Файл: Учебника Л. Н. Боголюбов) Технологическая карта уроков 12 Тема что такое общество (2 ч) Тип уроков Изучение нового материала комбинированный.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 584

Скачиваний: 8

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Ответ: 642719.

Технологическая карта уроков 28–29

Тема

СОЦИАЛЬНАЯ СТРУКТУРА ОБЩЕСТВА (2 ч)

Тип уроков

Изучение нового материала (урок-исследование)

Дата проведения




Образовательные
ресурсы


Домашек, Е. В. Школьный справочник по обществознанию [Текст] / Е. В. Домашек. – Ростов н/Д. : Феникс, 2010.

Презентация «Социальная структура общества» [Электронный ресурс]. – Режим доступа : http://wor56.ucoz.ru/

load/prezentacija_uroka_obshhestvoznanija_10_kl_baz_urovquotsocialnaja_struktura_obshhestvaquot/1-1-0-116

План

1. Многообразие социальных групп.

2. Социальное неравенство.

3. Социальная стратификация.

4. Социальная мобильность.

5. Социальные интересы

Цели уроков

Создать условия для формирования представлений о социальной структуре общества; о социальных проблемах развития общества; определить их сущность и возможные пути решения

Формы и методы
обучения


Формы: индивидуальная, фронтальная, групповая работа, работа в парах.

Методы: проблемного изучения в обучении

Основные понятия

Социальная мобильность, социальное неравенство

Планируемые образовательные результаты

Объем освоения и уровень владения компетенциями

Компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность

Научатся: определять, что такое социальный статус личности в обществе, социальная группа, социальные отношения; что такое социальная стратификация, какие существуют крупные страты в определенном обществе людей; разъяснять, апеллируя

Коммуникативная компетенция

Умеют: вступать в речевое общение, участвовать в диалоге; работать с книгой; взаимодей-




конкретными примерами, социальную структуру любого общества; анализировать социальный образ, имидж личности; объяснять поступки людей в соответствии с их социальной ролью; анализировать положение человека в обществе.

Получат возможность научиться: анализировать, делать выводы; давать нравственную и правовую оценку конкретных ситуаций; осуществлять поиск дополнительных сведений в СМИ; отвечать на вопросы; высказывать собственную точку зрения

ствовать с окружающими; формулировать вопросы; владеть разными видами речевой деятельности (монолог, диалог, чтение, письмо), выступать с устными сообщениями, корректно вести учебный диалог




ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА

Этапы
урока



Обучающие
и развивающие компоненты, задания
и упражнения

Деятельность учителя

Деятельность
учащихся

Формы
организации совзаимодействия
на уроке

Универсальные учебные действия
(УУД)

Формы контроля

1

2

3

4

5

6

7

8

I. Мотивация
к учебной деятельности

4

Подготовка учащихся
к уроку

Проверяет готовность учащихся к уроку, озвучивает тему и план урока

Записывают тему и план урока в тетрадь, самостоятельно формулируют цели урока

Фронтальная

Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его.

Регулятивные: принимают учебную задачу

Записи
в тетради

II. Актуализация знаний

7

Беседа
по теме «Социальная структура общества»

Вопросы:

– Всякому ли человеку доступны высшие ступеньки социальной лестницы?

– От чего зависит положение человека в обществе?

Высказывают свое мнение

Фронтальная

Коммуникативные: применяют правила делового сотрудничества.

Познавательные: воспроизводят по памяти информацию, необходимую
для решения учебной задачи

Устный опрос

III. Изучение нового материала

17

1. Презентация«Социальная структура общества».

2. Выполнение заданий с ис-

пользованием дополнительных источников информации

(см. Приложение 1
на с. 71–73)
.

3. Работа
с текстом учебника,
с. 151–159.

1. Показывает и комментирует слайды презентации.


2. Организует работу по изучению новой информации, делит их на группы, формулирует задание:

1-я группа – используя имеющиеся знания, составляет кластер «Открытое общество»;

2-я группа – используя имеющиеся знания, составляет кластер «Закрытое общество»:

3-я группа – используя текст «Кастовый строй в Индии», составляет схему;

4-я группа – используя текст «Классы и сословия Британии», составляет схему.

3. Нацеливает на самостоятельную работу:

– ознакомиться с новым материалом;

– составить опорный конспект.

1. Просматривают презентацию, делают
записи в тетради.

2. Знакомятся
с дополнительной информацией, анализируют ее, составляют кластеры и схемы.

3. Составляют опорный конспект.

1. Индивидуальная.

2. Групповая работа.

3. Индивидуальная работа.

Познавательные:

общеучебные – умеют находить нужную информацию, выделяют главное;ориентируются в учебнике, дополнительных информационных источниках;

логические – дополняют и расширяют имеющиеся знания и представления о социальной структуре общества.

Коммуникативные: планируют цели и способы взаимодействия; обмениваются мнениями, слушают друг друга, понимают позицию партнера, в том числе и отличную от своей, согласовывают действия с партнером.

Регулятивные: удерживают цель деятельности до получения ее результата;осуществляют самостоятельный контроль своей деятельности.

Личностные: сохраняют мотивацию

к учебной деятельности; проявляют интерес к новому учебному материалу

1. Записи в тетради.

2. Записи в тетради.

3. Записи в тетради, устные ответы.






4. Работа
с документом, с. 160.
5. Работа
с дополнительным материалом

(см. Приложение 2
на с. 73–75)


4. Формулирует задание, проводит беседу по вопросам к документу.
5.Нацеливает на анализ новой информации и обсуждение дискуссионных вопросов:

– Как отличается по своей структуре средний класс в разных странах?

– Какие категории граждан относят к среднему классу?

– Какие категории граждан вы
бы отнесли к среднему классу?

– Согласны ли вы с трактовками авторов?

4. Знакомятся
с документом, отвечают на вопросы.

5. Знакомятся
с дополнительной информацией, анализируют ее, отвечают на вопросы

4. Фронтальная работа.
5. Работа в парах




4. Устные

ответы.

5. Устные

ответы

IV. Первичное осмысление и за-

крепление изученного

5

Выполнение заданий, с. 161

Создает условия для решения практических вопросов и свободного выражения собственного мнения

Выполняют задания, аргументированно отвечают на вопросы выражают собственное мнение

Фронтальная

Личностные: развивают способность к самооценке.

Познавательные:

общеучебные – осуществляют поиск

и выделение информации;

логические – строят логическую цепочку рассуждений

Устные ответы

V. Итоги урока. Рефлексия

5

Обобщающая беседа

Вопросы:

– Чем вызвано существование социальных групп в обществе?

– Какие социальные группы существуют в современном российском обществе?

– Что означает понятие «социальная мобильность»?


Отвечают
на вопросы.

Определяют свое эмоциональное состояние на уроке

Фронтальная

Личностные: оценивают собственную учебную деятельность.

Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала

Оценивание учащихся
за работу на уроке

VI. Домашнее задание

2

§ 14, задания 1–4,

с. 161

Конкретизирует домашнее
задание

Записывают домашнее
задание

Индивидуальная






1   ...   7   8   9   10   11   12   13   14   ...   27


Приложение 1

Типы обществ, структура

Открытое общество.

Открытое общество – демократический тип общества, использующийся для обозначения ряда современных обществ и некоторых обществ античности. Обычно противопоставляется закрытому обществу (традиционное общество и различные тоталитарные режимы) [1].

Концепция открытого общества была изначально создана философом Анри Бергсоном. Затем она была подробно разработана Карлом Поппером, который в своем труде «Открытое общество и его враги» объединил философию открытого общества со своей философией критического рационализма.

Открытое общество в понимании Поппера полностью демократично. Его члены критически настроены по отношению к табу, принимают решения, опираясь на собственный интеллект и критическое мышление, а также исходя из договоренностей, достигнутых в процессе обсуждения. Такое общество не является неограниченным капитализмом, но и не основано на марксизме или анархии: это самостоятельный вариант демократии.

С развитием торговли и мореплавания различные племена с различными системами табу стали вступать в контакт и стало понятно, что общественные законы не абсолютны. Развилось понимание существенной разницы между законами природы (например, закона, по которому Солнце восходит каждый день) и законами общественными. Люди научились понимать, что табу можно нарушать без особых последствий, главное, не быть пойманным соплеменниками.

Этот переворот в сознании людей привел к революции, которая длится до сих пор, – революции перехода к «открытому» обществу. Обществу, в котором индивид опирается на свое понимание правильности поступков в обществе, в котором допустима социальная конкуренция.

Согласно Попперу, идеи Платона о государственном устройстве возникли как реакция на опасность непредсказуемости пути, по которому пошло греческое общество с развитием торговли, мореплавания, дефицита земли и возникновением новых колоний. Платон видел человеческое счастье и справедливость в выстраивании «закрытого» общества и, в связи с этим, жестко критиковался Поппером. Поппер, в частности, доказывал, что идеи Платона, по сути, неотличимы от тоталитаризма, несмотря на его стремление к высшему общественному благу. Поппер вообще пришел к выводу, что любые идеи, имеющие в основе приведение общества к некоему всеобщему общественному благу, так или иначе ведут к насилию.


Поппер указывал, что «открытое» общество может со временем эволюционировать в «абстрактное». Цитата: «Свойства “абстрактного общества” можно объяснить при помощи одной гиперболы. Мы можем вообразить общество, в котором люди практически никогда не встречаются лицом к лицу. В таком обществе все дела совершаются индивидуумами в полной изоляции, и эти индивидуумы связываются друг с другом при помощи писем или телеграмм и разъезжают в закрытых автомобилях. (Искусственное осеменение позволило бы даже размножаться без личных контактов.) Такое выдуманное общество можно назвать “полностью абстрактным или безличным обществом”».

Закрытое общество.

Согласно Попперу, существуют «закрытые общества» и «открытые общества».

Закрытое общество – общество, характерное для племенного строя, отношения внутри которого регулируются системой табу. Система табу описывается как набор законов, имеющих сходство с законами природы, – их абсолютная применимость и невозможность их нарушить. В таком обществе индивид всегда знает, что правильно, а что неправильно, и у него нет трудностей с выбором правильного поведения. Закрытые общества характеризуются жестким разделением на классы и касты. Это разделение обосновывается членами закрытого общества его «естественностью».

Индийские касты.

В пределах расселения каждой народности касты образуют иерархическую структуру. Верхний слой кастовой иерархии составляли брахманские, военные и земледельческие касты, из которых формировался класс феодалов. Высокое место занимали городские торгово-ростовщические касты. Ниже стояли касты арендаторов и ремесленников некоторых специальностей (ткачей, ювелиров, горшечников, плотников, кузнецов и др.). низшие ступени сословно-кастовой иерархии занимали касты, члены которых не обладали правами общинного владения и пользования землёй. Большинство их составляло слой полурабов-полукрепостных, контакт с ними считался оскверняющим для лиц более высоких каст, поэтому они получили название «неприкасаемые».

Касты функционируют в определенных территориальных границах (деревни, группы деревень, городского квартала, всего города). Во главе каст стоят советы – панчаяты, которые контролируют экономическую и общественную деятельность членов касты, следят за выполнением кастовых правил, отправляют правосудие.

Касты оказали влияние на формирование классов в индийском обществе. Так, основная часть индийской буржуазии – выходцы из торгово-ростовщических каст, оспаривают часть верхних слоев крестьянства, а также чиновничества и интеллигенции – из военно-земледельческих и брахманских каст. «Неприкасаемые» стали одним из главных источников формирования сельскохозяйственного пролетариата. По индийской конституции (1950) касты равноправны, кастовая дискриминация запрещена законом (1955).


Однако кастовые различия, прежде всего в деревне, всё ещё используются в политической борьбе, поскольку политическая структура современной Индии своеобразно адаптировала касты как наиболее универсальную в стране форму традиционной общественной организации.

Классы и сословия в Британии.

Далеко не все индустриально развитые страны имеют классовую структуру в чистом виде. Если в США, Германии и Италии исчезли пережитки сословного строя, то в Японии и Англии наряду с классовыми отношениями сохранились отдельные элементы феодально-сословной системы. Причины тому разные, но главная состоит в существовании монархии – в Англии главой государства формально является королева, а в Японии – император. Королева и император – высшая форма персонификации приписываемого статуса, а он выступает признаком закрытого общества.

В отличие от других европейских стран, Англия перешла от феодализма к капитализму без социальной революции, которая могла бы разрушить старые институты. Монархия так и не была ликвидирована. В обществе сохранилась запутанная система престижного вознаграждения – графство, рыцарство, сословие пэров. Парламентская система отражает феодальную систему власти и привилегий. В повседневной жизни, чтобы отличить представителей высшего класса, к фамилии добавляют титулы «сэр», «лорд», «леди».

Классовые различия в стиле жизни выражены в Англии ярче, чем в Америке, именно потому, что там сохранились сословные пережитки. Представители низшего класса носят обычные кепки, а высшего класса – котелки. Первые обычно играют в покер, а вторые – в крикет. Они даже говорят на разных языках, учатся в разных школах, Только 5 % английских детей ходит в привилегированные «публичные» школы; 50 % студентов двух престижных университетов – Оксфорда и Кембриджа – выпускники этих школ.

Из самой престижной «публичной» школы – Итона – в 60-е годы в основном набирался кабинет министров. Выпускники Оксфорда и Кембриджа составляют высший класс британского общества, заправляют экономической, политической и религиозной жизнью страны.

Приложение 2

Структура среднего класса

Согласно современному британскому социологу Энтони Гидденсу, внутри среднего класса можно выделить две основные категории – «старый средний класс» и «новый средний класс». «Старый средний класс» составляют мелкие предприниматели, а «новый средний класс» состоит из высокооплачиваемых и среднеоплачиваемых наемных работников, как правило, занятых интеллектуальным трудом. Высший слой «нового среднего» класса включает менеджеров и высококвалифицированных специалистов. К низшему слою относятся учителя, врачи, офисные служащие и т. д. Это очень разнородная социальная группа, по многим параметрам схожая с рабочим классом.