Файл: I. теоретические основы формирования проблемы экологической культуры у младших школьников во внеклассной работе.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 25.10.2023
Просмотров: 4282
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Стоит помнить, что экология зародилась не более 200 лет назад, однако она получила высокую степень значимости наряду с физическими, математическими и химическими учениями. Многие научные сферы не просто затронуты экологией – она берет их в качестве своих основ.
В словаре Ожегова С.И. дается следующее определение : эколо́гия - наука об отношениях растительных и животных организмов друг к другу и к окружающей. [ 24,с.100 ]
По определению из Википедии экология - наука о взаимодействиях живых организмов между собой и с их средой обитания. Это биологическая наука, изучающая организацию и функционирование биосистем различных уровней (популяции, сообщества, экосистемы).[ 27,86]
В большой советской энциклопедии определение экология – это биологическая наука, изучающая организацию и функционирование надорганизменных систем различных уровней: популяций, видов, биоценозов (сообществ), экосистем, биогеоценозов и биосферы. Часто Э. определяют также как науку о взаимоотношениях организмов между собой и с окружающей средой. Современная экология интенсивно изучает также проблемы взаимодействия человека и биосферы.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования определяет задачи обновления содержания, методов обучения и достижения нового качества результатов при изучении школьных предметов в развитии экологической культуры ученика начальной школы. В книге С.А. Степанова [21, 48] описывается, что обращение к проблеме развития экологической культуры подрастающего поколения фиксируется в России уже в конце XIX - начале XX века, когда широкое распространение получает уникальное философское направление - Русский Космизм (В.И. Вернадский, B.C. Соловьёв, К.Э. Циолковский, С.Н. Булгаков, H.A. Бердяев и др.). Учёные нового столетия, занимающиеся проблемой становления личности, утверждают, что одним из условий преодоления конфликта между природой, человеком и обществом является развитие «экологической культуры» (З.А. Клепинин, И.Д. Зверев, С.Д. Дерябо, А.М.Макарский, JI.B. Симонова, И.Т. Суравегина) В словаре экологических терминов даётся такое определение «экологическая культура» - способ социоприродного существования человека, выражающий единство человека и природы, развёртывающееся в освоении человеком предметов и процессов природы, ставшими средствами жизни для человека, которое осознаётся им в историческом и индивидуальном развитии». [22,80]
В историческом развитии человека в системе общество-природа можно выделить три этапа экологической культуры. Первый этап, мифологический, как этап целостной культуры, особенностью которого является синкретический тип мышления, неспособный выделить человека из природного мира. Человек был неразрывно связан с природой, являясь её частью. Образы человека-животного нашли отражение в мифологии. Особенностью экологической культуры этого периода: является речевое единство человека с природой, связанное с развитием первобытного искусства.
На втором этапе экологической культуры происходит её дифференциация на отдельные отрасли. К этому времени относится возникновение и развитие антропоцентрического мышления, которое характеризуется не только способностью выделить человека из природного мира, но и возглавившего сложную природную иерархию.
Третий этап экологической культуры характеризуется вновь как целостный. На этом этапе человек осознанно стремится к гармоничному единству с природой, формирует экологическое сознание и мышление. Целью экологической культуры на этом этапе является формирование экологической личности, а инструментом формирования становится экологическая этика.
В учебном пособии Л.И. Егоренкова говорится, что одними из первых компонентов экологической культуры выделили А. Н. Захлебный, И. Д. Зверев, И. Т. Суравегина [14, с. 58].
Экологическая культура касается всех сфер материальной и духовной жизни общества, каждого человека и выражается в таких видах научной и практической деятельности, которые обеспечивают сохранение и обогащение природной среды, создают благоприятные условия для жизни человека, его всестороннего развития и совершенствования.
И. Д. Зверев полагал, что «экологическая культура - это наличие у человека определённых знаний, убеждений, готовности к деятельности, а также его практических действий, согласующихся с требованиями бережного отношения к природе» [15, с. 3].
З.А. Клепинин считает, что «экологическая культура – это сложное интегративное образование, в центре которого находятся экологическое мировоззрение, практическая деятельность и поведение, способствующие устойчивому, взаимосвязанному развитию человека, общества и природы» [9, с. 94]. Стратегия экологического образования должна включать формирование экологической культуры, предполагающей личную ответственность человека в отношении окружающей природной среды, его собственную деятельность, поведение и сознательное ограничение материальных потребностей, которые диктуются перспективами развития цивилизации.
Большой вклад в развитие экологической культуры российских детей внесли известные педагоги Василий Сухомлинский, Николай Верзилин, Анатолий Захлебный. Результатом их успешной работы стало появление большого количества обучающих программ: «Открой себя» Е. Рылеевой, «Мы - земляне» А. Вересова, «Семицветик» С. Г. и В. И. Ашиковых. В настоящее время не вызывает сомнения тот факт, что экологическая культура является неотъемлемой составной частью образования будущего поколения. Однако и сегодня в этой области воспитания остаётся множество неразрешённых вопросов: чему конкретно и как учить школьников, о каких проблемах ребёнок должен узнать раньше, о чём позже, какими должны быть требования к экологической подготовке учеников и т.п.
З.В. Молодцова полагала, что «экологическая культура представляет собой часть общечеловеческой культуры и выражается в восприятии человеком себя как часть окружающего природного мира» [18, с. 41].
В последние годы возрос интерес учёных и педагогов к исследованию проблем экологического воспитания подрастающего поколения. Сегодня в школах детям говорится не только о том, что «нехорошо бросать мусор и разжигать костры в лесу», экологическое воспитание подразумевает всестороннее развитие школьников, формирование их гуманного отношения к природе и людям, являющимся её неотъемлемой частью.
Основными компонентами экологической культуры личности являются: экологические знания, экологическое мышление, экологически оправданное поведение и чувство любви к природе.
Экологическое воспитание формирует у населения высокую экологическую культуру во всех видах человеческой деятельности, так или иначе, связанных с познанием, освоением, преобразованием природы.
Правильное экологическое воспитание позволит в дальнейшем предотвратить многие экологические проблемы человечества. Ведь именно в школьном возрасте все дети получают основы систематических знаний. Не стоит считать, что дети с ограниченными возможностями здоровья не нуждаются в экологическом обучении.
А теперь рассмотрим понятие «культура».
Впервые понятие «культура» встречается в «Тускланских беседах» римского политического деятеля, оратора и философа Марка Туллия Цицерона(106-43 гг. до н. э.). Под понятием культура он подразумевал – «возделывание человеческой души, интеллектуальное, эстетическое, духовное воспитание человека». [9,52]
Самое первое определение термину «культура» дал английский этнограф Эдуард Тэйлор: «Культура-комплекс, включающий знания, верования, искусство, законы, обычаи, а также иные способности и навыки, усвоенные человеком как членом общества». [6,40]
Лотман Ю.М –советский и российский литературовед, культуролог и семиотик считал, что «Культура, прежде всего – понятие коллективное. Отдельный человек может быть носителем культуры, может активно участвовать в ее развитии, тем не менее по своей природе культура, как язык - явление общественное, то есть социальное.» [10,88]
«Культура» - специфический способ организации и развития человеческой жизнедеятельности, представленной в продуктах материального и духовного труда, в системе социальных норм и учреждений, в духовных ценностях, в совокупности отношений людей к природе, между собой и к самим себе. В этом понятии фиксируется как общее отличие человеческой жизнедеятельности от биологических форм жизни, так и качественное своеобразие исторически конкретных форм этой жизнедеятельности на различных этапах общественного развития, в рамках определенных эпох.[17,66]
Выделяют два основных вида культуры — материальную и духовную. Материальная культура представлена материальными предметами в виде сооружений, зданий, орудий труда, произведений искусства, предметов повседневного обихода и т.д. Духовная культура включает в себя знания, верования, убеждения, духовные ценности, идеологию, мораль, язык, законы, традиции, обычаи, достигаемые и усваиваемые людьми. Духовная культура характеризует внутреннее богатство сознания, степень развитости самого человека.
Обратимся к сущности понятия «внеклассная работа».
Е.И. Афанасьева уверена, что успешность формирования экологической культуры младших школьников возможна, только если использовать весь образовательный потенциал, в том числе и возможности внеклассной работы [3, с.26].
В.П. Коновалов считает, что внеклассная работа – учебно -воспитательный процесс, реализуемый во внеурочное время сверх учебного плана коллективом учителей и учеников на добровольных началах, обязательно с учетом интересов всех ее участников, являясь неотъемлемой составной частью воспитательного процесса, обеспечивающих необходимые условия для социализации личности ребенка [13, с.67].
А.Н. Пучкова считает, что под внеклассной работой понимаются необязательные систематические занятия учащихся с преподавателем во внеурочное время. Суть внеклассной работы определяется деятельностью школьников во внеурочное время под руководством учителя. Внеклассной работе всегда уделялось пристальное внимание со стороны многих учителей, методистов и ученых. [20].
А.С. Курбатова пишет, что внеклассная работа - это, с одной стороны, педагогическая система, обладающая целостными свойствами и закономерностями функционирования, а с другой - неотъемлемая часть системы образования. Внеклассная работа ставит перед собой очень важную цель - это формирование и развитие творческой личности учащегося[16].
С.С. Игнатьева, М.П. Ноговицына, М.Г. Шапошникова уверены в том, что внеклассная работа - система совместной деятельности, содержание которой лежит за рамками образовательной учебной программы начального образования. Внеклассная работа - одно из звеньев процесса воспитания [12].
В настоящее время в школе применяются самые разнообразные формы внеклассной работы: индивидуальная, групповая, массовая. Все эти формы тесно связаны между собой и дополняют друг друга. В основе каждой из них лежит преимущественно практическая работа детей под руководством учителя, поэтому при выборе той или иной формы необходимо учитывать степень подготовки учащихся, уровень их развития, индивидуальные особенности и интересы.[20] . Такие формы как : индивидуальная форма, групповая, школьные музеи, массовые формы- экскурсии, праздники, сборы и т.п.
Таким образом, под внеклассной работой в начальной школе понимается - составная часть учебно-воспитательного процесса, совокупность различных форм, видов деятельности и одна из форм организации досуга младших школьников, организованная после уроков с целью развития интереса, расширения кругозора и интересов, экологического образования и развития учащихся.
Мы проанализировали определения понятий «экология», «экологическая культура», «культура» и «внеклассная работа». В нашей работе будем ориентироваться на сущность выбранных понятий, т.к они являются ключевыми. Таким образом, основными компонентами экологической культуры личности являются: экологические знания, экологическое мышление, экологически оправданное поведение и чувство любви к природе.
Экологическое воспитание формирует у школьников высокую экологическую культуру во всех видах человеческой деятельности, так или иначе, связанных с познанием, освоением, преобразованием природы.
Правильное экологическое воспитание позволит в дальнейшем предотвратить многие экологические проблемы человечества. Далее для раскрытия нашей темы следует рассмотреть методы и приемы формирования экологической культуры у младших школьников.
-
Методы и приёмы формирования экологической культуры у младших школьников
В младшем школьном возрасте идёт активный процесс целенаправленного формирования знаний, чувств, оценок, переживаний, развития способностей и интересов. Отзывчивость и восприимчивость являются важнейшей особенностью учащихся.
Р.А. Петросова и В.П. Голов под формированием экологической культуры понимают организованную и целенаправленную образовательно-воспитательную работу учащихся, связанную с изучением данной дисциплины, основанную на добровольных началах. Она строится на основе общих дидактических принципов, которые определяют её направление, содержание, методы и приёмы, научность, связь с жизнью, практикой и т. д. [19, с. 117].
А.Н. Захлебный утверждает, что наблюдения и анализ школьниками реальной жизни позволяют им делать выводы о состоянии окружающей среды, намечать конкретные программы её улучшения, извлекать уроки на будущее, изменять цели своей деятельности и поведение в окружающей среде в соответствии с законами природы [14, с. 38].
Процесс формирования экологической культуры зависит от многих факторов. Он требует применения разнообразных методов и приёмов.