Файл: Учебника Л. Н. Боголюбов) Технологическая карта уроков 12 Тема что такое общество (2 ч) Тип уроков Изучение нового материала комбинированный.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 25.10.2023
Просмотров: 588
Скачиваний: 8
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Приложение 1
Правила проведения диспута
Прежде чем спорить, подумай, о чем будешь спорить.
► Спорь честно и искренне, не искажай мыслей и слов своих товарищей.
► Начиная спорить, ясно и определенно выскажи положения, которые будешь защищать и доказывать.
► Доказывая или опровергая, говори ясно, просто, отчетливо, точно.
► Не нарушай речевой этики в собственных высказываниях.
► Заканчивая выступление, подведи итоги, сформулируй выводы.
☻ Перешептывание на месте, неуместные шутки запрещаются.
☻ Острое, меткое слово приветствуется.
☻ Говори, что думаешь, думай, что говоришь.
☻ Говори от души, честно, прямо, откровенно.
Приложение 2
Голубые лепестки
Тоскливое, тёмное небо вздохнуло, зябко поёжилось и, укрывшись шалью облаков, сквозь прозрачные занавески заглянуло в комнату.
Девочка выглядит больной, о чём-то тревожится, никак не хочет засыпать. На край кровати садится отец, смотрит на небо, на девочку...
– Хочешь, расскажу тебе сказку?
Девочка качает головой.
– Это не простая сказка, вот увидишь.
– Страшная?
– Нет, не страшная. Просто особенная.
– А о ком?
– Обо мне. Мне было двадцать, когда началась эта история. В два раза больше, чем тебе сейчас.
Я был тогда замкнутым, избегал других людей, думая, что все они жестоки или просто равнодушны. Я никому не доверял и за годы по кирпичику выстроил вокруг себя каменную стену, через которую не видел и не слышал других, даже мир вокруг казался бледным и бессмысленным. Всё, что было мне интересно, было во мне.
И вот однажды родители отправили меня в далёкую-далёкую деревню, к родственникам наших знакомых, надеясь, что добрые люди и отдых на природе чем-то мне помогут.
– Слушай, парень, не очень-то тебе хочется туда ехать, а?
Дорога уже несколько часов как перестала быть тем, по чему вообще можно «ехать», – стиральная доска в целях маскировки, прикрытая тонким слоем серой пыли.
– Места тут, правду сказать, глухие... – не унимался водитель, – да-а-а... зато гляди, красота-то какая!
И правда. Дорога, дорога и дорога. Незабываемые впечатления.
– Да ладно тебе, всего-то месяц погостишь... у хороших людей. Да и не деревенские они, года три назад приехали да так тут и остались. Дом у них такой светлый, уютный. И дочка – ну просто ангел, я-то знаю... давно сюда продукты из города вожу.
Как-то незаметно дорога перестала бросаться под колёса нашему «катафалку».
– Приехали, говорю! Вон туда – по тропинке лесом минут пять и увидишь их дом. У самой реки – не ошибёшься. Эй! Сумку возьми!
Вот так: с отрешённым лицом и тушёнкой наперевес я впервые зашагал по дороге, которая годы спустя снилась мне ночами.
Их было трое: муж, жена и дочь – девочка лет двенадцати. Дом стоял на берегу реки, и окна его были расположены так, что утром солнце, поднимаясь над лесом, заливало всё внутри, каждый угол, каждую щёлочку.
Девочку звали Солли. Это имя означает «солнечный свет». Она и была похожа на солнце – как будто однажды утром, войдя в этот дом, оно не захотело уходить ... и стало Солли.
Глаза у неё были весёлые, внимательные, волосы светлые-светлые, как у тебя.
Она верила в то, во что я не мог и не хотел, – в доброту людей, в то, что эта доброта и свет в каждом сильнее всего прочего. В то, что жить нужно радостно и с открытым сердцем, – тогда и счастье не покинет, а настоящая вера выдержит любые испытания.
В комнате Солли всегда, даже ночью, перед маленькой иконкой горела свеча.
Каждый вечер, перед сном она несколько минут молча смотрела на свечу, и я гадал, о чём она думает?
Каждое утро она вставала раньше всех и тайком приносила еду старому пьянице, жившему в соседнем разваливающемся домишке.
– Солли!
Она сидела на берегу реки, глядя вниз.
Я подошёл и сел рядом.
– Смотри, – она бросила в воду маленький голубой цветок, он кружась опустился на воду и поплыл среди бликов и веточек.
– Ничего особенного не вижу – цветок в реке.
– Ты смотришь внутрь себя, а не на цветок – поэтому не видишь. Ты забыл, что есть что-то, кроме тебя, что-то большее, чем ты сам.
– Например?
– Всё это, – Солли бросила в воду ещё один цветок, подставила солнцу щёки. – Всё, что вокруг. Цветы, река... люди!
– Ты так веришь в людей и их доброту, потому что никогда не встречалась с жестокостью, Солли.
Девочка помолчала и спустя минуту ответила:
– Мама как-то рассказывала: «Давным-давно, когда солнце ещё было богом, каждый мужчина становился воином, а каждая женщина – женой. Чтоб жён было больше, чем вдов, а сыновей – больше, чем сирот, каждый воин должен был быть уверен в прочности своего меча. Новые клинки непременно подвергались испытанию: каждый из них сгибали до определённого предела. Многие не выдерживали и ломались, но те, что выпрямлялись, не знали равных в бою».
Думаю, так и вера, если она настоящая, то выдержит любые испытания.
Я устало вздохнул.
– Ну давай проверим.
– Как?
– Каждый год в этот день, если будешь по-прежнему верить, бросай в воду эти голубые цветочки. Однажды я приеду, и если ты всё ещё будешь их бросать – я поверю тоже.
– Я буду. Только... приезжай.
Так, ничему не научившись, кроме как полоть грядки, я прожил у них месяц. И уехал, когда представилась возможность.
Ещё десять лет я жил в своём одиночестве, не вспоминая ни о Солли, ни о её цветах.
Но однажды утром, когда солнечные лучи проникли в мою комнату, я вдруг почувствовал… стук.
Не услышал, а именно почувствовал. Как будто я был заперт в тёмной комнате и маленькие, детские кулачки настойчиво стучали в дверь.
Я шёл по городу. Просто гулял. Впервые за много лет.
И увидел, как женщина пытается выйти из автобуса, сжимая в руках корзинку с маленьким ребёнком.
Она не могла выйти вместе с корзинкой. Один из мужчин, оставшихся в автобусе, протянул руки, желая помочь ей – подержать корзинку и подать, когда женщина выйдет. Она улыбнулась и протянула ему ребёнка. Легко, ни секунды не сомневаясь, доверила незнакомому человеку самое дорогое в жизни…
Не знаю почему, но что-то тронуло меня в этой сценке… и стук стал настойчивее. Невольно я замечал, как что-то внутри меня отзывается на этот стук, ломает мои стены изнутри.
Долго-долго ещё я ходил по городу, смотрел на людей, едва справляясь с желанием потрогать – чтобы убедиться, что всё это настоящее.
Спустя полгода я был совсем другим.
Стали яркими краски и звуки, радостными самые простые вещи – казалось, что мир изменился, но на самом деле изменился я сам.
Оставалось последнее – найти Солли.
Убедиться, что она по-прежнему бросает цветы в воду, и поверить в чудо.
– И что? Она бросала, да?
Я с трудом нашёл человека, который мог бы отвезти меня в ту деревню, по дороге попросил его рассказать, что стало с Солли и её родителями.
И узнал, что они переехали в деревню потому, что мать Солли была тяжело больна, через несколько лет после моего отъезда она умерла. Отец не надолго пережил её, и Солли осталась одна.
Их дом сожгли, боясь, что болезнь, от которой умерли двое человек, заразна, а саму девочку отдали на попечение тому старому пьянице, которого она подкармливала – больше никто не захотел заботиться о ней.
Он бил Солли, об этом знали, но не вмешивались. Однажды она заболела, а когда поправилась, была слепа.
Как во сне я прошёл по той самой тропинке через лес, но не увидел их дома.
Избушка старика стояла, как и раньше, неподалёку, тоже у самой воды. Я увидел Солли ещё издалека – она стояла у реки, рядом толпились люди.
– Солли! Это я. Ты помнишь? Я обещал, что приеду.
Она держала в руках маленькие голубые цветы, как будто не решалась подойти ближе и бросить их в воду.
– Скажи…
– Что?
– Люди… я чувствую, что они там. Что они делают? Мне кажется, они что-то бросают в воду. наверное, камни… но я не слышу плеска.
Медленно я подошёл к берегу, посмотрел вниз… и увидел то, чего всё это время не могла видеть Соли, но во что верила, несмотря ни на что. Даже теперь…
По воде, среди солнечных бликов и веточек, плыли десятки маленьких голубых цветов.
Они бросали в воду те же голубые цветы. Уже много лет она, не зная об этом, была не одна. Я взял букетик из её рук и тоже бросил в воду.
Это невероятно красиво – голубые лепестки на золотистой воде, и как я раньше этого не замечал…
Настоящая вера и любовь выдержат любые испытания, они и путь к счастью и само счастье.
– Вот такая сказка. Понравилась?
– Да! Это правда о тебе?
– Правда. Обо мне. И о твоей маме. Засыпай.
Она улыбается и закрывает глаза.
Серо-шёлковое, всё в тоненьких складочках облаков небо наклоняется и, щекоча ресницы, целует девочку в опущенные веки.
А вас когда-нибудь целовало небо?
Технологическая карта урока 41
Тема | ДУХОВНАЯ, СОЦИАЛЬНАЯ и ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СФЕРЫ ОБЩЕСТВА (1 ч) | |
Тип уроков | Проверка и коррекция знаний и умений | |
Дата проведения | | |
План | 1. Социальная сфера. 2. Экономика. 3. Духовная сфера | |
Цель уроков | Проверка у учащихся уровня сформированности компетентностей и универсальных учебных действий | |
Формы и методы обучения | Формы: индивидуальная работа. Методы: частично-поисковый | |
Основные понятия | Основные понятия глав 3, 4, 5 | |
Планируемые образовательные результаты | ||
Объем освоения и уровень владения компетенциями | Компоненты культурно-компетентностного опыта/ приобретенная компетентность | |
Научатся: определять, основные положения главы; анализировать, делать выводы; отвечать на вопросы, высказывать собственную точку зрения или обосновывать известные. Получат возможность научиться: анализировать, делать выводы; давать нравственную и правовую оценку конкретных ситуаций; осуществлять поиск дополнительных сведений в СМИ; отвечать на вопросы, высказывать собственную точку зрения | Коммуникативная компетенция Умеют: вступать в речевое общение, участвовать в диалоге; работать с книгой; взаимодействовать с окружающими; формулировать вопросы; владеть разными видами речевой деятельности (монолог, диалог, чтение, письмо), выступать с устными сообщениями, корректно вести учебный диалог |
ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА | |||||||
Этапы урока | | Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формы организации совзаимодействия на уроке | Универсальные учебные действия (УУД) | Формы контроля |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
I. Мотивация к учебной деятельности | 3 | Подготовка учащихся к уроку | Нацеливает учащихся на выполнение самостоятельной тестовой работы | Готовятся к выполнению теста | Фронтальная | Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его. Регулятивные: принимают учебную задачу, сформулированную учителем | Работа в тетради |
II. Контроль знаний и умений | 35 | Тестирование (см. Приложение на с. 113– 117) | Раздает бланки тестов и проверочные листы, контролирует выполнение работы | Выполняют тестирование | Индивидуальная | Регулятивные: удерживают цель деятельности до получения ее результата;осуществляют самостоятельный контроль своей деятельности; учитывают выделенные учителем ориентиры действия. Личностные: сохраняют мотивацию к учебной деятельности | Тестовая работа |
III. Итоги урока. Рефлексия | 2 | Обобщающая беседа | Подводит итоги урока | Определяют свое эмоциональное состояние на уроке | Фронтальная | Личностные: развивают способность к самооценке. Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала | Проверка контрольной работы |
Приложение
Тест по обществознанию (в формате ЕГЭ)