Файл: Учебника Л. Н. Боголюбов) Технологическая карта уроков 12 Тема что такое общество (2 ч) Тип уроков Изучение нового материала комбинированный.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 25.10.2023
Просмотров: 585
Скачиваний: 8
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Численность «старого среднего класса» (класса собственников) сокращается, и растет доля «нового среднего класса». Сейчас большинство среднего класса составляют люди, источником дохода которых является их труд и профессиональные навыки, а не владение собственностью.
Россия.
Продолжаются научные и общественные дискуссии о количественных и качественных показателях, позволяющих отнести человека к российскому среднему классу. В России средний класс составлял 10–12 % населения накануне экономического кризиса 2008–2009 годов. По некоторым оценкам, в 2008 году к среднему классу можно было отнести 25 % россиян. Эти данные исходили из среднемесячной зарплаты на человека 500–3000 долларов США, однако по расчётам Всемирного банка среднемесячный доход представителя среднего класса начинается с 3500 долларов.
Белорусский средний класс.
Результаты мониторинга подтверждают и факт, что люди, причисляющие себя к среднему достатку и принадлежащие к среднему классу, – это две разные группы. И если исходить из того, что пропуск в средний класс обеспечивает доход в 1000 долларов на человека, то среднего класса как такового в Беларуси пока нет. Разумеется, в стране есть семьи, ежемесячный доход которых достигает 1000 долларов на человека. Но из-за своей малочисленности они вряд ли образуют класс. Для сравнения, средний класс в западноевропейских странах составляет 55 % от всего населения, потому он и называется классом.
Отсутствие среднего класса в Беларуси очевидно и потому, что средняя зарплата в стране равна, примерно, 350 долларам США. Однако 75,7 % граждан Беларуси оценивают свой достаток как средний.
США.
Согласно недавним экономическим исследованиям, в США существует множество уровней достатка и образования внутри статистического среднего класса (то есть средний класс тоже стратифицирован), то есть тех, кто зарабатывает от 25 до 95 тыс. долларов в год. На низшем уровне среднего класса можно найти людей, закончивших колледж и имеющих уровень дохода 30–40 тыс. долларов. Напротив, в верхних слоях среднего класса можно обнаружить высокообразованных профессионалов: врачей, юристов, архитекторов, инженеров, у которых есть научная степень, звание и профессиональные степени и чьи домохозяйства зарабатывают гораздо больше 100 тыс. долларов в год.
Наиболее общей представляется следующая стратификация среднего класса (необходимо заметить, однако, что не существует четких параметров для выделения подкатегорий среднего класса, так что их границы очень размыты):
Верхний средний класс (профессиональный средний класс) – профессиональные работники («белые воротнички») с дипломом о высшем образовании, научной степенью либо профессиональным званием, занимающие хорошо оплачиваемые должности и нечувствительные к экономическим спадам и другим неблагоприятным экономическим факторам, угрожающим статистическому среднему классу (например, сокращение размера). Последние разработки свидетельствуют о том, что те, кто живут в стиле среднего класса, находятся в относительно привилегированном меньшинстве. Этот подкласс, собственно, и стал тем, что называется «средним классом» в каноническом смысле, и ему присущ уровень безопасности и состоятельности, обычно приписываемый среднему классу в понимании американцев. Однако эта группа иногда разделяется на профессиональный (англ. professional) и управленческий (англ. managerial) подклассы в соответствии с их предпочтениями: первый более либеральный и городской, последний – более консервативный и загородный.
Средний средний класс составляет статистический средний класс американского общества, но согласно последним исследованиям не может позволить себе жить в стиле среднего класса, в частности, из-за недостатка экономической защищенности. Многие его представители нуждаются в двух источниках дохода, чтобы свести концы с концами, и живут «от платежа к платежу». Несмотря на то, что большинство работников этого класса – «белые воротнички», зачастую имеющие престижные должности, у них гораздо меньше автономности, чем у высшего среднего класса.
Низший средний класс (рабочий класс) – люди с относительно низким образовательным уровнем, например, закончившие только колледж. Обычно такие люди занимают менее престижные позиции и очень чувствительны к экономическим проблемам страны. Например, к этому классу принадлежат рабочие, так называемые «голубые воротнички», сторожа и смотрители, менеджеры продаж начального уровня, а также менее успешные владельцы собственного (в основной массе – малого) бизнеса.
Технологическая карта уроков 30–31
Тема | СОЦИАЛЬНЫЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ (2 ч) | |
Тип уроков | Изучение нового материала | |
Дата проведения | | |
Образовательные ресурсы | Домашек, Е. В. Школьный справочник по обществознанию [Текст] / Е. В. Домашек. – Ростов н/Д. : Феникс, 2010 | |
План | 1. Социальные отношения и взаимодействия. 2. Социальный конфликт. Неравенство, богатство и бедность. 3. Определение и измерение богатства. Расточительный образ жизни. Источники доходов класса богатых. «Старые» и «новые» богатые. 4. Средний класс и приличествующий уровень жизни. 5. Бедность как экономическое, культурное и социальное явление. 6. Социальные аспекты труда. Культура труда | |
Цель уроков | Создать условия для формирования представлений о социальных взаимодействиях | |
Формы и методы обучения | Формы: индивидуальная, фронтальная, групповая работа, работа в парах. Методы: проблемного изучения в обучении | |
Основные понятия | Социальные взаимодействия, социальные конфликты | |
Планируемые образовательные результаты | ||
Объем освоения и уровень владения компетенциями | Компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность | |
Научатся: определять, что такое социальная связь и социальное взаимодействие; каковы причины социальных конфликтов; как проявляется неравенство в обществе, в чем сущность богатства, бедности и какими социальными характеристиками они обладают; что такое последствия социальных | Коммуникативная компетенция Умеют: вступать в речевое общение, участвовать в диалоге; работать с книгой; взаимодействовать с окружающими; формулировать |
конфликтов; объяснять социальные аспекты труда, сущность и значение культуры труда; анализировать влияние неравенства на трудовую деятельность людей, их образ жизни; анализировать отдельные социальные группы людей. Получат возможность научиться: анализировать, делать выводы; давать нравственную и правовую оценку конкретных ситуаций; осуществлять поиск дополнительных сведений в СМИ; отвечать на вопросы; высказывать собственную точку зрения | вопросы; владеть разными видами речевой деятельности (монолог, диалог, чтение, письмо), выступать с устными сообщениями, корректно вести учебный диалог |
ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА | |||||||
Этапы урока | | Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формы организации совзаимодействия на уроке | Универсальные учебные действия (УУД) | Формы контроля |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
I. Мотивация к учебной деятельности | 4 | Подготовка учащихся к уроку | Проверяет готовность учащихся к уроку, озвучивает тему и план урока | Записывают тему и план урока в тетрадь, самостоятельно формулируют цели урока | Фронтальная | Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его. Регулятивные: принимают учебную задачу | Записи в тетради |
II. Актуализация знаний | 7 | Беседа по теме «Социальные взаимодейст- вия» | Вопросы: – Могут ли люди существовать, не взаимодействуя друг с другом? – Все ли наши отношения | Высказывают свое мнение | Фронтальная | Коммуникативные: применяют правила делового сотрудничества. Познавательные: воспроизводят по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи | Устный опрос |
| | | с людьми могут быть отнесены к социальному взаимодействию? – Всегда ли нужно избегать конфликтов? – Только ли стремление заработать заставляет человека трудиться? – Почему высоко ценятся профессионалы? | | | | |
III. Изучение нового материала | 17 | 1. Выполнение заданий с ис- пользованием дополнительных источников информации (см. Приложение 1 на с. 78). 2. Работа с текстом учебника, с. 162–170. | 1. Нацеливает учащихся на самостоятельное мышление при анализе дополнительных информационных источников. 2. Формулирует задание: – ознакомиться с новым материалом; – составить опорный конспект. | 1. Знакомятся с дополнительной информацией, анализируют ее, делают выводы. 2. Составляют опорный конспект. | 1. Групповая работа. 2. Индивидуальная работа. | Познавательные: общеучебные – умеют структурировать знания; дополняют и расширяют имеющиеся знания; осуществляют поиск информации; логические – строят логическую цепочку рассуждений; дополняют и расширяют имеющиеся знания и представления о социальном взаимодействии в социуме. Регулятивные: учитывают выделенные учителем ориентиры действия, принимают и сохраняют учебную задачу; умеют оценивать свою работу на уроке. Коммуникативные: точно выража- | 1. Записи в тетради, устные ответы. 2. Записи в тетради. |
| | 3. Работа с документом, с. 171. 4. Работа с дополнительным материалом (см. Приложение 2 на с. 79) | 3. Формулирует задание, проводит беседу по вопросам к документу. 4.Создает условия для свободного выражения собственного мнения, организует дискуссионную беседу по вопросам: – Какие типы конфликтов выделил М. Дайча? – Чем они отличаются между собой? | 3. Знакомятся с документом, отвечают на вопросы. 4. Знакомятся с дополнительной информацией, анализируют ее, отвечают на вопросы | 3. Фронтальная работа. 4. Работа в парах | ют собственное мнение,оформляют диалогические высказывания,принимают другое мнение и позицию, допускают существование различных точек зрения | 3. Устные ответы. 4. Устные ответы |
IV. Первичное осмысление и закрепление изученного | 5 | Выполнение заданий, с. 172 | Формулирует задания, проводит дискуссионную беседу по вопросам учебника | Выполняют задания, отвечают на вопросы | Фронтальная | Личностные: развивают способность к самооценке. Познавательные: общеучебные – осуществляют поиск и выделение информации; логические – строят логическую цепочку рассуждений | Устные ответы |
V. Итоги урока. Рефлексия | 5 | Обобщающая беседа | Вопросы: – Что такое социальная связь и социальное взаимодействие? – Какими факторами обусловливается социальное взаимодействие людей? | Отвечают на вопросы. Определяют свое эмоциональное состояние на уроке | Фронтальная | Личностные: оценивают собственную учебную деятельность. Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала | Оценивание учащихся за работу на уроке |
| | | – Что является причиной социальных конфликтов? – Каковы основные стадии социального конфликта? | | | | |
VI. Домашнее задание | 2 | § 15, сочинение-размышление «Современные отцы и дети» | Конкретизирует домашнее задание | Записывают домашнее задание | Индивидуальная | | |
1 ... 8 9 10 11 12 13 14 15 ... 27
Приложение 1
Теория социального действия М. Вебера (фрагмент)
Вебер выделяет четыре типа социального действия в порядке убывания их осмысленности и осмысляемости:
целерациональное – когда предметы или люди трактуются как средства для достижения собственных рациональных целей. Субъект точно представляет цель и выбирает оптимальный вариант ее достижения. Это чистая модель формально-инструментальной жизненной ориентации, такие действия чаще всего встречаются в сфере экономической практики;
ценностно-рациональное – определяется осознанной верой в ценность определённого действия независимо от его успеха, совершается во имя какой-либо ценности, причем ее достижение оказывается важнее побочных последствий (например, капитан последним покидает тонущий корабль);
традиционное – определяется традицией или привычкой. Индивид просто воспроизводит тот шаблон социальной активности, который использовался в подобных ситуациях ранее им или окружающими (крестьянин едет на ярмарку в то же время, что и его отцы и деды);
аффективное – определяется эмоциями.
Социальное отношение, по Веберу, является системой социальных действий, к социальным отношениям относятся такие понятия, как борьба, любовь, дружба, конкуренция, обмен и т. д. Социальное отношение, воспринимаемое индивидом как обязательное, обретает статус законного социального порядка. В соответствии с видами социальных действий выделяются четыре типа законного (легитимного) порядка: традиционный, аффективный, ценностно-рациональный и легальный.
Приложение 2
Социальные конфликты
Существуют типологии конфликтов, построенные на основе других параметров. К примеру, широко распространёнными являются типологические конструкции, в основании которых лежит такой элемент, как «причина конфликта». В качестве примера одной из таких конструкций можно привести типологическую «схему» М. Дойча, который выделил следующие типы конфликтов:
1) «подлинный конфликт» – когда столкновение интересов существует объективно, осознается участниками и не зависит от какого-либо легко изменяющегося фактора;
2) «случайный или условный конфликт» – когда конфликтные отношения возникают в силу случайных, легко поддающихся изменению обстоятельств, что не осознается их участниками. Такие отношения могут быть прекращены в случае осознания реально имеющихся альтернатив;
3) «смещенный конфликт» – когда конфликт лишь косвенно связан с объективными причинами, лежащими в его основе. Такой конфликт может быть выражением истинных конфликтных отношений, но в какой-либо форме;
4) «неверно приписанный конфликт» – когда конфликтные отношения приписываются не тем сторонам, между которыми разыгрывается действительный конфликт. Это делается либо преднамеренно с целью спровоцировать столкновение в группе противника, «затушевывая» тем самым конфликт между его истинными участниками, либо непреднамеренно, в силу отсутствия истинной информации о существующем конфликте;
5) «скрытый конфликт» – когда конфликтные отношения в силу объективных причин должны иметь место, но не актуализируются. Такой «конфликт» может быть еще и смещенным, неверно приписанным либо никак не представленным в сознании людей;
6) «ложный конфликт» – это конфликт, не имеющий объективных оснований и возникающий в результате ложных представлений или недоразумений. Любопытным является то, что «ложный конфликт» может сформировать у его участников новые мотивы и установки и перерасти в истинный.
Наряду с рассмотренными, встречаются и типологические схемы, в основании которых лежит такой параметр, как «последствия конфликта». Такая типология позволяет выделить два основных типа конфликтов: конфликты конструктивные (интегративные) и конфликты деструктивные (разрушительные).
Технологическая карта уроков 32–33
Тема | СОЦИАЛЬНЫЕ НОРМЫ И ОТКЛОНЯЮЩЕЕСЯ ПОВЕДЕНИЕ (2 ч) |
Тип уроков | Изучение нового материала; комбинированный |
Дата проведения | |
Образовательные ресурсы | Домашек, Е. В. Школьный справочник по обществознанию [Текст] / Е. В. Домашек. – Ростов н/Д. : Феникс, 2010. Презентация «Социальные нормы и отклоняющееся поведение» [Электронный ресурс]. – Режим доступа : http://pedsovet.su/load/130-1-0-4593 |
План | 1. Социальные нормы и социальный контроль. 2. Политические нормы. 3. Религиозные нормы. 4. Воздействие социальных норм на поведение личности. 5. Отклоняющееся (девиантное) поведение. 6. Преступность. Преступление. Борьба с преступностью. Уголовный кодекс Российской Федерации. Формальные и неформальные санкции |
Цель уроков | Способствовать формированию представлений о социальных нормах |
Формы и методы обучения | Формы: индивидуальная, фронтальная, работа в парах. Методы: частично-поисковый |
Основные понятия | Социальный контроль, девиантное поведение |