Файл: Учебника Л. Н. Боголюбов) Технологическая карта уроков 12 Тема что такое общество (2 ч) Тип уроков Изучение нового материала комбинированный.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 25.10.2023
Просмотров: 584
Скачиваний: 8
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Ответ: 642719.
Технологическая карта уроков 28–29
Тема | СОЦИАЛЬНАЯ СТРУКТУРА ОБЩЕСТВА (2 ч) | |
Тип уроков | Изучение нового материала (урок-исследование) | |
Дата проведения | | |
Образовательные ресурсы | Домашек, Е. В. Школьный справочник по обществознанию [Текст] / Е. В. Домашек. – Ростов н/Д. : Феникс, 2010. Презентация «Социальная структура общества» [Электронный ресурс]. – Режим доступа : http://wor56.ucoz.ru/ load/prezentacija_uroka_obshhestvoznanija_10_kl_baz_urovquotsocialnaja_struktura_obshhestvaquot/1-1-0-116 | |
План | 1. Многообразие социальных групп. 2. Социальное неравенство. 3. Социальная стратификация. 4. Социальная мобильность. 5. Социальные интересы | |
Цели уроков | Создать условия для формирования представлений о социальной структуре общества; о социальных проблемах развития общества; определить их сущность и возможные пути решения | |
Формы и методы обучения | Формы: индивидуальная, фронтальная, групповая работа, работа в парах. Методы: проблемного изучения в обучении | |
Основные понятия | Социальная мобильность, социальное неравенство | |
Планируемые образовательные результаты | ||
Объем освоения и уровень владения компетенциями | Компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность | |
Научатся: определять, что такое социальный статус личности в обществе, социальная группа, социальные отношения; что такое социальная стратификация, какие существуют крупные страты в определенном обществе людей; разъяснять, апеллируя | Коммуникативная компетенция Умеют: вступать в речевое общение, участвовать в диалоге; работать с книгой; взаимодей- |
конкретными примерами, социальную структуру любого общества; анализировать социальный образ, имидж личности; объяснять поступки людей в соответствии с их социальной ролью; анализировать положение человека в обществе. Получат возможность научиться: анализировать, делать выводы; давать нравственную и правовую оценку конкретных ситуаций; осуществлять поиск дополнительных сведений в СМИ; отвечать на вопросы; высказывать собственную точку зрения | ствовать с окружающими; формулировать вопросы; владеть разными видами речевой деятельности (монолог, диалог, чтение, письмо), выступать с устными сообщениями, корректно вести учебный диалог |
ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА | |||||||
Этапы урока | | Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формы организации совзаимодействия на уроке | Универсальные учебные действия (УУД) | Формы контроля |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
I. Мотивация к учебной деятельности | 4 | Подготовка учащихся к уроку | Проверяет готовность учащихся к уроку, озвучивает тему и план урока | Записывают тему и план урока в тетрадь, самостоятельно формулируют цели урока | Фронтальная | Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его. Регулятивные: принимают учебную задачу | Записи в тетради |
II. Актуализация знаний | 7 | Беседа по теме «Социальная структура общества» | Вопросы: – Всякому ли человеку доступны высшие ступеньки социальной лестницы? – От чего зависит положение человека в обществе? | Высказывают свое мнение | Фронтальная | Коммуникативные: применяют правила делового сотрудничества. Познавательные: воспроизводят по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи | Устный опрос |
III. Изучение нового материала | 17 | 1. Презентация«Социальная структура общества». 2. Выполнение заданий с ис- пользованием дополнительных источников информации (см. Приложение 1 на с. 71–73). 3. Работа с текстом учебника, с. 151–159. | 1. Показывает и комментирует слайды презентации. 2. Организует работу по изучению новой информации, делит их на группы, формулирует задание: 1-я группа – используя имеющиеся знания, составляет кластер «Открытое общество»; 2-я группа – используя имеющиеся знания, составляет кластер «Закрытое общество»: 3-я группа – используя текст «Кастовый строй в Индии», составляет схему; 4-я группа – используя текст «Классы и сословия Британии», составляет схему. 3. Нацеливает на самостоятельную работу: – ознакомиться с новым материалом; – составить опорный конспект. | 1. Просматривают презентацию, делают записи в тетради. 2. Знакомятся с дополнительной информацией, анализируют ее, составляют кластеры и схемы. 3. Составляют опорный конспект. | 1. Индивидуальная. 2. Групповая работа. 3. Индивидуальная работа. | Познавательные: общеучебные – умеют находить нужную информацию, выделяют главное;ориентируются в учебнике, дополнительных информационных источниках; логические – дополняют и расширяют имеющиеся знания и представления о социальной структуре общества. Коммуникативные: планируют цели и способы взаимодействия; обмениваются мнениями, слушают друг друга, понимают позицию партнера, в том числе и отличную от своей, согласовывают действия с партнером. Регулятивные: удерживают цель деятельности до получения ее результата;осуществляют самостоятельный контроль своей деятельности. Личностные: сохраняют мотивацию к учебной деятельности; проявляют интерес к новому учебному материалу | 1. Записи в тетради. 2. Записи в тетради. 3. Записи в тетради, устные ответы. |
| | 4. Работа с документом, с. 160. 5. Работа с дополнительным материалом (см. Приложение 2 на с. 73–75) | 4. Формулирует задание, проводит беседу по вопросам к документу. 5.Нацеливает на анализ новой информации и обсуждение дискуссионных вопросов: – Как отличается по своей структуре средний класс в разных странах? – Какие категории граждан относят к среднему классу? – Какие категории граждан вы бы отнесли к среднему классу? – Согласны ли вы с трактовками авторов? | 4. Знакомятся с документом, отвечают на вопросы. 5. Знакомятся с дополнительной информацией, анализируют ее, отвечают на вопросы | 4. Фронтальная работа. 5. Работа в парах | | 4. Устные ответы. 5. Устные ответы |
IV. Первичное осмысление и за- крепление изученного | 5 | Выполнение заданий, с. 161 | Создает условия для решения практических вопросов и свободного выражения собственного мнения | Выполняют задания, аргументированно отвечают на вопросы выражают собственное мнение | Фронтальная | Личностные: развивают способность к самооценке. Познавательные: общеучебные – осуществляют поиск и выделение информации; логические – строят логическую цепочку рассуждений | Устные ответы |
V. Итоги урока. Рефлексия | 5 | Обобщающая беседа | Вопросы: – Чем вызвано существование социальных групп в обществе? – Какие социальные группы существуют в современном российском обществе? – Что означает понятие «социальная мобильность»? | Отвечают на вопросы. Определяют свое эмоциональное состояние на уроке | Фронтальная | Личностные: оценивают собственную учебную деятельность. Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала | Оценивание учащихся за работу на уроке |
VI. Домашнее задание | 2 | § 14, задания 1–4, с. 161 | Конкретизирует домашнее задание | Записывают домашнее задание | Индивидуальная | | |
1 ... 7 8 9 10 11 12 13 14 ... 27
Приложение 1
Типы обществ, структура
Открытое общество.
Открытое общество – демократический тип общества, использующийся для обозначения ряда современных обществ и некоторых обществ античности. Обычно противопоставляется закрытому обществу (традиционное общество и различные тоталитарные режимы) [1].
Концепция открытого общества была изначально создана философом Анри Бергсоном. Затем она была подробно разработана Карлом Поппером, который в своем труде «Открытое общество и его враги» объединил философию открытого общества со своей философией критического рационализма.
Открытое общество в понимании Поппера полностью демократично. Его члены критически настроены по отношению к табу, принимают решения, опираясь на собственный интеллект и критическое мышление, а также исходя из договоренностей, достигнутых в процессе обсуждения. Такое общество не является неограниченным капитализмом, но и не основано на марксизме или анархии: это самостоятельный вариант демократии.
С развитием торговли и мореплавания различные племена с различными системами табу стали вступать в контакт и стало понятно, что общественные законы не абсолютны. Развилось понимание существенной разницы между законами природы (например, закона, по которому Солнце восходит каждый день) и законами общественными. Люди научились понимать, что табу можно нарушать без особых последствий, главное, не быть пойманным соплеменниками.
Этот переворот в сознании людей привел к революции, которая длится до сих пор, – революции перехода к «открытому» обществу. Обществу, в котором индивид опирается на свое понимание правильности поступков в обществе, в котором допустима социальная конкуренция.
Согласно Попперу, идеи Платона о государственном устройстве возникли как реакция на опасность непредсказуемости пути, по которому пошло греческое общество с развитием торговли, мореплавания, дефицита земли и возникновением новых колоний. Платон видел человеческое счастье и справедливость в выстраивании «закрытого» общества и, в связи с этим, жестко критиковался Поппером. Поппер, в частности, доказывал, что идеи Платона, по сути, неотличимы от тоталитаризма, несмотря на его стремление к высшему общественному благу. Поппер вообще пришел к выводу, что любые идеи, имеющие в основе приведение общества к некоему всеобщему общественному благу, так или иначе ведут к насилию.
Поппер указывал, что «открытое» общество может со временем эволюционировать в «абстрактное». Цитата: «Свойства “абстрактного общества” можно объяснить при помощи одной гиперболы. Мы можем вообразить общество, в котором люди практически никогда не встречаются лицом к лицу. В таком обществе все дела совершаются индивидуумами в полной изоляции, и эти индивидуумы связываются друг с другом при помощи писем или телеграмм и разъезжают в закрытых автомобилях. (Искусственное осеменение позволило бы даже размножаться без личных контактов.) Такое выдуманное общество можно назвать “полностью абстрактным или безличным обществом”».
Закрытое общество.
Согласно Попперу, существуют «закрытые общества» и «открытые общества».
Закрытое общество – общество, характерное для племенного строя, отношения внутри которого регулируются системой табу. Система табу описывается как набор законов, имеющих сходство с законами природы, – их абсолютная применимость и невозможность их нарушить. В таком обществе индивид всегда знает, что правильно, а что неправильно, и у него нет трудностей с выбором правильного поведения. Закрытые общества характеризуются жестким разделением на классы и касты. Это разделение обосновывается членами закрытого общества его «естественностью».
Индийские касты.
В пределах расселения каждой народности касты образуют иерархическую структуру. Верхний слой кастовой иерархии составляли брахманские, военные и земледельческие касты, из которых формировался класс феодалов. Высокое место занимали городские торгово-ростовщические касты. Ниже стояли касты арендаторов и ремесленников некоторых специальностей (ткачей, ювелиров, горшечников, плотников, кузнецов и др.). низшие ступени сословно-кастовой иерархии занимали касты, члены которых не обладали правами общинного владения и пользования землёй. Большинство их составляло слой полурабов-полукрепостных, контакт с ними считался оскверняющим для лиц более высоких каст, поэтому они получили название «неприкасаемые».
Касты функционируют в определенных территориальных границах (деревни, группы деревень, городского квартала, всего города). Во главе каст стоят советы – панчаяты, которые контролируют экономическую и общественную деятельность членов касты, следят за выполнением кастовых правил, отправляют правосудие.
Касты оказали влияние на формирование классов в индийском обществе. Так, основная часть индийской буржуазии – выходцы из торгово-ростовщических каст, оспаривают часть верхних слоев крестьянства, а также чиновничества и интеллигенции – из военно-земледельческих и брахманских каст. «Неприкасаемые» стали одним из главных источников формирования сельскохозяйственного пролетариата. По индийской конституции (1950) касты равноправны, кастовая дискриминация запрещена законом (1955).
Однако кастовые различия, прежде всего в деревне, всё ещё используются в политической борьбе, поскольку политическая структура современной Индии своеобразно адаптировала касты как наиболее универсальную в стране форму традиционной общественной организации.
Классы и сословия в Британии.
Далеко не все индустриально развитые страны имеют классовую структуру в чистом виде. Если в США, Германии и Италии исчезли пережитки сословного строя, то в Японии и Англии наряду с классовыми отношениями сохранились отдельные элементы феодально-сословной системы. Причины тому разные, но главная состоит в существовании монархии – в Англии главой государства формально является королева, а в Японии – император. Королева и император – высшая форма персонификации приписываемого статуса, а он выступает признаком закрытого общества.
В отличие от других европейских стран, Англия перешла от феодализма к капитализму без социальной революции, которая могла бы разрушить старые институты. Монархия так и не была ликвидирована. В обществе сохранилась запутанная система престижного вознаграждения – графство, рыцарство, сословие пэров. Парламентская система отражает феодальную систему власти и привилегий. В повседневной жизни, чтобы отличить представителей высшего класса, к фамилии добавляют титулы «сэр», «лорд», «леди».
Классовые различия в стиле жизни выражены в Англии ярче, чем в Америке, именно потому, что там сохранились сословные пережитки. Представители низшего класса носят обычные кепки, а высшего класса – котелки. Первые обычно играют в покер, а вторые – в крикет. Они даже говорят на разных языках, учатся в разных школах, Только 5 % английских детей ходит в привилегированные «публичные» школы; 50 % студентов двух престижных университетов – Оксфорда и Кембриджа – выпускники этих школ.
Из самой престижной «публичной» школы – Итона – в 60-е годы в основном набирался кабинет министров. Выпускники Оксфорда и Кембриджа составляют высший класс британского общества, заправляют экономической, политической и религиозной жизнью страны.
Приложение 2
Структура среднего класса
Согласно современному британскому социологу Энтони Гидденсу, внутри среднего класса можно выделить две основные категории – «старый средний класс» и «новый средний класс». «Старый средний класс» составляют мелкие предприниматели, а «новый средний класс» состоит из высокооплачиваемых и среднеоплачиваемых наемных работников, как правило, занятых интеллектуальным трудом. Высший слой «нового среднего» класса включает менеджеров и высококвалифицированных специалистов. К низшему слою относятся учителя, врачи, офисные служащие и т. д. Это очень разнородная социальная группа, по многим параметрам схожая с рабочим классом.