Файл: Тема диссертации Формирование готовности будущих педагогов к организации учебно исследовательской деятельности школьников в историко культурном пространстве региона План глава i..docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 264

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Опираясь на принятые теоретико – методологические основания, мы:

– разработали понятие готовности будущего педагога к исследова – тельской деятельности и модель выпускника вуза в части такой готовно¬сти, которая выполняет функцию конкретизированной цели проектируе¬мой системы подготовки;

– разработали общее содержание междисциплинарной учебной про – граммы путем интеграции содержания базовых учебных курсов, входящих в инвариантный блок учебного плана (педагогика, математика, психоло¬гия, философия, физиология и т.д.) и специализированных авторских кур¬сов «Введение в педагогическое исследование», «Культура научного ис – следования», «Современные методы исследования», «Практикум по реше – нию профессиональных исследовательских задач» и других

– определили методы и организационные формы совместной дея – тельности преподавателей, наставников в образовательных учреждениях и студентов;

– разработали механизмы оценки и самооценки готовности будущих педагогов к исследовательской деятельности.

Экспериментальная апробация разработанной нами теоретической модели системы подготовки будущих учителей к исследовательской дея – тельности показала, что в массе она обеспечивает формирование всех ком – понентов готовности студентов к решению исследовательских задач (ког – нитивного, мотивационного, ориентировочного, технологического) и го – товности в целом на значительно более высоком уровне, чем при традици – онном способе обучения.

Данные, эксперимента позволяют принять нашу гипотезу о том, что успешное формирование готовности будущих учителей, воспитателей к исследовательской деятельности возможно за счёт создания в образова – тельной системе педвуза функциональной подсистемы, построенной на основе принципов деятельностного подхода к образованию, в которой:

– определен комплекс значимых для профессиональной педагогиче – ской деятельности исследовательских задач и для каждой из них опреде – лена ориентировочная основа способа их решения;

– освоение ориентировочной основы способа решения каждой про – фессионально значимой исследовательской задачи входит в содержание интегрированной учебной программы и является подцелью общей цели профессиональной подготовки;

– содержание образования структурировано по предметно – деятельностному принципу и осуществлена междисциплинарная интегра – ция;

– обеспечивается рациональное сочетание традиционных и активи – зирующих формирование готовности студентов к исследовательской дея – тельности форм и методов освоения содержания учебной программы;


– технология обучения предусматривает моделирование исследова – тельской деятельности и использование специальных форм учебной дея – тельности, обеспечивающих перевод предметных знаний в действующий способ решения исследовательских задач;

– в процессе обучения создаются условия для развития самооценки студентов;

– студенты с первых лет обучения включаются в совместную иссле – довательскую деятельность с другими студентами и преподавателями.

Обобщая вышеизложенное, можно констатировать, что сформулиро – ванная в исследовании цель достигнута, поставленные задачи решены.

Тем не менее, мы не претендуем на исчерпывающее решение разра – батываемой проблемы. Как показывают результаты эксперимента, у части студентов не удалось сформировать готовность к решению исследователь – ских задач на удовлетворительном уровне. В наибольшей мере это отно – сится к мотивационному компоненту. Это на наш взгляд объясняется, во – первых, низким исходным уровнем готовности к исследовательской дея – тельности выпускников школы, поступающих в вуз, во – вторых, тем, что формирование мотивационного компонента в значительно большей степе¬ни зависит от неконтролируемых нами внешних факторов, чем формиро¬вание других компонентов готовности. Без формирования мотивационной готовности к педагогической деятельности в целом невозможно сформи – ровать на высоком уровне мотивационную готовность к решению иссле – довательских задач в это й деятельности.
1>


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Абдуллина O.A. Общепедагогическая подготовка учителя в системе высшего педагогического образования. – М.: Просвещение, 1990. – 250 с.

  2. Абдульханова Славская К.А. Деятельность и психология личности. – М: Наука, 1980. – 335с.

  3. Андреев В.И. Педагогика: Учебный курс для творческого саморазви­тия. – 2 – е изд. – Казань: – Центр инновационных технологий, 2000. – 608с.

  4. Анисимов Н.М. Теоретические и экспериментальные основы техноло­гии обучения студентов изобретательской и инновационной деятель­ности: Дис.... д – ра пед. наук. – М., 1999. – 574с.

  5. Анисимов О.С. Методологическая культура педагогической деятель­ности и мышления. – М.: Экономика, 1991. – 415с.

  6. Арсенова С.П. Формирование исследовательских умений студентов в системе их профессиональной подготовки: Дис. ... канд. пед. наук. – М., 1990. – 215с.

  7. Атоян В.Р. Организация научной и инновационной деятельности в ву­зе. – Саратов: Саратовский гос. тех. ун – т, 1996. – 226с.

  8. Аттестация педагогических и руководящих кадров в образовании: Практическое пособие для работников органов управления образова­нием. – М.: Центр социальных и экономических исследований, 1996. – 96с.

  9. Архангельский С. И. Очерки психологии труда. – М.: Просвещение, 1958. – 151с.

  10. Архангельский С.И. Учебный процесс в высшей школе, его законо­мерности и методы: Учебно – методическое пособие. – М.: Высшая школа, 1980. – 368с.

  11. Бабанский Ю.К. Оптимизация учебно – воспитательного процесса: Ме­тодические основы. – М.: Просвещение, 1982. – 192с.

  12. Бабанский Ю.К. Педагогическая наука и развитие творчества учителя. // Бабанский Ю.К. Избр. пед. труды. – М.: Педагогика, 1990. – 558с.

  13. Балашов В.В., Лагунов Г.В. и др. Организация научно – исследова­тельской деятельности студентов в вузах России: Монография. – В 3 – х частях, часть 1. – М.: Государственный университет управления, 2002. – 216с.

  14. Балл Г.А. Теория учебных задач: психолого – педагогический аспект. – М: Педагогика, 1990. – 184с.

  15. Баулин В.П., Пометова, В.М. Управление самостоятельной работой студентов. // Специалист. – 1997. – 4. – С. 15 – 17.

  16. Белкин A.C. Педагогическая ситуация успеха: Учебное пособие для студентов пед. вуза. – М.: Просвещение, 1993. – 158с.

  17. Бережнова Е.В. Методологические условия перехода науки к практике в структуре прикладного педагогического исследования: Автореферат дис... .д – ра пед. наук. – Волгоград, 2003. – 43с.

  18. Берталанфи Л. Общая теория систем: Обзор проблем и результатов. // Системные исследования. – М.: Наука, 1969. – С. 30 – 54.

  19. Беспалько В.П. Педагогика и прогрессивные технологии. – М.: ИПО МО России, 1995. – 336с.

  20. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. – М.: Просве­щение, 1989. – 192с.

  21. Бестужев – Л ада И.В. К школе XXI века: Размышления социолога. – М.: Педагогика, 1988. – 256с.

  22. Бим – Бад Б.М. Педагогические течения в начале двадцатого века: Лек­ции по педагогической антропологии и философии образования. – М.: РОУ, 1994. – 112с.

  23. Блауберг И.В., Садовский В.Н., Юдин Б.Г. Философский принцип системности и системный подход. // Вопросы философии. – 1978. – 8. – С. 39 – 52.

  24. Блауберг И.В., Юдин Э.Г. Становление и сущность системного подхо­да. – М.: Наука, 1973. – 272с.

  25. Богословский В.И. Актуализирующаяся система научно – исследовательской деятельности как условие повышения эффективно­сти подготовки кадров высшей квалификации. // Подготовка специа­листа в области образования: Научно – организационные проблемы подготовки кадров высшей квалификации: Коллективная монография. Вып. IX. – СПб.: РГПУ им. А.И. Герцена, 2000. – С. 65 – 81.

  26. Богословский В.И. Наука в педагогическом университете: Вопросы методологии, теории и практики. (Общая редакция В.И. Богословско­го): Монография. СПб.: Издательство С – Петербургского университе­та, 2000.

  27. Богословский В.И. Теоретические основы научного сопровождения образовательного процесса в педагогическом институте: Автореферат дис.... доктора пед. наук. – С – Петербург, 2000. – 35с.

  28. Богоявленская Д.Б. Интеллектуальная активность как проблема твор­чества. – Ростов – на – Дону: Изд – во Ростовского ун – та, 1983. – 173с.

  29. Бодалев A.A., Рудкович JI.A. О субъективных факторах творческой деятельности человека. // Педагогика. – 1995. – 3. – С. 19 – 23.

  30. Большой энциклопедический словарь: В 2 – х томах. / Гл. ред. A.M. Прохоров. – Сов. Энциклопедия, 1991. Т. 2. – 768с.

  31. Бордовская Н.В., Реан A.A. Педагогика. – СПб.: Питер, 2000. – 304с.

  32. Борисова Н.В. Новые технологии обучения: блиц – игры и нетрадици­онные лекции. – М.: Исследовательский центр проблем качества под­готовки специалистов, 1992. – 59с.

  33. Брушлинский A.B. Системно – деятельностная концепция и теория функциональных систем. // Вопросы психологии. – 1999. – 5. – С. 110­122.

  34. Буравихин В.А. Учитель и общество. //Педагогика. – 1996. – 5. – С. 60 – 63.

  35. Вазина К.Я. Саморазвитие человека и технологическая организация образовательного пространства: Концепция, опыт. – Челябинск: Б.И.,


1997. – 240с.

  1. Введение в научное исследование по педагогике. / Под ред. В.И. Жу­равлёва. – М.: Просвещение, 1998. – 239с.

  2. Вербицкий A.A. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход. – М.: Высшая школа, 1991. – 207с.

  3. Вербицкий A.A. Новая образовательная парадигма и контекстное обу­чение: Монография. – М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 1999. – 75с.

  4. Вербицкий A.A., Бакшаева H.A. Развитие мотивации студентов в кон­текстном обучении: Монография. – М.: Издательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2000. – 200с.

  5. Вербицкий A.A., Костикова М.Н., Ярошенко и др. Состояние пробле­мы и стратегия развития педагогического образования. / Под ред. А.А Вербицкого, М.Н. Костиковой. – М.: Издательский центр проблем ка­чества подготовки специалистов, 1996. – 210с.

  6. Вишнякова С.М. Профессиональное образование: Словарь. Ключевые понятия, термины, актуальная лексика. – М.: НМЦ СПО, 1999. – 538с.

  7. Водопьянова Е.В. Технология научной деятельности как объект соци­ально – философского анализа: Дис.... д – ра филос. наук. – М., 1997. – 332 с.

  8. Выготский JI.C. Собрание сочинений: В 6 Т. – М.: Педагогика, 1983. – Т. 3: Проблемы развития высших психических функций. – 368с.

  9. Выготский JI.C. Педагогическая психология. – М.: Педагогика, 1991. – 479с.

  10. Габрусевич С.А., Зорин Г.А. От деловой игры – к профессиональному творчеству: Учебно – метод, пособие. – Минск: Изд – во «Университет­ское», 1980. – 123с.

  11. Гальперин A.M. Диагностика состояния мотивации познавательной деятельности студентов. – Минск: Изд – во «Университетское», 1989. – 251с.

  12. Гальперин П.Я. Основные результаты исследований по проблеме фор­мирования умственных действий и понятий. – М.: МГУ, 1965. – 51с.

  13. Гальперин П.Я. Психология мышления и учение о поэтапном форми­ровании умственных действий. / Исследование мышления в советской психологии. – М.: Наука, 1966. – 374с.

  14. Герасимов И.Г. Структура научного исследования: Философский ана­лиз познавательной деятельности в науке. – М.: Мысль, 1985. – 215с.

  15. Гершунский Б.С. Педагогические аспекты непрерывного образования. // Вестник высшей школы, – 1991. – 4 – С. 69 – 75.

  16. Гершунский Б.С. Философия образования. – М.: Изд – во «Институт практической психологии», 1998. – 432с.

  17. Гессен С.И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию.

  • М.: Педагогика, 1995. – 448с.

    1. Гинецианский В.И. Основы теоретической педагогики. Учебное посо­бие. – СПб.: Издательство Санкт – Петербургского гос. университета, 1992. – 154с.

    2. Гоноболин Н.Ф. Книга об учителе. – М.: Просвещение, 1965. – 256с.

    3. Гончаров В.Н., Лопаткин В.М. и др. Многоуровневая подготовка в пе­дагогическом университете. // Педагогика – 1994 – 1. – С. 47 – 50.

    4. Горовая В.И., Тарасова С.И. Подготовка учителя к исследовательской деятельности. – М.: Илекса, 2002. – 128с.

    5. Гостев А.Г. Исследовательский подход к профессионально – педагоги­ческой деятельности. – Челябинск: ЧелГУ, 1996. – 72с.

    6. Гранатов Г.Г. Метод дополнительности в развитии понятий: Моногра­фия. – Магнитогорск: МаГУ, 2000. – 195с.

    7. Граф В., Ильясов И.И., Ляудис В.Я. Основы самоорганизации учебной деятельности и самостоятельной работы студентов. – М.: Изд – во МГУ, 1981. – 79с.

    8. Греков A.A., Левчук Л.В. Концепция многоуровневого высшего педа­гогического образования. – Ростов – на – Дону: РГУ, 1994. – 77с.

    9. Громыко Ю.В., Давыдов В.В. и др. Национальная доктрина развития российского образования. //Учительская газета. – 1997. – 43. – С. 12 – 13.

    10. Гуманистическая парадигма и личностно ориентированные техноло­гии профессионального педагогического образования. / Под общей редакцией акад. РАО В.Л. Матросова. – М.: Прометей, 1999. – 116с.

    11. Давыдов В.В. Виды обобщений в обучении. – М.: Просвещение, 1972. – 424с.

    12. Деятельность: теории, методология, проблемы. – М.: Просвещение, 1990. – 215с.

    13. Давыдов В.В. Последние выступления. – М.: Просвещение, 1998. – 142с.

    14. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения: опыт теоретическо­го и экспериментального исследования: Учебное пособие для студ. высш. учебных заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 283с.

    15. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. – М.: «ОПЦ ИНТОР», 1996. – 542с.

    16. Давыдов В.В., Варданян А.У. Учебная деятельность и моделирование. – Ереван: ЕрГПИ, 1981. – 113с.

    17. Деятельность. // БСЭ: В 30 т. / Гл. ред. А.М. Прохоров. – 3 – е изд. – М.: Советская энциклопедия, 1972. – С. 525 – 531.

    18. Джуринский А.Н. История педагогики: Учебное пособие для студ. пед­вузов. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. – 432с.

    19. Дистервег А. Избранные педагогические сочинения. – М.: Учпедгиз, 1956. – 450с.

    20. Дуранов М.Е. Вопросы активизации профессионально – познавательной деятельности студентов. – Челябинск: ЧГПИ, 1990. – 72с.

    21. Дуранов М.Е., Гостев А.Г. Исследовательский подход к профессио­нально – педагогической деятельности: Учебное пособие. – Челябинск: ЧГУ, 1996. – 72с.

    22. Дьячек Т.П. Дидактическая система формирования готовности к ис­следовательской деятельности будущих социальных работников: Дис ... д – ра пед. наук. – Тамбов, 2002. – 406с.

    23. Дьяченко М.И. Психологические проблемы готовности к деятельно­сти. – Минск: БГУ, 1976. – 175с.

    24. Дьяченко М.И., Кандыбович JI.A. Психология высшей школы. – Минск: Изд – во БГУ, 1981. – 383с.

    25. Евусяк О. Учитель должен быть исследователем. // Педагогика. – 1997. – 10. – С. 115 – 118.

    26. Есарева З.Ф. Особенности деятельности преподавателя высшей шко­лы. – Л.: ЛГУ, 1974. – 112с.

    27. Журавлев В.И. Взаимосвязь педагогической науки и практики. – М.: Педагогика, 1984. – 176с.

    28. Журавлев В.И. Педагогика в системе наук о человеке. – М.: Педагогика, 1990. – 168с.

    29. Загвязинский В.И. Теория обучения: Современная интерпретация: Учебное пособие для студентов высших пед. учебных заведений. – М.: Издательский дом «Академия», 2001. – 192с.

    30. Загвязинский В.И. Учитель как исследователь, – М.: Знание, 1980. – 96с.

    31. Загузов Н.И. Подготовка и защита кандидатской диссертации по педа­гогике: Научно – методическое пособие. – М.: Издательский дом Оре­ол – Лайн, 1998. – 192с.

    32. Загузов Н.И. Теоретико – методические аспекты подготовки и защиты кандидатской диссертации по педагогическим наукам: Методические рекомендации. – Екатеринбург: Урал. гос. пед. ун – т, 1995. – 34с.

    33. Закон Российской Федерации «Об образовании» // Учительская газе­та. – 1995. – 5 – 6. – С. 14.

    34. Занков Л.В. О предмете и методах дидактических исследований. – М.: АПН РСФСР, 1962. – 148с.

    35. Засобина Г.А., Мухаммед B.C. Исследование в педагогической дея­тельности преподавателя высшей школы: Научное издание. – Ивано­во: Ивановский государственный университет, 1997. – 189с.

    36. Зинченко В.П. О целях и ценностях образования. // Педагогика. – 1997.


    – 5. – С. 3 – 17.

    1. Зимняя И.А. Научно – исследовательская работа: методология, теория, практика организации и проведения: Экспериментальная учебная ав­торская программа. / Под научной ред. Н.А.Селезневой. – М.: Иссле­довательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2000. – 28с.

    2. Зимняя И.А. Педагогическая психология. – М.: Логос, 1999. – 382с.

    3. Ильенков Э.В. Философия и культура – М.: Политиздат, 1991. – 464с.

    4. Ильенков Э.В. Школа должна учить мыслить. – М.: Издательство Мос­ковского психолого – социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2002. – 112с.

    5. Ильин Е.И. Мотивация и мотивы. – СПб.: Питер, 2000. – 512с.

    6. Ильина Т.А. Структурно – системный подход к организации обучения. – М.: Знание, 1973. – 78с.

    7. Ильясов И.И., Галатенко H.A. Проектирование курса по учебной дис­циплине. – М.: Логос, 1994. – 208с.

    8. Ингенкамп К. Педагогическая диагностика. / Пер. с немецкого. – М.: Педагогика, 1991 . – 240с.

    9. Исаев И.Ф. Профессионально – педагогическая культура преподавате­ля: Учебное пособие для студ. высш. учебных заведений. – М.: Изда­тельский центр «Академия», 2002. – 208с.

    10. Исследования по общей теории систем. Сборник переводов. Общая ред. и вступ. В.Н. Садовского и Э.Г. Юдина. – М.: Просвещение, 1969. – 205с.

    11. История педагогики и образования. От зарождения воспитания в пер­вобытном обществе до конца XX века: Учебное пособие. / Под ред. академика РАО А.И. Пискунова. – 2 – е изд., испр. и доп. – М.: ТЦ «Сфера», 2001. – 512с.

    12. Кавтарадзе Д.Н. Обучение и игра. Введение в активные методы обу­чения. – М.: Московский психолого – социальный институт, Изд – во

    «Флинта», 1998. – 192с.

    1. Каган М.С. Системный подход и гуманитарное знание. – Л.: Лениздат, 1991. – 383с.

    2. Каган М.С. Человеческая деятельность: Опыт системного анализа. – М.: Политиздат, 1974. – 328с.

    3. Кагерманьян B.C., Гарунов М.Г., Хотеенков В.Ф. и др. Формы и мето­ды интенсификации научно – исследовательской деятельности студен­тов. – М.: НИИВШ, 1989. – 44с.

    4. Кан – Калик В.А. Педагогическая деятельность как творческий процесс. – Грозный: издательство «Прогресс», 1976. – 163с.

    5. Кан – Калик В.А. Никандров Н.Д. Педагогическое творчество. – М.: Пе­дагогика, 1990. – 142с.

    6. Калмыкова З.И. Психологические принципы развивающего обучения. – М.: Знание, 1979. – 48с.

    7. Катаров Е. Исследовательская работа учителя. // Вопросы просвеще­ния. – 1926. – 6 – 7. – С. 8 – 12.

    8. Кветный М.С. Человеческая деятельность: сущность, структура, типы (социологический аспект). – Саратов: Изд – во Саратовского ун – та, 1974. – 128с.

    9. Кедров Б.М. Логико – психологический анализ открытий. // Наука и жизнь. – 1965. – 12. – С. 8 – 10.

    10. Кедров Б.М. О теории научного открытия. Научное творчество: Сб. ст. / Под ред. С.Р. Микулинского, М.Г. Ярошевского. – М.: Наука, 1969. – С. 23 – 94.

    11. Кларин М.В. Инновации в мировой педагогике: обучение на основе исследования, игры и дискуссии (Анализ зарубежного опыта). – Рига: НЦП «Эксперимент», 1995. – 176с.

    12. Кларин М.В. Инновационные модели обучения в зарубежных педаго­гических поисках. – М.: Арена, 1994. – 222с.

    13. Климова Т.Е. Развитие научно – исследовательской культуры учителя: