Файл: Учебника Л. Н. Боголюбов) Технологическая карта уроков 12 Тема что такое общество (2 ч) Тип уроков Изучение нового материала комбинированный.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 590

Скачиваний: 8

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


а) конфликт ролевых образцов, что связано с неправильным их формированием у одного или нескольких членов семьи;

б) межролевой конфликт, при котором противоречие заложено в противоположности ролевых ожиданий, исходящих из разных ролей. Такого рода конфликты наблюдаются часто в многопоколенных семьях, где супруги второго поколения одновременно являются и детьми и родителями и должны соответственно сочетать противоположные роли;

в) внутриролевой конфликт, при котором одна роль включает в себя противоречивые требования. В современной семье такого рода проблемы бывают чаще всего присущи женской роли. Это относится к случаям, когда роль женщины предусматривает сочетание традиционной женской роли в семье (хозяйки, воспитательницы детей и т. д.) с современной ролью, предполагающей равное участие супругов в обеспечении семьи материальными средствами.

Конфликт может углубиться, если жена занимает более высокий статус в социальной или профессиональной сфере и переносит ролевые функции своего статуса во внутрисемейные отношения. В подобных случаях очень важна способность супругов к гибкому переключению ролей. Особое место среди предпосылок ролевого конфликта занимают трудности с психологическим освоением роли, связанные с такими особенностями личностей супругов, как недостаточная моральная и эмоциональная зрелость, неподготовленность к исполнению супружеских и, в особенности, родительских ролей. Например, девушка, выйдя замуж, никак не хочет переложить на свои плечи хозяйственные заботы семьи или родить ребенка, пытается вести прежний образ жизни, не подчиняясь тем ограничениям, которые накладывает на нее роль матери и т. д.

Приложение 2

стихи о семье

Моя семья – моя обитель

Моя семья – моя обитель. Тех, с кем душой и сердцем связан,

Мой дом, мой замок, мой покой. И узелок не разрубить.

Убереги, Господь Спаситель, В семье мы все как будто прутья,

Ее от нечисти лихой. И в веник связаны тугой.

Убереги нас от соблазнов Сплелись, да так, что не раскрутишь.

И сохрани от бурь и бед. Дружны мы. На пути не стой.

Спаси от зависти и сглаза. Пока мы вместе, друг за друга,


А если нужно, дай совет. Нас поломать никак нельзя.

Моей семье я всем обязан. В беде мы все стоим упруго.

Не знаю, как благодарить Мы клан, мы племя, мы семья.

(К. Хамов.)

Ода дому

Спешила, дела совершала, Продукты из сумки повынуть,

Проблемы-вопросы решала – К столу табуретку придвинуть

Но вот и домой добралась. И чайник поставить на газ.

И, взявшись за ручку дверную, Гнездо моё, улей, берлога!

Я в жизнь попадаю иную, Весь день мой – по сути, дорога

В иную свою ипостась. Сюда, на огонь маяка.

Уж я ль это не заслужила? И проза уборок и стирок,

Весь день хлопотала, кружила – Стряпни и латания дырок

И вот возвратилась извне Докучлива, но не горька.

В то самое время и место, Очаг мой, пещера, жилплощадь,

Где кто-то вздохнёт: «Наконец-то!», Мой мир, наизусть и на ощупь

А кто-то повиснет на мне. Знакомый, уютный, родной,

О, как всё обычно, привычно, Мой тёплый, надёжный и шумный,

Как буднично и прозаично: Взъерошенный, чуть неразумный –

Разуться, поправить палас, Мой ангел-хранитель земной…

(Л. Сирота.)

Что может быть семьи дороже?

Что может быть семьи дороже? Малыш для старших как любимец,

Теплом встречает отчий дом, Родители – во всем мудрей,

Здесь ждут тебя всегда с любовью Любимый папа – друг, кормилец,

И провожают в путь с добром! А мама ближе всех, родней.

Отец и мать, и дети дружно Любите! И цените счастье!

Сидят за праздничным столом, Оно рождается в семье,

И вместе им совсем не скучно, Что может быть ее дороже

А интересно впятером. На этой сказочной земле.

(Из материалов сайта http://secretofwoman.ru/verse.php?page=stihi_o_semye&p=3)

Семья

На Руси это издавна чтимо, Чтоб, все страхи снося в одиночку,

Что в нашей, наверно, крови: Говорила, измаясь вконец:

Чтобы женщина шла за мужчиной «Обними-ка отца, слышишь, дочка,

В испытаниях, в скитаниях, в любви. Что-то нынче устал наш отец…»

Чтоб, его признавая начало, И глядела бы с явной отрадой,

Все тревоги в себе затая, Как теплеет любимого взгляд,

Все же исподволь нас поминала: Когда сядут за стол они рядом,

Мы не просто вдвоем, мы – семья. Как сегодня, к примеру, сидят…

Чтобы мудрость в себе находила, Мы едины любовью и верой,

Распрямясь перед сыновним лицом, Мы едины землей и трудом.

Повторить с материнскою силой: И распахнуты дружеству двери

«Посоветуйся, сыне, с отцом!» В наш добротный, устойчивый дом.



(Т. Кузовлева.)

Дом

Дом, как известно всем давно, – Яростным, добрым, нежным, злым,

Это не стены, не окно, Еле живым.

Это не стулья со столом: Дом – это там, где вас поймут,

Это не дом. Там, где надеются и ждут,

Дом – это то, куда готов Где ты забудешь о плохом, –

Ты возвращаться вновь и вновь, Это твой дом.

(Е. Куменко.)
Технологическая карта уроков 38–39

Тема

СОЦИАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ И МОЛОДЁЖЬ (2 ч)

Тип уроков

Изучение нового материала

Дата проведения




Образовательные
ресурсы


Презентация «Социальное развитие и молодежь» [Электронный ресурс]. – Режим доступа : http://pedsovet.su/load/130-1-0-19366; http://www.rusedu.ru/detail_13176.html

План

1. Социальные процессы в современной России.

2. Молодежь как социальная группа.

3. Развитие социальных ролей в юношеском возрасте.

4. Молодежная субкультура

Цель уроков

Создать условия для формирования представлений о социальном развитии молодежи

Формы и методы
обучения


Формы: индивидуальная, фронтальная, групповая работа.

Методы: частично-поисковый

Основные понятия

Социальные процессы, социальные группы, субкультура

Планируемые образовательные результаты

Объем освоения и уровень владения компетенциями

Компоненты культурно-компетентностного опыта/
приобретенная компетентность


Научатся: определять актуальные проблемы нашего общества и молодежи; характеризовать особенности молодежи как социальной группы.

Получат возможность научиться: ориентироваться на понимание причин успеха в учебе; формулировать собственную точку зрения; осуществлять поиск нужной информации

Целостно-смысловая компетенция

Умеют: определять собственные ценностные ориентиры по отношению к предмету и формам деятельности; осуществлять индивидуальную образовательную траекторию с учетом общих требований и норм




ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА

Этапы
урока



Обучающие
и развивающие компоненты, задания
и упражнения

Деятельность учителя

Деятельность
учащихся

Формы
организации совзаимодействия
на уроке

Универсальные учебные действия
(УУД)

Формы контроля

1

2

3

4

5

6

7

8

I. Мотивация
к учебной деятельности

4

Подготовка учащихся
к уроку

Проверяет готовность учащихся к уроку, озвучивает тему
и план урока

Записывают тему и план урока в тетрадь, формулируют цели урока

Фронтальная

Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его.

Регулятивные: принимают учебную задачу

Записи
в тетради

II. Актуализация знаний

7

Беседа по теме «Социальное развитие и молодежь»

Вопросы:

– Кого считают молодыми?

– В каких условиях живет российская молодежь?

– Каковы особенности ее интересов и устремлений?

– Каков главный аспект молодежной субкультуры?

Высказывают свое мнение

Фронтальная

Коммуникативные: применяют правила делового сотрудничества.

Познавательные: воспроизводят по памяти информацию, необходимую
для решения учебной задачи

Устный опрос

III. Изучение нового материала

17

1. Презентация «Социальное развитие и молодежь».

1. Показывает и комментирует слайды презентации.

1. Просматривают презентацию, делают
записи в тетради.

1. Индивидуальная.

Познавательные:

общеучебные – структурируют знания, работают с документами; самостоятельно осуществляют поиск необходимой информации;

1. Записи в тетради.






2. Работа
с текстом учебника,
с. 207–215.


3. Работа
с документом, с. 216.

4. Творческие презентации.


5. Творческая работа

2. Нацеливает учащихся на самостоятельную работу:

– познакомиться с новым материалом;

– составить тезисный план-конспект.
3. Формулирует задание, проводит беседу по вопросам к документу.

4.Создает условия для публичного выступления учащихся с творческими отчетами по заданной теме.

5. Нацеливает учащихся на творческое самостоятельное мышление: написание эссе на тему «Молодость – это время для усвоения мудрости, старость – время для ее применения» (Ж.-Ж. Руссо)


2. Самостоятельно знакомятся с текстом, составляют тезисный

план-конспект.
3. Знакомятся
с документом, отвечают на вопросы.
4. Публично выступают, презентуя различные виды молодежной субкультуры.

5. Пишут эссе на заданную
тему

2. Индивидуальная.

3. Фронтальная работа.

4. Индивидуальная
и групповая работа

логические – дополняют и расширяют имеющиеся знания и представления о социальном развитии и молодежи.

Коммуникативные: принимают другое мнение и позицию, допускают существование различных точек зрения; адекватно используют речевые средства для решения различных коммуникативных задач; строят монологические высказывания, владеют диалогической формой речи.

Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала.

Личностные: выражают положительное отношение к процессу познания; оценивают усвоение нового материала, исходя из социальных и личностных ценностей

2. Записи в тетради.

3. Устные

ответы.


4. Творческие презентации.

5. Устные

ответы, эссе

IV. Первичное осмысление
и закрепление изученного


5

1. Анализ творческих работ (эссе).

2. Выполнение заданий, с. 217–

218

1. Создает условия для обсуждения письменных, творческих работ.

2. Формулирует задания организует дискуссионную беседу
по вопросам учебника

1. Зачитывают и анализируют письменные работы (эссе).

2. Выполняют задания, отвечают на вопросы

Фронтальная

Личностные: развивают способность к самооценке.

Познавательные: строят логическую цепочку рассуждений

1. Устные

ответы.


2. Устные

ответы

V. Итоги урока. Рефлексия

5

Обобщающая беседа

Вопросы:

– Каковы наиболее актуальные проблемы нашего общества?

– Какие из них наиболее актуальны для молодежи?

– Как изменяются социальные роли человека в молодые годы?

– Что можно считать показателем социальной зрелости человека?

Отвечают
на вопросы.

Определяют свое эмоциональное состояние на уроке

Фронтальная

Личностные: оценивают собственную учебную деятельность.

Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала

Оценивание учащихся
за работу на уроке

VI. Домашнее задание

2

§ 19, зада-
ния 1–4,

с. 217–218

Конкретизирует домашнее
задание

Записывают домашнее
задание

Индивидуальная






1   ...   13   14   15   16   17   18   19   20   ...   27



Технологическая карта урока 40

Тема

ДУХОВНАЯ и СОЦИАЛЬНАЯ СФЕРЫ ОБЩЕСТВА (1 ч)

Тип уроков

Обобщение и систематизация знаний (урок-диспут)

Дата проведения




Образовательные
ресурсы


Текст для диспута «Голубые лепестки» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.skazkoterapia.narod.ru/skazki

План

1. Вступительная беседа.

2. Обсуждение вопросов диспута

Цель уроков

Способствовать усвоению основных понятий духовной, социальной и экономической сферы общества

Формы и методы
обучения


Формы: индивидуальная, фронтальная, работа в группах.

Методы: проблемного изучения в обучении

Основные понятия

Социальная сфера, духовная сфера общества

Планируемые образовательные результаты

Объем освоения и уровень владения компетенциями

Компоненты культурно-компетентностного опыта/
приобретенная компетентность


Научатся: определять основные положения главы; анализировать, делать выводы; отвечать на вопросы, высказывать собственную точку зрения или обосновывать известные.

Получат возможность научиться: анализировать, делать выводы; давать нравственную и правовую оценку конкретных ситуаций; осуществлять поиск дополнительных сведений в СМИ; отвечать на вопросы, высказывать собственную точку зрения

Коммуникативная компетенция

Умеют: вступать в речевое общение, участвовать в диалоге; работать с книгой; взаимодействовать с окружающими; формулировать вопросы; владеть разными видами речевой деятельности (монолог, диалог, чтение, письмо), выступать с устными сообщениями, корректно вести учебный диалог



ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА

Этапы
урока



Обучающие
и развивающие компоненты, задания
и упражнения

Деятельность учителя

Деятельность
учащихся

Формы
организации совзаимодействия
на уроке

Универсальные учебные действия
(УУД)

Формы контроля

1

2

3

4

5

6

7

8

I. Мотивация
к учебной деятельности

2

Подготовка учащихся
к уроку

Проверяет готовность учащихся к уроку, озвучивает тему
и план урока

Готовятся
к диспуту

Фронтальная

Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его.

Регулятивные: принимают учебную
задачу




II. Актуализация знаний

5

Знакомство учащихся

с правилами диспута.
(см. Приложение 1
на с. 108–


109)

Знакомит с правилами проведения диспута

Знакомятся
с правилами,

образуют тематические группы

Фронтальная

Личностные: выражают положительное отношение к процессу познания,

проявляют внимание




III. Обобщение и систематизации знаний

30

Зачитывается текст, на основе которого строится диспут

Знакомит учащихся с текстом. создает условия для свободного выражения собственного мнения, организует обсуждение по вопросам:

Слушают и анализируют текст, вступают в обсуждение.

Работа
в группах

Познавательные:

общеучебные – определяют познавательные задачи;

логические – дополняют и расширяют имеющиеся знания и представле-

Выступления учащихся






(см. Приложение 2
на с. 109–


112)

– О чем эта сказка?

– Как тема урока перекликается с темой сказки?

– В чем выражается духовность Солли?

– Что важно для социализации человека в обществе, согласно сюжету сказки?

– Согласны ли вы с тем, что
в этой сказке раскрываются все положительные качества человеческой личности?

Высказывают собственное мнение




ния о социальной и духовной сфере общества.

Коммуникативные: обмениваются мнениями, слушают друг друга, понимают позицию партнера, в том числе и отличную от своей, согласовывают действия с партнером.

Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала




IV. Итоги урока. Рефлексия

3

Обобщитьполученные на уроке сведения

Обобщает результаты работы учащихся. резюмирует, дает оценку деятельности каждого ученика и работы класса в целом

Определяют свое эмоциональное состояние на уроке

Фронтальная

Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его.

Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала

Оценивание учащихся
за работу на уроке