Файл: Учебника Л. Н. Боголюбов) Технологическая карта уроков 12 Тема что такое общество (2 ч) Тип уроков Изучение нового материала комбинированный.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 589

Скачиваний: 8

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.



Планируемые образовательные результаты

Объем освоения и уровень владения компетенциями

Компоненты культурно-компетентностного опыта/
приобретенная компетентность


Научатся: определять, что такое нормы и социальный контроль; в чем состоит значение самоконтроля; приводить примеры, характеризующие виды социальных норм; определять причины отклоняющегося поведения; объяснять социальную опасность преступности; осуществлять поиск социальной информации; применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения познавательных задач по актуальным социальным проблемам.

Получат возможность научиться: анализировать, делать выводы; давать нравственную и правовую оценку конкретных ситуаций; осуществлять поиск дополнительных сведений в СМИ; отвечать на вопросы; высказывать собственную точку зрения

Коммуникативная компетенция

Умеют: вступать в речевое общение, участвовать в диалоге; работать с книгой; взаимодействовать с окружающими; формулировать вопросы; владеть разными видами речевой деятельности (монолог, диалог, чтение, письмо), выступать с устными сообщениями, корректно вести учебный диалог

ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА

Этапы
урока



Обучающие
и развивающие компоненты, задания
и упражнения

Деятельность учителя

Деятельность
учащихся

Формы
организации совзаимодействия
на уроке

Универсальные учебные действия
(УУД)

Формы контроля

1

2

3

4

5

6

7

8

I. Мотивация

к учеб-

4

Подготовка учащихся

к уроку

Проверяет готовность учащихся к уроку, озвучивает тему
и план урока

Записывают тему и план урока в тет-

Фронтальная

Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его.

Записи
в тетради

ной деятельности










радь, самостоятельно формулируют цели урока




Регулятивные: принимают учебную
задачу




II. Актуализация знаний

7

Беседа по теме «Социальные нормы и отклоняющееся поведение»

Вопросы:

– Верно ли, что деятельность каждого человека контролируется обществом?

– Хорошо ли это или плохо?

– Существуют ли правила поведения для всех?

– Какой человек может стать преступником?

– Чем опасны алкоголь и наркотики?

Высказывают свое мнение

Фронтальная

Коммуникативные: применяют правила делового сотрудничества.

Познавательные: воспроизводят по памяти информацию, необходимую
для решения учебной задачи

Устный опрос

III. Изучение нового материала

17

1. Презентация«Социальные нормы и отклоняющееся поведение».

2. Работа
с текстом учебника,
с. 151–159.

1. Показывает и комментирует слайды презентации.

2. Нацеливает учащихся на самостоятельную работу:

– ознакомиться с новым материалом;

– составить опорный конспект.

1. Просматривают презентацию, делают
записи в тетради.
2. Самостоятельно изучают новый материал, составляют опорный

конспект.

1. Индивидуальная.


2. Индивидуальная.

Познавательные:

общеучебные – ориентируются в учебнике, словаре; осуществляют поиск информации, необходимой для выполнения заданий;

логические – дополняют и расширяют имеющиеся знания и представления о социальных нормах и отклоняющемся поведении.

Коммуникативные: обмениваются мнениями, слушают друг друга, понимают позицию партнера.

1. Записи в тетради.


2. Записи в тетради.






3. Работа
с документом, с. 160.

4. Работа
с дополнительным материалом

(см. Приложение
на с. 83–84)


3. Формулирует задание, проводит беседу по вопросам к документу.

4.Создает условия для свободного выражения собственного мнения, организует дискуссию

по вопросам:

– Что называют девиантным поведением?

– Согласны ли вы с тем, что вредные привычки напрямую ведут к отклонению в поведении?

– Согласны ли вы с подобным объяснением причин девиантного поведения?

– Почему отклонение в поведении разделяют на первичную
и вторичную девиантность?

3. Знакомятся
с документом, отвечают на вопросы.

4. Знакомятся
с дополнительной информацией, анализируют ее, отвечают на вопросы

3. Фронтальная работа.

4. Работа в парах

Регулятивные: планируют решение учебной задачи, выстраивают алгоритм действий; корректируют деятельность, вносят изменения в процесс с учетом возникших трудностей

3. Устные

ответы.

4. Устные

ответы

IV. Первичное осмысление и за-

крепление изученного

5

Выполнение заданий, с. 183

Формулирует задания, проводит дискуссионную беседу по вопросам учебника

Выполняют задания, отвечают на вопросы

Фронтальная

Личностные: развивают способность к самооценке.

Познавательные:

общеучебные – осуществляют поиск
и выделение информации;

логические – строят логическую цепочку рассуждений

Устные ответы

V. Итоги урока. Рефлексия

5

Обобщающая беседа

Вопросы:

– Приведите примеры каждого вида социальных норм.

– Что такое социальный контроль?

– В чем состоит значение социального контроля?

– Каковы причины отклоняющегося поведения?

– В чем заключается социальная опасность преступности?

Отвечают
на вопросы.

Определяют свое эмоциональное состояние на уроке

Фронтальная

Личностные: оценивают собственную учебную деятельность.

Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала

Оценивание учащихся
за работу на уроке

VI. Домашнее задание

2

§ 16, задания

1–4, с. 183

Конкретизирует домашнее
задание

Записывают домашнее
задание

Индивидуальная






1   ...   9   10   11   12   13   14   15   16   ...   27


Приложение 1

Девиантное поведение

Социальные нормы, которым люди следуют в своих действиях, придают социальному миру регулярность и предсказуемость. Но не всегда и не все действия индивидов соответствуют социальным ожиданиям. Люди довольно часто отклоняются от правил, которым они обязаны руководствоваться.

Девиантное (от позднелат. deviatio – отклонение) (отклоняющееся) поведение – социальное поведение, не соответствующее имеющейся норме или набору норм, принятых значительной частью людей в группе или сообществе.

Основными формами девиантного поведения являются: пьянство, наркомания, преступность, проституция, самоубийство, гомосексуализм.

Некоторые социологи проводят разграничение между девиантным и делинквентным (лат. delinquens – совершающий проступок) (буквально – преступным) поведением. К последнему относят нарушения норм, подпадающие под категорию противоправного действия. При этом подчеркивается, что девиантное поведение относительно, ибо принадлежит к моральным нормам данной группы, а делинквентное – абсолютно, так как нарушает абсолютную норму, выраженную в юридических законах общества.

Существуют различные объяснения причин девиантного поведения.

Биологическое. Люди по своему биологическому складу предрасположены к определенному типу поведения. Причем биологическая предрасположенность человека к преступлениям отражается в его облике.

Психологическое. Девиантное поведение является следствием психологических качеств, черт характера, внутренних жизненных установок, направленности личности, которые имеют отчасти врожденный характер, отчасти формируются воспитанием и средой. В то же время сам поступок, нарушение закона может стать результатом психологического состояния девианта.

Социологическое. Девиантное поведение вызывается аномическим состоянием общества (аномией), то есть распадом существующей системы социальных ценностей и норм, регулирующих жизнедеятельность людей. По теории стигматизации (от гр. stigma – угол, пятно),девиация определяется не поведением или конкретным поступком, а групповой оценкой, применением другими людьми санкций в отношении тех, кого они считают «нарушителями» установленных норм.

Выделяют первичную и вторичную девиацию. При первичной девиации индивид время от времени нарушает некоторые социальные нормы. Однако окружающие не придают этому особого значения, а он сам не считает себя девиантом. Вторичная девиация характеризуется тем, что на человеке ставят клеймо «девианта» и начинают с ним обращаться не так, как с обычными людьми.



Девиантное поведение может иметь как коллективный, так и индивидуальный характер. Причем индивидуальная девиация в ряде случаев трансформируется в коллективную. Распространение последней обычно связано с влиянием криминальной субкультуры, носителями которой являются деклассированнные слои общества. Категории населения, более других предрасположенные совершать девиантные поступки, называют группами риска. К таким группам, в частности, относят определенные слои молодежи.

По мнению специалистов, существование в современном обществе у части людей девиантного поведения неизбежно. Поэтому задача «полного искоренения» девиаций сегодня не ставится. Ведь отклонения не обязательно направлены в худшую сторону. Иногда девиантное поведение носит позитивный характер (например, национальные герои, выдающиеся спортсмены, политические лидеры, передовики производства).

Вместе с тем необходимы меры социального воздействия на поведенческие отклонения. И здесь намечаются два основных направления: если в отношении преступного (делинквентного) поведения нужны жесткие запретительные меры, то такие девиации, как алкоголизм, наркомания, суицид, психические расстройства и др., требуют организации разных видов социальной помощи – открытия кризисных центров, домов для бездомных, телефонов доверия и т. д.

Технологическая карта уроков 34–35

Тема

НАЦИИ И МЕЖНАЦИОНАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ (2 ч)

Тип уроков

изучение нового материала; комбинированный

Дата проведения




Образовательные
ресурсы


Презентация «Нации и межнациональные отношения» [Электронный ресурс]. – Режим доступа : http://www.uchportal.ru/load/142-1-0-17393

План

1. Отношения между разными национальностями внутри одного государства. Отношения между разными нациями и государствами. Отношения между национальным большинством и национальными меньшинствами.

2. Мирные и военные формы взаимодействия народов. Формирование многонационального государства.

3. Этноцентризм и национальная нетерпимость.

4. История этнических конфликтов, причины их возникновения и современные проявления

Цель уроков

Создать условия для формирования понятий о том, что такое этнос и этнические общности; каковы причины межэтнических конфликтов и пути их решения

Формы и методы
обучения


Формы: индивидуальная, фронтальная, работа в парах.

Методы: проблемного изучения в обучении

Основные понятия

Национальное самосознание, этноцентризм, этнические конфликты

Планируемые образовательные результаты

Объем освоения и уровень владения компетенциями

Компоненты культурно-компетентностного опыта/
приобретенная компетентность


Научатся: определять, что такое межнациональные отношения; разъяснять особенности взаимоотношений национального большинства и меньшинства, опираясь на конкретные исторические примеры; пояснять сущность этноцентризма и его влияние на взаимоотношения с разными наро-

Информационная компетенция.

Владеют: навыками работы с различными источниками информации (книги, учебники, СМИ, энциклопедии, интернет).




дами; анализировать этнические конфликты, имевшие место в истории и существующие в современном обществе; уважительно относиться к представителям других национальностей.

Получат возможность научиться: формулировать познавательные цели; развивать этические чувства (стыда, вины, совести); осуществлять поиск нужной информации

Умеют: самостоятельно искать, извлекать, систематизировать, анализировать и отбирать необходимую для решения учебных задач информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать ее; ориентироваться в информационных потоках, выделять в них главное и необходимое; применять для решения учебных задач информационные и телекоммуникационные технологии




ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА

Этапы
урока



Обучающие
и развивающие компоненты, задания
и упражнения

Деятельность учителя

Деятельность
учащихся

Формы
организации совзаимодействия
на уроке

Универсальные учебные действия
(УУД)

Формы контроля

1

2

3

4

5

6

7

8

I. Мотивация
к учебной деятельности

4

Подготовка учащихся
к уроку

Проверяет готовность учащихся к уроку, озвучивает тему и план урока

Записывают тему и план

урока в тетрадь,

самостоятельно формулируют цели урока

Фронтальная

Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его.

Регулятивные: принимают учебную задачу

Записи
в тетради

II. Актуализация знаний

7

Беседа по теме «Нации
и межнациональные отношения»

Вопросы:

– Что составляет величие человека: национальность или культура?

– Может ли какая-либо нация
осчастливить человечество?

Высказывают свое мнение

Фронтальная

Познавательные: воспроизводят по памяти информацию, необходимую
для решения учебной задачи.

Устный опрос









– Что такое национализм: любовь к своей нации или минное поле между нациями?







Коммуникативные: применяют правила делового сотрудничества




III. Изучение нового материала

17

1. Презентация «Нации
и межнациональные от-

ношения».

2. Работа
с текстом учебника,
с. 184–192,
и таблицей

(см. Приложение 1
на с. 87)
.

3. Работа
с докумен-

1. Показывает и комментирует слайды презентации.


2. Нацеливает учащихся на самостоятельную работу, конкретизирует задания:

– познакомиться с новым материалом;

– составьте тезисный план-конспект,

– вспомните два подхода к изучению развития общества, сопоставьте периоды формирования этнических общностей и исторические условия, отраженные в разных типологиях. приведите в соответствие таблицу, аргументируйте свою точку зрения.

3. Формулирует задание, проводит беседу по вопросам

1. Просматривают презентацию, делают
записи в тетради.

2. Самостоятельно знакомятся с текстом, составляют тезисный план-конспект, работают с таблицей.

3. Знакомятся
с документом,

1. Индивидуальная.

2. Индивидуальная.

3. Фронтальная

Познавательные:

общеучебные – формулируют ответы
на вопросы учителя;

логические – дополняют и расширяют имеющиеся знания и представления о межнациональных отношениях.

Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала; удерживают цель деятельности в учебном процессе.

Коммуникативные: принимают другое мнение и позицию, допускают существование различных точек зрения; планируют цели и способы взаимодействия.

Личностные: проявляют толерантное сознание и способны вести диалог с другими людьми, достигают
в нем взаимопонимания, находят общие цели и сотрудничают для их достижения

1. Записи в тетради.

2. Записи в тетради.

3. Устные

ответы.






том, с. 193–

194.

4. Работа
с дополнительным материалом

(см. Приложение 2
на с. 88–94)


к документу.
4. Создает условия для свободного выражения собственного мнения, организует дискуссию по вопросам:

– Кратко перескажите суть конфликта и вычлените его причину


отвечают
на вопросы.

4. Знакомятся
с дополнительной информацией, анализируют ее, отвечают на вопросы

работа.
4. Работа в парах






4. Устные

ответы

IV. Первичное осмысление и закрепление изученного


5

Выполнение заданий, с. 195

Формулирует задания проводит дискуссионную беседу по вопросам учебника

Выполняют задания, аргументированно отвечают
на вопросы

Фронтальная

Личностные: развивают способность к самооценке.

Познавательные: строят логическую цепочку рассуждений

Устные ответы

V. Итоги урока. Рефлексия

5

Обобщающая беседа

Вопросы:

– Какие признаки характерны
для нации как наиболее развитой формы общности людей?

– Что такое толерантность в межнациональных отношениях?

Отвечают
на вопросы.

Определяют свое эмоциональное состояние на уроке

Фронтальная

Личностные: оценивают собственную учебную деятельность.

Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала

Оценивание учащихся
за работу на уроке









– Каковы наиболее типичные причины возникновения межнациональных конфликтов?

– В чём суть гуманистического подхода к этническим проблемам?













VI. Домашнее задание

2

§ 17, вопросы 1–4,

с. 195

Конкретизирует домашнее
задание

Записывают домашнее
задание

Индивидуальная








Приложение1

Этнические общности и типы общества

Этническая
общность

Тип общества
(стадиальный)

Тип общества
(формационный)




































1   ...   10   11   12   13   14   15   16   17   ...   27