Файл: I. теоретические основы формирования проблемы экологической культуры у младших школьников во внеклассной работе.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 4293

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


В эпоху технологического прогресса, быстрого развития инновационных технологий необходимо их активно применять как формирующее экологическую культуру средство, которое поможет повысить эффективность внеклассной работы, детально изучить вопросы экологического характера. В младшем возрасте дети лучше воспринимают объекты и процессы, которые они могут наблюдать, ощущать. Благодаря использованию ИКТ ( информационные и коммуникационные технологии) можно значительно расширить круг изучения тем экологической направленности, продемонстрировать детям последствия не соблюдения экологических норм или возможности изменения экологической ситуации на планете благодаря повышению экологической культуры в глобальных масштабах. Но, не смотря на все плюсы использования ИКТ, ни в коем случае нельзя забывать о том, что эти технологии лишь средство и не смогут заменить опыт приобретённый ребёнком в процессе исследования природных объектов.

В связи с этим, во внеклассной работе будет обоснованно использование метода «образования в природе». Этот метод заключается в изучении детьми природных явлений и объектов не только «по книжкам», но и в реальных условиях: на экскурсиях, в проведении опытов и экспериментов и т.д. Подобная наглядность и возможность прочувствовать суть и важность изучаемых процессов в природе в значительной степени повышает интерес учащихся к экологическим проблемам.

Для формирования экологической культуры младших школьников также не стоит забывать о проектной деятельности. Проектный метод способствует развитию интеллектуальных возможностей, волевых качеств и способностей. Проекты являются средством интеграции, дифференциации и гуманизации образования, значимым фактором формирования экологической культуры учащихся. Проектная деятельность помогает, очевидно соединить теоретические идеи с жизнью, требуют гражданской активности, нравственного выбора, формируют мотивацию. Чрезвычайно ценным будет участие в проектной деятельности родителей, которые получат возможность вместе с детьми освоить нормы осознанного отношения к природе и перенести экологические идеи в контент семейного воспитания. [9, с. 14]

Формирование экологической культуры должно проходить в комфортной для ребёнка среде. На формирование образовательной среды оказывает влияние много факторов: и выбранная учебным учреждением концепция обучения, и особенности детско-взрослого общения, и коммуникативная сфера, и организация жизненного пространства.


В условиях эколого-развивающей образовательной среды для учителя становится актуальной новая функция - воспитание личности с новым экологическим типом мышления, владеющей мировоззренческими экологическими понятиями, имеющей положительный опыт экологически оправданного поведения в природе. В силу этого работу, направленную на развитие экологического мировоззрения учителю «необходимо начинать с себя. Если же он находится в постоянном стрессе, его физическая активность минимальна, он неизбежно передает свое состояние и детям». Приоритетность задач выживания никогда не даст возможность стать актуальными задачам развития, внеклассная работа по формированию экологической культуры будет рассматриваться только как обременение[18].

Педагог И.Д. Зверев писал, что, для того чтобы разобраться в системе образования необходимо всесторонне изучить проблему учительства. «Задавленный огромным количеством уроков, бесчисленными циркулярами, безденежьем, учитель, по его многочисленным утверждениям, нуждается в защите». Жестоко что-либо требовать от людей, предварительно не предоставив им возможности выполнить требуемое. Ощущение психологического дискомфорта, как со стороны учителя, так и со стороны школьников - это непреодолимое препятствие на пути формирования личностно и эколого-развивающей образовательной среды. [11, с. 97].

Мы познакомились с некоторыми особенностями формирования экологической культуры во внеклассной работе и пришли к выводу, что для эффективного и прогнозируемого развития экологической культуры, важным является проведение диагностической работы и в первую очередь наблюдение. Важным на наш взгляд условием формирования экологической культуры младших школьников является включение обучающихся в практическую деятельность по преобразованию природного окружения в соответствии с возрастными и личностными особенностями на постоянной систематической основе. Мы выяснили, что только комплексное использование всех доступных форм и средств внеклассной работы (ИКТ, «образование в природе», проектная деятельность, пропаганда эстетической ценности природы, беседы, рассказы, читательские конференции и др.) способствуют полноценному развитию у детей экологического мышления, осознанию преимуществ экологически целесообразного поведения, развитию экологического мировоззрения, а в итоге формированию экологической культуры.



На основании изученного мы сделали вывод, что экологически – культурная личность – результат эффективного экологического образования в комфортной для участников образовательного процесса эколого – развивающей среде.

Изучив теоретический материал по данной проблеме, мы познакомились с сущностью понятий «экология», «экологическая культура», «культура», «внеклассная работа» и их целями и принципами. Мы рассмотрели методы и приёмы формирования экологической культуры у младших школьников, исходя, из этого поняли что, используя эти методы и приёмы можно создать благоприятную атмосферу, развивать умение рассуждать детей, ценить, любить природу.

В следующей главе нами будет представлены опыт педагогов – практиков по данной проблеме, а также проведенная нами опытно-педагогическая деятельность по формированию экологической культуры у младших школьников во внеклассной работе.



ГЛАВА II. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ОСНОВ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

2.1 Изучение опыта педагогов-практиков по формированию экологической культуры у младших школьников во внеклассной работе

Изучив теоретические основы проблемы нашего исследования, мы понимаем значимость опыта педагогов-практиков и рассмотрим его в этом параграфе.

Проанализируем опыт Дроздовой Л.В учителя начальных классов МОУ СОШ №1, Забайкальского края, пгт. Дарасун.

Дроздова Л.В считает, что основной задачей первой ступени формирования экологической культуры у детей младшего школьного возраста - пробуждать и развивать чувство ребенка, знакомить с окружающим миром через чувственно - эмоционального восприятия, способствует освоению элементарных практических навыков и правила поведения во время прогулок и экскурсий. [9]

На протяжении нескольких лет преподавания в школе где работает Дроздова Л.В накоплен некоторый опыт. Экологическое воспитание учащихся реализуется в рамках программы системы "Чистая Земля XXI век". Эта программа имеет три ступени способствует возрастным особенностям детей, и предполагает использование новых и уже апробированных отечественных и зарубежных специалистов педагогических методов и приемов совокупность в определенной системе дают высокий воспитательный эффект. Краеведо - туристическая деятельность младших школьников является организуется в течение всего учебного года по сезонам циклам форме эколога - краеведческих игр- экспедиций: "Айболит"- 1 класс, "Разведчики природы" -, 2 -3 классы, "Светлячки" - 4 класс.

"Айболята" знакомится со своим ближайшим окружением: школы, школьным двором, пришкольным участком, учатся вести наблюдение за живой и неживой природы в разное время года.

Задача втором этапе - создание образовательной среды позволяющий освоить определенный объем информации по краеведению, экологии, наука о земле, овладеть простыми приемами художественного творчества, приобрести навыки межличностного общения; освоить некоторые, то есть навыки.

Главное лаборатории по изучению природы для "Разведчиков природы" становится парк, водоем, лес, луг. Дети узнают о взаимосвязи между растениями и животными, между животные в лесу, на лугу, водоема; о приспособлении живых организмов к окружающей среде и о влиянии неживой природы на живой организм.


Образовательное пространство "Светлячков" еще более расширяется. Это позволяет младших школьников развивать свои представления о природных сообществах, как совокупность совместно обитающих и находящихся в тесной взаимосвязи организмов. Знакомство с экологическими законами является основой представление о природное равновесие и роли человека в его сохранении.

Задача третей ступени заключается в том, чтобы помочь детям на основе расширяющихся и углубляющихся знания формировать восприятие мира как единого целого, как системы, в которой взаимодействия все объекты, осознать роль человек как сына природы ее главной преобразующей силы, способствует формированию понимание того , что усилие каждого человека значимы для микро - и макросоциальных процессов, научить выражать свое отношение изучаемой природной системе через изобразительно и практическую деятельность.

Таким образом Лариса Владимировна в своей работе применяет следующие методы и средства по воспитанию культуры младших школьников. В качестве средства воспитания носителей новой культуры взаимоотношений с природой, людьми и самим собой предлагается экологизированная туристко- краеведческая деятельность. В современной воспитательно-образовательной системе туристко-краеведческая деятельность учащихся рассматривается как эффектное средство. позволяющее решать в комплексе образовательные, воспитательные и оздоровительные задачи, развивая ребенка в целом интеллектуально, нравственно, физически, эмоционально.

Близость туристко-краеведческой деятельности к учебной заключается в том, что овладение знаниями происходит в процессе проведения специально-организованных занятий. Главное же их отличие в процессе туристко- краеведческой деятельности познавать окружающий мир целостно, а не по предметно, ставить комплекс воспитательно - образовательных задач, решение которых способствует воздействию на все сферы личности ребенка, и интегрировать все стороны воспитания. Занимаясь туризмом и краеведением, дети удовлетворяют свою потребность в физической активности, получают возможность знакомиться с предметами и явлениями окружающего мира непосредственно в природе, где моно не только увидеть, но и потрогать, понюхать, попробовать на вкус, удовлетворяют потребность в общении и сотрудничестве со сверстниками, в самоутверждении и положительной самооценке.