Файл: I. теоретические основы формирования проблемы экологической культуры у младших школьников во внеклассной работе.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 4272

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Результаты по методике Л. В. Моисеевой предоставленны в Диаграмме 2.1 и Диаграмме 2.2

Диаграмма 2.1.

Уровень сформированности экологической культуры, на начальном этапе формирования экологической культуры у обучающихся 3 класса МБОУ СОШ №16 г.Батайска, исследование в %



На диаграмме 2.1. показаны в обобщенном виде, результаты входной диагностики. Так, из всех опрошенных (21 человек), только у 5% (что составляет 1 человек) был выявлен низкий уровень сформированности экологической культуры, у 81% опрошенных (17 человек) – средний уровень, и у 14% (3 человека) выявлен высокий уровень сформированности Э.К


Диаграмма 2.2.

Анализ результатов на начальном этапе формирования экологической культуры по каждому показателю Э.К



Самое высокое значение (2,2) принадлежит показателю - культура чувств. Это говорит о том, что дети эмоционально сопереживают природе. Данные чувства побуждают учеников соблюдать определённые правила поведения в природе, предусматривать последствия своих действий, а также познавать и открывать для себя что-то новое в окружающем мире. Одинаковое значение таких показателей как, экологические знания и знания, выраженные в поступках, свидетельствует о том, что дети активно оперируют уже полученными знаниями и могут применять их в жизни, что является немаловажным фактором в формировании экологической культуры.

Таким образом, диагностические процедуры помогли определить точную направленность и планирование дальнейшей работы по формирования экологической культуры.

На основном этапе, в ходе нашего исследования была проведена внеклассная работа, направленная на развитие и формирование экологической культуры у младших школьников. Каждое занятие было разработано с учетом требований Федерального государственного образовательного стандарта.

Был проведен классный час (Приложение 4) на тему: «Экологический калейдоскоп».

Цель занятия: формировать первоначальное представление об экологии как науке, её роли в жизни людей.

Задачи: воспитывать экологическую культуру (видеть красоту окружающего мира, бережно относиться к природе, формировать убеждение о личной ответственности каждого человека за состояние природной среды).

На занятии мы использовали несколько методов и приемов на формирование познавательного интереса направленного на формирование Э.К у обучающихся.


Далее на этапе Актуализация опорных знаний, использовали метод беседа, рассказ, метод стимулирования занимательным содержанием. Из рассказа ученики узнали что такое «Экология», и прослушали историю про «Царство природы». Ребята слушали и осмысливали, а в конце истории были заданы вопросы на восприятие истории, и выслушано их мнение

На этапе Операционно-исполнительский этап был применен метод использование игр и игровых форм. Играли в игры.

На этапе Самостоятельная работа была организована работа в группах, ребята выполняли задания в карточках, комментировали свои результаты.

Все обучающиеся на протяжении всего занятия, были достаточно активны и заинтересованы темой.

Классный час (Приложение 5) на тему: «Экологическое ассорти».

Цель: способствовать воспитанию патриотизма и гуманного отношения к родной природе; воспитывать экологическую культуру; выяснить знания о правилах поведения на природе;

Классный час был организован в форме виртуальной экскурсии, на этапе Актуализации знаний с помощью метода иллюстрации, учащимся был вывешен плакат стихотворения Е. Евтушеко, с помощью которого подвели к теме занятия.

На всем этапе Открытие нового знания, мы реализовывали поставленные задачи и формирование познавательного интереса. Детям была показана презентация на тему « Эко репортаж», а также, просмотр видеоролика «Не рвите цветы». Работая в группах отгадывали тематический кроссворд с загадками. Нами были применены такие методы: использование игр и игровых форм, игра, метод взаимной проверки,рассказ,беседа, выстраивание вокруг учебного материала игрового приключенческого сюжета, метод стимулирования занимательным содержанием.

На этапе самостоятельная работа, под музыку ученики работали в парах. Ученики рисовали запрещающие знаки, которые показывают отрицательное воздействие человека на мир растений.

В конце занятия была организована выставка рисунков, ребята, участвуя в проекте «Береги природу», нарисовали рисунки, подобрали загадки, пословицы и поговорки о бережном отношении к природе.

Занятие было проведено с использованием ИКТ.

На протяжении всего занятия, дети были вовлечены в работу и заинтересованы.



Классный час на тему "Сохраним природу Земли"

Цель: Формирование экологической культуры и экологического сознания младших школьников.

Занятие проходило с помощью ИКТ. На этапе Актуализация знаний для определения темы занятия ,были показаны слайды с фото пейзажей времен года.

На основном этапе Открытие нового знания, ученикам были предоставлены пословицы, правила поведения в природе, подводящие к формированию экологической культуры. Вопросы и загадки: «Отгадай загадку, скажи скороговорку, реши задачу», викторина «А знаете ли вы ?».

На этапе Самостоятельная работа, была организована практическая работа в группах, задание «Убери мусор», (Дети выходят к интерактивной доске и убирают ненужные картинки).

Планируемые результаты реализовывались на всех этапах внеклассного занятия с помощью методов: рассказ, демонстрация, рассуждение, метод стимулирования, игры, иллюстрация, метод создания ситуаций творческого поиска, работа в группах.

Следует отметить, что на протяжении всего урока, ученики взаимодействовали друг с другом, активны и заинтересованы темой занятия.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Изучив проблему, мы решили ряд задач. Решая первую задачу, мы раскрыли сущность понятий «интерес», «познавательный интерес». Мы пришли к выводу: «интерес» - в буквальном переводе с латинского (interest) означает - "важно, имеет значение". В педагогической энциклопедии интерес трактуется как реальная причина действий человека, стремление к познанию объекта или явления, к овладению тем или иным видом деятельности. Понятие "интерес" многозначно. Его содержание связывают как с характеристикой социальных групп разной общности (общественные интересы), так и с характеристиками личности (личностные интересы).

«Познавательный интерес» - это глубинный внутренний мотив, основанный на свойственной человеку врожденной познавательной потребности. Он не является чем-то внешним, дополнительным по отношению к учению. Наличие интереса является одним из главных условий успешного протекания учебной деятельности и свидетельством её правильной организации.

Успешное формирование познавательного интереса возможно лишь при создании определенных педагогических условий, благоприятствующих их формированию. Главная задача учителя в начальной школе правильно организовывать уроки и вызывать неподдельный интерес у учащихся к урокам.

Далее, решая вторую задачу, мы изучили актуальность проблемы и особенности использования регионального компонента на уроках окружающего мира в начальной школе. Эта проблема может быть решена обращением к ценностям родного края, использованием культурного потенциала, выявлением опорных духовных ценностей, которые были бы близки и доступны восприятию детей.

Знание своей народной региональной культуры во всех ее проявлениях, видение ее как части общекультурных ценностей способствует тому, чтобы эти культурные ценности стали достоянием не только нашего времени, но и будущих поколений - такова задача сегодняшнего учителя.

Во втором параграфе мы проанализировали опыт педагогов – практиков по проблеме исследования и рассмотрели диагностические материалы по выявлению уровня развития познавательного интереса младших школьников.

Решая третью задачу, можно сделать вывод, что региональный компонент воспитывается через систему занятий на уроках окружающего мира с использованием различного рода занятий по развитию познавательного интереса: экскурсии, викторины, знакомство с символикой Ростовской области. Система достаточно технологична, легко применима в условиях любого образовательного учреждения.
Особая ее ценность состоит в том, что она охватывает большинство учащихся. Причем достигается не только пассивное участие школьников в различных мероприятиях, но и активно творческой работы, направленной на достижение конкретного и значимого результата.

Решая четвертую задачу, мы пришли к выводу, что диагностика по выявлению уровня развития познавательного интереса является важным звеном в оценке подготовленности учащегося к самостоятельной жизни, в том числе к профессиональной деятельности, и должна проводиться на всех этапах системы непрерывного образования.

Таким образом, цель исследования – теоретически изучить и практически выявить педагогические условия применения регионального компонента на уроках окружающего мира как средство формирования познавательного интереса у младших школьников, достигнута.

Гипотеза исследования - работа по формированию познавательного интереса у младших школьников на уроках окружающего мира будет проходить эффективно, если:

- учитель знает теоритические основы проблемы использования регионального компонента как средство развития познавательного интереса у младших школьников на уроках окружающего мира;

- учитель использует региональный компонент для развития познавательного интереса на уроках окружающего мира;

- деятельность учителя по развитию познавательного интереса осуществляется в системе.Доказана.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ


        1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования [Текст] / М.: Просвещение, 2011. (Стандарты второго поколения). - 3 с, - 56с.

        2. Концепция духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина России [Текст] Просвещение 2009 - 4с, - 5с

        3. Амонашвили Ш.А. Размышления о гуманной педагогике [Текст]/ Ш.А. Амонашвили - М.: Просвещение, 2011. -179с.

        4. Ананьев, Б.Г. Развитие детей в процессе начального обучения и воспитания [Текст]/Б.Г. Ананьев.- М.: Педагогика, 2010. – 15с.

        5. Асмолов, А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли. Пособие для учителя [Текст] / Под ред. А.Г. Асмолова, Г.В. Бурменской, И.А. Володарской и др. - 3-е изд. - М.: Просвещение, 2011 – 27с.

        6. Баранова Э. А. Диагностика позновательного интереса у младших школьников [Текст] СПБ: Речь, 2005, - 8с, - 71-72с, - 72-74с, - 87с, - 128с.

        7. Белогуров А. Ю. Супрунова Л. Л. Поликультурный аспект национально - регионального компонента содержания общего образования. Творческая работа [Электронный ресурс] режим доступа: http://abelogurov.narod.ru/works/text2.html

        8. Волчкова Е. А. Авторская рабочая программа [Текст]2020г.

        9. Выготский, Л.С. Педагогическая психология [Текст] / Л. С. Выготский. М.: Педагогика-Пресс, 1996.-19 с., -20с.

        10. Давыдов, В. В. Психологический словарь [Текст]/ В.В. Давыдов.- М.: АСТ, 2010. – 34с.

        11. Евсикова, Н.И. Опыт изучения некоторых аспектов эмоционально-личностного развития младших школьников, обучающихся в различных педагогических системах [Текст]: Серия 14 / Н.И. Евсикова.- М.: Психология, 2013. – 68с.

        12. Кислицын С. А., Кислицына И. Г. История донского края. Ростов – на – Дону [Текст]: Донской издательский дом, 2004г. – 4с, 5с, 153с.

        13. Кулешова Л. Г. Диссертация «Проектная деятельность младших школьников региональной направленности» [Текст].

        14. Лернер. И.Я. Дидактические основы методов обучения [Текст] / И.Я. Лернер. - М.: Педагогика, 1981. - 186 с. С- 190.

        15. Левитова Н. Д. Способности и интересы [Текст] / под ред. Н. Д. Левитова, В.А.Крутецкого.- М.:АСТ, 2010. -46с, 50с, 52с.

        16. Лихачёв Д. С. Экология культуры. Творческая работа.[Электронный ресурс]2007г.режим доступа: https://pereyaslavets.livejournal.com/74660.html

        17. Маркова, А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте [Текст] / А.К. Маркова.- М.: Просвещение, 2011. – 36с, - 270с.

        18. Морозова, Н.Г. Учителю о познавательном интересе[Текст]/ Н.Г. Морозова.- М.: Знание, 2010. – 50с, - 97с, - 168с.

        19. Немов, Р.С. Психология[Текст]: в 2-х частях / Р.С. Немов.- М.: Просвещение, 2011.-Ч. 2. С-

        20. Остапенко И. Г. Формирование позновательных интересов у младших школьников [Электронный ресурс] 2018г. режим доступа: https://infourok.ru/prezentaciya-po-teme-formirovanie-poznavatelnih-interesov-u-mladshih-shkolnikov-3324728.html

        21. Петровского А.В. Педагогический словарь [Текст] / Академия,2011. С- 24.

        22. Рубинштейн А.В. Основы общей психологии [Текст] / А.В. Рубинштейн. СПб.: Издательство «Питер», 2000. – 29с.

        23. Сластенин, В.А. Педагогика [Текст]: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов; под ред. В.А. Сластенина. – 5-е изд., стер. – М.: Академия, 2010. – 74с, 96с, 238с.

        24. Сухаревская. Е. Е. Программа вариативного курса « Доноведение » для начальной школы 1 – 4 классы: Внеурочная деятельность [Текст] / Ростов – на – Дону: «Издательство БАРО – ПРЕСС», 2011. – 3с, 5с

        25. Ханова Г. В. «Внедрение национально - регионального компонента на уроках окружающего мира» [Электронный ресурс] 2010г. режим доступа: https://urok-1sept-ru.turbopages.org/urok.1sept.ru/s/articles/571528

        26. Чернышова М. Л. « Национально – региональный компонент в начальной школе». [Электронный ресурс] 2017г. режим доступа: https://multiurok.ru/index.php/files/natsional-no-rieghional-nyi-komponient-v-nachal-no.html?login=ok

        27. Щукина Г.И. Проблема познавательного интереса в психологии [Текст] / Г.И.Щукина. М.: Просвещение, 2006. – 74с, - 78с.