Файл: Учебника Л. Н. Боголюбов) Технологическая карта уроков 12 Тема что такое общество (2 ч) Тип уроков Изучение нового материала комбинированный.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 25.10.2023
Просмотров: 589
Скачиваний: 8
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Планируемые образовательные результаты | ||||||||||
Объем освоения и уровень владения компетенциями | Компоненты культурно-компетентностного опыта/ приобретенная компетентность | |||||||||
Научатся: определять, что такое нормы и социальный контроль; в чем состоит значение самоконтроля; приводить примеры, характеризующие виды социальных норм; определять причины отклоняющегося поведения; объяснять социальную опасность преступности; осуществлять поиск социальной информации; применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения познавательных задач по актуальным социальным проблемам. Получат возможность научиться: анализировать, делать выводы; давать нравственную и правовую оценку конкретных ситуаций; осуществлять поиск дополнительных сведений в СМИ; отвечать на вопросы; высказывать собственную точку зрения | Коммуникативная компетенция Умеют: вступать в речевое общение, участвовать в диалоге; работать с книгой; взаимодействовать с окружающими; формулировать вопросы; владеть разными видами речевой деятельности (монолог, диалог, чтение, письмо), выступать с устными сообщениями, корректно вести учебный диалог | |||||||||
ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА | ||||||||||
Этапы урока | | Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формы организации совзаимодействия на уроке | Универсальные учебные действия (УУД) | Формы контроля | |||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | |||
I. Мотивация к учеб- | 4 | Подготовка учащихся к уроку | Проверяет готовность учащихся к уроку, озвучивает тему и план урока | Записывают тему и план урока в тет- | Фронтальная | Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его. | Записи в тетради | |||
ной деятельности | | | | радь, самостоятельно формулируют цели урока | | Регулятивные: принимают учебную задачу | | |||
II. Актуализация знаний | 7 | Беседа по теме «Социальные нормы и отклоняющееся поведение» | Вопросы: – Верно ли, что деятельность каждого человека контролируется обществом? – Хорошо ли это или плохо? – Существуют ли правила поведения для всех? – Какой человек может стать преступником? – Чем опасны алкоголь и наркотики? | Высказывают свое мнение | Фронтальная | Коммуникативные: применяют правила делового сотрудничества. Познавательные: воспроизводят по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи | Устный опрос | |||
III. Изучение нового материала | 17 | 1. Презентация«Социальные нормы и отклоняющееся поведение». 2. Работа с текстом учебника, с. 151–159. | 1. Показывает и комментирует слайды презентации. 2. Нацеливает учащихся на самостоятельную работу: – ознакомиться с новым материалом; – составить опорный конспект. | 1. Просматривают презентацию, делают записи в тетради. 2. Самостоятельно изучают новый материал, составляют опорный конспект. | 1. Индивидуальная. 2. Индивидуальная. | Познавательные: общеучебные – ориентируются в учебнике, словаре; осуществляют поиск информации, необходимой для выполнения заданий; логические – дополняют и расширяют имеющиеся знания и представления о социальных нормах и отклоняющемся поведении. Коммуникативные: обмениваются мнениями, слушают друг друга, понимают позицию партнера. | 1. Записи в тетради. 2. Записи в тетради. | |||
| | 3. Работа с документом, с. 160. 4. Работа с дополнительным материалом (см. Приложение на с. 83–84) | 3. Формулирует задание, проводит беседу по вопросам к документу. 4.Создает условия для свободного выражения собственного мнения, организует дискуссию по вопросам: – Что называют девиантным поведением? – Согласны ли вы с тем, что вредные привычки напрямую ведут к отклонению в поведении? – Согласны ли вы с подобным объяснением причин девиантного поведения? – Почему отклонение в поведении разделяют на первичную и вторичную девиантность? | 3. Знакомятся с документом, отвечают на вопросы. 4. Знакомятся с дополнительной информацией, анализируют ее, отвечают на вопросы | 3. Фронтальная работа. 4. Работа в парах | Регулятивные: планируют решение учебной задачи, выстраивают алгоритм действий; корректируют деятельность, вносят изменения в процесс с учетом возникших трудностей | 3. Устные ответы. 4. Устные ответы | |||
IV. Первичное осмысление и за- крепление изученного | 5 | Выполнение заданий, с. 183 | Формулирует задания, проводит дискуссионную беседу по вопросам учебника | Выполняют задания, отвечают на вопросы | Фронтальная | Личностные: развивают способность к самооценке. Познавательные: общеучебные – осуществляют поиск и выделение информации; логические – строят логическую цепочку рассуждений | Устные ответы | |||
V. Итоги урока. Рефлексия | 5 | Обобщающая беседа | Вопросы: – Приведите примеры каждого вида социальных норм. – Что такое социальный контроль? – В чем состоит значение социального контроля? – Каковы причины отклоняющегося поведения? – В чем заключается социальная опасность преступности? | Отвечают на вопросы. Определяют свое эмоциональное состояние на уроке | Фронтальная | Личностные: оценивают собственную учебную деятельность. Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала | Оценивание учащихся за работу на уроке | |||
VI. Домашнее задание | 2 | § 16, задания 1–4, с. 183 | Конкретизирует домашнее задание | Записывают домашнее задание | Индивидуальная | | |
1 ... 9 10 11 12 13 14 15 16 ... 27
Приложение 1
Девиантное поведение
Социальные нормы, которым люди следуют в своих действиях, придают социальному миру регулярность и предсказуемость. Но не всегда и не все действия индивидов соответствуют социальным ожиданиям. Люди довольно часто отклоняются от правил, которым они обязаны руководствоваться.
Девиантное (от позднелат. deviatio – отклонение) (отклоняющееся) поведение – социальное поведение, не соответствующее имеющейся норме или набору норм, принятых значительной частью людей в группе или сообществе.
Основными формами девиантного поведения являются: пьянство, наркомания, преступность, проституция, самоубийство, гомосексуализм.
Некоторые социологи проводят разграничение между девиантным и делинквентным (лат. delinquens – совершающий проступок) (буквально – преступным) поведением. К последнему относят нарушения норм, подпадающие под категорию противоправного действия. При этом подчеркивается, что девиантное поведение относительно, ибо принадлежит к моральным нормам данной группы, а делинквентное – абсолютно, так как нарушает абсолютную норму, выраженную в юридических законах общества.
Существуют различные объяснения причин девиантного поведения.
Биологическое. Люди по своему биологическому складу предрасположены к определенному типу поведения. Причем биологическая предрасположенность человека к преступлениям отражается в его облике.
Психологическое. Девиантное поведение является следствием психологических качеств, черт характера, внутренних жизненных установок, направленности личности, которые имеют отчасти врожденный характер, отчасти формируются воспитанием и средой. В то же время сам поступок, нарушение закона может стать результатом психологического состояния девианта.
Социологическое. Девиантное поведение вызывается аномическим состоянием общества (аномией), то есть распадом существующей системы социальных ценностей и норм, регулирующих жизнедеятельность людей. По теории стигматизации (от гр. stigma – угол, пятно),девиация определяется не поведением или конкретным поступком, а групповой оценкой, применением другими людьми санкций в отношении тех, кого они считают «нарушителями» установленных норм.
Выделяют первичную и вторичную девиацию. При первичной девиации индивид время от времени нарушает некоторые социальные нормы. Однако окружающие не придают этому особого значения, а он сам не считает себя девиантом. Вторичная девиация характеризуется тем, что на человеке ставят клеймо «девианта» и начинают с ним обращаться не так, как с обычными людьми.
Девиантное поведение может иметь как коллективный, так и индивидуальный характер. Причем индивидуальная девиация в ряде случаев трансформируется в коллективную. Распространение последней обычно связано с влиянием криминальной субкультуры, носителями которой являются деклассированнные слои общества. Категории населения, более других предрасположенные совершать девиантные поступки, называют группами риска. К таким группам, в частности, относят определенные слои молодежи.
По мнению специалистов, существование в современном обществе у части людей девиантного поведения неизбежно. Поэтому задача «полного искоренения» девиаций сегодня не ставится. Ведь отклонения не обязательно направлены в худшую сторону. Иногда девиантное поведение носит позитивный характер (например, национальные герои, выдающиеся спортсмены, политические лидеры, передовики производства).
Вместе с тем необходимы меры социального воздействия на поведенческие отклонения. И здесь намечаются два основных направления: если в отношении преступного (делинквентного) поведения нужны жесткие запретительные меры, то такие девиации, как алкоголизм, наркомания, суицид, психические расстройства и др., требуют организации разных видов социальной помощи – открытия кризисных центров, домов для бездомных, телефонов доверия и т. д.
Технологическая карта уроков 34–35
Тема | НАЦИИ И МЕЖНАЦИОНАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ (2 ч) | |
Тип уроков | изучение нового материала; комбинированный | |
Дата проведения | | |
Образовательные ресурсы | Презентация «Нации и межнациональные отношения» [Электронный ресурс]. – Режим доступа : http://www.uchportal.ru/load/142-1-0-17393 | |
План | 1. Отношения между разными национальностями внутри одного государства. Отношения между разными нациями и государствами. Отношения между национальным большинством и национальными меньшинствами. 2. Мирные и военные формы взаимодействия народов. Формирование многонационального государства. 3. Этноцентризм и национальная нетерпимость. 4. История этнических конфликтов, причины их возникновения и современные проявления | |
Цель уроков | Создать условия для формирования понятий о том, что такое этнос и этнические общности; каковы причины межэтнических конфликтов и пути их решения | |
Формы и методы обучения | Формы: индивидуальная, фронтальная, работа в парах. Методы: проблемного изучения в обучении | |
Основные понятия | Национальное самосознание, этноцентризм, этнические конфликты | |
Планируемые образовательные результаты | ||
Объем освоения и уровень владения компетенциями | Компоненты культурно-компетентностного опыта/ приобретенная компетентность | |
Научатся: определять, что такое межнациональные отношения; разъяснять особенности взаимоотношений национального большинства и меньшинства, опираясь на конкретные исторические примеры; пояснять сущность этноцентризма и его влияние на взаимоотношения с разными наро- | Информационная компетенция. Владеют: навыками работы с различными источниками информации (книги, учебники, СМИ, энциклопедии, интернет). |
дами; анализировать этнические конфликты, имевшие место в истории и существующие в современном обществе; уважительно относиться к представителям других национальностей. Получат возможность научиться: формулировать познавательные цели; развивать этические чувства (стыда, вины, совести); осуществлять поиск нужной информации | Умеют: самостоятельно искать, извлекать, систематизировать, анализировать и отбирать необходимую для решения учебных задач информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать ее; ориентироваться в информационных потоках, выделять в них главное и необходимое; применять для решения учебных задач информационные и телекоммуникационные технологии |
ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА | |||||||
Этапы урока | | Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формы организации совзаимодействия на уроке | Универсальные учебные действия (УУД) | Формы контроля |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
I. Мотивация к учебной деятельности | 4 | Подготовка учащихся к уроку | Проверяет готовность учащихся к уроку, озвучивает тему и план урока | Записывают тему и план урока в тетрадь, самостоятельно формулируют цели урока | Фронтальная | Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его. Регулятивные: принимают учебную задачу | Записи в тетради |
II. Актуализация знаний | 7 | Беседа по теме «Нации и межнациональные отношения» | Вопросы: – Что составляет величие человека: национальность или культура? – Может ли какая-либо нация осчастливить человечество? | Высказывают свое мнение | Фронтальная | Познавательные: воспроизводят по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи. | Устный опрос |
| | | – Что такое национализм: любовь к своей нации или минное поле между нациями? | | | Коммуникативные: применяют правила делового сотрудничества | |
III. Изучение нового материала | 17 | 1. Презентация «Нации и межнациональные от- ношения». 2. Работа с текстом учебника, с. 184–192, и таблицей (см. Приложение 1 на с. 87). 3. Работа с докумен- | 1. Показывает и комментирует слайды презентации. 2. Нацеливает учащихся на самостоятельную работу, конкретизирует задания: – познакомиться с новым материалом; – составьте тезисный план-конспект, – вспомните два подхода к изучению развития общества, сопоставьте периоды формирования этнических общностей и исторические условия, отраженные в разных типологиях. приведите в соответствие таблицу, аргументируйте свою точку зрения. 3. Формулирует задание, проводит беседу по вопросам | 1. Просматривают презентацию, делают записи в тетради. 2. Самостоятельно знакомятся с текстом, составляют тезисный план-конспект, работают с таблицей. 3. Знакомятся с документом, | 1. Индивидуальная. 2. Индивидуальная. 3. Фронтальная | Познавательные: общеучебные – формулируют ответы на вопросы учителя; логические – дополняют и расширяют имеющиеся знания и представления о межнациональных отношениях. Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала; удерживают цель деятельности в учебном процессе. Коммуникативные: принимают другое мнение и позицию, допускают существование различных точек зрения; планируют цели и способы взаимодействия. Личностные: проявляют толерантное сознание и способны вести диалог с другими людьми, достигают в нем взаимопонимания, находят общие цели и сотрудничают для их достижения | 1. Записи в тетради. 2. Записи в тетради. 3. Устные ответы. |
| | том, с. 193– 194. 4. Работа с дополнительным материалом (см. Приложение 2 на с. 88–94) | к документу. 4. Создает условия для свободного выражения собственного мнения, организует дискуссию по вопросам: – Кратко перескажите суть конфликта и вычлените его причину | отвечают на вопросы. 4. Знакомятся с дополнительной информацией, анализируют ее, отвечают на вопросы | работа. 4. Работа в парах | | 4. Устные ответы |
IV. Первичное осмысление и закрепление изученного | 5 | Выполнение заданий, с. 195 | Формулирует задания проводит дискуссионную беседу по вопросам учебника | Выполняют задания, аргументированно отвечают на вопросы | Фронтальная | Личностные: развивают способность к самооценке. Познавательные: строят логическую цепочку рассуждений | Устные ответы |
V. Итоги урока. Рефлексия | 5 | Обобщающая беседа | Вопросы: – Какие признаки характерны для нации как наиболее развитой формы общности людей? – Что такое толерантность в межнациональных отношениях? | Отвечают на вопросы. Определяют свое эмоциональное состояние на уроке | Фронтальная | Личностные: оценивают собственную учебную деятельность. Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала | Оценивание учащихся за работу на уроке |
| | | – Каковы наиболее типичные причины возникновения межнациональных конфликтов? – В чём суть гуманистического подхода к этническим проблемам? | | | | |
VI. Домашнее задание | 2 | § 17, вопросы 1–4, с. 195 | Конкретизирует домашнее задание | Записывают домашнее задание | Индивидуальная | | |
Приложение1
Этнические общности и типы общества
Этническая общность | Тип общества (стадиальный) | Тип общества (формационный) |
| | |
| | |
| | |
| | |
1 ... 10 11 12 13 14 15 16 17 ... 27