Файл: Методические рекомендации по проведению мониторингового психодиагностического обследования в системе мчс россии.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Методичка

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 941

Скачиваний: 10

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Профессиональные деструкции в самом общем случае – это нарушение уже усвоенных способов деятельности, разрушение сформированных профессиональных качеств, появление стереотипов профессионального поведения и психологических барьеров при освоении новых профессиональных технологий, новой профессии или специальности. Профессиональные деструкции негативно сказываются на продуктивности труда и взаимодействии с другими участниками этого процесса.

Деструкции распространяются на все стороны физической и психической организации человека, которые изменяются под влиянием профессии и может привести к затруднениям в повседневной жизни и снижению эффективности труда.

Механизм возникновения профессиональной деструкции имеет довольно сложную динамику. Первоначально неблагоприятные условия труда вызывают негативные изменения в профессиональной деятельности и в поведении. Затем, по мере повторения трудных ситуаций, эти отрицательные изменения могут накапливаться и в личности, приводя к ее перестройке, что далее проявляется в повседневном поведении и общении. Установлено также, что сначала возникают временные негативные психические состояния и установки, затем начинают исчезать положительные качества. Позднее на месте положительных свойств возникают негативные психические качества, изменяющие личностный профиль работника (Маркова А.К., 1996).

При неблагоприятном развитии профессиональных деструкций специалист может уйти из профессии, перестав видеть смысл в профессиональной деятельности или вследствие заболеваний, делающих невозможным дальнейшее осуществление профессиональной деятельности [30].

В связи с тем, что деятельность специалистов МЧС России относится к категории стрессогенных, то это может приводить к кризисам. На формирование и проявления кризиса существенное влияние оказывает пол, возраст, уровень образования, семейное положение, стаж работы, личностные особенности – это так называемые индивидуальные факторы. Кроме них существуют и так называемые организационные факторы, к которым принято относить условия работы, рабочие перегрузки, дефицит времени, продолжительность рабочего дня, содержание труда, участие в принятии решений, общение с коллегами. Накопленный эффект воздействия стрессоров профессиональной среды может приводить к возникновению негативных проявлений. К таким проявлениям относятся, прежде всего, редуцирование самооценки профессиональной успешности
, развитие циничных установок по отношению к партнерам по взаимодействию (коллегам, пострадавшим) и выполняемой деятельности, что обозначается как «выгорание». Несмотря на общность механизмов возникновения и сходную картину протекания, существуют определенные различия между стрессом и выгоранием, которые проявляются, прежде всего, в длительности этого процесса. Выгорание является длительным процессом исчерпывания ресурсов индивидуума без возможности их адекватного восстановления. Другое существенное отличие между выгоранием и стрессом кроется в специфике их влияния на деятельность субъекта. Если стресс как адаптационный синдром может мобилизовать все стороны психики человека и улучшать показатели эффективности профессиональной деятельности, то выгорание, развиваясь, приводит только к снижению самооценки в профессии, а в дальнейшем и к ухудшению ее показателей. Степень распространенности выгорания – еще одно отличие от стресса. Возникновению стресса, кроме профессиональных затруднений, способствуют различные социальные ситуации: семейные проблемы, безработица, болезнь и т.п., а выгорание - сугубо профессиональный синдром, отличительными особенностями которого являются его дезадаптационный характер и исключительно профессиональная направленность.

Таким образом, профессиональное выгорание – совокупность негативных переживаний, связанных с работой, коллективом и всей организацией в целом. Нередко проявляется у специалистов, вынужденных во время выполнения своих обязанностей тесно общаться с людьми (Н.Е. Водопьянова, Е.С. Старченкова, 2013).

Данный синдром развивается как следствие дезадаптации к эмоционально напряженным и когнитивно сложным ситуациям. Выгорание понимается как профессиональный кризис, связанный с работой в целом, а не только с межличностными взаимоотношениями.

Отечественный исследователь В.В. Бойко рассматривает профессиональное выгорание прежде всего в контексте эмоциональной динамики и обозначает его как «эмоциональное выгорание», под которым понимается выработанный личностью механизм психологической защиты в форме полного или частичного исключения эмоций в ответ на определенные психотравмирующие воздействия [8]. При этом происходит накопление отрицательных эмоций без разрядки или освобождения от них, что приводит к истощению эмоционально-энергетических и личностных ресурсов человека. В связи с этим выгорание представляется приобретенным стереотипом поведения, позволяющим человеку дозировать и экономно расходовать энергетические ресурсы, при этом В.В. Бойко считает начальный этап выгорания конструктивным механизмом, а дисфункциональными рассматривает его последствия, негативно сказывающимися на исполнении профессиональных обязанностей.



Обобщая результаты эмпирических исследований разных авторов можно выделить три группы факторов риска выгорания: личностные, ситуативные и профессиональные требования (табл.1) [12].
Таблица 1

Факторы риска выгорания



Личностные

факторы

Ситуативные

требования

Профессиональные

требования

Переживание несправедливости

Социальное сравнение и оценки других

Когнитивно сложные коммуникации

Хроническое переживание одиночества

Несправедливость, неравенство взаимоотношений

Эмоционально насыщенное деловое общение

Переживание социальной незащищенности

Негативные или «холодные», бесчувственные взаимоотношения с коллегами и подчиненными

Необходимость постоянного саморазвития и повышения профессиональной компетентности

Переживание социально-экономической нестабильности

«Трудные» ученики, клиенты, коллеги

Адаптация к новым людям, меняющимся профессиональным ситуациям

Переживание социальной и межличностной изоляции

Отсутствие корпоративной сплоченности, низкая организационная культура

Поиск новых решений

Неконструктивные модели преодолевающего поведения

Внутриорганизационные и межличностные конфликты

Высокая ответственность за дело и за «других»

Высокая мотивация власти, высокая аффилиация

Ролевые конфликты, ролевая неопределенность

Самоконтроль и волевые решения

«Трудоголизм», поведение типа «А»

Дефицит административной, дружеской, социальной, профессиональной и других видов поддержки

Неинтересная или нелюбимая работа

Слабая «Я-концепция»

Перегрузки

Бюрократизм и «бумажная» работа

Низкая эмпатия и социальный интеллект

Недогрузки

Отсутствие готовых решений, необходимость творческого поиска

Низкая профессиональная мотивация, мотивация избегания неудач

-

-

Эмоциональная неустойчивость, нереалистичные ожидания

-

-



Выгорание - процесс, который начинается с напряжения, являющегося результатом противоречия между ожиданиями, идеалами и желаниями личности и требованиями суровой повседневной жизни. Этот процесс проходит ряд стадий и носит характер длительного стресса. Эти стрессы могут осознаваться личностью либо долгое время оставаться неосознаваемыми. Возникновение синдрома выгорания может носить индивидуальный характер и определяться различиями в эмоционально-мотивационной сфере и особенностями профессиональной деятельности (рис.2) [42].
Стресс


Личностные и мотивационные факторы




Ситуации, потребности в ресурсах

Когнитивная оценка ситуации

Физиологические реакции

Способность справиться и поведение, связанное с заданием






Выгорание
Личностные и мотивационные факторы





1. Высокие или «конфликтующие» потребности: перегрузка;

2. Низкий уровень социальной поддержки;

3. Сниженная автономность;

4. Низкий уровень поощрений;

5. Снижение потребности (однообразие).

1.Испытываемая перегрузка. Низкая испытываемая прогностичность и контроль: беспомощность;

2. Восприятие незначительных достижений; девальвация собственной деятельности.


1. Напряжение, гнев, тревожность, депрессия;

2. Бессонница, утомление;

3. Восприимчивость к заболеваниям;

1. Ригидное неадекватное поведение;

2. Сниженный уровень физической активности;

3. Трудности в межличностных взаимоотношениях;

4. Уход от физической активности.








Рис.2 Модель формирования выгорания (по Смит Р.Е., 1993, цит. по Л.Н. Юрьевой, 2004)
Таким образом, возможно классифицировать симптомы выгорания на различных уровнях проявления: сфера межличностных взаимоотношений; когнитивная сфера; поведенческая сфера; физиологическом (общая соматическая сфера). Необходимо отметить, что данные проявления взаимосвязаны друг с другом. Если проявляется один показатель выгорания, то он может затронуть и другой, связанный с ним (с другого уровня проявления). Например, неразрешенная проблема на социальном уровне (неумение наладить коммуникации) углубляется и дает о себе знать на психологическом. Затем это состояние проявляется в поведении, и если человек не справляется с предыдущими проблемами, то оно может провоцировать более глубокие негативные изменения на физиологическом уровне.

Это тем более важно, что профессиональная деятельность специалистов МЧС России в большинстве случаев связана со значительным уровнем информационной неопределенности, недостаточным количеством времени на анализ ситуаций и принятия решений, высокой ответственностью за результаты своей деятельности, эмоционально насыщенным межличностным взаимодействием. Также стоит отметить эмоциональные переживания, связанные с гибелью и травматизацией пострадавших, угрозу собственной жизни и здоровью.

Несоответствие внутреннего содержания личности требованиям деятельности, длительная неудовлетворенность выполняемой ролью, занимаемым положением в коллективе и обществе могут стать причиной, обуславливающей профессиональную деформацию (изменение структуры личности при переходе от одной стадии профессионального становления к другой), а также инициирующей профессиональный кризис. Также напряженная психоэмоциональная профессиональная деятельность специалистов МЧС России может приводить к развитию такого неблагоприятного психического состояния как агрессивное поведение.

Агрессивное поведение является одной из форм реагирования на неблагоприятные в физическом и психическом отношении жизненные ситуации, вызывающие стресс, фрустрацию и другие дезорганизующие психические состояния. Данное реагирование может проявляться в деструктивных действиях человека, направленных на нанесение вреда как окружающим, так и самому себе.

Детерминантами агрессии как профессионально обусловленной деформации личности являются: