Файл: Учебника Л. Н. Боголюбов) Технологическая карта уроков 12 Тема что такое общество (2 ч) Тип уроков Изучение нового материала комбинированный.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 588

Скачиваний: 8

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Приложение 1

Правила проведения диспута

Прежде чем спорить, подумай, о чем будешь спорить.

► Спорь честно и искренне, не искажай мыслей и слов своих товарищей.

► Начиная спорить, ясно и определенно выскажи положения, которые будешь защищать и доказывать.

► Доказывая или опровергая, говори ясно, просто, отчетливо, точно.

► Не нарушай речевой этики в собственных высказываниях.

► Заканчивая выступление, подведи итоги, сформулируй выводы.

☻ Перешептывание на месте, неуместные шутки запрещаются.

☻ Острое, меткое слово приветствуется.

☻ Говори, что думаешь, думай, что говоришь.

☻ Говори от души, честно, прямо, откровенно.

Приложение 2

Голубые лепестки

Тоскливое, тёмное небо вздохнуло, зябко поёжилось и, укрывшись шалью облаков, сквозь прозрачные занавески заглянуло в комнату.

Девочка выглядит больной, о чём-то тревожится, никак не хочет засыпать. На край кровати садится отец, смотрит на небо, на девочку...

– Хочешь, расскажу тебе сказку?

Девочка качает головой.

– Это не простая сказка, вот увидишь.

– Страшная?

– Нет, не страшная. Просто особенная.

– А о ком?

– Обо мне. Мне было двадцать, когда началась эта история. В два раза больше, чем тебе сейчас.

Я был тогда замкнутым, избегал других людей, думая, что все они жестоки или просто равнодушны. Я никому не доверял и за годы по кирпичику выстроил вокруг себя каменную стену, через которую не видел и не слышал других, даже мир вокруг казался бледным и бессмысленным. Всё, что было мне интересно, было во мне.

И вот однажды родители отправили меня в далёкую-далёкую деревню, к родственникам наших знакомых, надеясь, что добрые люди и отдых на природе чем-то мне помогут.

– Слушай, парень, не очень-то тебе хочется туда ехать, а?

Дорога уже несколько часов как перестала быть тем, по чему вообще можно «ехать», – стиральная доска в целях маскировки, прикрытая тонким слоем серой пыли.

– Места тут, правду сказать, глухие... – не унимался водитель, – да-а-а... зато гляди, красота-то какая!

И правда. Дорога, дорога и дорога. Незабываемые впечатления.

– Да ладно тебе, всего-то месяц погостишь... у хороших людей. Да и не деревенские они, года три назад приехали да так тут и остались. Дом у них такой светлый, уютный. И дочка – ну просто ангел, я-то знаю... давно сюда продукты из города вожу.

Как-то незаметно дорога перестала бросаться под колёса нашему «катафалку».


– Приехали, говорю! Вон туда – по тропинке лесом минут пять и увидишь их дом. У самой реки – не ошибёшься. Эй! Сумку возьми!

Вот так: с отрешённым лицом и тушёнкой наперевес я впервые зашагал по дороге, которая годы спустя снилась мне ночами.

Их было трое: муж, жена и дочь – девочка лет двенадцати. Дом стоял на берегу реки, и окна его были расположены так, что утром солнце, поднимаясь над лесом, заливало всё внутри, каждый угол, каждую щёлочку.

Девочку звали Солли. Это имя означает «солнечный свет». Она и была похожа на солнце – как будто однажды утром, войдя в этот дом, оно не захотело уходить ... и стало Солли.

Глаза у неё были весёлые, внимательные, волосы светлые-светлые, как у тебя.

Она верила в то, во что я не мог и не хотел, – в доброту людей, в то, что эта доброта и свет в каждом сильнее всего прочего. В то, что жить нужно радостно и с открытым сердцем, – тогда и счастье не покинет, а настоящая вера выдержит любые испытания.

В комнате Солли всегда, даже ночью, перед маленькой иконкой горела свеча.

Каждый вечер, перед сном она несколько минут молча смотрела на свечу, и я гадал, о чём она думает?

Каждое утро она вставала раньше всех и тайком приносила еду старому пьянице, жившему в соседнем разваливающемся домишке.

– Солли!

Она сидела на берегу реки, глядя вниз.

Я подошёл и сел рядом.

– Смотри, – она бросила в воду маленький голубой цветок, он кружась опустился на воду и поплыл среди бликов и веточек.

– Ничего особенного не вижу – цветок в реке.

– Ты смотришь внутрь себя, а не на цветок – поэтому не видишь. Ты забыл, что есть что-то, кроме тебя, что-то большее, чем ты сам.

– Например?

– Всё это, – Солли бросила в воду ещё один цветок, подставила солнцу щёки. – Всё, что вокруг. Цветы, река... люди!

– Ты так веришь в людей и их доброту, потому что никогда не встречалась с жестокостью, Солли.

Девочка помолчала и спустя минуту ответила:

– Мама как-то рассказывала: «Давным-давно, когда солнце ещё было богом, каждый мужчина становился воином, а каждая женщина – женой. Чтоб жён было больше, чем вдов, а сыновей – больше, чем сирот, каждый воин должен был быть уверен в прочности своего меча. Новые клинки непременно подвергались испытанию: каждый из них сгибали до определённого предела. Многие не выдерживали и ломались, но те, что выпрямлялись, не знали равных в бою».

Думаю, так и вера, если она настоящая, то выдержит любые испытания.



Я устало вздохнул.

– Ну давай проверим.

– Как?

– Каждый год в этот день, если будешь по-прежнему верить, бросай в воду эти голубые цветочки. Однажды я приеду, и если ты всё ещё будешь их бросать – я поверю тоже.

– Я буду. Только... приезжай.

Так, ничему не научившись, кроме как полоть грядки, я прожил у них месяц. И уехал, когда представилась возможность.

Ещё десять лет я жил в своём одиночестве, не вспоминая ни о Солли, ни о её цветах.

Но однажды утром, когда солнечные лучи проникли в мою комнату, я вдруг почувствовал… стук.

Не услышал, а именно почувствовал. Как будто я был заперт в тёмной комнате и маленькие, детские кулачки настойчиво стучали в дверь.

Я шёл по городу. Просто гулял. Впервые за много лет.

И увидел, как женщина пытается выйти из автобуса, сжимая в руках корзинку с маленьким ребёнком.

Она не могла выйти вместе с корзинкой. Один из мужчин, оставшихся в автобусе, протянул руки, желая помочь ей – подержать корзинку и подать, когда женщина выйдет. Она улыбнулась и протянула ему ребёнка. Легко, ни секунды не сомневаясь, доверила незнакомому человеку самое дорогое в жизни…

Не знаю почему, но что-то тронуло меня в этой сценке… и стук стал настойчивее. Невольно я замечал, как что-то внутри меня отзывается на этот стук, ломает мои стены изнутри.

Долго-долго ещё я ходил по городу, смотрел на людей, едва справляясь с желанием потрогать – чтобы убедиться, что всё это настоящее.

Спустя полгода я был совсем другим.

Стали яркими краски и звуки, радостными самые простые вещи – казалось, что мир изменился, но на самом деле изменился я сам.

Оставалось последнее – найти Солли.

Убедиться, что она по-прежнему бросает цветы в воду, и поверить в чудо.

– И что? Она бросала, да?

Я с трудом нашёл человека, который мог бы отвезти меня в ту деревню, по дороге попросил его рассказать, что стало с Солли и её родителями.

И узнал, что они переехали в деревню потому, что мать Солли была тяжело больна, через несколько лет после моего отъезда она умерла. Отец не надолго пережил её, и Солли осталась одна.

Их дом сожгли, боясь, что болезнь, от которой умерли двое человек, заразна, а саму девочку отдали на попечение тому старому пьянице, которого она подкармливала – больше никто не захотел заботиться о ней.

Он бил Солли, об этом знали, но не вмешивались. Однажды она заболела, а когда поправилась, была слепа.


Как во сне я прошёл по той самой тропинке через лес, но не увидел их дома.

Избушка старика стояла, как и раньше, неподалёку, тоже у самой воды. Я увидел Солли ещё издалека – она стояла у реки, рядом толпились люди.

– Солли! Это я. Ты помнишь? Я обещал, что приеду.

Она держала в руках маленькие голубые цветы, как будто не решалась подойти ближе и бросить их в воду.

– Скажи…

– Что?

– Люди… я чувствую, что они там. Что они делают? Мне кажется, они что-то бросают в воду. наверное, камни… но я не слышу плеска.

Медленно я подошёл к берегу, посмотрел вниз… и увидел то, чего всё это время не могла видеть Соли, но во что верила, несмотря ни на что. Даже теперь…

По воде, среди солнечных бликов и веточек, плыли десятки маленьких голубых цветов.

Они бросали в воду те же голубые цветы. Уже много лет она, не зная об этом, была не одна. Я взял букетик из её рук и тоже бросил в воду.

Это невероятно красиво – голубые лепестки на золотистой воде, и как я раньше этого не замечал…

Настоящая вера и любовь выдержат любые испытания, они и путь к счастью и само счастье.

– Вот такая сказка. Понравилась?

– Да! Это правда о тебе?

– Правда. Обо мне. И о твоей маме. Засыпай.

Она улыбается и закрывает глаза.

Серо-шёлковое, всё в тоненьких складочках облаков небо наклоняется и, щекоча ресницы, целует девочку в опущенные веки.

А вас когда-нибудь целовало небо?

Технологическая карта урока 41

Тема

ДУХОВНАЯ, СОЦИАЛЬНАЯ и ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СФЕРЫ ОБЩЕСТВА (1 ч)

Тип уроков

Проверка и коррекция знаний и умений

Дата проведения




План

1. Социальная сфера.

2. Экономика.

3. Духовная сфера

Цель уроков

Проверка у учащихся уровня сформированности компетентностей и универсальных учебных действий

Формы и методы
обучения


Формы: индивидуальная работа.

Методы: частично-поисковый

Основные понятия

Основные понятия глав 3, 4, 5

Планируемые образовательные результаты

Объем освоения и уровень владения компетенциями

Компоненты культурно-компетентностного опыта/
приобретенная компетентность


Научатся: определять, основные положения главы; анализировать, делать выводы; отвечать на вопросы, высказывать собственную точку зрения или обосновывать известные.

Получат возможность научиться: анализировать, делать выводы; давать нравственную и правовую оценку конкретных ситуаций; осуществлять поиск дополнительных сведений в СМИ; отвечать на вопросы, высказывать собственную точку зрения

Коммуникативная компетенция

Умеют: вступать в речевое общение, участвовать в диалоге; работать с книгой; взаимодействовать с окружающими; формулировать вопросы; владеть разными видами речевой деятельности (монолог, диалог, чтение, письмо), выступать с устными сообщениями, корректно вести учебный диалог




ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА

Этапы
урока



Обучающие
и развивающие компоненты, задания
и упражнения

Деятельность учителя

Деятельность
учащихся

Формы
организации совзаимодействия
на уроке

Универсальные учебные действия
(УУД)

Формы контроля

1

2

3

4

5

6

7

8

I. Мотивация
к учебной деятельности

3

Подготовка учащихся
к уроку

Нацеливает учащихся на выполнение самостоятельной тестовой работы

Готовятся к выполнению теста

Фронтальная

Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его.

Регулятивные: принимают учебную задачу, сформулированную учителем

Работа
в тетради

II. Контроль знаний и умений

35

Тестирование

(см. Приложение
на с. 113–


117)

Раздает бланки тестов и проверочные листы, контролирует выполнение работы

Выполняют тестирование

Индивидуальная

Регулятивные: удерживают цель деятельности до получения ее результата;осуществляют самостоятельный контроль своей деятельности; учитывают выделенные учителем ориентиры действия.

Личностные: сохраняют мотивацию

к учебной деятельности

Тестовая работа

III. Итоги урока. Рефлексия

2

Обобщающая беседа

Подводит итоги урока

Определяют свое эмоциональное состояние на уроке

Фронтальная

Личностные: развивают способность к самооценке.

Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала

Проверка контрольной работы

Приложение

Тест по обществознанию (в формате ЕГЭ)