Файл: I. теоретические основы формирования проблемы экологической культуры у младших школьников во внеклассной работе.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 25.10.2023
Просмотров: 4291
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Еще одним методом воспитания экологической культуры является проект. Апробация методов проекта в современных условиях показывает, что с его использованием эффективность процесса воспитания (в нашем случае экологической культуры) возрастает. Он позволяет реализовать ряд важнейших теоретических положений концепции экологического воспитания, открывает новые возможности в программировании воспитательного процесса.
В Российской педагогической энциклопедии метод проектов определяется как система обучения, при которой учащиеся приобретают знания и умения в процессе планирования и выполнения постепенно усложняющихся практических заданий -проектов.
Отличительные черты проектного метода:
1. Основной принцип проектного метода гласит, что исходным пунктом обучения должны служить детские интересы сегодняшнего дня...
2. Школьные проекты представляют собой как бы копии различных сторон хозяйственной жизни страны, чем обуславливается служебное подчинение или так называемых школьных предметов.
3. Громадное педагогическое значение имеет место, отводимое принципу самодеятельности, и от всего сердца производимой работы ученика. Внимание детей все время держится напряженным, от них требуется постоянная активная работа, они должны сами себе наметить программу занятий и интенсивно ее выполнять для того, чтобы, успешно проработав одно задание, приниматься за другое...
4. Проект есть слияние теории и практики, он заключает в себе не только постановку определенной умственной задачи, но и практически выполнение ее.
Далее проанализируем опыт Бурчегановой О.А учителя начальных классов «Средняя общеобразовательная школа п. Белоярский Новобурасского района Саратовской области». Бурчеганова О.А считает - что важной проблемой современного общества и школы в частности является проблема повышения экологической культуры у школьников. Поэтому как никогда актуальна работа, по формированию экологической грамотности уже начиная с младшего школьного возраста.
Педагог повествует, что если определять степень новизны ее педагогического опыта, то по определенной классификации, это “третий уровень творчества”, который предполагает адаптацию к конкретным условиям уже известных методов и средств. Опыт формировался на основе взаимосвязи урочной и внеурочной деятельности, дополняемой участием ее учащихся в работе школьного научного общества.
Опыта педагога заключается не в формировании принципиально новых технологий и приемов, а в применении уже ранее известного в условиях малого города.
На основе изучения опыта своих коллег, у нее сложилась своя система по формированию эко культуры младших школьников. В определенном смысле – это совокупное творчество учителей разного возраста и специализации, но объединенных желанием привить любовь к природе и воспитать экологически культурную личность.
Острота современных экологических проблем в нашей стране не уменьшается. Как следствие этого возрастает значимость и необходимость экологического воспитания каждого члена общества, начиная с учащихся начальной школы. В описании технологии опыта своей педагогической деятельности считает целесообразным определить цели своей работы.
Конечная цель экологического воспитания - формирование у человека готовности к рациональной деятельности в природе, при которой сохраняется существующее природное равновесие или создаются возможности для его восстановления.
Технологию опыта можно представить через алгоритм поэтапного формирования экологической культуры у школьников:
Подготовительный этап. Определяются цели, обязательный минимум содержания экологического образования;
Выбрана программа преподавания окружающего мира. (А.А. Плешаков, программа “Зеленый дом”);
Урочные занятия дополняются занятиями экологического кружка.
Этап внедрения технологии.
Разработана система работы по формированию экологической культуры у школьников. Основными видами урочных и кружковых занятий являются: учебные занятия, игры, занятия с использованием видеоматериалов, экскурсии (в природу, виртуальные) и др.;
Создаются условия для вовлечения детей в совместную деятельность, путем применения разнообразных форм познавательной деятельности: фронтальной, групповой, коллективной, индивидуальной;
Этап совершенствования.
Организация системной работы;
Содержательное расширение практической деятельности;
Презентация результатов на уроках, кружковых занятиях, экологических мероприятиях;
Участие в экологических конкурсах различного уровня.
Мониторинг эффективности технологии.
Проведение мониторинга:
Сформированной у учеников системы знаний;
Осознанного ценностного отношения школьников к природе.
Работа по экологическому образованию ведется на уроках. Урок как форма обучения существует более 300 лет и попытка замены урока другими организационными формами пока остается на уровне эксперимента. Изучение экологии ведется на уроках окружающего мира (“Окружающий мир” по программе А.А. Плешакова “Зеленый дом”).
Здесь на доступном учащимся уровне рассматриваются связи между живой и неживой природой, между различными компонентами живой природы, между природой и человеком. Постоянное внимание учителя к раскрытию экологических связей значительно повышает интерес учащихся к предмету. Изучение этих взаимосвязей способствует повышению экологической культуры школьников, воспитанию ответственного отношения к природе. Без знания экологических связей трудно представить возможные последствия вмешательства человека в природные процессы. Без этого невозможно полноценное экологическое воспитание школьников.
Несмотря на то, что формирование экологической культуры происходит в основном на уроках окружающего мира, эту работу можно продолжать практически на любом другом учебном предмете курса начальной школы:
дисциплины математического цикла создают условия для развития умений количественной оценки состояния природных объектов и явлений. Текстовые задачи природоведческого характера дают возможность для раскрытия вопросов о среде обитания, заботы о ней.
Предметы эстетического цикла (литературное чтение, ИЗО и художественный труд) способствуют развитию ценностных ориентаций, оценочных суждений, общению с природой и грамотному поведению в ней, способствуют развитию эстетических и нравственных отношений, творческой активности и проявления определенного отношения к окружающей природной среде.
На уроках русского языка работу по формированию экологической культуры провожу на основе специально подобранных текстов природоведческого характера.
Процесс формирования экологической культуры не исчерпывается экологическим образованием. Экологическое воспитание и экологическое образование – два взаимосвязанных, самоценных, но не самодостаточных процесса. Если стержнем образовательных программ является определенный круг знаний, умений и навыков учащихся, то стержнем программ экологического воспитания – становление нравственно-экологической позиции личности, ее взаимодействие с окружающей средой.
Таким образом, Ольга Анатольевна в своей работе исследует следующие направления работы:
Познавательное направление работы, (дидактические игры, беседы, заочные путешествия, викторины).
Познавательно-развлекательное направление работы (праздники, утренники, устные журналы, экологические игры, игры-путешествия).
Практическое направление работы, (посадка деревьев и кустарников, озеленение класса, подкормка птиц).
Исследовательское направление (экскурсии, наблюдения, опыты).
Работа по данным направлениям может быть реализована при проведении внеклассной воспитательной работы, в рамках экологического кружка. На занятиях кружка я использую следующие формы работы:
наблюдение объектов живой и неживой природы (является основной формой работы с учащимися начальных классов);
экскурсии в природу;
беседы, доклады, сообщения;
выпуски стенгазет;
экологические игры;
праздники;
исследовательские проекты.
На основании вышеизложенного, можно сделать вывод, что воспитание экологической культуры реализуется не через эпизодические мероприятия, а через систему занятий, внеклассных мероприятий, коллективных творческих дел и индивидуальной работы . Система достаточно технологична, легко применима в условиях любого образовательного учреждения. Особая ее ценность состоит в том, что она охватывает большинство учащихся. Причем достигается не только пассивное участие школьников в различных мероприятиях, а активная творческая работа, направленная на достижение пусть и небольшого, но конкретного и значимого результата.
2.2. Опытно-педагогическая деятельность по формированию экологической культуры у младших школьников во внеклассной работе
Практическое исследование по теме работы «Педагогические условия формирования основ экологической культуры в процессе организации и проведении внеклассной работы», было проведено в период с 26.04.2021г. по 22.05.2021г. Базой исследования стала МБОУ СОШ №16 г. Батайск Ростовской области, в 3-ем классе. Школа обеспечивает начальное общее, основное общее и среднее общее образование обучающихся.
В классе, в котором проводилось исследование, в составе 21 человек. Все дети практически одного возраста. В классе 11 девочек и 10 мальчиков. Из беседы с учителем Мухиной М.А, было выяснено, что уровень знаний класса средний. Есть ученики с ярко выраженным интеллектуальным потенциалом. Некоторые испытывают трудности в учении, так как невнимательны и часто отвлекаются, есть те, кто часто невнимательно выполняют задания. По оценке учителя, знания у учеников, об основах экологической культуры недостаточно сформированы, и на это стоит обратить внимание.
Опытно-педагогическая работа по формированию экологической культуры у младших школьников во внеклассной работе проходила в три этапа:
1 этап – начальный. Целью этого этапа являлось выявление уровня сформированности экологической культуры младших школьников путем проведения диагностики.
2 этап – основной. Специфика работы заключалась в разработке и реализации на практике заданий, направленных на развитие формирования экологической культуры у младших школьников в процессе проведения внеклассной работы.
3 этап – заключительный. Повторное проведение диагностики и сравнительный анализ полученных результатов.
Диагностика, проведенная на начальном этапе исследования для выявления исходного уровня сформированности экологической культуры младших школьников, была проведена на базе 3 «В» класса. Ученикам были предложены задания с открытой формой ответа. При анализе и обработке ответов учеников мы пользовались таблицами 1-3. Выявление уровня развития экологической культуры младших школьников мы проводили с помощью диагностики. При выборе оценочных критериев, показателей и диагностических заданий мы опирались на диагностические методики в системе экологического образования Л. В. Моисеевой [28].
Мы выделили три уровня сформированности экологической культуры: высокий, средний и низкий, а так же выбраны показатели ЭК, такие как – экологические знания, культура чувств, и экологические знания, выраженные в поступках, В соответствии с этим, по 3 уровням были описаны показатели экологической культуры . см. табл. 2.1. (Приложение 1)
Для определения уровня экологической культуры нами были обозначены рамки в балльной системе оценивания. Из таблицы с диагностическими заданиями см. табл. 2.2 (Приложение 2) видно, что каждый вопрос предполагает 3 эталона ответов, которые в свою очередь определяют уровень сформированности того или иного показателя см. табл. 2. 1.(Приложение 1)
Соответственно: если ответ ученика соответствует 1 варианту эталона ответа, ему начисляется 3 балла, что соответствует высокому уровню; если ответ соответствует 2 варианту эталона ответа, начисляется 2 балла, что свидетельствует о среднем уровне; если ответ ученика соответствует 3 варианту эталона ответа, начисляется 1 балл, что говорит о низком уровне. В обобщенном и структурированном виде, эти данные представлены в таблице см. табл 3. (Приложение 3)