Файл: Учебнометодический комплекс дисциплины русский язык и культура речи.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 25.10.2023
Просмотров: 1124
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
-
В каких формах глагола наблюдаются колебания норм?
-
Каковы особенности образования и употребления форм причастий и деепричастий?
Вопросы для самоконтроля:
-
Каковы основные характеристики двух единиц синтаксиса: словосочетания и предложения (типы, способы выражения отношений, виды связи)?
-
Каковы типичные ошибки в словосочетаниях, построенных на основе управления?
-
На что следует обратить внимание при употреблении однородных членов в именных и глагольных словосочетаниях?
-
Какова роль порядка слов с точки зрения синтаксических норм на уровне предложения?
-
Что влияет на выбор формы сказуемого при подлежащем, обозначающем количество?
-
Что является недопустимым при построении предложения с однородными именными сказуемыми?
-
Какие ограничения существуют при употреблении деепричастного оборота?
-
Какие существуют нормы построения сложного предложения?
Вопросы для самоконтроля:
-
Что такое текст? Каковы его основные признаки?
-
Что такое тема, общее содержание и идея текста?
-
Какие типы текстов вы знаете и чем они отличаются друг от друга?
-
Что такое цепная и параллельная связь предложений?
-
На какие структурные компоненты членится текст?
-
Какие факторы определяют композицию текста?
-
Какие конструктивные приемы могут лежать в основе композиции текста? В чем их особенности?
Вопросы для самоконтроля:
-
Каковы характерные особенности научного стиля? Что составляет его отличие от публицистического или разговорного стиля речи?
-
Какие подстили вы знаете? В чем их особенность?
-
Какой основной тип изложения представляют научные тексты и с чем это связано?
-
Чем отличаются жанры вторичных текстов от первичных?
-
Каковы основные виды конспекта? Охарактеризуйте каждый их них.
-
Каковы основные виды реферата? Назовите их отличительные черты.
-
Чем отличается реферат от конспекта? Каков порядок работы над рефератом и конспектом?
Вопросы для самоконтроля:
-
Каковы основные признаки официально-делового стиля речи?
-
Что такое документ с лингвистической точки зрения? Каковы его структурно-языковые особенности?
-
Что такое унификация и стандартизация документов?
-
Что такое реквизит? Какие реквизиты считаются основными и почему?
-
Каковы нормативные требования, предъявляемые к языку деловых документов?
-
Каковы общие правила делового этикета?
Вопросы для самоконтроля:
-
Какие жанры административно-канцелярского подстиля вы знаете? Какие из них относятся к личной документации?
-
Чем отличается автобиография от резюме?
-
Что общего между заявлением и объяснительной запиской и в чем их различие?
-
Что общего между распиской и доверенностью? Каковы различия между данными документами?
-
Каковы структурно-содержательные особенности служебной, объяснительной и докладной записок?
-
Какие типы деловых писем вы знаете? Какие реквизиты должно иметь любое деловое письмо?
Вопросы для самоконтроля:
-
Какую сферу общественной жизни обслуживает разговорно-обиходный стиль речи?
-
Каковы характерные признаки разговорно-обиходного стиля речи?
-
Дайте характеристику фонетических, лексических и грамматических особенностей обиходно-разговорного стиля речи.
-
Расскажите о речевом этикете, его роли в общественной жизни.
-
Назовите условия, определяющие формирование речевого этикета.
-
Какова роль табу и комплимента в общении?
-
Расскажите об особенностях национальной специфики речевого поведения?
-
Расскажите, какую роль в общении играют невербальные средства.
-
Какова значимость традиций и обычаев в общественной жизни?
Вопросы для самоконтроля:
-
Что такое ораторское искусство?
-
От чего зависит успешная ораторская деятельность?
-
Из каких элементов складывается повседневная подготовка к выступлению?
-
Назовите и охарактеризуйте основные этапы подготовки к конкретному выступлению.
-
Расскажите об основных принципах построения выступления.
-
Каковы методы изложения материала выступления?
-
Расскажите об аргументации и ее способах в публичной речи.
-
Расскажите о факторах, обусловливающих контакт оратора с аудиторией.
-
Расскажите об основных типах устной публичной речи.
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Дальневосточный федеральный университет»
(ДВФУ)
школа гУманитарных наук
ГЛОССАРИЙ
по дисциплине «Русский язык и культура речи»
040101.65 «Социальная работа»
Специализация «Менеджмент в социальной работе»
г. Владивосток
2011
Автологическая речь (utos – я сам, logos – слово) – речь, в которой средства создания выразительности отсутствуют (слова используются только в прямом значении).
Акцентология – раздел языкознания, изучающий вопросы ударения (природу, типы, функции).
Анафора (единоначатие) – (от греч. anaphora – вынесение вверх) – распространенная стилистическая фигура, состоящая в повторении начальных частей двух и более относительно самостоятельных отрезков речи (слов, полустиший, строк, строф, фраз и т.д.).
Антитеза – (от греч. antithesis – противоречие, противоположение) – оборот, в котором для усиления выразительности речи резко противопоставляются понятия, явления, предметы.
Антонимы (от греч. anti – против + onyma – имя) – слова, имеющие противоположные значения. Основой антонимии является наличие в значении слова качественного признака, который может возрастать или убывать и доходить до противоположного. Поэтому особенно много антонимов среди имен прилагательных (хороший — плохой).
Аргументы – это основания или предпосылки, из которых по правилам логики вытекает тезис.
Аффикс (лат. affixus – прикрепленный) – служебная морфема, т.е. часть слова, видоизменяющая лексическое либо грамматическое значение корня (основы) или выражающая отношения между словами в словосочетании и предложении; общее название всех морфем, за исключением корня.
Богатство речи – это свойство речи, возникающее при условии свободного использования говорящим разнообразных языковых средств, позволяющих оптимально передать мысль.
Варваризмы – иностранные слова или выражения, употребляемые в речи с сохранением особенностей формы и произношения, обозначающие понятия, которые уже имеют наименования в русском языке.
Вид глагола – глагольная категория, показывающая характер протекания действия во времени, выражающая отношение действия к его внутреннему пределу. Категория вида присуща всем глаголам русского языка в любой их форме.
Вульгаризмы – языковые средства, относящиеся к сниженному пласту лексической системы (это могут быть слова и выражения, принадлежащие к просторечию, жаргону, обсценной лексике), используемые для неприличного, грубого обозначения предметов или явлений.
Выразительность – это такое свойство речи, благодаря которому оказывается воздействие не только на логическую, но также и на эмоциональную сферу адресата. Данное коммуникативное качество речи может быть описано на базе соотношения «речь – эмоции». Выразительная речь действует на чувства сильнее, чем речь «механическая», однотонная.
Гипербола – (от греч. hyperbole – преувеличение) — образное выражение, содержащее чрезмерное преувеличение тех или иных свойств изображаемого предмета или явления. Благодаря гиперболе автор усиливает нужное впечатление.
Градация – (от лат. gradatio – постепенность) – стилистическая фигура, при которой слова группируются в порядке нарастания или ослабления их эмоционально-смысловой значимости.
Деепричастный оборот – о борот, состоящий из деепричастия и зависимых от него слов. Временами по реке пробегала от ветра легкая рябь, сверкая на солнце . Деепричастный оборот обозначает добавочное действие, при том что основное действие, выполняемое субъектом, названо сказуемым.
Дизъюнкции отношения – это отношения семантически удалённых друг от друга понятий. Объёмы понятий, находящихся в дизъюнктивных отношениях, не совпадают.
Жаргон – речь относительно открытой социальной группы, отличающаяся от литературного языка особым составом слов и выражений, носящих вульгарный, грубый характер.
Закон достаточного основания – один из четырех законов логики, согласно которому в сякая истинная мысль должна быть достаточно обоснованной.
Закон исключённого третьего – один из четырех законов логики, согласно которому и з двух противоречащих друг другу суждений одно истинно, другое – ложно, а третьего не дано.
Закон противоречия – один из четырех законов логики, согласно которому н е могут быть одновременно истинными два высказывания, одно из которых что-либо утверждает о предмете, а другое отрицает то же самое в то же самое время.
Закон тождества – один из четырех законов логики, согласно которому п редмет мысли в пределах одного рассуждения должен оставаться неизменным.
Инверсия – (от лат. inversio – перестановка) – расположение членов предложения в особом порядке, нарушающем обычный – прямой – порядок, с целью усиления выразительности речи.
Ирония (от греч. eironeia – притворство, насмешка) – осмеяние, содержащее в себе оценку того, что осмеивается; одна из форм отрицания. Отличительным признаком иронии является двойной смысл, где истинным будет не прямо высказанный, а противоположный ему, подразумеваемый; чем больше противоречие между ними, тем сильней ирония.