Файл: Методические рекомендации по проведению мониторингового психодиагностического обследования в системе мчс россии.doc
Добавлен: 25.10.2023
Просмотров: 1195
Скачиваний: 15
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
- уровень безошибочности: «3» *, «2», «1» **
- уровень сенсомоторных реакций (соответствует уровню работоспособности в условиях повышенной концентрации внимания): «3» *, «2», «1» **
Вышеперечисленные результаты по психофизиологическому блоку и показателям по психодиагностическим методикам могут встречаться как изолированно друг от друга, так и в сочетании друг с другом.
* В случае уровня выраженности «3» по психофизиологическому блоку (ВКМ, СЗМР) необходимо рассматривать данный показатель в сочетании с показателями по психодиагностическим методикам. В случае отсутствия необходимого количества показателей и их уровня выраженности по психодиагностическим методикам – см. I группу.
Остальные показатели по психофизиологическому блоку можно рассматривать изолированно.
** В случае уровня выраженности «2», «1» , «0» по методике ВКМ, уровня выраженности «2», «1» по методике СЗМР необходимо уточнить у обследуемого про возможность влияния на показатели какого-либо внешнего фактора: бессонная ночь; обследование проводилось после смены; усталость; отвлекаемость во время обследования; слабая концентрация внимания (как во время обследования, так и вне его); монотония; какие-либо нарушения со стороны сердечно-сосудистой системы (в случае истинных заболеваний и информированности о них); движения, покашливания или какие-либо иные физиологические проявления во время съема показателей по ВКМ и т.д. Если причиной негативных результатов оказались внешние факторы, то необходимо предложить обследуемому переделать (по возможности) данные психофизиологическую методику (методики) через некоторое время (например, через 30-40 минут).
Улучшение показателей может свидетельствовать о сохранности адаптационных возможностей организма; о том, что ошибки невнимания являются единичными. В этом случае возможно выставление итоговой группы по вышеуказанной схеме.
В случае если показатели оказываются на прежнем уровне или ухудшаются (при полном и четком выполнении инструкции к методике (-ам), то это может свидетельствовать о нарушении адаптационных механизмов организма; рассеяности внимания. При этом итоговая группа выставляется по указанной схеме и в рекомендациях указывается, что «требуется углубленное психофизиологическое обследование в рамках психопрофилактических мероприятий».
III группа (психологическая коррекция)
Либо только наличие 10 и выше показателей с уровнем выраженности «выше среднего» (складывающийся симптом/фаза, пограничное состояние) - по личностному блоку, а по когнитивной сфере уровень «ниже среднего»;
Либо только наличие 7 и выше показателей с уровнем выраженности «высокий» (сложившийся симптом/фаза, выявленные расстройства) – по личностному блоку, а по когнитивной сфере «низкий уровень»;
Либо наличие в общей сумме от 10 и выше показателей с уровнем выраженности «выше среднего» (складывающийся симптом/фаза, пограничное состояние), «ниже среднего» - по когнитивной сфере и показателей с уровнем выраженности «высокий» (сложившийся симптом/фаза, выявленные расстройства) – по личностному блоку, «низкий уровень» - по когнитивной сфере.
ВКМ *: уровень функционального состояния «3», «2», «1», «0».
СЗМР *:
- уровень быстродействия:«3», «2», «1»;
- уровень безошибочности: «3», «2», «1»;
- уровень сенсомоторных реакций (соответствует уровню работоспособности в условиях повышенной концентрации внимания): «3», «2», «1».
* Результаты, полученные по психофизиологическому блоку, необходимо рассматривать только в сочетании с результатами по психодиагностическим методикам.
В случае использования в мониторинговом психодиагностическом обследовании в системе МЧС России методики К. Маслач, С. Джексон «Диагностика профессионального выгорания» выставление итоговой группы, определяющей необходимость психопрофилактических и психокоррекционных мероприятий с профессиональными контингентами МЧС России будет следующим:
I группа (состояние, не требующее коррекции)
Наличие только 1 показателя с уровнем выраженности «выше среднего» (складывающийся симптом/фаза, пограничное состояние) - по личностному блоку, либо уровень «ниже среднего» - по когнитивной сфере.
Отсутствуют показатели с высоким уровнем выраженности по личностному блоку (низким уровнем выраженности – по когнитивной сфере).
ВКМ: уровень функционального состояния «3», «4», «5».
СЗМР:
- уровень быстродействия: «3», «4», «5»;
- уровень безошибочности «3», «4», «5»;
- уровень сенсомоторных реакций (соответствует уровню работоспособности в условиях повышенной концентрации внимания): «3», «4», «5».
Вышеперечисленные результаты по психофизиологическому блоку и показателям по психодиагностическим методикам могут встречаться как изолированно друг от друга, так и в сочетании друг с другом.
II группа (психологическая профилактика)
Либо только наличие от 2 до 7 показателей с уровнем выраженности «выше среднего» (складывающийся симптом/фаза, пограничное состояние) - по личностному блоку, а по когнитивной сфере уровень выраженности «ниже среднего»;
Либо только наличие от 1 до 4 показателей с уровнем выраженности «высокий» (сложившийся симптом/фаза, выявленные расстройства) – по личностному блоку, а по когнитивной сфере «низкий уровень»;
Либо наличие в общей сумме от 2 до 7 показателей с уровнем выраженности «выше среднего» (складывающийся симптом/фаза, пограничное состояние) – по личностному блоку, «ниже среднего» - по когнитивной сфере и показателей с уровнем выраженности «высокий» (сложившийся симптом/фаза, выявленные расстройства) – по личностному блоку, «низкий уровень» - по когнитивной сфере.
ВКМ: уровень функционального состояния «3» *, «2», «1», «0» **
СЗМР:
- уровень быстродействия: «3» *, «2», «1» **
- уровень безошибочности: «3» *, «2», «1» **
- уровень сенсомоторных реакций (соответствует уровню работоспособности в условиях повышенной концентрации внимания): «3» *, «2», «1» **
Вышеперечисленные результаты по психофизиологическому блоку и показателям по психодиагностическим методикам могут встречаться как изолированно друг от друга, так и в сочетании друг с другом.
* В случае уровня выраженности «3» по психофизиологическому блоку (ВКМ, СЗМР) необходимо рассматривать данный показатель в сочетании с показателями по психодиагностическим методикам. В случае отсутствия необходимого количества показателей и их уровня выраженности по психодиагностическим методикам – см. I группу.
Остальные показатели по психофизиологическому блоку можно рассматривать изолированно.
** В случае уровня выраженности «2», «1» , «0» по методике ВКМ, уровня выраженности «2», «1» по методике СЗМР необходимо уточнить у обследуемого про возможность влияния на показатели какого-либо внешнего фактора: бессонная ночь; обследование проводилось после смены; усталость; отвлекаемость во время обследования; слабая концентрация внимания (как во время обследования, так и вне его); монотония; какие-либо нарушения со стороны сердечно-сосудистой системы (в случае истинных заболеваний и информированности о них); движения, покашливания или какие-либо иные физиологические проявления во время съема показателей по ВКМ и т.д. Если причиной негативных результатов оказались внешние факторы, то необходимо предложить обследуемому переделать (по возможности) данные психофизиологическую методику (методики) через некоторое время (например, через 30-40 минут).
Улучшение показателей может свидетельствовать о сохранности адаптационных возможностей организма; о том, что ошибки невнимания являются единичными. В этом случае возможно выставление итоговой группы по вышеуказанной схеме.
В случае если показатели оказываются на прежнем уровне или ухудшаются (при полном и четком выполнении инструкции к методике (-ам), то это может свидетельствовать о нарушении адаптационных механизмов организма; рассеяности внимания. При этом итоговая группа выставляется по указанной схеме и в рекомендациях указывается, что «требуется углубленное психофизиологическое обследование в рамках психопрофилактических мероприятий».
III группа (психологическая коррекция)
Либо только наличие 8 и выше показателей с уровнем выраженности «выше среднего» (складывающийся симптом/фаза, пограничное состояние) - по личностному блоку, а по когнитивной сфере уровень «ниже среднего»;
Либо только наличие 5 и выше показателей с уровнем выраженности «высокий» (сложившийся симптом/фаза, выявленные расстройства) – по личностному блоку, а по когнитивной сфере «низкий уровень»;
Либо наличие в общей сумме от 8 и выше показателей с уровнем выраженности «выше среднего» (складывающийся симптом/фаза, пограничное состояние), «ниже среднего» - по когнитивной сфере и показателей с уровнем выраженности «высокий» (сложившийся симптом/фаза, выявленные расстройства) – по личностному блоку, «низкий уровень» - по когнитивной сфере.
ВКМ *: уровень функционального состояния «3», «2», «1», «0».
СЗМР *:
- уровень быстродействия:«3», «2», «1»;
- уровень безошибочности: «3», «2», «1»;
- уровень сенсомоторных реакций (соответствует уровню работоспособности в условиях повышенной концентрации внимания): «3», «2», «1».
* Результаты, полученные по психофизиологическому блоку, необходимо рассматривать только в сочетании с результатами по психодиагностическим методикам.
ВАЖНО: Результаты по психофизиологическому блоку в рамках мониторингового психодиагностического обследования в системе МЧС России не являются компенсацией результатов по психодиагностическому обследованию, данные результаты лишь дополняют (а не опровергают) психодиагностическое обследование.
Примеры выставления итоговой группы по результатам мониторингового психодиагностического обследования в системе МЧС России представлены в Приложении 1.
Беседа по результатам мониторингового психодиагностического обследования в системе МЧС России является обязательным элементом, но при этом она не является тем звеном, с помощью которого возможно изменение группы в лучшую сторону. Беседа подтверждает те результаты, что получили в процессе психодиагностического и психофизиологического обследования. Однако при этом, по ее результатам (включая и внешние проявления), возможно снижение группы.