Файл: 5. Исследование предметноразвивающей среды в начальной школе.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 25.10.2023
Просмотров: 1050
Скачиваний: 25
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Изучение структуры и содержания ФГОС НОО.
Структура ФГОС:
К результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования;
К структуре основной образовательной программы начального общего образования, в том числе требования к соотношению частей основной образовательной программы начального общего образования и их объему, а также к соотношению обязательной части основной образовательной программы начального общего образования и части, формируемой участниками образовательного процесса;
К условиям реализации основной образовательной программы начального общего образования, в том числе кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям.
Функции ФГОС:
• Обеспечение равных возможностей получения качественного начального общего образования;
• Обеспечение духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся при получении начального общего образования, становление их гражданской идентичности как основы развития гражданского общества;
• Обеспечение преемственности основных образовательных программ дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего, профессионального образования;
• Обеспечение сохранения и развития культурного разнообразия и языкового наследия многонационального народа Российской Федерации, права на изучение родного языка, возможности получения начального общего образования на родном языке, овладения духовными ценностями и культурой многонационального народа России;
• Обеспечения единства образовательного пространства Российской Федерации;
• Обеспечение демократизации образования и всей образовательной деятельности, в том числе через развитие форм государственно-общественного управления, расширение возможностей для реализации права выбора педагогическими работниками методик обучения и воспитания, методов оценки знаний обучающихся, воспитанников, использования различных форм образовательной деятельности обучающихся, развития культуры образовательной среды организации, осуществляющей образовательную деятельность;
• Обеспечение формирования критериальной оценки результатов освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования, деятельности педагогических работников, организации, осуществляющей образовательную деятельность, функционирования системы образования в целом;
• Обеспечение условий для эффективной реализации и освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования, в том числе обеспечение условий для индивидуального развития всех обучающихся, в особенности тех, кто в наибольшей степени нуждается в специальных условиях обучения, - одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья.
Требования уроку согласно ФГОС НОО:
• проблемным и развивающим: учитель сам нацеливается на сотрудничество с учениками и умеет направлять учеников на сотрудничество с учителем и одноклассниками;
• учитель организует проблемные и поисковые ситуации, активизирует деятельность учащихся;
• вывод делают сами учащиеся;
• минимум репродукции и максимум творчества и сотворчества;
• время-сбережение и здоровье-сбережение;
• в центре внимания урока – дети;
• учет возможностей и уровня учащихся, в котором учтены такие аспекты, как профиль класса, стремление учащихся, настроение детей;
• умение демонстрировать методическое искусство учителя;
• планирование обратной связи;
• урок должен быть добрым.
Изучение структуры и содержания ООП НОО
Основная образовательная программа начального общего образования определяет содержание и организацию образовательной деятельности при получении начального общего образования и направлена на формирование общей культуры, духовно-нравственное, социальное, личностное и интеллектуальное развитие обучающихся, создание основы для самостоятельной реализации учебной деятельности, обеспечивающей социальную успешность, развитие творческих способностей, саморазвитие и самосовершенствование, сохранение и укрепление здоровья обучающихся.
Основная образовательная программа начального общего образования должна содержать три раздела: целевой, содержательный и организационный.
Анализ ООП НОО Муниципального казенного общеобразовательного учреждения Прокуроновский филиал МБОУ«Калининская СОШ»с.Прокуровка
Программа принята (в новой редакции) на заседании педагогического совета 30.08.2021 г. Основная образовательная программа начального общего образования (ООП НОО) Прокуроновский филиал МБОУ«Калининская СОШ» разработана в соответствии с Федеральным законом № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (Стандарт) к структуре основной образовательной программы, с учётом внесённых в ФГОС НОО существенных изменений, направленных на корректировку ООП НОО, а также Примерной Основной Образовательной программы Начального общего образования (реестр Министерства образования и науки Российской Федерации: http://fgosreestr.ru), а также образовательных потребностей и запросов участников образовательных отношений Прокуроновский филиал МБОУ«Калининская СОШ».
Основная образовательная программа начального общего образования содержит три раздела: целевой, содержательный и организационный. Выполняются требования к структуре ООП НОО, к планируемым результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования, к условиям ее реализации, в том числе кадровым, финансовым, материально-техническим.
В ООП НОО определены цели, задачи, планируемые результаты, содержание и особенности организации образовательной деятельности, направленные на формирование общей культуры, духовно-нравственное, гражданское, социальное, личностное и интеллектуальное развитие обучающихся, их саморазвитие и самосовершенствование, обеспечивающие социальную успешность, развитие творческих, физических способностей, сохранение и укрепление здоровья обучающихся, а также учитывающие возрастные особенности обучающихся 1-4 классов.
Разработана система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования, которая включает описание особенностей оценки личностных, метапредметных и предметных результатов.
Требования ФГОС НОО к программе формирования универсальных учебных действий выполняются. Рабочие программы отдельных учебных предметов, в том числе внеурочной деятельности разработаны на основе требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования с учетом программ, включенных в ее структуру. Обучение по образовательной программе осуществляется в очной форме. Срок получения начального общего образования составляет 4 года. Учебный план содержит обязательную часть и часть, формируемую участниками образовательного процесса.
В ООП НОО представлено следующее название предметных областей учебного плана: Русский язык и литературное чтение; Иностранный язык; Математика и информатика; Обществознание и естествознание (Окружающий мир); Основы религиозных культур и светской этики; Искусство; Технология; Физическая культура;
Для обеспечения индивидуальных потребностей обучающихся в образовательной программе начального общего образования предусмотрена внеурочная деятельность, обеспечивающая различные интересы обучающихся. Внеурочная деятельность в каждом классе организована по следующим направлениям: социальное, духовно-нравственное, общеинтеллектуальное, физкулькультурно-оздоровительное и общекультурное. План внеурочной деятельности определяет состав и структуру направлений, формы организации, объем внеурочной деятельности для обучающихся при получении начального общего образования, учитывает интересы обучающихся. Объем внеурочной деятельности составляет 1350 часов за 4 года обучения.
Разработана программа духовно-нравственного воспитания и социализации, программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни, коррекционная программа обучающихся на уровне начального общего образования, в которой учтены требования ФГОС. Система условий реализации основной образовательной программы начального общего образования разработана на основе соответствующих требований ФГОС и обеспечивает достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования. Организация располагает материально-техническим и информационным оснащением, учебно-методическим обеспечением, кадровыми условиями реализации основной образовательной программы начального общего образования. Основная образовательная программа начального общего образования реализуется образовательным учреждением через организацию урочной и внеурочной деятельности в соответствии с санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами.
Оценка степени достижения планируемых результатов освоения образовательной программы и планируемых результатов обучения по учебным предметам проводилась на основе анализа результатов текущего контроля успеваемости промежуточной аттестации обучающихся, отражающих динамику их индивидуальных образовательных достижений в соответствии с планируемыми результатами освоения основной образовательной программы начального общего образования, а также обеспеченности образовательного процесса методической документацией по видам контроля, мониторинговых исследований по отслеживанию результатов учебной деятельности обучающихся.
Знакомство с рабочими программами учителей начальной школы, размещенными на сайте образовательного учреждения.
Рабочие программы начальной школы соответствуют требованиям ФГОС начального общего образования и другим нормативно-правовым актам; представляют целостную систему с взаимосвязанными структурными компонентами, объединенными единой образовательной целью; содержание программы отражает сведения о планируемых результатах; в рабочих программах представлены пояснительная записка, тематический план представлен в табличной форме, описаны планируемые результаты, а также указано УМК и нормативно-правовые акты.
Содержание пояснительной записки в целом соответствует требуемым показателям, однако в содержании пояснительной записки в рабочей программе не содержит сведений о формах, методах, средствах текущего контроля, промежуточной аттестации обучающихся, а также количестве практических работ.
Оценочные (контрольно-измерительные) материалы для проведения текущего контроля по русскому языку 1 – 4 классы представлены в приложении. Однако приложение к рабочей программе не представлено, а формы контроля отражены только в тематическом плане. Содержание рабочей программы по предмету выстроено в логической последовательности и разделено по разделам и темам. Рабочая программа оформлена грамотно, текст изложен логично, структурировано, не содержит повторов. Анализ рабочей программы представлен в приложении 1. Анализ календарного учебного графика начального общего образования на текущий учебный год в приложении 2.
Перечень учебников используемых по программе «Школа России»:
№ | | Документ | Краткая характеристика | |
1 | | Русский язык. Канакина В.П., Горецкий В.Г. | УМК включает в себя: учебник в 2-х частях, рабочую тетрадь, рабочая тетрадь (диагностические работы), тесты, тетрадь для контрольных работ. В УМК Школа России "Русский язык" обозначена основная задача - "развитие школьника как личности, полноценно владеющей устной и письменной речью". Особенностью традиционной программы является построение учебного материала от частного к общему. Основная установка программы- овладение языком как целостным явлением, системой. Особенность построения заданий: включение заданий не только по теме урока, но и на повторение пройденных тем, преобладание заданий репродуктивного характера с подсказкой. | |
2 | | Литературное чтение, автор Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В., | УМК включает в себя: учебник в 2-х частях, рабочую тетрадь, тетрадь учебных достижений. Состав УМК способствует художественно-эстетическому развитию обучающихся, формированию функциональной грамотности и коммуникативной компетентности. Состав УМК направлены на реализацию системно-деятельностного подхода, обеспечение дифференциации обучения и достижение обучающимися личностных, предметных и метапредметных результатов освоения Основной образовательной программы начального общего образования. Авторы УМК ставят перед собой цель стать школой духовно-нравственного развития. Произведения подобранны в содержании умк, учитель воспитывает в детях любовь Отечеству, своему народу, его языку, духовным ценностям, уважительное отношение к людям, к чужому мнению, культуру диалога, что хорошо согласуется с задачей толерантности как важнейшего личностного качества Особое внимание уделяется творческому и речевому развитию младших школьников: обогащению словарного запаса, работе с текстом и разными видами информации. | |
3 | | Математика, автор Моро М.И., Бантова М.А., Бельтюкова Г.В., | УМК включает в себя: учебник в 2-х частях, рабочую тетрадь в 2-х частях, тетрадь с проверочными работами, тетрадь с устными упражнениями, пособие «Для тех, кто любит математику», пособие «Математика и конструирование». Уроки в учебники построены следующим образом и включают в себя: познавательную цель урока, ориентирующую учащихся на поиск новых знаний и новых способов действий; задания, которые надо выполнить для достижения поставленной цели и получить («открыть») новые отношения, новые способы вычислений, особые свойства геометрических фигур и др.); задания для первичного закрепления нового знания; математический материал для повторение ранее изученного; задания для проведения самоконтроля и самооценки. | |
4 | | Окружающий мир, автор Плешаков А.А., | УМК включает в себя: учебник в 2-х частях, рабочую тетрадь в 2-х частях, тесты, книгу для младших школьников, посвящённая природе родной страны и родного края. Курс содержит следующие разделы: «Где мы живем», «Природа», «Жизнь города и села», «Здоровье и безопасность», «Общение», «Путешествия». Основные идеи, заложенные в УМК - идея многообразия, целостности мира, идея уважения к миру. Отличительной чертой УМК по окружающему миру является доступность и структурированность предложенного материала. | |
5 | | Технология, автор Лутцева Е.А., Зуева Т.П., | УМК включает в себя: учебник, в том числе в электронной форме, рабочую тетрадь, учебное пособие по проектной деятельности. Материалы УМК помогают воспитывать уважение к трудовым профессиям (мастерам), трудовой деятельности, формировать элементарные технико-технологические знания и умения, развивать ребенка творчески. Особое внимание авторы УМК уделяют формирований умений анализировать младших школьников, развитию учебной инициативы и самостоятельности. Материалы учебника содержат большое количество иллюстративного материала. В курсе технологии основные способы решения проблем творческого и поискового характера — это самостоятельные доступные исследования и пробные поисковые упражнения (Пример: «Проведи исследование», «Сделай открытие»). Содержание учебника разделено на тематические блоки-мастерские. Основа каждой мастерской — деятельность профессионала, мастера своего дела. Ученик самостоятельно проходит весь творческий процесс: от идеи создания изделия до воплощения (проектная деятельность). | |
6 | Изобразительное искусство, автор Шпикалова Т.Я., Ершова Л.В. | УМК включает в себя: учебник, в том числе в электронной форме, творческую тетрадь. Основные цели программы: воспитание эстетических чувств; воспитание нравственности, уважения к культуре других народов, наций и стран; наработка опыта в работе с разными художественными материалами; приобретение опыта в различных видах художественно-творческой деятельности; УМК включает художественно-творческие упражнения и задания направленые на развитие у учащихся способностей к художественно-образному, эмоционально-ценностному восприятию произведений изобразительного искусства, на освоение первоначальных знаний о пластических искусствах (изобразительных, декоративноприкладных, архитектуре и дизайне) и их роли в жизни человека и общества, а также на | ||
выражение в творческих работах своего отношения к окружающему миру. |