Файл: Предмет истории отечественного государства и права.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 25.10.2023
Просмотров: 187
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
Методы исследования истории отечественного государства и права
Периодизация истории отечественного государства и права
Историография истории государства и права.
Возникновение государственности у восточных славян.
Образование Древнерусского феодального государства
Общественный строй Древней Руси
Государственный строй Древней Руси
Древнерусское феодальное право
Особенности феодальной раздробленности Руси
Тема 4. Сословно-представительная монархия в России (середина XVI -середина XVII вв.)
Виды наказания: смертная казнь и продажа (денежный штраф). Смертная казнь была установлена за перевеет (измену), кражу из Кремля, конокрадство, поджог и за кражу, совершенную в третий раз.
Вторым видом наказания по Псковской грамоте была продажа (денежный штраф). Она не превышала 2 рублей. Продажа, как и в Русской Правде, назначалась за большинство преступлений. Кроме продажи, поступавшей в пользу князя и посадника, подсудимый должен был платить денежное вознаграждение потерпевшему или его родственникам. Если осужденный не мог уплатить причитающегося с него денежного вознаграждения, он выдавался ему головой, для отработки долга. Но отработать крупную сумму было нелегко, и такой должник вместе со своей семьей попадал в пожизненную кабалу.
Судопроизводство
Процесс в Пскове, как и в Киевской государстве, носил состязательный характер. Стороны в процессе назывались сутяжниками. Широкое участие принимали представители городской общины.
Псковская грамота упоминает следующие виды доказательств:
1. Собственное признание.
2. Свидетельские показания.
3. Письменные документы (доски, записи с официально заверенными доказательствами).
4. Поличное (обнаружение у вора краденой вещи).
5. Рота (присяга).
6. Судебный поединок (поле).
Судная грамота в отличие от Русской Правды указывает на такой вид доказательства, как собственное признание. Судная грамота различает две категории свидетелей: «суседей», т.е. тех кто проживал в непосредственной близости к истцу или ответчику, и «сторонних людей», которые хотя и не проживали вместе с истцом или ответчиком, но знали о том или ином факте.
В отличие от Русской Правды послухами теперь считаются только очевидцы. Присяга как судебное доказательство применялось в тех случаях, когда стороны не могли представить суду других, более веских доказательств, например, свидетельских показаний, письменных документов и т.д. Выбор этого вида доказательства принадлежал ответчику. Псковская грамота предусматривает вынесение судебных решений только в письменной форме. Они назывались «судницей» и «бессудной грамотой». Судница, или судная грамота, представляла собой приговор или решение суда. Бессудная грамота – приговор или решение суда, вынесенное в том случае, когда ответчик не явился в суд.
Военный фактор объединения Русского государства
Отнюдь не случайно военная централизация была достигнута гораздо раньше, чем политическая или экономическая, - уже при Иване III. В это время вассальные владетели полновластно хозяйничали внутри своих уделов, но военные контингенты они были обязаны выставлять великому князю по первому зову, и на практике великорусское войско было единым уже в начале XV в. Таким образом, военная централизация почти на сто лет опередила завершение политической. Фактором, ускорившим централизацию Русского государства, явилась угроза внешнего нападения, заставлявшая сплачиваться русские земли перед лицом общего врага [3, с. 98-99].
Необходимо подчеркнуть, что внешний фактор сыграл именно роль ускорителя при образовании централизованного государства. Сам по себе без экономической и социальной основы, он не смог бы вызвать объединение русских земель.
Экономические предпосылки
С экономической централизацией дело обстоит сложнее. К концу XV в. хозяйственные связи между русскими землями зашли уже так далеко, что непременно требовалось слить их в единое государство. Всероссийский рынок, образовавшийся в XVII-XIX вв., сплачивал уже созданное государство, порожденное необходимостью борьбы.
К концу XIII – началу XIV вв. Русь несколько оправилась от разорения, сопровождавшего татарское завоевание. Наряду с развитием сельского хозяйства происходит дальнейшее разделение труда между земледелием и ремеслом и отделение последнего от сельского хозяйства.
На базе обмена создаются местные рынки, экономические связи внутри отдельных русских земель усиливаются. Появляются экономические связи в масштабе всей Руси, устанавливается единая денежная система и товарообмен [3, с. 97].
Так, Новгород издавна нуждался в привозном хлебе из Ростово-Суздальской земли. Москва и другие города все более становились потребителями самых разнообразных привозных продуктов.
Укрепление экономических связей объективно требовало и политического объединения русских земель. В этом были заинтересованы широкие круги русского общества и в первую очередь дворянство, а также купцы и ремесленники. Объединению различных слоев господствующего класса способствовало усиление классового сопротивления феодальному гнету со стороны крестьянства и трудящегося населения городов.
Указанные предпосылки социально-экономического развития и классовая борьба играли ведущую роль в деле государственного объединения Руси. Однако само по себе экономическое и социальное развитие вряд ли могло привести к образованию централизованного государства.
Хотя экономические связи в данный период и достигли существенного развития, они все же не являлись достаточно глубокими и сильными, чтобы связать воедино всю страну.
Политические предпосылки
Основа могущества Москвы была заложена при сыне Даниила Иване Калите (1325-1340 гг.), который сумел получить татарский ярлык на великое княжение, приобрел право собирать дань для татар почти со всех русских княжеств [3, с. 99-100].
В правление Ивана Калиты (Ивана I). В 1328 г. митрополичий престол был перенесен из Владимира в Москву, которая с этого времени сделалась центром русского православия и “святым городом” [3, с. 99-100]. Во всех последующих усобицах по поводу великокняжеского звания церковь верно поддерживала притязания Москвы, а та в благодарность жаловала ей крупные земельные владения, пользовавшиеся закрепленными в особых грамотах иммунитетами.
При Иване III (1462-1505 гг.) объединенные русские земли вступили в завершающую стадию. К Московскому княжеству присоединился Новгород Великий (1478 г.), Тверское Княжество (1485 г.), Чернигово-северная земля. В 1480 г. после известного “стояния на Угре” Русь окончательно освободилась от татарского ига. Процесс объединения русских земель был завершен в начале XVI в.[3, с.100].
Выделившись в период раздробленности своим политическим чутьем и дальновидностью, московские князья положили начало политике объединения русских земель, активных территориальных приобретений. Особый успех здесь выпал на период правления Ивана III (1462-1505 гг.) и первые годы княжения Василия III (1505-1533 гг.), когда было покончено с татаро-монгольским игом и русские земли объединились под властью Москвы. С 430 тысяч до 2800 тысяч квадратных километров выросла территория. Впервые по этим просторам зазвучало слово “Россия”.
Конечно, самолюбие удельных князей при этом сильно страдала, но и понимали они, что иначе не выжить. Удержать земли силой княжеской дружины было невозможно, да и накладно. Жизнь подталкивала к утверждению единого управления к Москве второй половины Рязанского княжества (1521 г.), Псков (1510 г.), освободил Смоленск от литовского господства (1514 г.). Русское государство существенно возросло при Иване IV, когда были присоединены громадные земли на Востоке – Среднее и Нижнее Поволжье – и началось освоение Сибири.
Только действия всех указанных факторов обусловили завершение создания Русского централизованного государства в конце XV-начале XVI вв.
Образование централизованного государства включало в себя два взаимосвязанных процесса: формирование единой государственной территории за счет объединения русских земель и установление реальной власти единого монарха на всей этой территорией против внешнего врага, Таким образом, в XVI в. Русь стала одним из крупнейших государств Европы.
Общественный строй
Бояре и княжата составляли экономически господствующую группировку внутри класса феодалов. Средними и мелкими феодами были слуги вольные и дети боярские. Последние несли службу великому князю (не были детьми бояр буквально).
Феодалы обладали правом отъезда, то есть они вправе были выбирать себе сюзерена по своему усмотрению. При наличии в XIV-XV вв. различных княжеств у феодалов были широкие возможности для такого выбора. Отъезжающий вассал не терял своих вотчин. Поэтому случалось, что земли у боярина были в одном княжестве, а служил он в другом, иногда враждующем с первым.
Низшую группу феодалов составляли «слуги под дворским». «Слуги под дворским» существовали как при великокняжеском дворе, так и при дворах удельных князей.
В XV в. в положении феодалов происходят заметные сдвиги [3, с. 101]. Прежде всего, число бояр при московском дворе выросло в четыре раза за счет удельных князей, пришедших на службу московскому великому князю вместе со своими боярами. Княжата оттеснили на второй план старинное московское боярство, хотя московские бояре стояли наравне или даже выше некоторых младших категорий княжат. В связи с этим меняется смысл самого термина «боярин». Если раньше он означал лишь принадлежность к определенной социальной группе – крупным феодалам, то теперь боярство становится придворным чином, который жаловал великий князь (введенные бояре). Этот чин присваивался преимущественно служилым князьям.
Великие князья начинают искать опору в новой группе класса феодалов – дворянстве. Дворяне формировались, прежде всего, из «слуг под дворским» при дворе великого князя, удельных князей и крупных бояр. Дворянство целиком зависело от великого князя, а потому являлась его верной социальной опорой. Дворянство служило в государственном аппарате, надеясь за свою службу получить от князя новые земли, крестьян. Рост значения дворянства шел одновременно с уменьшением влияния боярства.
Крупным феодалом по-прежнему оставалась церковь, экономическая мощь которой растет. Источником ее богатства была собственность на землю. Памятник церковного права «Стоглав» (1551 г.) запретил всем категориям служителей церкви заниматься лихоимством и ростовщичеством, брать проценты под хлеб и деньги «чтобы села не пустели».
Церковные земли освободились от некоторых видов государственного тягла и повинностей. Населявшие их крестьяне были подсудны, а духовенство – нет по всем категориям дел, кроме убийств и разбоев. Духовенство подлежало юрисдикции церковного суда. Исключения составляли лишь дела о государственной измене и та категория дел, которую государь по собственному усмотрению считал наиболее опасной.
Крестьяне - сельское феодально-зависимое население к началу данного периода именовалось сиротами. В XIV в. этот термин постепенно вытеснялся новым – крестьяне (от «христиане»), хотя в XV в. употребляется и древний – смерды. Крестьяне делились на две категории: чернотяглых и владельческих. Владельческие крестьяне жили на землях, принадлежащих помещикам и вотчинникам, чернотяглые – на остальных, не отданных какому-нибудь феодалу. Эта вторая категория земель считалась принадлежащей непосредственно князю. XV век знаменуется прикреплением чернотяглых (или черносошных) крестьян к земле и усиленным закрепощением владельческих крестьян. Прикрепление черносошных крестьян к земле происходило в форме закрепления за определенным княжеством. Осуществлялось это путем договоров между князьями о непринятии на свои земли чужих тяглых людей. Закрепощением являлось прикрепление к определенной вотчине или поместью, то есть к земле и владельцу, лишение крестьянина возможности выбирать себе господина, переходить от одного хозяина к другому.
Организованное закрепощение началось с того, что великие князья особыми грамотами закрепляли за отдельными владельцами определенные группы крестьян. Одним из первых были прикреплены старожильцы – это в основном люди, исстари живущие у того или иного феодала и несшие в его пользу обычные феодальные повинности, а также тягло государству. Они еще пользовались правом перехода от одного господина к другому, все больше ограничивавшимся в XV в.
Старожильцам противопоставлялись новопорядчики (новоприходцы), которые бежали от одних феодалов и приходили в другие вотчины и поместья, феодалы их охотно принимали, заинтересованные в притоке рабочей силы. Следующую группу зависимых людей составляли серебренники – люди, взявшие у феодала «серебро», то есть деньги в долг, и обязанные обрабатывать его. Расплачиваться с такими долгами часто было трудно из-за высоких процентов. Серебренник до уплаты долга не мог уйти от хозяина.
Одной из групп зависимых людей было половники. Они пахали господскую землю на своих лошадях, отдавая половину урожая хозяину. Это были бедные, не имевшие земли.
В конце XV в. появляется еще одна категория зависимых людей – бобыли. Они получали у феодалов жилище, иногда и землю (не тяглую, то есть необлагаемую налогами). Бобыли имелись не только у светских феодалов, но и у церкви. Были даже бобыли, живущие на черных землях. В этом случае они зависели не от господина, а от крестьянской общины. Судебник 1497 г. положил начало всеобщему закрепощению крестьян. Он установил, что крестьяне могли уходить от своих господ в Юрьев день (26 ноября), за неделю до него и неделю после него. При этом крестьянин должен был уплатить определенную сумму – пожилое.