Файл: I. теоретические основы формирования проблемы экологической культуры у младших школьников во внеклассной работе.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 4283

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


На первых этапах наиболее целесообразны методы, которые анализируют и корректируют сложившиеся у школьников экологические ценностные ориентации, интересы и потребности. Используя их опыт наблюдений и природоохранительной деятельности, учитель во время беседы с помощью фактов, цифр, суждений вызывает эмоциональные реакции учащихся, стремится сформировать у них личное отношение к проблеме.

В справочнике Е.В. Пятикрестовской говорится, что на ступени теоретического знакомства ученика с воздействиями общества и природы учитель обращается к рассказу, который позволяет представить научные основы охраны природы в широких и разносторонних связях с учётом факторов глобального, регионального, локального уровней. Познавательная деятельность должна формировать ценностные ориентации, развивает интересы и потребности школьников. Увеличивается желание в выражении эстетических чувств и переживаний творческими средствами (рисунок, рассказ, стихи и т.п.) [20, с. 7].

В программе А.А. Плешакова «Окружающий мир» УМК «Школа России» в основные задачи реализации курса входит: формирование компетенций для обеспечения экологически и этически обоснованного поведения в природной среде, взаимодействия в социуме [21, с. 3].

Решение задач экологической культуры требует разбора методов и приёмов обучения. Большинство учителей начальных классов отдаёт предпочтение методам и приёмам, рассмотренным Л.П. Симоновой:

- побуждение учащихся к регулярному пополнению знаний об окружающей среде. Поэтому на уроках используются викторины, беседы, сюжетно-ролевые игры, доклады учащихся.

- шаг вперёд в творческом мышлении, умения предугадать возможные последствия взаимодеятельности человека и природы. Для этого привлекаются методы, обеспечивающие формирование умственных навыков. Методы включают в себя: лабораторную работу, анализ, опыт, синтез, беседу, сравнение, установление причинно-следственных связей, наблюдение.

- создание исследовательских навыков, умений, способностей принимать решения и самостоятельно получать новые знания - проблемный подход к процессу обучения;

Привлечение ребёнка в практическую работу по решению проблем природы местного значения (выявление редких и исчезающих видов растений и животных, формирование экологической тропы, бережное отношение к природе, возрождение леса, агитация экологических знаний: лекции, беседы, плакаты) [19, с. 69].


В формировании экологической культуры учащихся начальных классов важны не отдельные занятия, а хорошо продуманный непрерывный процесс деятельности по изучению, сохранению и улучшению природной среды.

С.А. Степанов утверждает, что ценностный подход в экологическом образовании реализуется во взаимосвязи естественно-научных знаний, учащихся с социальными аспектами экологии. Специфической особенностью ценностного подхода является то, что проблемы охраны окружающей среды рассматриваются и по отношению к человеку. Широкое понимание ценности природы даёт возможность более полно рассматривать направления её использования человеком и обществом в целом [23, с. 54].

По своему содержанию, организации, методам проведения работа по формированию экологической культуры очень разнообразна: индивидуальная работа; групповая работа; массовые мероприятия.

Индивидуальная работа включает в себя конкретные задания отдельным детям, проявляющим интерес к природе. При этом тематика их проведения может быть самой разнообразной: по уходу за растениями, животными уголка живой природы или дома; проведение индивидуальных наблюдений помимо программного минимума; беседы по материалам прочитанной литературы о природе; постановка простейших опытов дома и т.д.

К индивидуальным видам работы также относятся сезонные наблюдения за изменениями в природе. Под ними подразумевают задания, не только предусмотренные дневником наблюдения, но и связанные с конкретными наблюдениями, дающими целостные представления о строении, образе жизни, развитии живых существ.

С.Н. Николаева к самым распространённым видам групповой работы относит:

Основную форму работы – организацию кружков юных любителей природы, имеющих по содержанию работы как общую, широкую направленность, так и конкретно-тематическую специализацию.

Массовые виды работы: вечера, конференции, праздники, олимпиады, викторины, утренники, тематические недели, экскурсии, конкурсы, марафоны, ролевые игры, путешествия по станциям, КВН [15, с. 14].

З.А. Клепинин выделяет следующие приёмы работы над формированием экологической культуры:

проведение групповых наблюдений за доступными объектами неживой и живой природы, направленные на более глубокое уяснение причин наблюдаемых явлений, установление связей между различными компонентами природы; (лес, поле, сквер), с последующим экологические экскурсии в природу, краеведческие музеи, ближайшие места оформлением собранных материалов;



организация уголка живой природы, проведение опытов за растениями и животными;

проведение экологических праздников, утренников, КВН, устных журналов;

ознакомление с передвижными или стационарными зоопарками, зверинцами;

беседы по охране природы, о пользе и значение в жизни человека растений и животных [6, с. 188].

Мы рассмотрели сущность понятия экологическая культура и пришли к выводу, что экологическая культура – понимание личной ответственности человека в отношении окружающей природной среды, поведение и сознательное ограничение материальных потребностей, которые диктуются перспективами развития цивилизации. Нами также были рассмотрены методы и приёмы формирования экологической культуры: побуждение учащихся к пополнению знаний, шаг вперёд, наблюдения, марафоны и др. используя методы и приёмы для формирования экологической культуры, можно создать благоприятную атмосферу, развивать умение рассуждать детей, ценить, любить природу. Именно от этих особенностей и зависит положительный процесс формирования экологической культуры, но перед этим нужно учесть особенности формирования экологической культуры, которые мы рассмотрим в следующей главе.

    1. Особенности формирования экологической культуры младших школьников во внеклассной работе

Для реализации поставленных цели и задач экологического воспитания младших школьников в процессе внеклассной работы, необходима организация и осуществление педагогического процесса, основой которого является создание системы педагогических условий оптимального развития экологической культуры учащихся.

Н.Ф. Виноградова считает, что педагогическим условием эффективного и прогнозируемого развития экологической культуры является проведение диагностической работы, направленной на изучение состояния, уровня экологической воспитанности учащихся младших классов.

Практика показывает, что педагоги не всегда имеют четкое представление о степени сформированности экологического сознания, мышления воспитанников. Успех диагностической работы обусловлен целым комплексом качеств, необходимых педагогу: умением грамотно ставить задачи, отбирать и строить систему методов оценки, осуществлять процедуру педагогической диагностики, обрабатывать и анализировать результаты и др. [6, с. 20].


Систематическая диагностическая работа способствует изучению экологической культуры личности младшего школьника, как в целом, так и в сравнительном плане отношений ребенка к экологическим ситуациям, проблемам, новым знаниям.

Ведущими методами диагностики сформированности экологической культуры у детей младшего школьного возраста является наблюдение, анкетирование, метод неоконченных предложений. Использование этих методов нацелено на выявление знаний воспитанников об окружающей природе и природоохранных действиях, ценностях личности и ее готовности к участию в воспитательной деятельности.

Самым главным методом оценки в младшем школьном возрасте является наблюдение. Наблюдая детей в общении, деятельности, игре, педагог видит индивидуальный рост каждого ребенка в сфере природы и ее охраны, отслеживает приобретение им новых знаний, умений и навыков, совершенствование черт характера в экологическом направлении, корректирует на этой основе свою деятельность по формированию экологической культуры. Педагогическая цель предполагает соответствующую деятельность, т.е. воздействие на процесс формирования личности и соответствующие изменения в этом процессе.

Принципиально отметить, что поставить педагогическую цель означает определить те изменения в личности воспитуемого, которых хочет достичь педагог. Смысл целеполагания в воспитательном процессе в том, чтобы направить его на индивидуальные цели педагога, воспитанников, которые всегда есть, даже в том случае, если эти цели не осознаны.

В качестве реальных источников педагогического целеполагания выступают:

1) запрос общества как его потребность в определенном характере воспитания, выражающийся в объективных тенденциях развития общества и в сознательно выражаемых образовательных запросах граждан;

2) ребенок, субъект детства как особой социальной реальности, имеющей самостоятельную ценность;

3) педагог как носитель человеческой сущности, как особый общественный субъект, наиболее эффективно реализующий «сущностную способность к созиданию другого» [24, с. 107].

Важным является умение отбирать систему средств для решения задач, поставленных в процессе целеполагания. Это умение, в первую очередь, определяется способностью соотносить поставленные цели и задачи развития экологической культуры младших школьников с имеющимися в распоряжении учителя средствами педагогической деятельности. Успешности деятельности также способствует развитие навыков отбора содержания воспитания, планирования этапов работы, подбора оптимальных методов, приемов, технологий, способствующих формированию экологической культуры учащихся младшего школьного возраста и соответствие (адекватность) используемых содержания, средств и методов обучения цели и задачам формирования экологической культуры.


Необходимым условием для формирования экологической культуры младших школьников, так же является включение младших школьников в практическую деятельность по преобразованию природного окружения в соответствии с возрастными и личностными особенностями на постоянной систематической основе. Организация целенаправленного долгосрочного практического участия ребенка в охране природы, которое предполагает его сознательные экологические действия, выступает основой экологического развития личности, формирования индивидуальных экологических ценностей.

Исследователями доказано, чтобы при выявлении склонностей и способностей ребенка, надо обладать опытом самых разных взаимодействий с самыми разными объектами мира. Справедлива в этой связи мысль В.Б. Тугова: «Опыт убеждает, что лозунги, лекции и даже самые хорошие книги и фильмы недостаточны для формирования активного экологического сознания. Они необходимы, но одного этого мало. Нельзя пойти в библиотеку, начитаться умных учебников и сказать: «Теперь с экологическим сознанием у меня все в порядке... Сознание формируется в процессе деятельности» [10, с. 38].

Следует учитывать, что организация практической деятельности в младшем школьном возрасте имеет свои особенности: детей надо научить, что и как делать.

Включение учеников в различные виды природоохранной деятельности протекает в рамках системного подхода в образовании и воспитании. Так, познавательная деятельность является инвариантной стороной любой деятельности; усвоение учениками тех или иных знаний (познание) осуществляется в процессе общения с учителем и т.п. Поэтому организация субъект - субъектных отношений между учащимися и педагогическими кадрами при проведении природоохранной деятельности, широкое взаимодействие с родителями учащихся является важным педагогическим условием эффективного формирования экологической культуры младших школьников во внеклассной работе. Осознание специфики каждого вида деятельности и их взаимосвязи позволяет учителю более эффективно осуществлять экологическое воспитание учащихся начальных классов. [25].

Успешность формирования экологической культуры во многом обусловлена единством учебной и внеклассной работы с организацией рефлексивной деятельности.

Усиление опытно-экспериментальной работы созданием ситуаций успеха по каждому виду деятельности – одно из важных педагогических условий эффективного формирования экологической культуры младших школьников. Отличительной чертой младших школьников является недостаточное развитие воли: ребенок еще не умеет концентрироваться на достижении поставленной цели, целеустремленно преодолевать трудности и препятствия. В случае неудачи он может потерять веру в свои силы и возможности. Поэтому в педагогической деятельности чрезвычайно важным является умение учителя создать ситуацию успеха для каждого ученика, помочь ребенку преодолеть сомнение, напряжение в сложных ситуациях, неуверенность в собственных силах и т.п. [23].