Файл: 1. Теоретические основы государственной политики в отношении малого бизнеса.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 194

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Анализ факторов, влияющих на развитие предпринимательства, а также опыт реализации предыдущих программ развития малого и среднего предпринимательства в городском округе показывают, что существующие проблемы можно решить объединенными усилиями и согласованными действиями самих субъектов предпринимательства, их общественных объединений, структур его поддержки, органов государственной власти Московской области и органов местного самоуправления. Необходим комплексный и последовательный подход, рассчитанный на долгосрочный период, который предполагает использование программно-целевых методов, обеспечивающих увязку реализации мероприятий по срокам, ресурсам, исполнителям, а также организацию процесса управления и контроля.

В городском округе Домодедово малый бизнес развит в различных отраслях, таких как: оптовая и розничная торговля - 45%; обрабатывающее производство – 25%; сельское, лесное хозяйство, охота, рыболовство и рыбоводство – 11%; гостиничный и ресторанный бизнес - 9%; строительство -7%; операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг - 3%.



Рисунок 24 – Наиболее распространенные виды экономической деятельности в сфере малого бизнеса

Как и в целом по стране, малый и средний бизнес в городском округе Домодедово – это в первую очередь микробизнес. Если смотреть на него через призму категорий предприятий, то 90% юридических лиц и 99% индивидуальных предпринимателей, имеют статус «микропредприятие».

Субъектами малого и среднего предпринимательства производится порядка 48 % валовой сельскохозяйственной продукции, формируется почти 49 % от общего объема строительных работ. В сфере информационно-коммуникационных технологий на субъекты малого и среднего бизнеса приходится практически 90 % отгруженной продукции. В промышленном производстве доля малого и среднего бизнеса составляет, по оценке, 18,6 %, в тоже время, отдельные виды продукции в области изготавливаются исключительно субъектами малого предпринимательства.

Таблица 5 - Структурное распределение числа субъектов малого бизнеса по категориям

Категория

Юридические лица

Индивидуальные

предприниматели

Средние предприятия

0,8%

0,01%

Малые предприятия

9,4%

0,8%

Микропредприятия

89,8%

99,2%



Необходимо отметить, что в 2022 году наблюдалось наиболее высокое за последние несколько лет увеличение заработной платы на малых предприятиях области на 22,5 %. Причинами этому послужили повышение МРОТ, а также проводимые на региональном уровне мероприятиями по легализации заработной платы.

Традиционно наибольшую инвестиционную активность проявляют малые строительные организации - ими привлечено 15,5 млрд рублей или 37,7 процента от общего объема инвестиций в основной капитал, направленных субъектами малого предпринимательства на развитие экономики.



Рисунок 25 – Объем инвестиций в основной капитал малых и средних предприятий в разрезе видов экономической деятельности

Высокий уровень рентабельности наблюдается в сфере операций с недвижимым имуществом (23,9%) – по-прежнему остается очень выгодна сдача в аренду коммерческой недвижимости.

Выше, чем в среднем, рентабельность малых и средних предприятий, занимающихся деятельностью профессиональной, научной и технической (21,1%) – преимущественно за счет предприятий, оказывающих услуги в области архитектуры и инженерно-технического проектирования; технических испытаний, исследований и анализа. Высокорентабельным остается сельскохозяйственная деятельности из-за сохраняющейся убыточности организаций животноводческого комплекса

В условиях цифровизации экономики, улучшения доступа потребителей к современным технологическим сетям, развитие сферы информационно-коммуникационных технологий приобретает особенное значение, так как становится одним из основных драйверов роста экономики, повышения ее открытости, инвестиционной привлекательности и конкурентоспособности. В городском округе Домодедово сфера информационно-коммуникационных технологий представлена преимущественно субъектами малого и среднего предпринимательства.


2.3. Анализ мер поддержки малого бизнеса в городском округе Домодедово Московской области

Стратегии развития малого и среднего предпринимательства до 2030 года была утверждена в соответствии с распоряжением от 02.06.2016 г. №1083-р.Цель Стратегии – развитие сферы малого и среднего предпринимательства как одного из факторов инновационного развития страны и улучшения отраслевой структуры экономики. Стратегия направлена на создание конкурентоспособной, гибкой и адаптивной экономики, которая обеспечивает высокий уровень индивидуализации товаров и услуг, высокую скорость технологического обновления и стабильную занятость.

Приоритетные направления Стратегии:

- интеграция функций поддержки малого и среднего предпринимательства;

- стимулирование спроса на продукцию малых и средних предприятий, в том числе на основе увеличения доступа таких предприятий к закупкам товаров, работ, услуг организациями государственного сектора экономики;

- создание условий для повышения производительности труда на малых и средних предприятиях;

- обеспечение доступности финансовых ресурсов для малых и средних предприятий;

- изменение налоговых и неналоговых платежей;

- повышение качества государственного регулирования в сфере малого и среднего предпринимательства;

- стимулирование развития предпринимательской деятельности на отдельных территориях.

Ожидания от реализации Стратегии к 2030 году состоят в том, чтобы увеличилась доля малых и средних предприятий в валовом региональном внутреннем продукте в два раза (с 20 до 40%), производительность труда в этом секторе возросла бы тоже в два раза, оборот малых и средних предприятий – в 2,5 раза, а доля обрабатывающей промышленности в обороте сектора малого и среднего предпринимательства (без учёта индивидуальных предпринимателей) – до 20%, и непосредственно количество занятых в этой сфере в общей численности занятого населения должно составлять около 35%.

Было принято решение обеспечить координацию между государственными органами на всех уровнях, представителями бизнеса и организациями, создающими инфраструктуру поддержки для развития малых и средних предприятий.

В 2022 году финансовая поддержка субъектов МСП осуществляется в рамках подпрограммы III «Развитие малого и среднего предпринимательства в Московской области» государственной программы Московской области «Предпринимательство Подмосковья» по следующим направлениям:


частичная компенсация субъектам МСП затрат, связанных с приобретением оборудования в целях создания и (или) развития либо модернизации производства товаров (работ, услуг). Возмещению подлежит до 50% произведенных затрат, но не более 10 млн рублей;

частичная компенсация субъектам МСП затрат на уплату первого взноса (аванса) при заключении договора лизинга оборудования. Компенсации подлежит до 70% затрат на уплату первого взноса (аванса) по договору лизинга, максимальный размер субсидии – 5 млн рублей;

частичная компенсация затрат субъектам МСП, включенным в реестр социальных предприятий. Компенсация до 85% затрат, до 2 млн рублей (до 3 млн рублей при создании ясельных групп);

частичная компенсация затрат, связанных с оплатой услуг торговых площадок в сети Интернет;

предоставление субсидий кредитным организациям, предоставляющим кредиты по льготной процентной ставке субъектам МСП Московской области;

предоставление грантов (100-500 тыс. руб.) субъектам МСП, включенным в реестр социальных предприятий на обеспечение расходов, связанных с реализацией нового бизнес-проекта или расширения деятельности в рамках действующего бизнес-проекта, при условии 50% софинансирования.

Фонд микрофинансирования

Микрозаймы до 5 млн. руб. по ставке от 2 до 14% на срок до 36 месяцев + займы "самозанятым"

Фонд поддержки внешнеэкономической деятельности Московской области

Консультации, поиск зарубежных партнеров, бизнес-миссии, выставки, сертификация, патентование, маркетинговые исследования, переводы, сопровождение экспортных контрактов, разработка сайта на иностранном языке.

Фонд развития промышленности

Льготные займы от 20 до 150 млн руб. по ставке от 1% до 5% на срок до 5 лет. Поддерживаются проекты по внедрению инноваций, созданию новых производств, техническому перевооружению, импортозамещению.

Гарантийный фонд

Предоставление поручительств по обязательствам субъектов МСП:

По банковским кредитам, до 50% от суммы кредита, сроком до 5 лет до 42 млн. руб

По банковским гарантиям (44 и 223 ФЗ), до 50% от суммы банковской гарантии, сроком до 3 лет до 30 млн. руб

Согарантии по банковским кредитам совместно с Корпорацией МСП до 70% от суммы кредита, сроком до 5 лет от 42 млн. до 2 млрд. руб.

Имущественная поддержка

Перечни объектов недвижимого имущества для передачи в аренду субъектам МСП.


Льготная ставка арендной платы для социально–ориентированных предпринимателей – льгота 50%.

В том числе, с 2009 года реализован проект, направленный на оказание консалтинговых услуг для поддержки субъектов малого и среднего бизнеса и будущих индивидуальных предпринимателей, которые бы хотели стать бизнесменами, но не были достаточно компетентны в вопросах бухгалтерии, налогов, кредитования, не знали, как построить бизнес-план, а также проект помогает в размещении государственного заказа и его выполнении.

Проект действует в 55 муниципальных образованиях области, в которых созданы консультационные пункты. На базе созданных пунктов проводятся консультации, которые затрагивают вопросы, касающиеся развития бизнеса. Они предоставляются всем гражданам, которые хотят получить информацию, каждый день (без выходных) непосредственно в офисе или по телефону горячей линии по следующим вопросам:

- налогообложение и бухгалтерский учет;

- формы государственной поддержки;

- бизнес-план;

- трудовые отношения, в том числе гражданско-правовые договоры и кадровый документооборот;

- финансовые ресурсы;

- государственная регистрация субъектов предпринимательской деятельности;

- формы государственного контроля (надзора) и муниципального контроля;

- размещение бизнеса (аренда, выкуп, перевод помещения из одной категории в другую);

- участие в государственных и муниципальных заказах на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг;

- процедуры лицензирования и сертификации;

- судебные процедуры.

Для того, чтобы предпринимательскую деятельность сделать популярной и представить бизнесмена как престижного человека с престижной работой создан конкурс «Лучший предприниматель».

Также этот конкурс создаёт дополнительный стимул для бизнесмена с целью достичь больших результатов в своём деле.

Выставочно-ярмарочные мероприятия, являются очень существенным показателем развития предприятия. Множество предприятий малого и среднего бизнеса и индивидуальных предпринимателей принимают участие в таком виде мероприятий, что помогает им продвигать свои продукты и услуги на рынке.

Кроме этого, приобретаются новые деловые партнёры, что может выгодно сказаться на дальнейшем развитии предприятия.

При прямой поддержке государства в отношении хозяйствующих субъектов повышается материальное обеспечение бизнеса (вкладываются инвестиции), снижается степень воздействия административных барьеров, повышаются возможности для создания нового дела, развиваются производства на предприятиях.