Файл: Физическая культура современные оздоровительные системы физического воспитания.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 412

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Глава 2. ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЕ СИСТЕМЫ И ИХ КЛАССИФИКАЦИЯ
В современных условиях возрастает роль поиска оптимальных средств и методов в сфере физической культуры, направленных на укрепление здоровья человека. Как уже говорилось ранее: Здоровье – это сущностное свойство че- ловека сохранять высокую жизнеспособность и свободу в изменяющихся усло- виях внешней среды, или, коротко, здоровье – это способность жить свободно.
Эта способность зависит от резервов организма, набора приспособительных форм поведения и адекватного восприятия. Очевидно, что человек рождается в лучшем случае без болезней. Но, с одной стороны, всегда без здоровья, а с дру- гой стороны, здоровье должно формироваться в процессе всей жизни. С учетом этого возникает необходимость перехода от охраны здоровья к его формирова- нию или воспитанию [24].
Здоровье человека находится в прямой зависимости от его образа жизни.
Для сохранения здоровья человека необходимо вести именно здоровый образ жизни, который предусматривает физическую активность, необходимую для функциональной жизнедеятельности организма.
Здоровый образ жизни объединяет все то, что способствует выполнению человеком профессиональных, общественных и бытовых функций в оптималь- ных для здоровья условиях, и выражает ориентированность деятельности лич- ности в направлении формирования, сохранения и укрепления как индивиду- ального, так и общественного здоровья.
В последнее время часто упоминается понятие «оздоровительные систе- мы». Это совокупность оздоровительных практик, которые обеспечивают про- филактику и лечение заболеваний, расширение возможностей организма, а также повышение общей устойчивости организма к вредным воздействиям внешней среды и заболеваниям. Оздоровительные системы – это системы знаний и практических методик, позволяющих обеспечить формирование здо- ровья человека.
Главным направлением сохранения, укрепления здоровья и профилакти- ки заболеваний является программа, в которую обычно входят: здоровое и ра- циональное питание; очищение (выведение шлаков из организма); физическая активность; правильный отдых; здоровая среда; режим труда и отдыха; психи- ческое оздоровление.
Физические упражнения и факторы природы всегда интуитивно исполь- зовались человеком для оздоровления. Организм человека устроен так, что воз- действие на него определенной физической нагрузки или факторов окружаю- щей среды приводит к переходу его на более здоровый уровень функциониро- вания. Человек просто не может жить без движения и нагрузок. Чрезмерные и


21 вредные нагрузки приводят к болезни и гибели, а оптимальные – к оздоровле- нию и к продлению жизни.
Почти все религии учат тому, что любую болезнь, прежде всего, следует воспринимать не как наказание Божие, а как наказание самого себя за нездоро- вый образ жизни. Болезнь сама по себе ставит вопрос: правильный ли образ жизни ведет человек? Православные христиане весьма разумно решают вопрос здоровой жизни. Ничего не запрещено полностью. Всему свое время. Время танцам и время молитве. В Ветхом завете сказано: «Всему свое время, и время всякой вещи под небом: время рождаться, и время умирать; время насаждать, и время вырывать посаженное…». (Екклесиаст 3,1–5). Библия запрещает только разрушающие душу и тело злоупотребление вином, пищей, сомнительные раз- влечения, праздность и безделье.
Физическое здоровье немыслимо без здоровья духовного. Например, си- стема самооздоровления академика Владимира Трошина базируется на трех принципах – самосознании, самовоспитании и самообразовании. Кроме того, она состоит из пяти заповедей здоровья:
 рациональное питание,
 правильное дыхание,
 двигательная активность и закаливание,
 духовное равновесие,
 духовное совершенствование.
Сегодня оздоровительные системы перестали быть достоянием личного опыта уникальных специалистов-гуру, существует большое количество инфор- мации по любой системе.
Различают:
- традиционные оздоровительные системы (например, ушу, аюрведа, нят- нам, цигун, йога и т.д.);
– современные оздоровительные системы (бег, плавание, езда на велоси- педе, аэробика и т.д.);
- научно обоснованные авторские методики оздоровления (например, ды- хательная гимнастика Стрельниковой, Бутейко);
- инновационные, ультромодные методики (кросс-фит, джампинг и т.д.).
Условное деление заключается в особенностях их исторического разви- тия.

22
2.1. Традиционные оздоровительные системы
В Древнем Востоке существовало множество различных оздоровитель- ных систем, причем создавались они так давно, что история их появления со- хранилась лишь в легендах. Известно, что основными центрами, где развива- лись учения о строении Вселенной и человека, были монастыри. Наиболее зна- менит своими оздоровительными системами монастырь Шаолинь, в котором древние даосские оздоровительные системы в III–V вв. были существенно допол- нены и развиты индийскими буддийскими монахами, поселившимися в Китае.
Структурным ядром восточных оздоровительных систем является ком- плекс представлений, выделяемый во всех традиционных культурных образо- ваниях и называемый современными исследователями «органическим». На протяжении многих тысячелетий он управляет взаимодействием энергетиче- ских, психических и физиологических ресурсов человеческого организма, направляя их на активную адаптацию к окружающей социальной и природной среде. Можно с уверенностью сказать, что восточные оздоровительные систе- мы содержат в себе мощный потенциал, который может быть использован при разработке перспективных социокультурных программ, ориентированных, в частности, на актуализацию современного концепта культуры здоровья человека.
Известно, что каждая из великих цивилизаций Востока по-своему своеоб- разна и неповторима. Но длительная история их совместного существования создала и сумела сохранить общий субкультурный институт – институт совер- шенствования личности с использованием физических и дыхательных упраж- нений, психотренинга, лечебных практик, натурального питания и оздорови- тельных факторов природы. Опыт этой практической деятельности широко представлен в восточных оздоровительных системах. В диалогическом взаимо- действии культурных традиций Востока и Запада, характерном для современ- ной социокультурной ситуации, восточные оздоровительные системы являются уникальным «проводником» к системам древних сакральных знаний, которые всегда были достоянием лишь небольшого числа «посвященных» лиц [15].
К традиционным оздоровительным системам в основном относятся во- сточные оздоровительные системы. Самые известные и распространенные из них – это йога, ушу, нят-нам, цигун и др.
Ушу
Ушу – сплав гимнастических комплексов и дыхательной гимнастики, включающих в себя элементы акупрессуры и имеющих оздоровительное и ле- чебно-профилактическое значение. Это и спорт, и воинское искусство, это и психофизический тренинг, и изобразительное искусство, это философская си-


23 стема, определяющая взгляд на мир и даже сам образ жизни. Условно в ушу можно выделить три направления: оздоровительное, спортивное и военно- прикладное, причем каждое последующее направление включает в себя преды- дущие как неотъемлемую часть. Поэтому можно образно сказать, что ушу бое- вой направленности является вершиной громадной горы под названием ушу.
Ушу оздоровительной направленности включает в себя комплексы гимнастиче- ских упражнений, базовые движения тела (верхних и нижних конечностей), упражнения на отработку пластики перемещении, дыхательные упражнения и комплексы массажа, комплексы так называемых формальных упражнений – тао, объединяющих все указанные выше составляющие. Занятия гимнастикой ушу развивают силу, гибкость, координацию движений, имеют большое оздо- ровительно профилактическое значение, оказывают положительное психофи- зическое воздействие и доступны людям с различным уровнем физической подготовки. Освоение этих гимнастических комплексов и базовых движений помогает также приобрести навыки целенаправленного использования вашей силы при выполнении различной тяжелой работы (при поднятии, переносе и перекладывании тяжестей), развивает координацию движения и ловкость. Эти упражнения можно использовать и в качестве производственной гимнастики для снятия усталости и придания бодрости при напряженном умственном и фи- зическом труде, причем большинство из них не требуют дополнительного про- странства и специальных условий.
Нят-нам
Нят-нам. Дыхательная техника нят-нам достаточно древняя и уникальная боевая система, к тому же являющаяся оздоровительной. Если переводить «нят- нам», то «нят» означает единство, а «нам» – направление, что характеризует само боевое искусство как неоднозначное. И действительно, уникальность это- го боевого искусства заключается в том, что в нём прекрасно сочетаются изу- чение дыхательных практик, динамических упражнений и прикладных приемов рукопашного боя.
Кроме физических упражнений огромное значение уделяется познанию психологии, физиологии и природы человека. Поэтому довольно простые и эф- фективные приемы этой системы, включающие в себя отработанные и, с точки зрения науки, обоснованные телодвижения, позволяют направлять силу про- тивника в своих интересах, грамотно распределять силу организма для молние- носной атаки или защиты. Нят-нам вплоть до второй половины XX в. было за- крытым боевым искусством и передавалось оно исключительно по наследству.
Первыми упоминаниями можно считать XIII в., когда это боевое искусство


24 окрестили, как «школу криков» из-за того, что техника сопровождалась харак- терными криками.
Огромное значение в тренировках придаётся изучению траектории дви- жения, выносливости, распределению своей энергии в мышцах и суставах, а также максимальному расслаблению. Примечательно, что подобные упражне- ния подходят любому человеку. Стоит также отметить духовный аспект нят- нама, изучению которого, как и во многих древних боевых искусствах, уделяет- ся первостепенная роль. Недаром в нят-наме существует четыре начала: душа, разум, энергия, а потом уже техника. Поэтому первоначально идет работа над укреплением веры, духа, сосредоточенности, смирения, получения знаний о че- ловеке и природе, а потом только изучение приёмов.
Цигун
Цигун. Существует несколько видов цигун: боевой, религиозный, конфу- цианский, философский, медицинский.
Медицинский цигун создали, главным образом, целители. Были разрабо- таны специальные упражнения для улучшения циркуляции ци (энергии) в кон- кретных каналах (меридианах) для излечения заболевания. Медицинский цигун ставит перед собой цель укрепления здоровья, профилактики заболеваний и ле- чения болезней. К медицинскому цигуну относится практика «Синг шен джу- ан». Это система упражнений, или форма, как ее принято называть, начального уровня цигуна. Она представляет собой оздоровительную гимнастику, воздей- ствующую на суставы тела через правильное расслабление. Целью этой прак- тики является формирование правильной структуры тела – физической и энер- гетической, то есть создание здоровой осанки здорового позвоночника в здоро- вом теле. Выпрямляется позвоночник, появляется гибкость в суставах, устра- няются глубокие зажимы в теле.
В даосских практиках физическое здоровье считается первым шагом на духовном пути. На первом этапе практикующий занимается подготовкой тела как сосуда для духа и души, его очищением, открытием каналов, по которым протекает жизненная энергия ци. Система упражнений синг шен джуан отно- сится к лечебному цигуну, который зарекомендовал себя как эффективный и безопасный метод оздоровления. В госпиталях Китая в массовых масштабах он назначается людям с заболеваниями опорно-двигательного аппарата (сколиоза- ми, межпозвоночными грыжами и многими другими). Получаемые результаты восхищают как сотрудников медицинских учреждений, так и самих пациентов.
Одним из преимуществ синг шен джуан является то, что он не требует предварительной физической подготовки.


25
Шу – это счет дыхания. Для того, чтобы дыхание стало упорядоченным, не напряженным, не слишком легким, умиротворенным, нужно медленно ды- шать и вести счет количества вдохов-выдохов (от одного до десяти, от десяти до ста, от ста до тысячи). Считать можно как вдохи, так и выдохи. Если в тече- ние длительного времени упражняться в счете дыхания, то постепенно выраба- тываются нужные навыки, вдох и выдох становятся легкими, малозаметными.
Тогда уже не имеет значения, сохраняется счет или нет.
Суй означает следование дыханию, т.е. то, что ритм биения сердца начи- нает подчиняться ритму дыхания и наоборот. Сердцебиение и дыхание стано- вятся взаимосвязанными, постепенно успокаиваются и достигают полного по- коя.
Чжи означает приостановку дыхания. Надо следовать не за дыханием, а только за сердцем, при этом сознание то ли есть, то ли его нет; внимание может быть сконцентрировано на кончике носа или на других местах. После выполне- ния этого приема неожиданно возникает ощущение как бы отсутствия всего те- ла. Происходит погружение в созерцание (близкое к полной медитации).
Гуань означает созерцание дыхания. Успокоив сердце, внимательно наблюдают за малейшими движениями, связанными с вдохом и выдохом, слов- но за дуновением ветерка в пустоте, когда непонятно, есть он или его нет. При длительном выполнении этого упражнения сердце и глаза проясняются, так что ощущается малейшая циркуляция дыхания во всем организме.
Хуань означает возвращение дыхания. Суть метода в том, чтобы сердцем
(душой) чувствовать, как дыхание достигает рубежа, контролируемого разу- мом. Однако от этого относительного ограничения необходимо возвращаться к истоку, расположенному в сердце. Созерцающий разум порождается сердцем, а то, что рождается в сердце, должно в нем умирать. Для верного познания этого цикла следует уподобить его волнам на поверхности воды. Только наблюдая за ровной поверхностью, можно увидеть настоящий облик водоема. Цикл рожде- ний и умираний в сердце (душе) подобен волнам. И только исключив посто- ронние мысли, можно узреть истинное сердце.
Цзин означает очищение дыхания. При этом сердце чисто и спокойно, как застывшая вода. Когда нет никаких посторонних мыслей, появляется под- линное сердце. Если чувствуешь, что нет беспокойства, это и есть истинное, так же как спокойная вода и есть настоящая, истинная вода. Подобное состояние дыхания и называется цзин. Эти шесть чудесных способов надо осваивать в следующем порядке: вначале счет и следование, затем остановка и созерцание и наконец возвращение и очищение.
Цигун отличается от обычных видов физкультуры и спорта. Он не пред- полагает напряженного физического движения, рассчитанного на короткий пе-