Файл: Урок алгебры в 11 классе по теме Предел функции в точке. Производная функции в точке. Геометрический и физический смысл производной..doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 25.10.2023
Просмотров: 110
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Теорема 3. Производную частного двух дифференцируемых функций можно найти по формуле:
, где
Доказательство (доказательство проводится совместно учителем и учениками) :
Есть функции u(x) и v(x); и
Нужно доказать, что .
Пусть .
Умножим обе части равенства на v(x) и найдем производную от обеих частей равенства.
Получим или .
Но . Тогда
или .
Мы доказали, что .
Задача 3: Найти производную функции
Решение:
;
Задача 4: Доказать, что
Доказательство:
Задача 5: Доказать, что (самостоятельно)
Рассмотреть таблицу производных.
Производная сложной функции
Сложная функция это функция от функции. Следовательно, можно дать следующее определение сложной функции:
Определение: Функция вида y = f ( g (x) ) называется сложной функцией, составленной из функций f u g, или суперпозицией функций f и g.
Пример: Функция у =ln(cos x) есть сложная функция, составленная из функций
у = lnuи u = cos x .
Поэтому сложную функцию часто пишут в виде
y = f(u), где u = g(x).
Внешняя функция Промежуточная функция
При этом аргумент х называют
независимой переменной, а u - промежуточным аргументом.
Вернемся к примеру. Производную каждой из этих функций мы можем вычислить, используя таблицу производных.
Как же вычислить производную сложной функции?
Ответ на этот вопрос дает следующая теорема.
Теорема: Если функция u = g(x) дифференцируема в некоторой точке х0, а функция y=f(u) дифференцируема в точке u0 = g(x0), то сложная функция у=f(g(x)) дифференцируема в данной точке x0.
При этом или ,
т.е. производная от у по переменной х равна производной от у по переменной и, умноженной на производную о т и по переменной х.
Правило:
-
Чтобы найти производную сложной функции, надо ее правильно прочитать; -
Чтобы правильно прочитать функцию, надо определить в ней порядок действий; -
Функцию читаем в обратном порядку действий направлении; -
Производную находим по ходу чтения функции.
А теперь разберем это на примере:
Пример 1: Функция у =ln (cos x) получается последовательным выполнением двух операций: взятия косинуса угла х и нахождения от этого числа натурального логарифма:
.
Функция читается так: логарифмическая функция от тригонометрической функции.
Продифференцируем функцию: у = ln( cos x)=lnu, u=cosx.
.
На практике такое дифференцирование производится гораздо короче и проще, во всяком случае, без введения записи и.
Искусство дифференцирования сложной функции заключается в умении видеть в момент дифференцирования только одну функцию (именно - дифференцируемую в данный момент), не замечая пока другие, откладывая их видение до момента дифференцирования.
Будем использовать при дифференцировании дополненную таблицу производных.
.
Пример 2: Найти производную функции у = (x3 - 5х + 7)9.
Решение: Обозначив в «уме» u = х3 – 5x +7, получим у = u9. Найдем:
и
По формуле имеем
-
Применение на практике полученных знаний.
Найти производные следующих функций.
1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 +
11 12 13 14. ;
15.
.
При решении активизирую внимание класса путем рецензирования, исправления и дополнения ответов. Также даю возможность задавать вопросы преподавателю и отвечающим, что позволяет вовлекать большее число учеников в проверку знаний и способствует активному повторению материала.
-
Контроль знаний.
1 вариант | 2 вариант |
1. | = ′ |
| 2. |
′ | ′ |
4 * ′ | 4* = ′ |
5* = ′ | 5* ′ |
6. Итоги урока.
Вопросы для самопроверки:
1) Верно ли, что:
а) если функции f(x) и g(x) дифференцируемы в точке , то в этой точке дифференцируема и функция ?
б) если функция f(x)=v(x)+u(x) дифференцируема в точке ,то функции u(x) и v(x) тоже дифференцируемы в этой точке.
2) Чему равна производная функции f(x) в точке , если, и функции u(x) и v(x) дифференцируемы в этой точке?
3) Чему равна производная функции f(x) в точке , если и функции u(x) и v(x) дифференцируемы в этой точке?
Отметить учащихся, активно работавших на уроке.
-
Рефлексия. Домашнее задание.
Выучить п.___________решить №___________________
Урок по теме: « Уравнение касательной к кривой»
Цели:
• Отработать умения и навыки вычисления производной функции, нахождение производной функции в точке; вырабатывать у обучающихся умения и навыки в составлении уравнения касательной к графику функции в точке;
• развивать внимание, зрительную память, логическое и образное мышление, познавательный интерес, активность учащихся на уроках;
• воспитывать аккуратность, прививать интерес к предмету, воспитывать познавательную активность, самостоятельность.
Ход урока.
-
Тема сегодняшнего урока: «Уравнение касательной к графику функции». Откройте тетради, запишите число и тему урока.
Пусть следующие слова станут девизом сегодняшнего урока.-
Плохих идей не бывает. Мыслите творчески. Рискуйте . Не критикуйте
-
Чтобы настроиться на урок повторим ранее изученный материал.
-
Актуализация опорных знаний. Проверка д/з.
На предыдущих уроках мы с вами находили производные различных функций. Какими формулами мы пользовались? (Формулами производной …)
Какие правила необходимо еще знать для нахождения производной функций? (Правила дифференцирования)
Сегодня мы применим наши знания и умения для того, чтобы больше узнать о производной и о других интересных фактах из истории математики.
Игра «Домино»
В комплекте «Домино» 20 карточек. Пары перемешивают свои карточки, делят пополам и начинают раскладывать домино с карточки. Если не все карточки разложены, значит, вы где - то допустили ошибку, и её нужно найти