Файл: 5. Исследование предметноразвивающей среды в начальной школе.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 25.10.2023
Просмотров: 1054
Скачиваний: 25
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Тема 4. Изучение особенностей ведения документации обеспечивающей обучение по образовательным программам начального общего образования
Изучение технологии и особенностей работы учителя начальных классов с электронным журналом
Электронный журнал является государственным нормативно-финансовым документом, и ведение его обязательно для каждого учителя и классного руководителя.
При соблюдении всех требований и полной организации автоматизированного рабочего места учителя заполнение электронного журнала полностью аналогично привычной каждому педагогу процедуре оформления обычного бумажного журнала. Для работы с электронным ресурсом каждому учителю школы создается учетная запись с индивидуальными логинами и паролями.
Внесение информации в электронный классный журнал, просмотр информации осуществляются через веб-интерфейс. Установка дополнительного программного обеспечения на компьютеры пользователей не требуется – достаточно иметь любой интернет-браузер.
Учителя выставляют текущие отметки и отметки об отсутствующих ежедневно непосредственно на уроке или отсрочено – до 17.00 часов каждого дня в точках эксплуатации ЭЖ/ЭД; ежедневно заполняют тему, изученную на уроке, данные по домашним заданиям.
Школа является инструментом обеспечения государственных услуг в сфере образования и предоставление информации о текущей успеваемости учащегося, ведение электронного дневника и электронного журнала успеваемости.
«Сетевой регион» содержит: основные разделы дневника школьника; учебные материалы цифровой библиотеки; возможность установки мобильного приложения; материалы для самопроверки учащихся; информацию о графике контрольных работ; уведомления об отсутствии учащихся; учебные планы и рабочие программа по предметам; текущие оценки и оценки по промежуточной аттестации; встроенную функцию для коммуникации с учителями; новостную ленту.
При работе электронного журнала учитель может: оперативно узнавать предстоящее расписание на неделю; структурировать содержание образовательного процесса посредством календарно - тематического планирования; работать с журналами успеваемости учащихся: выставлять отметки, создавать, редактировать и удалять домашние задания и задания для классной работы; формировать отчёты; обмениваться личными сообщениями, например, между учителями и администрацией ОО; оповещать всех о предстоящих событиях; узнавать о новостях образования и школьных новостях, которые публикуются сотрудниками ОО или другими организациями.
Тема 5. Изучение особенностей планирования и организации учебной деятельности учащихся в начальной школе
Создание методической копилки
Ежедневно учитель начальных классов организует физкультминутки во время уроков, а также динамические паузы (в первых классах).
Физкультминутки на уроке в начальной школы помогают детям снять напряжение от учебного процесса, слегка размяться от долгого сидения за партой, сменить вид деятельности и потом лучше усваивать новый материал.
Виды физкультминуток:
упражнения для снятия общего или локального утомления;
упражнения для кистей рук;
гимнастика для глаз;
гимнастика для улучшения слуха;
упражнения, корректирующие осанку;
дыхательная гимнастика
С целью систематизации материалов для физкультминуток была создана методическая копилка (Приложение 4)
Изучение, анализ и обобщение опыта работы учителей начальных классов
В рамках прохождения учебной практики мною были изучены документы, регламентирующие работу учителя начальной школы:
Закон РФ от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании РФ»;
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»;
ФГОС начального общего образования;
Примерная основная образовательная программа начального общего образования
Локальные акты (устав школы, положение о рабочей программе педагогов, положение о текущем контроле успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся).
Помимо этого, изучены статьи из журнала «Начальная школа» (по математике, русскому языку, литературному чтения и окружающему миру). Конспекты четырех статей представлены в (приложении 3).
Разработка и изготовление наглядных пособий к урокам
На уроках учитель начальных классах учитель использует следующие наглядные пособия (схемы, таблицы, карточки), электронные презентации, стенды.
В рамках учебной практики и подготовки к урокам мною были подготовлены наглядные пособия (карточки, схемы) к планируемым урокам (Приложение 5)
Анализ уроков учителей начальной школы
В рамках прохождения учебной практики были изучены конспекты уроков учителя начальной школы. В конспекте урока указывается цель, задачи урока (образовательные, развивающие, воспитательные), их взаимосвязь и пути реализации, необходимое оборудование, организационная структура урока, порядок и деятельность учителя и учащегося на уроке, описаны способы подведения результатов урока.
В рамках прохождения практики были разработаны конспекты уроков по русскому языку, математике, литературному чтению, окружающему миру, технологии, изо, музыке и физической культуре, а также проведен анализ данных уроков (приложение 7).
Вывод:
В период учебной практики я ознакомилась с базой практики, основной документацией, регламентирующей деятельность организации и учителя начальных классов. Изучена методическая литература по вопросу деятельности учителя начальных классов.
На практике я организовывала собственную деятельность, определяла методы решения профессиональных задач, а также оценивала их эффективность и значимость. Осуществляла поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития. Производственная практика помогла мне работать с большим объемом информации.
В ходе учебной практики получен практический опыт:
- анализа учебно-тематических планов и процесса обучения по всем учебным предметам начального общего образования, разработки предложений по его совершенствованию;
- определения цели и задач, планирования и проведения уроков по всем учебным предметам начального общего образования;
- наблюдения, анализа и самоанализа уроков;
- ведения учебной документации.
Методы (действия), способы достижения целей и задач: наблюдение, сравнение, измерение, анализ, моделирование.
Основными трудностями для меня оказалось отсутствие живого общения с педагогическим коллективом, сложность анализа нормативных материалов.
Систематизация и разработка методических материалов, позволит мне в дальнейшем применять их на практике. Полученный практический опыт, в ходе прохождения практики позволил подготовиться к основным видам профессиональной деятельности, реализации приобретенных профессиональных знаний, умений, навыков и профессиональной адаптации, т.е. вхождению в профессию, освоению социальной роли, профессиональному самоопределению, интеграции личностных и профессиональных качеств.
Предложения и рекомендации по организации практики: уменьшение количества отчетной документации в ходе порождения практики. Расширение возможностей взаимодействия и социального партнерства с другими образовательными организациями на различном уровне.
Приложения
Приложение 1. Анализ рабочей программы учителя начальных классов.
Анализ программы учебного предмета «Русский язык»
Критерий | Показатели критерия | Соответствует/ не соответствует | Комментарии эксперта |
Содержание структурных компонентов рабочей программы | Титульный лист Пояснительная записка Тематический поурочный план Планируемые образовательные результаты Учебно-методический обеспечение (УМК) образовательного процесса по предмету Материально-техническое обеспечение образовательного процесса (оборудование для лабораторных, практических, проектных и др. видов работ) Лист внесения изменений и дополнений в рабочую программу | соответствует соответствует соответствует соответствует соответствует Не соответствует Не соответствует | Программа содержит титульный лист, описание материально-технического обеспечения образовательного процесса, а также лист внесения изменения и дополнения в рабочую программу. В рабочей программе представлена пояснительная записка, тематический план представлен в табличной форме, описаны планируемые результаты, а также указано УМК и нормативно-правовые акты. |
Содержание пояснительной записки | Отражает полный перечень нормативных документов (федеральный и региональный уровень) и методических материалов (федерального, регионального и локального уровней), на основе которых разработана РП; Содержит информацию о количестве учебных часов, на которое рассчитана РП (в год, в неделю); Отражает обоснование выбора авторской программы Обозначены цели и задачи изучения предмета Обозначены тематические контрольные работы, которые планирует провести учитель в течение учебного года Отражены сведения о формах, методах, средствах текущего контроля, промежуточной аттестации обучающихся Указано число практических (лабораторных и др. видов работ), которые планирует провести учитель в течение учебного года; Указаны формы, методы, методики, технологии и т.д. обучения, которые планирует использовать учитель при реализации РП | Соответствует Соответствует Соответствует Соответствует Соответствует Не соответствует Не соответствует Не соответствует | Содержание пояснительной записки в целом соответствует требуемым показателям, однако в содержании пояснительной записки в рабочей программе не содержит сведений о формах, методах, средствах текущего контроля, промежуточной аттестации обучающихся, а также количестве практических работ. Оценочные (контрольно-измерительные) материалы для проведения текущего контроля по русскому языку 1 – 4 классы представлены в приложении. Однако приложение к рабочей программе не представлено, а формы контроля отражены только в тематическом плане. |
Планируемы результаты освоения учебного предмета | личностные результаты (у обучающегося/выпускника будут сформированы и обучающийся/выпускник получит возможность для формирования на конец каждого учебного года); метапредметные результаты (обучающийся/выпускник научится и обучающийся/выпускник получит возможность научиться на конец каждого учебного года); предметные результаты (обучающийся/выпускник научится и обучающийся/выпускник получит возможность научиться на конец каждого учебного года); соответствие структурному компоненту целевого раздела ООП НОО общеобразовательной организации «Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования». личностные и метапредметные результаты конкретизированы через соответствующие универсальные учебные действия описаны формы, средства и методы оценивания представленные средства контроля разнообразны, позволяют оценить знания и умения учащихся, проследить изменения в развитии и личностных качествах школьников представленный аппарат контроля предусматривает не только итоговый контроль, но и предоставляет возможность отслеживания промежуточных результатов | Соответствует Соответствует Соответствует Не соответствует Не соответствует Соответствует | Личностные и метапредметные результаты конкретизируются через соответствующие УУД. Планируемы результаты соответствуют структурному компоненту ООП НОО. Оценочные (контрольно-измерительные) материалы для проведения текущего контроля по русскому языку 1 – 4 классы представлены в приложении. Однако приложение к рабочей программе не представлено, а формы контроля отражены только в тематическом плане. |
Содержание рабочей программы по предмету | последовательность тем отражает логику предлагаемого образовательного маршрута; текст программы разделен на разделы и темы; | Соответствует Соответствует | Содержание рабочей программы по предмету выстроено в логической последовательности и разделено по разделам и темам. |
Тематический план | представлен в табличной форме; отражает информацию о продолжительности изучения разделов (тем) представлена характеристика основных видов деятельности обучающегося | Соответствует Соответствует Соответствует | Тематический план представлен в табличной форме и содержит информацию: о количестве часов на изучение тем, название тем, характеристику основных видов деятельности обучающегося, планируемые результаты и формы контроля. |
Грамотность оформления рабочей программы | содержание разделов соответствует их назначению; текст программы структурирован текст изложен логично, не содержит повторов; | Соответствует соответствует | Рабочая программа оформлена грамотно, текст изложен логично, структурировано, не содержит повторов. |