Файл: Учебнометодическое пособие для аспирантов ЙошкарОла, 2015 г. Домашняя страница Титульная страница Содержание jj ii j i страница 1 из.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 259

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
В соответствии с формой построения различают диаграммы плоскостные, линейные и объемные.
В диссертациях наибольшее распространение получили линейные диаграммы, а из плоскостных —
столбиковые (ленточные) и секторные.
Для построения линейных диаграмм обычно используют координатное поле. По оси абсцисс в изображенном масштабе откладывается время или факториальные признаки (независимые), на оси ординат — показатели на определенный момент или период времени или размеры результативного независимого признака. Вершины ординат соединяются отрезками, в результате чего получается ломаная линия. На линейные диаграммы одновременно можно наносить ряд показателей.
На столбиковых (ленточных) диаграммах данные изображаются в виде прямоугольников (стол- биков) одинаковой ширины, расположенных вертикально или горизонтально. Длина (высота) пря- моугольников пропорциональна изображаемым ими величинам.
При вертикальном расположении прямоугольников диаграмма называется столбиковой, при го- ризонтальном — ленточной. Секторная диаграмма представляет собой круг, разделенный на секторы,
величины которых пропорциональны величинам частей отображаемого объекта или явления.
Результаты обработки числовых данных можно дать в виде графиков, то есть условных изображе- ний величин и их соотношений через геометрические фигуры, точки и линии. Графики используются как для анализа, так и для повышения наглядности иллюстрируемого материала.
Кроме геометрического образа, график должен содержать ряд вспомогательных элементов:
1. общий заголовок графика;
2. словесные пояснения условных знаков и смысла отдельных элементов графического образа;
3. оси координат, шкалу с масштабами и числовые сетки; числовые данные, дополняющие или уточняющие величину нанесенных на график показателей.
Тестовые задания
Выполните тест на знание оформления диссертации и научно-справочного аппарата.
CTAPT
1.
На титульном листе необходимо указать
(a)
название вида работы (реферат, курсовая, дипломная работа)
(b)
заголовок работы
(c)
количество страниц в работе
(d)
ведущую организацию
2.
По середине титульного листа не печатаются
(a)
гриф «Допустить к защите»
(b)
исполнитель
(c)
место написания (город) и год
(d)
«на правах рукописи»
3.
Номер страницы проставляется на листе
(a)
арабскими цифрами сверху посередине

(b)
арабскими цифрами снизу справа
(c)
римскими цифрами снизу посередине
(d)
арабскими цифрами снизу слева
4.
В содержании работы указываются
(a)
названия всех заголовков, имеющихся в работе, с указанием страницы, с которой они начи- наются
(b)
названия всех заголовков, имеющихся в работе, с указанием интервала страниц от и до
(c)
названия заголовков только разделов с указанием интервала страниц от и до
(d)
названия всех заголовков без указания страниц
5.
Во введении необходимо отразить
69

Домашняя страница
Титульная страница
Содержание
JJ
II
J
I
Страница
70
из
100
Назад
На весь экран
Закрыть
Выход
(a)
актуальность темы
(b)
полученные результаты
(c)
источники, по которым написана работа
6.
Для научного текста характерна
(a)
эмоциональная окрашенность
(b)
логичность, достоверность, объективность
(c)
четкость формулировок
(d)
художественная целостность
7.
Стиль научного текста предполагает только
(a)
прямой порядок слов
(b)
усиление информационной роли слова к концу предложения
(c)
выражение личных чувств и использование средств образного письма
(d)
употребление большого количества причастных и деепричастных оборотов
8.
Особенности научного текста заключаются
(a)
в использовании научно-технической терминологии
(b)
в изложении текста от 1 лица единственного числа
(c)
в использовании простых предложений
(d)
в изложении текста от 3 лица множественного числа
9.
Научный текст необходимо
(a)
представить в виде разделов, подразделов, пунктов
(b)
привести без деления одним сплошным текстом
(c)
составить таким образом, чтобы каждая новая мысль начиналась с абзаца
(d)
обязательно сопровождать схемами и иллюстративным материалом
10.
Составные части научного текста обозначаются
(a)
арабскими цифрами с точкой
(b)
без слов «глава», «часть»
(c)
римскими цифрами
(d)
абзацами
11.
Формулы в тексте
(a)
выделяются в отдельную строку
(b)
приводятся в сплошном тексте
(c)
нумеруются
(d)
располагаются по ходу текста
12.
Выводы содержат
(a)
только конечные результаты без доказательств
(b)
результаты с обоснованием и аргументацией
(c)
кратко повторяют весь ход работы
(d)
формулируют задачу дальнейшего исследования
13.
Список использованной литературы
(a)
оформляется с новой страницы
(b)
имеет самостоятельную нумерацию страниц
(c)
составляется таким образом, что отечественные источники - в начале списка, а иностранные
– в конце
(d)
не нумеруется
14.
В приложениях
(a)
нумерация страниц сквозная
(b)
на листе справа сверху напечатано «Приложение»
(c)
на листе справа напечатано «ПРИЛОЖЕНИЕ»
(d)
на листе по центру сверху напечатано «ПРИЛОЖЕНИЕ»
70


Домашняя страница
Титульная страница
Содержание
JJ
II
J
I
Страница
71
из
100
Назад
На весь экран
Закрыть
Выход
15.
Таблица
(a)
может иметь заголовок и номер
(b)
помещается в тексте сразу после первого упоминания о ней
(c)
приводится только в приложении
(d)
приводится на отдельной странице
16.
Числительные в научных текстах приводятся
(a)
только цифрами
(b)
только словами
(c)
в некоторых случаях словами, в некоторых цифрами
(d)
только в работах технического характера
17.
Однозначные количественные числительные в научных текстах приводятся
(a)
словами
(b)
цифрами
(c)
и цифрами и словами
(d)
в технических – цифрами, в гуманитарных – словами
18.
Многозначные количественные числительные в научных текстах приводятся
(a)
только цифрами
(b)
только словами
(c)
в начале предложения - словами
(d)
в конце предложения - цифрами
19.
Порядковые числительные в научных текстах приводятся
(a)
с падежными окончаниями
(b)
только римскими цифрами
(c)
только арабскими цифрами
(d)
только в Им. Падеже ед. числа
20.
Сокращения в научных текстах
(a)
допускаются в виде сложных слов и аббревиатур
(b)
допускаются до одной буквы с точкой
(c)
не допускаются
(d)
допускаются только в технических текстах
21.
21. Сокращения «и др.», «и т.д.» допустимы
(a)
только в конце предложений
(b)
только в середине предложения
(c)
в любом месте предложения
(d)
не допустимы
22.
Иллюстрации в научных текстах
(a)
могут иметь заголовок и номер
(b)
оформляются в цвете
(c)
помещаются в тексте после первого упоминания о них
(d)
помещаются исключительно в «Приложении»
23.
При библиографическом описании опубликованных источников
(a)
используются знаки препинания «точка», /, //
(b)
не используются «кавычки»
(c)
не используется «двоеточие»
(d)
используются апострофы
ФИНИШ
Проверка:
71

Домашняя страница
Титульная страница
Содержание
JJ
II
J
I
Страница
72
из
100
Назад
На весь экран
Закрыть
Выход
РАЗДЕЛ VI: Основные разделы работы над диссертационным исследованием и их краткое содержание
7.
Обоснование актуальности диссертации
Одним из основных требований ВАК является актуальность темы диссертационного исследова- ния. Согласно Положению ВАК о порядке присуждения ученых степеней «Диссертация на соискание ученой степени кандидата наук должна быть научно-квалификационной работой, в которой содер- жится решение задачи, имеющей существенное значение для соответствующей отрасли знаний, либо изложены научно обоснованные технические, экономические или технологические разработки, име- ющие существенное значение для экономики или обеспечения обороноспособности страны».
Таким образом, если решаемая в диссертации задача востребована наукой или народным хозяй- ством в данный момент и в данной ситуации, то диссертация считается выполненной на актуальную тему.
Актуальность темы диссертации приводится во введении к диссертации и занимает 1-2 страницы текста. Если соискатель чисто формально констатирует актуальность темы исследования, то этого недостаточно для обоснования темы исследований. Соискатель степени кандидата наук, базируясь на выполненном анализе ситуации в области исследования, должен объяснить, почему данная тема должна быть исследована именно сейчас.
Актуальность темы исследований обычно обосновывается по двум направлениям. Так, анализ ситуации в области исследования на базе литературных источников и научно-исследовательских работ позволяет сделать заключение о недостаточной изученности ряда вопросов, а своевременное выполнение исследований позволит ликвидировать эти пробелы. Или, выполненные соискателем научные исследования позволят решить востребованную практическую задачу на базе полученных в диссертации новых данных.
Исходя из требований ВАК и учитывая высокий уровень исследований выполняемых во всех об- ластях наук, а также количество защищаемых диссертаций, обоснование актуальности темы диссер- тационного исследования имеет определяющее значение при рассмотрении диссертации на предза- щите и защите, так как в соответствии с Положением ВАК о порядке присуждения ученых степеней рецензенты и официальный оппонент на основе изучения диссертации и опубликованных работ по теме диссертации представляет в диссертационный совет письменный отзыв, в котором обязательно оценивается актуальность темы диссертации.
8.
Научная новизна диссертации
В соответствии с требованиями ВАК «Диссертация должна . . . содержать совокупность новых результатов и положений. . . ».
То есть, если соискатель может с полным на то основанием использовать в характеристике своей работы (отдельных ее положений) понятие «впервые», то это характеризует наличие научной новиз- ны в диссертационной работе. Причем, соискатель должен подтвердить, что до его публикаций по теме исследований в печати отсутствовали подобные исследования или результаты.
Необходимо учитывать, что диссертация не должна быть во всем абсолютно новой. В соответ- ствии с требованиями ВАК для кандидатской диссертации вполне достаточно наличие в работе эле- ментов новизны. Такими элементами могут быть и новое понятие, примененное соискателем в работе,
новый самостоятельно выполненный эксперимент и т.д. Основное в научной новизне диссертации,
не только, что этого ранее негде не было, но и востребованность новых элементов наукой.
В тоже время, недостаточно в диссертации просто заявить, что сделано что-то новое. Для при- знания научной новизны необходимо тщательно ее обосновать, доказать ее правомерность.
Обычно научная новизна работы доказывается тщательным анализом литературных источников,
научно-исследовательских работ, защищенных диссертаций, публикаций по теме диссертационного исследования.
72


Домашняя страница
Титульная страница
Содержание
JJ
II
J
I
Страница
73
из
100
Назад
На весь экран
Закрыть
Выход
Научная новизна кандидатской диссертации считается доказанной, если в диссертационной ра- боте:
1. обоснованы новые решения поставленных задач;
2. разработаны новые принципы решения задач, исследованы новые явления;
3. представлены новые методики.
При представлении научной новизны в диссертационном исследовании обязательно должно быть дано и ее отличие от существующих работ. При этом в понятие «научная новизна» включаются выра- жения: «в отличие от существующих методов. . . »; «новая методика, позволяющая эффективно. . . »
и т.д.
При написании диссертации необходимо уделять самое пристальное внимание формулированию научной новизны исследования, так как именно за научную новизну и присуждается степень канди- дата наук.
Научную новизну диссертации в процессе предзащиты и защиты диссертации в соответствии с требованиями ВАК подтверждают не только рецензенты и оппоненты, но и ведущие научные организации страны, в которые рассылается автореферат диссертации.
9.
Объект и предмет исследования
При рассмотрении диссертационной работы на предмет ее защиты в конкретном диссертационном совете анализируется соответствие содержания работы паспорту научной специальности. Основное внимание при этом обращается на объект и предмет диссертационного исследования.
В рамках диссертационного исследования автор должен выбрать конкретный объект иссле- дования и сформулировать предмет исследования.
Любая диссертационная работа направлена на решение некоторых проблем в определенной обла- сти науки. Тема диссертационной работы определяет ту часть области науки, в которой и существует решаемая автором проблема.
Под объектом исследования понимается то явление (процесс), которое создает изучаемую автором проблемную ситуацию и существует независимо от исследователя. В паспортах научных специальностей ВАК содержатся в общем виде описание объектов исследования для каждой научной специальности.
Основным отличием предмета исследования от объекта исследований является то, что предмет исследования является частью объекта исследования. То есть под предметом исследования понима- ются значимые с теоретической или практической точки зрения свойства, особенности или стороны объекта.
В каждом объекте исследования может быть несколько предметов исследования и концентрация исследователя на одном из них означает, что другие предметы исследования остаются в стороне от интересов исследователя.
При написании диссертации необходимо уделять самое пристальное внимание формулированию и осознанию объекта диссертации (объекта исследования) и предмета диссертации (предмета иссле- дования).
10.
Заполнение индивидуального плана
За время обучения в аспирантуре аспирант должен сдать экзамены кандидатского минимума,
подготовить диссертацию, опубликовать результаты своих научных исследований, пройти предза- щиту, принять участие в научной и педагогической работе кафедры и защитить диссертацию.
Также в период обучения аспирант каждый год аттестуется на кафедре по результатам выпол- ненного за год объема работ. Основной формой отчетности аспиранта является соответствие выпол- ненного объема работ по индивидуальному плану.
Индивидуальный план составляется аспирантом совместно с руководителем в течение одного- двух месяцев после зачисления в аспирантуру в двух экземплярах. Индивидуальный план сдается в отдел аспирантуры и утверждается на ученом совете ВУЗа.
Индивидуальный план содержит все основные этапы обучения аспиранта и его работы над дис- сертационным исследованием, которые и отражаются в индивидуальном плане аспиранта.
Индивидуальный план аспиранта составляется по годам обучения в аспирантуре. В данных ре- комендациях приводится индивидуальный план для аспиранта очной формы обучения. Индивиду- альный план аспиранта заочной формы обучения более растянут во времени и не включает участие аспиранта в учебной работе кафедры.
За первый год обучения в соответствии с индивидуальным планом аспирант должен:
1. Обосновать и утвердить тему диссертации;
2. Составить и утвердить общий учебный план;
73


Домашняя страница
Титульная страница
Содержание
JJ
II
J
I
Страница
74
из
100
Назад
На весь экран
Закрыть
Выход
3. Составить и согласовать с руководителем план диссертации;
4. Выполнить обзор литературных источников по теме диссертации;
5. Провести необходимые экспериментальные исследования;
6. Подготовить первую главу диссертационной работы;
7. Пройти обучение по обязательным и дополнительным дисциплинам;
8. Сдать кандидатские экзамены по истории и философии науки и иностранному языку;
9. Принять участие в педагогической работе кафедры (проведение семинаров, лекций, лаборатор- ных занятий);
10. Подготовить и опубликовать одну-две научные статьи по теме диссертации;
11. Принять участие в научных конференциях с докладами по теме диссертации;
12. Пройти промежуточную аттестацию;
13. Аттестоваться на кафедре по итогам первого года обучения.
За второй год обучения аспирант должен:
1. Cдать экзамен кандидатского минимума по специальности;
2. При необходимости пройти обучение по обязательным и дополнительным дисциплинам;
3. Завершить основных исследований по теме диссертации;
4. Подготовить основную часть диссертации по результатам эксперимента;
5. Подготовить вторую главу диссертации;
6. Принять участие в педагогической работе кафедры (проведение семинаров, лекций, лаборатор- ных занятий);
7. Подготовить и опубликовать в журналах списка ВАК одну-две научные статьи по тематике диссертации;
8. Аттестоваться на кафедре по итогам второго года обучения.
За третий-четвертый (для очной формы) год, четвертый-пятый (для заочной формы)
год обучения аспирант должен:
1. Закончить написание диссертации;
2. Опубликовать две-три статьи по теме диссертации;
3. Участвовать в научных конференциях;
4. Пройти предзащиту на кафедре;
5. Доработать диссертацию по итогам предзащиты;
6. Участвовать в учебной работе кафедры;
7. Подготовить и сдать в Диссертационный совет диссертационную работу и необходимые доку- менты;
8. С разрешения Диссертационного совета должен быть отпечатан автореферат диссертационного исследования;
9. Разослать автореферат.
11.
Методы научного исследования
Обязательным разделом введения в автореферате и диссертации является методологическая ос- нова диссертационного исследования.
Под методологической основой диссертационного исследования понимается совокупность методов научного познания, используемых соискателем для достижения цели диссертационного ис- следования. В тексте диссертации соискатель должен подробно обосновать каждый применяемый им метод, что подтверждает его кругозор в исследуемом вопросе и способность к правильному выбору методов исследования, что и определяет достоверность результатов диссертационного исследования.
1   ...   4   5   6   7   8   9   10   11   ...   14