Файл: Учебнометодическое пособие для аспирантов ЙошкарОла, 2015 г. Домашняя страница Титульная страница Содержание jj ii j i страница 1 из.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 25.10.2023
Просмотров: 254
Скачиваний: 4
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Домашняя страница
Титульная страница
Содержание
JJ
II
J
I
Страница
26
из
100
Назад
На весь экран
Закрыть
Выход
Заключение не должно повторять выводы и обобщения по главам, в заключении делаются выводы по всей работе в целом, то есть отражается то существенное и новое, что отличает работу от ранее выполненных исследований по рассматриваемой тематике.
Заключение обычно строится в соответствии с построением научного материала в диссертаци- онном исследовании. Кроме того, в заключении в виде выводов должны быть отражены научная новизна исследования, теоретическая и практическая значимость диссертационной работы.
Выводы по научной новизне работы не должны дублироваться из введения, а в конкретной форме представлять отличие от ранее выполненных работ.
Выводы о теоретической и практической значимости диссертационного исследования должны подтверждать глубину знаний соискателя степени, его кругозор в рассматриваемой области иссле- дований. Рекомендации автора по использованию результатов диссертационного исследования яв- ляются характеристикой автора, как специалиста, разобравшегося в сути исследуемого вопроса и определившего перспективы использования его рекомендаций в практике.
1 2 3 4 5 6 7 8 9 ... 14
Необходимо отметить, что обычно свое суждение о представленном к защите диссертационном исследовании большинство членов совета выносят на основании сравнения поставленных во введе- нии целей и задач исследования и текста заключения. Поэтому необходимо в максимальной степени в виде четких формулировок, а не рассуждений, представить в заключении все основные решения поставленных задач и отразить научную новизну исследования, теоретическую и практическую зна- чимость диссертационной работы.
10. Библиографический список
Методические рекомендации
Библиографический список должен содержать информацию о литературе и источниках, кото- рые использовались в работе при написании диссертации. Он составляется на том же языке, что и диссертация, а если аспирант (соискатель) использовал в своей работе над диссертацией науч- ные публикации или литературу на иностранных языках, то и в библиографическое описание они включаются на языке оригинала.
При формировании библиографического описания, использованной при написании диссертации научной и иной литературы, производится описание данных источников, что включает: сведения об авторе или авторах книги (научного источника); название источника (книги, монографии, учебника,
статьи); сведения о повторности издания; выходные данные: место (город, в котором находится издательство), издательство и год издания; количество страниц; сведения об иллюстрациях.
Сведения об использованных источниках приводятся в соответствии с требованиями ГОСТ Р
7.0.11-2011.
Расположение использованных источников в списке может быть оформлено в зависимости от характера, вида и целевого назначения работы. Как правило, литературу на иностранных языках помещают в конце списка.
Применяют следующие способы построения библиографического списка:
• алфавитный способ расположения материала;
• хронологический;
• по видам источников;
• в порядке упоминания литературы в тексте (последовательный).
Алфавитное расположение – наиболее распространенный способ расположения источников - по фамилиям авторов, заглавиям книг и статей (если автор не указан или авторов больше трех).
Хронологическое расположение – в порядке хронологии (прямой или обратной) опублико- вания (издания) научных документов. Чаще всего такое расположение источников применяют в научных работах, посвященных истории науки,
истории изучения какого-либо вопроса, а также в работах, посвященных исследованию деятельности определенного личности. В хронологическом по- рядке часто подбираются произведения одного автора.
Расположение по видам источников – разделение всех документов на группы (классы, раз- делы):
1. документы, формирующие методологическую базу исследования (труды основоположников и корифеев науки);
2. официальные документы (государственные документы, документы общественных организаций,
политических партий):
(a) Конституция; законодательные материалы; документы, исходящие от органов представи- тельной, исполнительной и судебной власти; тематические сборники таких документов;
(b) политические документы - программы, уставы, материалы съездов партий, тематические сборники партийных документов;
(c) документы и материалы зарубежных партий - в порядке хронологии опубликования;
3. документальные материалы (архивные документы, летописи, письма, дневники, воспоминания,
статистические сборники, ежегодники, материалы социологических исследований и т.п.) - в
26
Домашняя страница
Титульная страница
Содержание
JJ
II
J
I
Страница
27
из
100
Назад
На весь экран
Закрыть
Выход хронологическом порядке;
4. перечень отечественной и зарубежной литературы по теме (книги, статьи, сообщения, тезисы докладов, депонированные рукописи, препринты, нормативно-техническая документация и пр.)
- по алфавиту того языка, на котором дается библиографическое описание документа.
Расположение в порядке упоминания литературы в тексте (последовательное) применяется в небольших по объему работах: авторефератах диссертаций, статьях, тезисах докладов и т.п. и, как правило, работах, носящих технический характер.
Сведения об источниках следует нумеровать арабскими цифрами без точки и располагать с аб- зацного отступа.
Каждому источнику в списке присваивается порядковый номер, который дается ему при первом упоминании. При дальнейших ссылках на данный источник в документе номер не меняется.
11. Достоверность научных положений, выводов и рекомендаций
Методические рекомендации
Одним из основных разделов введения в автореферате и диссертации является обоснованность и достоверность научных положений, выводов и рекомендаций.
В данном разделе соискатель должен показать, что изложенные в диссертационном исследовании положения, выводы и рекомендации являются достоверными, то есть объективно существуют, а не являются следствием ошибочных построений и умозаключений соискателя.
Для того чтобы диссертационный совет имел основания доверять исследованиям соискателя,
необходимо, чтобы положения, выводы и рекомендации диссертационной работы всегда надежно подтверждались в рамках исследуемого объекта для всего класса предметов исследования, то есть при тех же условиях на разных объектах могли быть повторно получены те же результаты.
Для подтверждения достоверности могут использоваться различные способы. Во-первых в работе должна быть подтверждена достоверность информации об исследуемом предмете. Это подтвержде- ние базируется на всестороннем анализе выполненных ранее научно-исследовательских работ по предмету исследования, применением в исследованиях апробированного научно-методического ап- парата (эти вопросы приведены во введении в автореферате и диссертации в разделах «Степень разработанности проблемы исследования» и «Методы исследования»).
Достоверность может подтверждаться верификацией, то есть при осуществлении аналогичных работ на многих объектах подтверждение того же результата.
Кроме того, существуют следующие методы доказательств достоверности: аналитические, экспе- риментальные и подтверждение практикой.
Аналитические методы проверки достоверности применяются при наличии в исследованиях ма- тематических моделей (экономико-математические, социальные и др.), которые позволяют матема- тически описать исследуемые процессы.
Экспериментальные методы проверки достоверности осуществляются путем сравнения теорети- ческих и экспериментальных результатов.
При подтверждении научных результатов практикой рассматривается совпадение явлений в прак- тике с построенными теоретическими положениями.
Кроме того, достоверность подтверждается наличием и объемом исходного материала и апроба- цией результатов исследований в практике.
12. Научные положения, выносимые на защиту
Методические рекомендации
Одним из требований ВАК к диссертациям является наличие в диссертационном исследовании научных положений. «Диссертация должна. . . .содержать совокупность новых результатов и поло- жений. . . ».
Научные положения приводятся во введении в диссертацию, а также в автореферате.
Научные положения должны быть новыми и не повторять научные положения из ранее защищен- ных диссертаций. Научные положения являются основой диссертации. В них приводятся основные научные и практические результаты, полученные в диссертационном исследовании соискателем уче- ной степени.
Во введении диссертации перечисление научных положений обычно производят начиная со сле- дующей фразы: "Основные положения, выносимые на защиту "На защиту выносятся следующие положения и результаты: "На защиту выносятся следующие новые и содержащие элементы новизны основные положения:".
Количество научных положений обычно составляет 5-6 пунктов, здесь же приводится описание новой научной задачи, решенной соискателем, а также ее место и значение в науке.
Рекомендуемые формулировки научных положений начинаются со слов:
• разработаны требования к. . . ;
• выявлены факторы, влияющие на. . . ;
27
Домашняя страница
Титульная страница
Содержание
JJ
II
J
I
Страница
28
из
100
Назад
На весь экран
Закрыть
Выход
• выведена взаимосвязь соответствия. . . ;
• выделены и охарактеризованы этапы. . . ;
• дополнен инструментарий. . . ;
• выявлена целесообразность введения (внедрения). . . ;
• предлагается следующая формулировка (следующее определение). . . .
Обычно научные положения формулируются в виде предполагаемых результатов при состав- лении концепции работы. То есть соискатель ставит перед собой цель, к которой надо стремиться.
Очевидно, что правильное формулирование научных положений играет огромную роль, так как Цель работы при неудачных научных положениях не будет достигнута, что приведет только к потере вре- мени на ненужную работу, а также работа не будет иметь необходимую новизну, соответствующую требованиям ВАК.
Очевидно, что соискателю ученой степени при формулировании научных положений необходи- мо обратиться к помощи научного руководителя, членам кафедры, которые на базе своего опыта помогут сформулировать научные положения по теме работы, которые не претерпят существенных изменений в процессе подготовки диссертации.
В тоже время, необходимо учитывать, что первоначально сформулированные научные положения не являются догмой и могут видоизменяться в процессе подготовки диссертационного исследования.
13. Практическая значимость результатов исследования
Методические рекомендации
Практическая значимость (ценность) результатов является обязательным разделом введения в автореферате и диссертации, в котором отражается применение результатов исследования в практи- ке: приводятся результаты практического использования полученных результатов или рекомендации по их использованию.
Практическое значение полученных результатов приводится во введении в автореферате и дис- сертации в сжатом виде. В двух-трех предложениях описывается использование или рекомендации по практическому использованию результатов исследования с указанием при наличии формы ис- пользования и реквизитов подтверждающих использование документов.
К результатам практического использования в области гуманитарных наук относятся новые методы, способы, методики, которые использованы или могут быть использованы в соответствующей отрасли, с указанием степени готовности к использованию или масштабам использования.
Практическое использование результатов исследований может быть оформлено актом внедрения,
в котором указываются конкретные результаты диссертационной работы, использованные в работах организации, которой внедряются практические результаты.
Практическое использование результатов может быть подтверждено их включением в различ- ные программы, правила, прогнозы развития, нормативные документы, руководства, положения,
инструкции, методики и т.д. Документами, подтверждающими практическое использование, могут быть акты внедрения, заключения и справки органов власти, хозяйствующих субъектов, а также утвержденные нормативные документы, рекомендации, методические указания, в которые включе- ны результаты диссертационного исследования.
Практическое использование результатов может быть также подтверждено их включением в учебно-методическую литературу (учебники, учебные и методические пособия и т. д.), что подтвер- ждается справками от учебных и научных заведений.
Также приводится оценка научной, экономической или социальной эффективности практи- ческого использования результатов диссертационного исследования.
Под научной эффективностью понимаются новые знание об обществе и мышлении, которые позволили выявить новые факты, связи, закономерности, законы.
Экономическая эффективность определяется возможностью экономии людских, материаль- ных или финансовых ресурсов.
Социальная эффективность определяется улучшением условий труда и жизни населения,
усовершенствование образования и здравоохранения, охраны окружающей среды.
Одним из разделов введения в диссертацию является апробация результатов исследования. Апро- бация дословно означает «одобрение, утверждение, установление качеств». В настоящее время под термином Апробация понимается критическая оценка со стороны научного сообщества научных ис- следований соискателя. Причем оценке подвергаются не только конечные результаты работы, но и методики исследования, и промежуточные результаты работы.
Апробация стимулирует соискателя на переосмысливание своих научных исследований, более глубокую их доработку, помогает автору подтвердить или понять необходимость пересмотра научных положений.
Очевидно, что апробацию работы с целью своевременного получения объективных оценок этапов проводимого исследования, выводов и практических рекомендаций необходимо начинать с самого начала работы над диссертационным исследованием.
28
Домашняя страница
Титульная страница
Содержание
JJ
II
J
I
Страница
29
из
100
Назад
На весь экран
Закрыть
Выход
Наиболее распространенными способами доведения до научной общественности материалов дис- сертационной работы является участие соискателя в научных конференциях, симпозиумах, выступ- ления на заседаниях кафедры, участие в различных видах мероприятий научного сообщества, под- готовка и направление в различные органы предложений по теме исследований.
Публикации соискателя в виде книг, тезисов докладов на конференциях, депонирование частей научных исследований также являются апробацией результатов исследований.
Необходимо отметить, что материал, представленный для апробации, должен быть оформлен в виде текста доклада, проекта, сообщения.
Целесообразно проводить обсуждение работы с коллегами, с научными сотрудниками и препода- вательским составом по месту подготовки диссертации.
Положительным моментом Апробации диссертационной работы на различных научных форумах является не только формирование соискателя как ученого, но и получение опыта подготовки докла- дов и выступлений, ведения научной дискуссии, что позволит соискателю уверенно провести защиту диссертации на заседании диссертационного совета.
При написании раздела Апробация результатов исследования используются следующие фор- мулировки:
• Основные результаты диссертационного исследования были представлены на научно-практи- ческой конференции. . . , симпозиуме . . . , совещании. . . .
• По теме диссертации опубликованы монография, 2 учебных пособия, 5 статей, в которых нашли отражение теоретические принципы и результаты работы.
• Результаты диссертационной работы включены в Отчет о научно-исследовательской работе. . . .
Диссертационные исследования прикладного и частично теоретического характера находят свое применение в различных отраслях народного хозяйства. Причем эти результаты могут быть ис- пользованы еще до защиты диссертации. Такое использование результатов исследования называется внедрением, что отражается в тексте введения в диссертацию.
Внедрение результатов подтверждается документально организацией, которая в своей деятель- ности и применила эти результаты, что в свою очередь принесло этой организации экономический,
социальный, либо другой эффект.
Эффективность внедрения результатов исследования в практику определяется, разработанно- стью в диссертации теоретических и методических положений, которые в работе доведены до кон- кретных рекомендаций, которые могут быть представлены в виде методик, инструкций, нормативов и пр. Это могут быть как конкретные рекомендации по совершенствованию структуры производства,
нормативы затрат времени, инструкции по использованию программ и т.д.
Внедрением результатов научных исследований является также их использование в учебном про- цессе путем включения в учебные, учебно-методические и методические пособия и учебники.
То есть внедрение это передача результатов исследования потребителю научной продукции в удобной для потребителя форме, обеспечивающей повышение эффективности работы потребителя,
оформленное соответствующими документами.
Тематический план самостоятельной работы:
Очное отделение
29