Файл: Учебнометодический комплекс дисциплины русский язык и культура речи.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 25.10.2023
Просмотров: 1156
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
о лесе, о снеге, о саде (объектное) –в лесу, в саду, на дому (обстоятельственное).
3. В именительном падеже множественного числа существительных мужского рода также возможны вариантные окончания -а(я) и -ы(и). Окончание -а(-я) предпочтительнее в следующих случаях:
а) в односложных словах: снег – снега, сорт – сорта и др. (но только торты, сады и т.д.);
б) в словах с ударением на первом слоге: вексель – векселя, повар – повара, сторож – сторожа и др.;
в) в словах латинского происхождения, утративших книжный характер: доктор – доктора, профессор – профессора и т.д.
Окончание -ы(-и) употребляется:
а) в словах с ударением на последнем слоге: приговор – приговоры, пароход – пароходы и т.д.;
б) в многосложных словах с ударением на среднем слоге: камердинер – камердинеры, библиотекарь – библиотекари и др.;
в) в словах французского происхождения, оканчивающихся на ударное -ер(-ëр): режиссер – режиссеры, офицер – офицеры и т.п.;
г) в словах латинского происхождения, (на -тор), обозначающие неодушевленные предметы: конденсатор – конденсаторы, рефлектор – рефлекторы и др.;
д) в словах латинского происхождения, сохранивших книжный характер: агитатор – агитаторы, новатор – новаторы.
Следует отметить, что в настоящее время происходит активный процесс замены окончания -ы(-и) ударным окончанием -а(-я), например: директора, мастера, профессора и др. Некоторые слова, к примеру инспектор, лекарь, слесарь, промысел, сектор и другие, употребляются с обоими вариантами, причем окончание -ы(-и) в большей мере присуще книжным или устаревшим формам, а окончание -а(-я) – живым, разговорным. В отдельных случаях можно вести речь о семантических вариантах, например: ордена (награды) – ордены (монашеские, рыцарские и др.), провода (электрические) – проводы (в дальнюю дорогу) и т.п. Вне литературной нормы находятся формы выбора, инженера, месяца, шофера и т.д.
4. В родительном падеже множественного числа существительные мужского рода имеют варианты – нулевое окончание и окончание -ов. Первое характерно для существительных, обозначающих:
а) названия парных предметов: сапог, погон, ботинок и др.;
б) названия национальностей (если основа слов оканчивается на
-н- и -р-): англичан, болгар, грузин, цыган и т.д.;
в) названия воинских групп, родов войск, отрядов: партизан, юнг, гусар и т. д.;
г) названия единиц измерения: ампер, ватт, вольт, ом и др., обычно в сочетании с числительными.
Форма с -ов преобладает в таких группах существительных:
а) в названиях национальностей: абхазов, венгров, казахов, чехов, шведов и др.;
б) в названиях денежных единиц: гульденов, динаров, франков, левов и т. д.;
в) в названиях растений, плодов, овощей: апельсинов, фиников, томатов, помидоров и др.
Существительные женского рода в родительном падеже множественного числа имеют два варианта – с нулевым окончанием (басен, домен, кровель, кастрюль и др.) и с окончанием -ей (долей, свечей, ступней и др.).
Существительные среднего рода на -ье, -ьë в родительном падеже множественного числа обычно оканчиваются на -ий: захолустий, копий, орудий, побережий и др. Лишь несколько существительных получают окончание -ьев: верховьев, устьев, платьев и т. д. Существительные среднего рода на -ко, -ице имеют нулевое окончание: блюдечек, войск, перышек, платьиц и др. Слова на -це употребляются как с нулевым окончанием (блюдец, одеялец, полотенец), так и с окончанием -ев (болотцев, оконцев, кружевцев).
Задание 1. Согласуйте в роде с несклоняемыми именами существительными имена прилагательные и глаголы в прошедшем времени, образовав их от неопределенной формы глаголов в скобках.
Задание 2. Установите род несклоняемых существительных, согласовав с ними определения.
Вульгарн... арго, французск... атташе, звучащ... банджо, вкусн... безе, хрустальн... бра, больш... гризли, глубок... декольте, истинн... денди, вагонн... депо, малинов... желе, жирн... иваси, талантлив... импресарио, старинн... канапе, уютн... кафе, тепл... кашне, австралийск... кенгуру, остроумн... конферансье, крошечн... колибри, заморск... кольраби, творческ... кредо, уважаем... кюре, длинн... лассо, сочн... манго, сед... маэстро, больш... медресе, забавн... пони, стар... рантье, заброшенн... ранчо, популярн... регби, справедлив... рефери, вкусн... салями, маленьк... цеце, умн... шимпанзе, увлекательн... шоу, установленн... эмбарго.
Задание 3. Укажите аббревиатуры, имеющие мужской род.
БАМ, БСЭ, ВАК, вуз, ТСЖ, ЖЭУ, загс, МГУ, МИД, МХАТ, МЧС, ООН, роно, УГАТУ, БГУ.
Задание 4. Какое окончание в именительном падеже множественного числа должны принимать следующие имена существительные? В каких случаях возможны вариантные формы окончаний?
Архитектор, бас, боцман, буфер, бухгалтер, волос, двор, инспектор, инструктор, инженер, катер, клапан, конструктор, лектор, лоцман, мичман, ордер, отпуск, офицер, пекарь, прожектор, рапорт, свитер, сектор, суп, тенор, токарь, тополь, торт, цех, шофер, якорь, ястреб.
Задание 5. Образуйте формы родительного падежа множественного числа от следующих существительных, выбирая окончание, употребляемое в литературном языке. В случае затруднения обращайтесь к словарям.
Абрикосы, баклажаны, блюдца, болгары, боты, будни, валенки, вафли, верховья, вишни, герцы, грабли, граммы, драгуны, заморозки, калмыки, колени, колечки, лохмотья, макароны, монголы, нападки, низовья, носки, облака, оладьи, осетины, плечи, побережья, потемки, простыни, рельсы, ремесла, саперы, сапожки, снадобья, сплетни, сумерки, таджики, туфли, турки, узбеки, устья, цапли, чулки, шаровары, эполеты, ясли.
Задание 6. Слова, заключенные в скобки, поставьте в соответствующей форме числа и падежа.
Задание 7. Дайте оценку употреблению вариантов падежных форм существительных. Исправьте ошибки там, где это необходимо.
1. Многие мои знакомые провели свои отпуска в круизах по новым маршрутам. 2. На совещание прибыли многие инженеры, директоры. 3. В обсуждении проблемы приняли участие директора. 4. Разные цехи специализируются на изготовлении вкусного прохладного лакомства. 5. Для выступления перед рабочими артисты пошли в цеха депо. 6. На вызовá врач не ходит. 7. А каков результат небрежности? – Поезд сошел с рельс. 8. Мне выписали 200 кг огурцов, 150 кг помидор, 60 кг яблок. 9. Эти огрехи были особенно заметны на крае плантации. 10. На первом ряде сели передовые механизаторы и полеводы. 11. Избегая грязи, люди идут на путя. 12. Ребята занялись сбором початок. 13. По приезду пошел я на работу в банк. 14. В этом же здании обучаются повары. 15. Сад занимает свыше ста гектар.
Задание 8. Приведенные в скобках имена и фамилии поставьте в нужной форме.
1. Второе место жюри присудило учащемуся (Виктор Кравчук). 2. 20 мая исполняется 60 лет начальнику планово-экономического отдела (Борис Иванович Сорока). 3. «Фараон» – исторический фильм с участием (Барбара Брыльска). 4. В центре пьесы В. Чичкова «Интервью в Буэнос-Айресе» образы (Сальвадор Альенде и Че Гевара). 5. Похождения итальянского авантюриста ХVIII века (Казанова) послужили сюжетом для одного из кинофильмов. 6. Предисловие к сборнику карикатур написано главным редактором журнала (Елена Дик). 7. Открыта выставка графических работ (Сергей Павлович Майстренко). 8. В сентябре 1952 года толпы нью-йоркцев осаждали газетные киоски ради журнала «Лайф», где публиковалась нашумевшая повесть (Эрнест Хемингуэй) «Старик и море». 9. Вершиной мировой любовной лирики являются сонеты (Франческо Петрарка), посвященные его возлюбленной Лауре. 10. Фильм создан (Григорий Чухрай).
Имя прилагательное
При выборе правильной формы кратких прилагательных определенную трудность представляют те из них, которые соответствуют полным формам на -енный. Среди таких кратких форм можно выделить три группы:
а) прилагательные, при образовании которых появляется беглое е между двумя н: откровенен, неприкосновенен, современен, ценен и др.; вариантов кратких форм в этом случае нет;
б) прилагательные, при образовании которых утрачивается второе н: возвышен, угнетен, благоустроен и др.; это в основном отпричастные прилагательные, также не имеющие вариантов;
в) прилагательные, у которых существует два варианта –
-ен/-енен: безответствен – безответственен, бесчувствен – бесчувственен, медлен – медленен, свойствен – свойственен и др. Варианты на -енен в настоящее время расцениваются как устаревшие.
От прилагательных, основа которых заканчивается согласным р или л, краткая форма обычно образуется без беглого гласного: бодр, быстр, смугл, рыхл, мокр, щедр и т. д. Исключение составляют формы:кисел, остер, светел, тепел, хитер и другие.
Имя числительное
К трудным случаям следует отнести склонение некоторых разрядов числительных и сочетания их с существительными:
1. Составные количественные числительные должны склоняться согласно норме, т.е. пословно, например: тремя тысячами шестьюстами двадцатью семью (твор. падеж), о тринадцати миллионах двухстах пятидесяти восьми тысячах пятистах сорока трех (предл. падеж).
Склонение числительных 50, 60, 70, 80; 200, 300, 400,
500, 600, 700; 800, 900.
Склонение числительных 40,90,100
2. Собирательные числительные сочетаются со словами следующих групп: а) с существительными мужского рода (двое братьев, четверо учителей, но нельзя *трое сотрудниц, двое девочек); б) с существительными, называющими лиц (трое ребят, четверо людей); в) с существительными, имеющими лишь формы множественного числа (четверо суток, трое ножниц). Существительные, относящиеся к последней группе, в именительном и винительном падежах не сочетаются с числительными, которые оканчиваются на 2, 3, 4: нельзя вслух прочитать конструкции типа
3. В именительном падеже множественного числа существительных мужского рода также возможны вариантные окончания -а(я) и -ы(и). Окончание -а(-я) предпочтительнее в следующих случаях:
а) в односложных словах: снег – снега, сорт – сорта и др. (но только торты, сады и т.д.);
б) в словах с ударением на первом слоге: вексель – векселя, повар – повара, сторож – сторожа и др.;
в) в словах латинского происхождения, утративших книжный характер: доктор – доктора, профессор – профессора и т.д.
Окончание -ы(-и) употребляется:
а) в словах с ударением на последнем слоге: приговор – приговоры, пароход – пароходы и т.д.;
б) в многосложных словах с ударением на среднем слоге: камердинер – камердинеры, библиотекарь – библиотекари и др.;
в) в словах французского происхождения, оканчивающихся на ударное -ер(-ëр): режиссер – режиссеры, офицер – офицеры и т.п.;
г) в словах латинского происхождения, (на -тор), обозначающие неодушевленные предметы: конденсатор – конденсаторы, рефлектор – рефлекторы и др.;
д) в словах латинского происхождения, сохранивших книжный характер: агитатор – агитаторы, новатор – новаторы.
Следует отметить, что в настоящее время происходит активный процесс замены окончания -ы(-и) ударным окончанием -а(-я), например: директора, мастера, профессора и др. Некоторые слова, к примеру инспектор, лекарь, слесарь, промысел, сектор и другие, употребляются с обоими вариантами, причем окончание -ы(-и) в большей мере присуще книжным или устаревшим формам, а окончание -а(-я) – живым, разговорным. В отдельных случаях можно вести речь о семантических вариантах, например: ордена (награды) – ордены (монашеские, рыцарские и др.), провода (электрические) – проводы (в дальнюю дорогу) и т.п. Вне литературной нормы находятся формы выбора, инженера, месяца, шофера и т.д.
4. В родительном падеже множественного числа существительные мужского рода имеют варианты – нулевое окончание и окончание -ов. Первое характерно для существительных, обозначающих:
а) названия парных предметов: сапог, погон, ботинок и др.;
б) названия национальностей (если основа слов оканчивается на
-н- и -р-): англичан, болгар, грузин, цыган и т.д.;
в) названия воинских групп, родов войск, отрядов: партизан, юнг, гусар и т. д.;
г) названия единиц измерения: ампер, ватт, вольт, ом и др., обычно в сочетании с числительными.
Форма с -ов преобладает в таких группах существительных:
а) в названиях национальностей: абхазов, венгров, казахов, чехов, шведов и др.;
б) в названиях денежных единиц: гульденов, динаров, франков, левов и т. д.;
в) в названиях растений, плодов, овощей: апельсинов, фиников, томатов, помидоров и др.
Существительные женского рода в родительном падеже множественного числа имеют два варианта – с нулевым окончанием (басен, домен, кровель, кастрюль и др.) и с окончанием -ей (долей, свечей, ступней и др.).
Существительные среднего рода на -ье, -ьë в родительном падеже множественного числа обычно оканчиваются на -ий: захолустий, копий, орудий, побережий и др. Лишь несколько существительных получают окончание -ьев: верховьев, устьев, платьев и т. д. Существительные среднего рода на -ко, -ице имеют нулевое окончание: блюдечек, войск, перышек, платьиц и др. Слова на -це употребляются как с нулевым окончанием (блюдец, одеялец, полотенец), так и с окончанием -ев (болотцев, оконцев, кружевцев).
Задание 1. Согласуйте в роде с несклоняемыми именами существительными имена прилагательные и глаголы в прошедшем времени, образовав их от неопределенной формы глаголов в скобках.
-
Вариант: 1) Он дал очень коротк… интервью журналисту. 2) Повесили занавески из бел… (тюль). 3) Артисты совершили последн… в этом году турне. 4) Мой братишка – больш… недотрога, а сестренка – больш… плакса. 5) По радио передали важн… коммюнике. 6) Красив… бра (создавать) дополнительное освещение. 7) Городск… АТС (увеличить) количество абонентов. 8) Обвиняемый предъявил стопроцентн… алиби. 9) Солнечн… Баку (утопать) в зелени. 10) Она не заметила, как натерла огромн… мозоль на ноге. -
Вариант: 1) Избран… жюри (просмотреть) всю программу. 2) Они заключили между собой двусторонн… пари. 3) Бывш… подмастерье теперь (стать) инженером. 4) Дв… колибри привлекли внимание орнитолога. 5) В зоопарке я видел красив… (лебедь) и бойк… шимпанзе. 6) Легков… такси идет быстрее грузов… . 7) На ринге (работать) французск… рефери. 8) На испанце (быть) надет… широкопол… сомбреро. 9) Ровн… широк… шоссе (связать) поселок с городом. 10) «Тайм» (опубликовать) интересную статью. -
Вариант: 1) Огромн… возище с сеном (застрять) на проселочной дороге. 2) Получили ценн… бандероль. 3) Нужно предусмотреть определен… (пен…) за просрочку платежей. 4) Окна закрывали современн… жалюзи. 5) Актер надел небольш… пенсне в золотой оправе. 6) Была объявлена песня «Розов… фламинго». 7) Огромн… ручища (опуститься) на плечо. 8) В ресторане (оказаться) изыскан… меню. 9) Кофе был… чуть тепл… . 10) Эсперанто был… создан… около ста лет назад. -
Вариант: 1) Оперу «Кармен» написал…велк… Бизе. 2) Впереди показал…сь величествен… Гималаи. 3) Мода – это и удивительн… ноу-хау, и выгодно… вложение капитала. 4) Больш… зал… был… освещен… . 5) В концерте (принимать) участие (извест…) трио. 6) Сегодня РИА передал… важное сообщение. 7) Чили был… открыт… Магелланом в 1520 году. 8) Английск… МИД направил… телеграмму министру иностранных дел Македонии. 9) Нов… ставень (ставня) тихонечко закрыл… 10) Мо… импресарио настаива…, чтобы для концерта привезли нов… рояль. -
Вариант: 1) У входа девушка оставила сво… маленьк… сабо. 2) Наряд красавицы составлял… ярк… бикини. 3) В Багдаде я учился в больш… медресе. 4) Неподалеку стоял… заброшен… ранчо. 5) Установлен… эмбарго был… нарушен… . 6) На нас смотрел… забавн… гризли. 7) Справедлив… рефери начал… отсчет. 8) Этим летом среди молодежи особенно популярн… был… регби. 9) На грядках рос(ла) заморск… кольраби. 10) Авторитетн… жюри (возглавить) известн… кутюрье.
Задание 2. Установите род несклоняемых существительных, согласовав с ними определения.
Вульгарн... арго, французск... атташе, звучащ... банджо, вкусн... безе, хрустальн... бра, больш... гризли, глубок... декольте, истинн... денди, вагонн... депо, малинов... желе, жирн... иваси, талантлив... импресарио, старинн... канапе, уютн... кафе, тепл... кашне, австралийск... кенгуру, остроумн... конферансье, крошечн... колибри, заморск... кольраби, творческ... кредо, уважаем... кюре, длинн... лассо, сочн... манго, сед... маэстро, больш... медресе, забавн... пони, стар... рантье, заброшенн... ранчо, популярн... регби, справедлив... рефери, вкусн... салями, маленьк... цеце, умн... шимпанзе, увлекательн... шоу, установленн... эмбарго.
Задание 3. Укажите аббревиатуры, имеющие мужской род.
БАМ, БСЭ, ВАК, вуз, ТСЖ, ЖЭУ, загс, МГУ, МИД, МХАТ, МЧС, ООН, роно, УГАТУ, БГУ.
Задание 4. Какое окончание в именительном падеже множественного числа должны принимать следующие имена существительные? В каких случаях возможны вариантные формы окончаний?
Архитектор, бас, боцман, буфер, бухгалтер, волос, двор, инспектор, инструктор, инженер, катер, клапан, конструктор, лектор, лоцман, мичман, ордер, отпуск, офицер, пекарь, прожектор, рапорт, свитер, сектор, суп, тенор, токарь, тополь, торт, цех, шофер, якорь, ястреб.
Задание 5. Образуйте формы родительного падежа множественного числа от следующих существительных, выбирая окончание, употребляемое в литературном языке. В случае затруднения обращайтесь к словарям.
Абрикосы, баклажаны, блюдца, болгары, боты, будни, валенки, вафли, верховья, вишни, герцы, грабли, граммы, драгуны, заморозки, калмыки, колени, колечки, лохмотья, макароны, монголы, нападки, низовья, носки, облака, оладьи, осетины, плечи, побережья, потемки, простыни, рельсы, ремесла, саперы, сапожки, снадобья, сплетни, сумерки, таджики, туфли, турки, узбеки, устья, цапли, чулки, шаровары, эполеты, ясли.
Задание 6. Слова, заключенные в скобки, поставьте в соответствующей форме числа и падежа.
-
Вариант: 1) На совещание прибыли многие (инженер, директор). 2) У причала стояли небольшие (катер); на внешнем рейде – военные (крейсер). 30 На курсе учатся несколько (якуты) и (туркмены). 4) В работе совещания приняли участие многие (доктор наук, профессор). 5) Я весь вечер танцевал на (бал). 6) Мои знакомые в этом году не были в (отпуск). 7) Новые модели (сапоги, ботинки, туфли) выставлены в витрине магазина. 8) Ученые многих стран приняли участие в Международном физическом (год). 9) Для выступления перед рабочими артисты пошли в некоторые (цех). 10) Банки могут принимать (вексель, мн.ч.). -
Вариант: 1) В этом же здании обучаются будущие (повар). 2) Важнейшие отделы и (сектор) института были реорганизованы. 3) Организации требуются квалифицированные (бухгалтер), ночные (сторож), (вахтер). 4) В магазине имеется большой выбор (чулки) и (носки). 5) Этим вопросом занимались многие ученые в прошлом (год). 6) Между коллективами предприятий часто заключаются (договор). 7) Если бы машинист вовремя не затормозил, поезд сошел бы с (рельсы). 8) Вдоль реки летела стая (цапли). 9) Из-за плохой организации приемки рыбы многие (судно) простаивают в (порт). 10) Щука весила 14 (килограмм). -
Вариант: 1) Водить автобусы по горным дорогам могут только опытные (шофер). 2) Большой урожай (мандарины) и (яблоки) собрал колхоз «Приморский». 3) С тех пор о нашем назнакомце ни слух… ни дух… 4) Сад занимает свыше 100 (гектар). 5) Мы готовы заключить долгосрочные (договор). 6) В магазин поступило несколько партий (покрывало) и (полотенце). 7) Для (ясли) надо установить разные (прожектор). 8) В депо срочно требуются опытные (кондуктор). 9) По обе стороны строительной площадки возвышались аккуратно сложенные (штабель) кирпичей. 10) Многие мои знакомые провели свои (отпуск) в круизах по новым маршрутам. -
Вариант: 1) Надо установить на прогулочном участке (прожектор, мн.ч.). 2) В обсуждении проблемы приняли участие (директор). 3) Разные (цех) специализируются на изготовлении вкусного прохладного лакомства. 4) Для выступления перед рабочими артисты пошли в (цех, мн.ч.) депо. 5) В этом же здании обучаются будущие (повар). 6) Поезд сошел с (рельсы). 7) Не хватало (дух) отказать мальчику в его просьбе. 8) В совещании приняли участие многие (автор, редактор, корректор). 9) Флаг повстанцев по-прежнему развевался на (форт). 10) Роль Фирса в (“Вишневый сад”) играл известный актер. -
Вариант: 1) Пастух приложил к губам свою дудочку, и медленно стали разноситься (тон) свирели. 2) На постоянную работу требуются (токарь, слесарь, мн.ч.). 3) При входе в здание у сотрудников проверяют (пропуск, мн.ч.). 4) В комнате горело пять (свечи). 5) Я купила килограмм (апельсины, баклажаны). 6) В этом магазине большой выбор (скатерти, простыни). 7) В ближайшие дни ожидается теплая погода без (заморозки). 8) В следующем году предстоит поменять (паспорт, мн.ч.). 9) Об этом происшествии вспоминали многие (год). 10) Стены нужно покрасить в яркие (цвет).
Задание 7. Дайте оценку употреблению вариантов падежных форм существительных. Исправьте ошибки там, где это необходимо.
1. Многие мои знакомые провели свои отпуска в круизах по новым маршрутам. 2. На совещание прибыли многие инженеры, директоры. 3. В обсуждении проблемы приняли участие директора. 4. Разные цехи специализируются на изготовлении вкусного прохладного лакомства. 5. Для выступления перед рабочими артисты пошли в цеха депо. 6. На вызовá врач не ходит. 7. А каков результат небрежности? – Поезд сошел с рельс. 8. Мне выписали 200 кг огурцов, 150 кг помидор, 60 кг яблок. 9. Эти огрехи были особенно заметны на крае плантации. 10. На первом ряде сели передовые механизаторы и полеводы. 11. Избегая грязи, люди идут на путя. 12. Ребята занялись сбором початок. 13. По приезду пошел я на работу в банк. 14. В этом же здании обучаются повары. 15. Сад занимает свыше ста гектар.
Задание 8. Приведенные в скобках имена и фамилии поставьте в нужной форме.
1. Второе место жюри присудило учащемуся (Виктор Кравчук). 2. 20 мая исполняется 60 лет начальнику планово-экономического отдела (Борис Иванович Сорока). 3. «Фараон» – исторический фильм с участием (Барбара Брыльска). 4. В центре пьесы В. Чичкова «Интервью в Буэнос-Айресе» образы (Сальвадор Альенде и Че Гевара). 5. Похождения итальянского авантюриста ХVIII века (Казанова) послужили сюжетом для одного из кинофильмов. 6. Предисловие к сборнику карикатур написано главным редактором журнала (Елена Дик). 7. Открыта выставка графических работ (Сергей Павлович Майстренко). 8. В сентябре 1952 года толпы нью-йоркцев осаждали газетные киоски ради журнала «Лайф», где публиковалась нашумевшая повесть (Эрнест Хемингуэй) «Старик и море». 9. Вершиной мировой любовной лирики являются сонеты (Франческо Петрарка), посвященные его возлюбленной Лауре. 10. Фильм создан (Григорий Чухрай).
Имя прилагательное
При выборе правильной формы кратких прилагательных определенную трудность представляют те из них, которые соответствуют полным формам на -енный. Среди таких кратких форм можно выделить три группы:
а) прилагательные, при образовании которых появляется беглое е между двумя н: откровенен, неприкосновенен, современен, ценен и др.; вариантов кратких форм в этом случае нет;
б) прилагательные, при образовании которых утрачивается второе н: возвышен, угнетен, благоустроен и др.; это в основном отпричастные прилагательные, также не имеющие вариантов;
в) прилагательные, у которых существует два варианта –
-ен/-енен: безответствен – безответственен, бесчувствен – бесчувственен, медлен – медленен, свойствен – свойственен и др. Варианты на -енен в настоящее время расцениваются как устаревшие.
От прилагательных, основа которых заканчивается согласным р или л, краткая форма обычно образуется без беглого гласного: бодр, быстр, смугл, рыхл, мокр, щедр и т. д. Исключение составляют формы:кисел, остер, светел, тепел, хитер и другие.
Имя числительное
К трудным случаям следует отнести склонение некоторых разрядов числительных и сочетания их с существительными:
1. Составные количественные числительные должны склоняться согласно норме, т.е. пословно, например: тремя тысячами шестьюстами двадцатью семью (твор. падеж), о тринадцати миллионах двухстах пятидесяти восьми тысячах пятистах сорока трех (предл. падеж).
Склонение числительных 50, 60, 70, 80; 200, 300, 400,
500, 600, 700; 800, 900.
Падежи | 50 – 80 | 200 – 400 | 500 – 900 |
И. Р. Д. В. Т. П. | пятьдесят пятидесяти пятидесяти пятьдесят пятьюдесятью о пятидесяти | двести двухсот двумстам двести двумястами о двухстах | пятьсот пятисот пятистам пятьсот пятьюстами о пятистах |
Склонение числительных 40,90,100
Падежи | 40 | 90 | 100 |
И. Р. Д. В. Т. П. | сорок сорока сорока сорок сорока о сорока | девяносто девяноста девяноста девяносто девяноста о девяноста | сто ста ста сто ста о ста |
2. Собирательные числительные сочетаются со словами следующих групп: а) с существительными мужского рода (двое братьев, четверо учителей, но нельзя *трое сотрудниц, двое девочек); б) с существительными, называющими лиц (трое ребят, четверо людей); в) с существительными, имеющими лишь формы множественного числа (четверо суток, трое ножниц). Существительные, относящиеся к последней группе, в именительном и винительном падежах не сочетаются с числительными, которые оканчиваются на 2, 3, 4: нельзя вслух прочитать конструкции типа