Файл: 1. Теоретические основы государственной политики в отношении малого бизнеса.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 191

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Важно понимать, что в текущей ситуации малый и средний бизнес находится в жестких условиях неопределенности, но несмотря на это предприятиям крайне необходимо приспосабливаться к новым реалиям. Компании находятся под воздействием информационного шума, который зачастую обманчив. Так, например, председатель правления Абсолют Банк Татьяна Ушкова развеяла мифы о банковском секторе, опровергнув полное отключение Российской Федерации от SWIFT:

«Более 300 банков в Российской Федерации работают без ограничений по переводам. Это банки, которые не попали под санкции. Банковская система делает все возможное, чтобы работать бесперебойно и обеспечить максимальный пользовательский комфорт».

Но несмотря на, казалось бы, плачевность ситуации перед отечественными компаниями открываются хорошие перспективы после ухода ряда иностранных брендов из Российской Федерации. Ведь так или иначе российский рынок является самым маржинальным в мире. Безусловно, не стоит думать о том, что сейчас освободится половина рынка, ведь объем высвобождающегося рынка далеко не бескрайний, но тем не менее он достаточно чувствительный. В новых экономических условиях компании ждет переход от управленческой команды в более усиленный режим работы. Это говорит о том, что впредь нельзя опираться на те рабочие модели, которые ранее имели успех. Следует учиться быстро реагировать и принимать решения.

Сейчас важно понимать необходимость эффективности в управлении. Каждый предприниматель живет в неком хаосе еще со времен пандемии на фоне заболевания Covid-19, именно поэтому компаниям требуется единый достоверный источник информации, компетенции управления в режиме реального времени, а также различные планы развития компаний для оперативного реагирования на происходящие события. Для того чтобы все-таки обрести стабильность и баланс, руководителям следует начать именно с сотрудников, а именно создать все условия для того, чтобы все члены команды являлись единым рабочим организмом. Здесь руководителям важно мотивировать, коммуницировать, разъяснять, вовлекать и приобщать своих подопечных к общей проблеме. Это поможет значительно сильно снизить вероятность возникновения кризисных ситуаций.

Несмотря на все происходящие события и возникающие сложности, которые еще не раз будут давать о себе знать среди малых и средних предприятий, необходимо заниматься поиском новых путей решений, стараться не поддаваться всеобщей панике и, самое главное, не бояться принимать радикальные решения.


2.2 Анализ состояния малого бизнеса в городском округе Домодедово Московской области

Городской округ Домодедово относится к крупнейшим муниципальным образованиям и динамично развивающимся территорий Московской области. Постоянно проживающее население городского округа Домодедово на начало 2018 года составляло 179 228 человек. Ежегодное увеличение темпов роста постоянного населения предполагается в среднем на уровне 102,8%. Таким образом, численность постоянного населения городского округа согласно прогнозным данным в 2024 году может увеличиться на 32,5 тыс. человек по сравнению с уровнем 2018 года.

Учитывая необходимость обеспечения удовлетворения основных жизненных потребностей населения в товарах, работах и услугах, создании рабочих мест, ключевым фактором устойчивого социально-экономического роста территории является развитие малого и среднего предпринимательства, а также создание благоприятного инвестиционного климата с целью привлечения инвестиций в экономику муниципалитета.

По данным реестра Федеральной налоговой службы в 2018 году на территории округа осуществляли деятельность более 8 тысяч субъектов малого и среднего бизнеса, в том числе – 4,9 тыс. индивидуальных предпринимателей, среднесписочная численность которых составляла более 24 тыс. чел, а объем инвестиций превышал 1,4 млрд. рублей.

С целью дальнейшего развития экономики округа важным моментом является решение существующих проблем и ограничений для бизнеса, среди которых:

- недостаточная доступность кредитных ресурсов – кредитные ставки по-прежнему высоки по сравнению с развитыми странами;

- высокие тарифы на услуги естественных монополий;

- высокая кадастровая стоимость объектов недвижимости;

- невыгодные условия при размещении продукции в крупных торговых сетях и при реализации сельскохозяйственного сырья перерабатывающим заводам;

- сложный механизм получения рассрочки и отсрочки налоговых платежей;

- проблемы с рынками сбыта для местных товаропроизводителей;

- снижение покупательной способности населения.

Основными приоритетными направлениями реализации мероприятий программы являются: поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства, занятых в сфере туризма и предоставлении услуг при проведении конгрессно-выставочных мероприятий, в сфере обрабатывающих производств, сельском хозяйстве, строительстве, на транспорте, в сфере бытового обслуживания, социального предпринимательства, поддержка вновь создаваемых предприятий.



Постановлением Администрации городского округа Домодедово от 31.10.2019 № 2292 утверждена муниципальная программа городского округа Домодедово «Предпринимательство».

Целью Программы является создание благоприятных условий для ведения предпринимательской деятельности, развития конкуренции, инвестиционной привлекательности, максимальной удовлетворенности потребностей населения.

Подпрограмма I «Инвестиции»

Подпрограмма II «Развитие конкуренции»

Подпрограмма III «Развитие малого и среднего предпринимательства»

Подпрограмма IV «Развитие потребительского рынка и услуг»

Цель Подпрограммы I – повышение инвестиционной привлекательности округа за счет создания благоприятных условий для ведения бизнеса и привлечения инвестиций в развитие приоритетных направлений.

Цель Подпрограммы II - создание экономических, организационных, правовых и иных условий, обеспечивающих действие внутренних механизмов развития конкурентной среды, появление новых участников на товарных рынках муниципального образования, защиту конкуренции и повышение экономической эффективности удовлетворения потребностей граждан в товарах и услугах.

Цель Подпрограммы III – увеличение конкурентоспособности экономики городского округа Домодедово за счет создания благоприятных условий для предпринимательской деятельности и обеспечения устойчивого развития малого и среднего предпринимательства.

Цель Подпрограммы IV – повышение социально-экономической эффективности потребительского рынка посредством создания условий для наиболее полного удовлетворения потребностей населения в качественных товарах и услугах, обеспечения устойчивого функционирования и сбалансированного развития различных видов, типов и способов торговли, общественного питания и бытового обслуживания.

На степень достижения поставленных в рамках Программы целей и мероприятий будут оказывать влияние итоги реализации всех муниципальных подпрограмм.

По прогнозным оценкам развитие малого и среднего предпринимательства с привлечением инвестиций в реальные секторы экономики, созданием новых производств – позволит создать высококвалифицированные рабочие места с достойным уровнем заработной платы, что является важнейшим фактором повышения качества жизни населения городского округа и стабильного экономического роста.

При полной и эффективной реализации мероприятий Подпрограммы II должны быть обеспечены следующие основные результаты: снижение доли обоснованных, частично обоснованных
жалоб в Федеральную антимонопольную службу, снижение доли несостоявшихся торгов, от общего количества объявленных торгов, увеличение доли экономии бюджетных средств в результате проведения торгов от общей суммы объявленных торгов, увеличение количества участников размещения заказа, увеличение доли закупок среди субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций. В свою очередь выполнение указанных показателей должно привести к улучшению конкурентной среды и инвестиционного климата в городском округе Домодедово.

В результате реализации Подпрограммы IV в 2024 году прогнозируемая обеспеченность жителей округа площадью торговых объектов составит 1 111,1 кв. м. Существенно сократится уровень дифференциации в развитии инфраструктуры торговли и услуг на территории округа.

На протяжении последних лет малое и среднее предпринимательство занимает прочное место в структуре экономики городского округа Домодедово и играет существенную роль в социальной жизни населения.

В сфере малого бизнеса в 2018 году количество малых предприятий (включая микропредприятия) в расчете на 1000 человек населения составило 20,8 единицы.

Численность занятых на средних, малых и микропредприятиях составляет 22,1 тыс. человек. Прогнозируемые изменения количества малых предприятий будут сопровождаться увеличением численности работников малых предприятий во всех видах экономической деятельности.

Количество вновь созданных предприятий малого и среднего бизнеса в сфере производства и услуг в 2018 году составило 260 единиц. В 2020-2024 годах планируется их дальнейший рост.

Подпрограмма III является инструментом для улучшения условий для дальнейшего развития малого и среднего предпринимательства и усиления его роли в экономике городского округа Домодедово, в частности, за счет увеличения числа занятого населения на малых и средних предприятиях. Увеличение числа занятого населения на малых и средних предприятиях ожидается главным образом за счет роста числа малых и микропредприятий, поскольку именно они обеспечивают основную долю как занятого населения, так и в его обороте.

Кроме того, поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства будет направлена на развитие малого и среднего предпринимательства, осуществляющих свою деятельность в сфере научно-технической и инновационной деятельности, обрабатывающего производства, социального предпринимательства, бытового обслуживания, в целях обеспечения высокого качества жизни для населения, а также на развитие важных для городского округа направлений экономики.


В 2019 году – 9000 тыс. руб. по муниципальной программе в целом, в том числе 1000 тыс. руб. на финансовую поддержку субъектов МСП.

Имущественная поддержка. Количество имущественных объектов, выкупленных субъектами МСП в 2018 году в соответствии с п.4 ст.4 № 159-ФЗ составило 3 единицы совокупной площадью 342 кв.м. Количество объектов недвижимого имущества, предоставленного социально-ориентированным субъектам МСП в аренду, составило 22 единиц совокупной площадью 2551,8 кв.м, в том числе: частные сады и образовательные услуги – -, здравоохранение, физкультура, социальное обслуживание населения – 262,7, дома быта, парикмахерские, бани – 2289,1. Льготный понижающий коэффициент применен к 22 МСП, имеющим социально-ориентированную направленность.

В 2019 году создан инвестиционно-технический совет по улучшению инвестиционной привлекательности и развитию предпринимательства городского округа Домодедово, утвержденный постановлением Администрации городского округа Домодедово от 28.02.2019 №32. В состав совета входят 14 человек, заседания которого проводятся не реже одного раза в два месяца.

Постановлением Администрации городского округа Домодедово от 20.02.2019 №308 был утвержден Административный регламент «Предоставление финансовой поддержки (субсидий) субъектам малого и среднего предпринимательства в рамках Подпрограммы I «Развитие малого и среднего предпринимательства в городском округе Домодедово на 2017-2021 годы» муниципальной программы городского округа Домодедово «Предпринимательство городского округа Домодедово на 2017-2021 годы».

При реализации Подпрограммы III существуют риски, обусловленные как внутренними, так и внешними факторами.

К внутренним факторам могут быть отнесены: неполное использование организациями малого и среднего предпринимательства мер муниципальной поддержки, предоставляемых в рамках мероприятий Подпрограммы III; изменение порядка предоставления мер муниципальной поддержки организациям малого и среднего предпринимательства.

К внешним факторам могут быть отнесены: значительный рост тарифов и цен на поставку энергоресурсов, сырья и материалов, комплектующих изделий, увеличение вероятности недопоставок; рост инфляции и ухудшение финансового состояния организаций малого и среднего предпринимательства; увеличение ставок налоговых платежей; усиление кризисных явлений в банковском секторе, включая увеличение процентной ставки за пользование кредитами. Принятие мер по управлению рисками осуществляется в процессе мониторинга реализации Подпрограммы и оценки ее эффективности и результативности.