Файл: Учебника Л. Н. Боголюбов) Технологическая карта уроков 12 Тема что такое общество (2 ч) Тип уроков Изучение нового материала комбинированный.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 585

Скачиваний: 8

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Численность «старого среднего класса» (класса собственников) сокращается, и растет доля «нового среднего класса». Сейчас большинство среднего класса составляют люди, источником дохода которых является их труд и профессиональные навыки, а не владение собственностью.

Россия.

Продолжаются научные и общественные дискуссии о количественных и качественных показателях, позволяющих отнести человека к российскому среднему классу. В России средний класс составлял 10–12 % населения накануне экономического кризиса 2008–2009 годов. По некоторым оценкам, в 2008 году к среднему классу можно было отнести 25 % россиян. Эти данные исходили из среднемесячной зарплаты на человека 500–3000 долларов США, однако по расчётам Всемирного банка среднемесячный доход представителя среднего класса начинается с 3500 долларов.

Белорусский средний класс.

Результаты мониторинга подтверждают и факт, что люди, причисляющие себя к среднему достатку и принадлежащие к среднему классу, – это две разные группы. И если исходить из того, что пропуск в средний класс обеспечивает доход в 1000 долларов на человека, то среднего класса как такового в Беларуси пока нет. Разумеется, в стране есть семьи, ежемесячный доход которых достигает 1000 долларов на человека. Но из-за своей малочисленности они вряд ли образуют класс. Для сравнения, средний класс в западноевропейских странах составляет 55 % от всего населения, потому он и называется классом.

Отсутствие среднего класса в Беларуси очевидно и потому, что средняя зарплата в стране равна, примерно, 350 долларам США. Однако 75,7 % граждан Беларуси оценивают свой достаток как средний.

США.

Согласно недавним экономическим исследованиям, в США существует множество уровней достатка и образования внутри статистического среднего класса (то есть средний класс тоже стратифицирован), то есть тех, кто зарабатывает от 25 до 95 тыс. долларов в год. На низшем уровне среднего класса можно найти людей, закончивших колледж и имеющих уровень дохода 30–40 тыс. долларов. Напротив, в верхних слоях среднего класса можно обнаружить высокообразованных профессионалов: врачей, юристов, архитекторов, инженеров, у которых есть научная степень, звание и профессиональные степени и чьи домохозяйства зарабатывают гораздо больше 100 тыс. долларов в год.


Наиболее общей представляется следующая стратификация среднего класса (необходимо заметить, однако, что не существует четких параметров для выделения подкатегорий среднего класса, так что их границы очень размыты):

Верхний средний класс (профессиональный средний класс) – профессиональные работники («белые воротнички») с дипломом о высшем образовании, научной степенью либо профессиональным званием, занимающие хорошо оплачиваемые должности и нечувствительные к экономическим спадам и другим неблагоприятным экономическим факторам, угрожающим статистическому среднему классу (например, сокращение размера). Последние разработки свидетельствуют о том, что те, кто живут в стиле среднего класса, находятся в относительно привилегированном меньшинстве. Этот подкласс, собственно, и стал тем, что называется «средним классом» в каноническом смысле, и ему присущ уровень безопасности и состоятельности, обычно приписываемый среднему классу в понимании американцев. Однако эта группа иногда разделяется на профессиональный (англ. professional) и управленческий (англ. managerial) подклассы в соответствии с их предпочтениями: первый более либеральный и городской, последний – более консервативный и загородный.

Средний средний класс составляет статистический средний класс американского общества, но согласно последним исследованиям не может позволить себе жить в стиле среднего класса, в частности, из-за недостатка экономической защищенности. Многие его представители нуждаются в двух источниках дохода, чтобы свести концы с концами, и живут «от платежа к платежу». Несмотря на то, что большинство работников этого класса – «белые воротнички», зачастую имеющие престижные должности, у них гораздо меньше автономности, чем у высшего среднего класса.

Низший средний класс (рабочий класс) – люди с относительно низким образовательным уровнем, например, закончившие только колледж. Обычно такие люди занимают менее престижные позиции и очень чувствительны к экономическим проблемам страны. Например, к этому классу принадлежат рабочие, так называемые «голубые воротнички», сторожа и смотрители, менеджеры продаж начального уровня, а также менее успешные владельцы собственного (в основной массе – малого) бизнеса.

Технологическая карта уроков 30–31

Тема

СОЦИАЛЬНЫЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ (2 ч)

Тип уроков

Изучение нового материала

Дата проведения




Образовательные
ресурсы


Домашек, Е. В. Школьный справочник по обществознанию [Текст] / Е. В. Домашек. – Ростов н/Д. : Феникс, 2010

План

1. Социальные отношения и взаимодействия.

2. Социальный конфликт. Неравенство, богатство и бедность.

3. Определение и измерение богатства. Расточительный образ жизни. Источники доходов класса богатых. «Старые» и «новые» богатые.

4. Средний класс и приличествующий уровень жизни.

5. Бедность как экономическое, культурное и социальное явление.

6. Социальные аспекты труда. Культура труда

Цель уроков

Создать условия для формирования представлений о социальных взаимодействиях

Формы и методы
обучения


Формы: индивидуальная, фронтальная, групповая работа, работа в парах.

Методы: проблемного изучения в обучении

Основные понятия

Социальные взаимодействия, социальные конфликты

Планируемые образовательные результаты

Объем освоения и уровень владения компетенциями

Компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность

Научатся: определять, что такое социальная связь и социальное взаимодействие; каковы причины социальных конфликтов; как проявляется неравенство в обществе, в чем сущность богатства, бедности и какими социальными характеристиками они обладают; что такое последствия социальных

Коммуникативная компетенция

Умеют: вступать в речевое общение, участвовать в диалоге; работать с книгой; взаимодействовать с окружающими; формулировать




конфликтов; объяснять социальные аспекты труда, сущность и значение культуры труда; анализировать влияние неравенства на трудовую деятельность людей, их образ жизни; анализировать отдельные социальные группы людей.
Получат возможность научиться: анализировать, делать выводы; давать нравственную и правовую оценку конкретных ситуаций; осуществлять поиск дополнительных сведений в СМИ; отвечать на вопросы; высказывать собственную точку зрения

вопросы; владеть разными видами речевой деятельности (монолог, диалог, чтение, письмо), выступать с устными сообщениями, корректно вести учебный диалог



ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА

Этапы
урока



Обучающие
и развивающие компоненты, задания
и упражнения

Деятельность учителя

Деятельность
учащихся

Формы
организации совзаимодействия
на уроке

Универсальные учебные действия
(УУД)

Формы контроля

1

2

3

4

5

6

7

8

I. Мотивация
к учебной деятельности

4

Подготовка учащихся
к уроку

Проверяет готовность учащихся к уроку, озвучивает тему и план урока

Записывают тему и план урока в тетрадь, самостоятельно формулируют цели урока

Фронтальная

Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его.

Регулятивные: принимают учебную задачу

Записи
в тетради

II. Актуализация знаний

7

Беседа по теме «Социальные взаимодейст-

вия»

Вопросы:

– Могут ли люди существовать, не взаимодействуя друг
с другом?

– Все ли наши отношения

Высказывают свое мнение

Фронтальная

Коммуникативные: применяют правила делового сотрудничества.

Познавательные: воспроизводят
по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи

Устный опрос









с людьми могут быть отнесены к социальному взаимодействию?

– Всегда ли нужно избегать конфликтов?

– Только ли стремление заработать заставляет человека трудиться?

– Почему высоко ценятся профессионалы?













III. Изучение нового материала

17

1. Выполнение заданий с ис-

пользованием дополнительных источников информации

(см. Приложение 1
на с. 78)
.

2. Работа
с текстом учебника,
с. 162–170.

1. Нацеливает учащихся на самостоятельное мышление при анализе дополнительных информационных источников.

2. Формулирует задание:

– ознакомиться с новым материалом;

– составить опорный конспект.

1. Знакомятся
с дополнительной информацией, анализируют ее, делают выводы.

2. Составляют опорный конспект.

1. Групповая работа.

2. Индивидуальная работа.

Познавательные:

общеучебные – умеют структурировать знания; дополняют и расширяют имеющиеся знания; осуществляют поиск информации;

логические – строят логическую цепочку рассуждений; дополняют и расширяют имеющиеся знания и представления о социальном взаимодействии в социуме.

Регулятивные: учитывают выделенные учителем ориентиры действия, принимают и сохраняют учебную задачу; умеют оценивать свою работу на уроке.

Коммуникативные: точно выража-

1. Записи в тетради, устные ответы.


2. Записи в тетради.






3. Работа
с документом, с. 171.
4. Работа
с дополнительным материалом

(см. Приложение 2
на с. 79)


3. Формулирует задание, проводит беседу по вопросам к документу.
4.Создает условия для свободного выражения собственного мнения, организует дискуссионную беседу по вопросам:

– Какие типы конфликтов выделил М. Дайча?

– Чем они отличаются между собой?

3. Знакомятся
с документом, отвечают на вопросы.

4. Знакомятся
с дополнительной информацией, анализируют ее, отвечают на вопросы

3. Фронтальная работа.
4. Работа в парах

ют собственное мнение,оформляют диалогические высказывания,принимают другое мнение и позицию, допускают существование различных точек зрения

3. Устные

ответы.

4. Устные

ответы

IV. Первичное осмысление и закрепление изученного

5

Выполнение заданий, с. 172

Формулирует задания, проводит дискуссионную беседу по вопросам учебника

Выполняют задания, отвечают на вопросы

Фронтальная

Личностные: развивают способность к самооценке.

Познавательные:

общеучебные – осуществляют поиск
и выделение информации;

логические – строят логическую цепочку рассуждений

Устные ответы

V. Итоги урока. Рефлексия

5

Обобщающая беседа

Вопросы:

– Что такое социальная связь
и социальное взаимодействие?

– Какими факторами обусловливается социальное взаимодействие людей?

Отвечают
на вопросы.

Определяют свое эмоциональное состояние на уроке

Фронтальная

Личностные: оценивают собственную учебную деятельность.

Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала

Оценивание учащихся
за работу на уроке









– Что является причиной социальных конфликтов?

– Каковы основные стадии социального конфликта?













VI. Домашнее задание

2

§ 15, сочинение-размышление «Современные

отцы и дети»

Конкретизирует домашнее
задание

Записывают домашнее
задание

Индивидуальная






1   ...   8   9   10   11   12   13   14   15   ...   27


Приложение 1

Теория социального действия М. Вебера (фрагмент)

Вебер выделяет четыре типа социального действия в порядке убывания их осмысленности и осмысляемости:

целерациональное – когда предметы или люди трактуются как средства для достижения собственных рациональных целей. Субъект точно представляет цель и выбирает оптимальный вариант ее достижения. Это чистая модель формально-инструментальной жизненной ориентации, такие действия чаще всего встречаются в сфере экономической практики;

ценностно-рациональное – определяется осознанной верой в ценность определённого действия независимо от его успеха, совершается во имя какой-либо ценности, причем ее достижение оказывается важнее побочных последствий (например, капитан последним покидает тонущий корабль);

традиционное – определяется традицией или привычкой. Индивид просто воспроизводит тот шаблон социальной активности, который использовался в подобных ситуациях ранее им или окружающими (крестьянин едет на ярмарку в то же время, что и его отцы и деды);

аффективное – определяется эмоциями.

Социальное отношение, по Веберу, является системой социальных действий, к социальным отношениям относятся такие понятия, как борьба, любовь, дружба, конкуренция, обмен и т. д. Социальное отношение, воспринимаемое индивидом как обязательное, обретает статус законного социального порядка. В соответствии с видами социальных действий выделяются четыре типа законного (легитимного) порядка: традиционный, аффективный, ценностно-рациональный и легальный.

Приложение 2

Социальные конфликты

Существуют типологии конфликтов, построенные на основе других параметров. К примеру, широко распространёнными являются типологические конструкции, в основании которых лежит такой элемент, как «причина конфликта». В качестве примера одной из таких конструкций можно привести типологическую «схему» М. Дойча, который выделил следующие типы конфликтов:

1) «подлинный конфликт» – когда столкновение интересов существует объективно, осознается участниками и не зависит от какого-либо легко изменяющегося фактора;

2) «случайный или условный конфликт» – когда конфликтные отношения возникают в силу случайных, легко поддающихся изменению обстоятельств, что не осознается их участниками. Такие отношения могут быть прекращены в случае осознания реально имеющихся альтернатив;


3) «смещенный конфликт» – когда конфликт лишь косвенно связан с объективными причинами, лежащими в его основе. Такой конфликт может быть выражением истинных конфликтных отношений, но в какой-либо форме;

4) «неверно приписанный конфликт» – когда конфликтные отношения приписываются не тем сторонам, между которыми разыгрывается действительный конфликт. Это делается либо преднамеренно с целью спровоцировать столкновение в группе противника, «затушевывая» тем самым конфликт между его истинными участниками, либо непреднамеренно, в силу отсутствия истинной информации о существующем конфликте;

5) «скрытый конфликт» – когда конфликтные отношения в силу объективных причин должны иметь место, но не актуализируются. Такой «конфликт» может быть еще и смещенным, неверно приписанным либо никак не представленным в сознании людей;

6) «ложный конфликт» – это конфликт, не имеющий объективных оснований и возникающий в результате ложных представлений или недоразумений. Любопытным является то, что «ложный конфликт» может сформировать у его участников новые мотивы и установки и перерасти в истинный.

Наряду с рассмотренными, встречаются и типологические схемы, в основании которых лежит такой параметр, как «последствия конфликта». Такая типология позволяет выделить два основных типа конфликтов: конфликты конструктивные (интегративные) и конфликты деструктивные (разрушительные).

Технологическая карта уроков 32–33

Тема

СОЦИАЛЬНЫЕ НОРМЫ И ОТКЛОНЯЮЩЕЕСЯ ПОВЕДЕНИЕ (2 ч)

Тип уроков

Изучение нового материала; комбинированный

Дата проведения




Образовательные
ресурсы


Домашек, Е. В. Школьный справочник по обществознанию [Текст] / Е. В. Домашек. – Ростов н/Д. : Феникс, 2010.

Презентация «Социальные нормы и отклоняющееся поведение» [Электронный ресурс]. – Режим доступа : http://pedsovet.su/load/130-1-0-4593

План

1. Социальные нормы и социальный контроль.

2. Политические нормы.

3. Религиозные нормы.

4. Воздействие социальных норм на поведение личности.

5. Отклоняющееся (девиантное) поведение.

6. Преступность. Преступление. Борьба с преступностью. Уголовный кодекс Российской Федерации. Формальные и неформальные санкции

Цель уроков

Способствовать формированию представлений о социальных нормах

Формы и методы
обучения


Формы: индивидуальная, фронтальная, работа в парах.

Методы: частично-поисковый

Основные понятия

Социальный контроль, девиантное поведение