивного инвентаря и сооружений» - 14,3%.

Также нами была проведена беседа-опрос среди родителей учащихся обеих групп в целях выявления интереса и отношения к занятиям физической культурой и спортом (Приложение 2). В анкетировании приняло участие 50 родителей. В результате получены следующие данные: 22% регулярно занимаются утренней зарядкой, 14 % занимаются совместно с детьми шахматами и шашками, у 58% семей имеется дома определенный спортивный инвентарь, 12% родителей предпочитают заниматься лыжными гонками, 57% - спортивными играми, 93% предпочитают ходить в турпоходы и экскурсии.

Кроме этого, в беседе со школьниками, на вопрос «Чего Вы хотите достичь на занятиях по физической культуре?» в экспериментальной группе ответили «Хотят быть здоровыми», тогда как в контрольной группе ответили, что «Хотят достичь физического совершенства». Это также послужило узнать отношение обучающихся, к физическому воспитанию в школе, и более четко, путем мониторинга физкультурно-оздоровительной деятельности, определить методы и мотивы для формирования интереса к практическим занятиям по физической культуре.


После определения мотивов заниматься или не заниматься физкультурой и спортом, у школьников обеих групп был определен исходный уровень физической подготовленности (Таблица 3), для того чтобы в дальнейшем предложить средства и методы для повышения интереса к занятиям физической культуры.

Таблица 3. – Исходные данные уровня физической подготовленности учащихся 2-х классов (11-12 октября 2019 г.)

Физические способности

Контрольные упражнения

КГ

ЭГ

Быстрота

Бег 30 м (сек)

6,9

7,1

Координационная способность


«Челночный бег» 3*10 м (сек)

11,5

11,6

Прыжки через скакалку 15 сек (кол-во раз)

10,2

10

Общая выносливость

Бег 800 м (сек)

6,03

5,93

Скоростно-силовые возможности

Прыжок в длину с места (м)

121

114

Мышечная сила

Подтягивание на перекладине (кол-во раз)

2,7

2,5

Поднимание туловища из положения лежа (кол-во раз)

3

2,9

Как видно из таблицы 3, в уровне физической подготовленности обеих групп не видно существенной разницы.

На втором, формирующем этапе исследования, в программу по физической культуре в экспериментальной группе, на практических занятиях были включены подвижные игры, когда как контрольная группа занималась по общепринятой программе.

Для формирования положительных мотиваций у учащихся к занятиям физической культурой и повышения уровня физической подготовленности, нами проводились подвижные игры на уроках по физкультуре, а также подвижные игры соревновательного характера во время дополнительного занятия по общефизической подготовке во внеурочное время.

Кроме этого, школьники экспериментальной группы активно принимали участие в спортивно-массовых мероприятиях школы, района и республики, таких как:

«День спорта и здоровья»