Файл: Методические рекомендации по проведению мониторингового психодиагностического обследования в системе мчс россии.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Методичка

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 950

Скачиваний: 10

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


34 – 100%

х - 3% х = 1,02 (округляем до 1),
соответственно, при изучении 34 показателей в I группу будет входить 1 показатель с уровнем выраженности «выше среднего» (по личностному блоку), либо по когнитивной сфере уровень выраженности «ниже среднего»; и не входят показатели с уровнем выраженности «высокий» (по личностному блоку), а по когнитивной сфере уровень выраженности «низкий»;
II группа – включает наличие от 2 до 9 показателей с уровнем выраженности «выше среднего», что соответствует от 5 до 23% от всего количества показателей с результатами по методикам психофизиологического блока (при 40 общих показателях), а также включает от 1 до 6 показателей с уровнем выраженности «высокий», что соответствует от 3 до 15% от всего количества показателей с результатами по методикам психофизиологического блока (при 40 общих показателях), соответственно,

34 – 100%

х - 5% х = 1,7 (округляем до 2);
34 – 100%

х - 23% х = 7,82 (округляем до 8),

что соответствует тому, что, при изучении 34 показателей, во II группу будет входить от 2 до 8 показателей с уровнем выраженности «выше среднего» (по личностному блоку), а по когнитивной сфере уровень выраженности «ниже среднего»;

34 – 100%

х - 3% х = 1,02 (округляем до 1);
34 – 100%

х - 15% х = 5,1 (округляем до 5),

что соответствует тому, что, при изучении 34 показателей, во II группу будет входить от 1 до 5 показателей с уровнем выраженности «высокий» (по личностному блоку), а по когнитивной сфере уровень выраженности «низкий»;

Соответственно, при изучении общего количества показателей, равных 34, во II группу будут входить:

либо только от 2 до 8 показателей с уровнем выраженности «выше среднего» (по личностному блоку), а по когнитивной сфере уровень выраженности «ниже среднего»;

либо только от 1 до 5 показателей с уровнем выраженности «высокий» (по личностному блоку), а по когнитивной сфере – «низкий»;

либо наличие в общей сумме от 2 до 8 показателей с уровнем выраженности «выше среднего» (по личностному блоку) / «ниже среднего» (по когнитивной сфере) и показателей с уровнем выраженности «высокий» (по личностному блоку) / «низкий уровень» (по когнитивной сфере).
III группа - включает наличие от 10 и выше показателей с уровнем выраженности «выше среднего», что соответствует от 25% и выше от всего количества показателей с результатами по методикам психофизиологического блока (при 40 общих показателях), а также включает от 7 и выше показателей с уровнем выраженности «высокий», что соответствует от 18% и выше от всего количества показателей с результатами по методикам психофизиологического блока (при 40 общих показателях), соответственно,


34 – 100%

х - 25% х = 8,5 (округляем до 9),

что соответствует тому, что при изучении 34 показателей, в III группу будет входить от 9 и выше показателей с уровнем выраженности «выше среднего» (по личностному блоку), а по когнитивной сфере уровень выраженности «ниже среднего»;

34 – 100%

х - 18% х = 6,12 (округляем до 6),

что соответствует тому, что при изучении 34 показателей, в III группу будет входить от 6 и выше показателей с уровнем выраженности «высокий» (по личностному блоку) / «низкий уровень» (по когнитивной сфере).

Соответственно, при изучении общего количества показателей, равных 34, в III группу будут входить:

либо только от 9 и выше показателей с уровнем выраженности «выше среднего» (по личностному блоку), а по когнитивной сфере уровень выраженности «ниже среднего»;

либо только от 6 и выше показателей с уровнем выраженности «высокий» (по личностному блоку), а по когнитивной сфере уровень выраженности «низкий»;

либо наличие в общей сумме от 9 и выше показателей с уровнем выраженности «выше среднего» (по личностному блоку) / «ниже среднего» - по когнитивной сфере и показателей с уровнем выраженности «высокий» (по личностному блоку) / «низкий уровень» (по когнитивной сфере).
Таким образом, резюмируя все вышеизложенное, можно подсчитать количество и уровень выраженности показателей, входящих в ту или иную группу по результатам мониторингового психодиагностического обследования в системе МЧС России в случае изменения количества всех изучаемых показателей.

Заключение

Негативные состояния специалистов МЧС России - это состояния, возникающие при воздействии эмоционально окрашенных проявлений, связанных с выполняемой профессиональной деятельностью. Они могут возникать в результате действия факторов стресса как объективных, связанных с условиями и содержанием работы, так и субъективных, связанных с индивидуально-психологическими особенностями личности. Так как существует прямая зависимость между состоянием стресса и такими проявлениями как межличностная агрессия, враждебное поведение, невротические, психосоматические расстройства и т.д., то это приводит к неудовлетворительному исполнению служебных обязанностей, ухудшению качества выполняемой работы, низкой самооценке, неспособности сосредоточиться на работе и т.д. Низкая эмоциональная устойчивость, низкие функциональные резервы, выраженность нежелательных эмоциональных состояний приводит к возникновению

профессионально обусловленных заболеваний и травм, снижает надежность и эффективность деятельности. Вследствие этого, одной из основных задач специалистов психологической службы МЧС России является динамическое наблюдение и контроль за состоянием профессиональных контингентов МЧС России, включая обеспечение надежности их деятельности. Данную задачу и выполняет мониторинговое психодиагностическое обследование профессиональных контингентов МЧС России и, в случае выявления изменений (нарушений), специалист-психолог обеспечивает мероприятия, направленные на укрепление и сохранение профессионального здоровья и долголетия личного состава, поддержание высокой работоспособности, повышение уровня функциональных возможностей и резервов организма, улучшение адаптации. Необходимость проведения мониторинга обоснована возможностью получения объективной информации, позволяющей отслеживать особенности трансформации личности сотрудника МЧС России, специфику и изменение отдельных параметров в процессе выполнения своих профессиональных обязанностей. Использование мониторинга позволяет выявить дополнительные резервы повышения эффективности деятельности, поскольку информация, которая поступает при его проведении, с одной стороны, обеспечивает реальные возможности для индивидуализации, а с другой – дает возможность точно определить время, характер и дозировку корригирующих воздействий. Это, в свою очередь, оптимизирует эффективность определенного вида деятельности и способствует экономному расходованию психофизиологических ресурсов, сохранению психического и физического здоровья. Мониторинг функционального состояния можно считать одним из ключевых подходов психологического обеспечения деятельности, так как действительное состояние является одним из важнейших факторов, лимитирующих ее успешность. Таким образом, выявление факторов, свидетельствующих о выраженной эмоциональной напряженности, состоянии стресса или фрустрированности, депрессивных состояниях, суицидальных тенденциях способствует своевременному проведению психопрофилактических и психокоррекционных мероприятий, направленных на устранение (предотвращение) отрицательных последствий неблагоприятных состояний.



Список литературы

1. Аболин А.М. Психологические механизмы эмоциональной устойчивости человека. – Казань,1987.

2. Айдаралиев А.А., Максимов А.А.. Адаптация человека в экстремальных условиях. – М., 1991.

3. Айсмонтас Б.Б. Общая психология. – М.: ВЛАДОС – ПРЕСС, 2003. – 288 с.

4. Александер Ф. Психосоматическая медицина. Принципы и практическое применение. – М.: Эксмо, 2002.

5. Александровский Ю.А., Лобастов О.С., Спивак Л.И., Щукин Б.П. Психогении в экстремальных условиях. – М.: Медицина, 1991.

6. Алехина С.В., Битянова М.Р. Мониторинг как вид профессиональной деятельности педагога-психолога // Вестник практической психологии образования. 2009. №4. С.66-73.

7. Березин Ф.Б. Психическая и психофизиологическая адаптация человека. – Л.: Наука, 1988. – 295 с.

8. Бойко В.В. Энергия эмоций / В.В. Бойко. – СПб.: Питер, 2004. – 474 с.

9. Вейн Л.М. Предисловие к сборнику научных трудов, посвященных эмоциональному стрессу // Роль эмоционального стресса в генезе нервно-психических заболеваний – М., 1997.

10. Вид В.Д., Лозинская Б.И. Синдром перегорания в психиатрии и его зависимость от терапевтической идеологии // Рос. психиатр. журнал. 1998. №1. С.19-21.

11. Водопьянова Н.Е. Синдром «психологического сдавливания» в коммуникативных профессиях // психология здоровья / под ред. Г.С. Никифорова. – СПб., 2000.

12. Водопьянова Н.Е. Синдром выгорания: диагностика и профилактика / Н.Е. Водопьянова, Е.С. Старченкова. – М. [и др.]: Питер, 2005. - 336 с.

13. Глуханюк Н.С. психологический мониторинг профессионального становления специалиста // Квалиметрия человека и образования: методология и практика: VII симп.: М., 1998. С. 167-168.

14. Данилова Н.Н. Психофизиологическая диагностика функциональных состояний: Учеб. пособие. М.: Изд-во МГУ, 1992. – 192 с.

15. Ересько Д.Б., Исурина Г.С., Кайдановская Е.В. и др. Алекситимия и методы ее определения при пограничных психосоматических расстройствах: Метод. пособие. – СПб.: ГУ НИПНИ им. В.М. Бехтерева, 2005

16. Зеер Э.Ф. Психология профессиональных деструкций: учеб.пособие / Э.Ф. Зеер, Э.Э. Сыманюк. – М.: Академ. проспект; Екатеринбург: деловая книга, 2005. – 240 с.

17. Ильин Е.П. Психофизиология состояний человека. – СПб.: Питер, 2005. – 412 с.

18. Китаев-Смык Л.А. Психология стресса. – М., 1983. – 368 с.

19. Краткий психологический словарь / под ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. – Ростов н/Дону: Феникс, 1999. – 512 с.