Файл: Учебника Л. Н. Боголюбов) Технологическая карта уроков 12 Тема что такое общество (2 ч) Тип уроков Изучение нового материала комбинированный.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 25.10.2023
Просмотров: 586
Скачиваний: 8
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Задания части А
А1. Верны ли следующие суждения о формах культуры?
А. Большинство произведений народной культуры создается анонимными авторами и передается из поколения в поколение.
Б. Народные традиции и фольклор не способны изменяться с течением времени и взаимодействовать с иными культурными явлениями.
1) верно только А; 3) верны оба суждения;
2) верно только Б; 4) оба суждения неверны.
А2. Среди факторов восходящей социальной мобильности П. Сорокин выделяет:
а) личные связи; в) расширение состава семьи;
б) накопленный опыт; г) получение образования.
А3. Уверовав в особую живительную силу пирамид, житель Подмосковья начал воздвигать их в различных районах области. Этот случай можно рассматривать как пример:
а) адаптивного поведения; в) делинквентного поведения;
б) конформистского поведения; г) девиантного поведения.
А4. В книге «Юности честное зерцало» молодым дворянам рекомендовалось мыть руки, чистить ногти, не сидеть за столом, «растопырясь». Это примеры:
а) норм этикета; в) норм традиций;
б) норм морали; г) народной мудрости.
А5. Верны ли высказывания:
А. Авторитет – это оценка обществом социальных позиций, занимаемых личностью.
Б. Престиж – это степень признания окружающими личных и деловых качеств человека.
1) верно только А; 3) верны оба суждения;
2) верно только Б; 4) оба суждения неверны.
А6. На современном этапе национальных отношений:
а) преобладает тенденция к дифференциации;
б) преобладает тенденция к интеграции;
в) доминирует та или другая тенденция в зависимости от региона;
г) обе утрачивают значение.
А7. Какую категорию граждан можно отнести к люмпенам:
а) молодежь; в) нищие;
б) интеллигенция; г) малоквалифицированные работники.
А8. Социальный статус – это:
а) поведение, ожидаемое от индивида; в) форма поощрения индивидов;
б) положение человека в обществе; г) форма осуществления социальных функций.
А9. Взрослый сын оказывает материальную поддержку своим родителям. Какая из функций семьи проявилась в данном случае:
а) экономическая; в) досуговая;
б) репродуктивная; г) социально-статусная.
А10. Что отличает семью от других малых групп?
1) Совместная деятельность; 3) общий быт;
2) общая цель; 4) общие интересы.
А 11. Верны ли следующие суждения о межнациональных отношениях?
А. Демократические принципы межнациональных отношений заключаются в равноправии представителей разных национальностей.
Б. В демократическом государстве каждый гражданин обязан указывать этническую принадлежность при получении паспорта.
1) верно только А; 3) верны оба суждения;
2) верно только Б; 4) оба суждения неверны.
А12. Экономические ресурсы, непосредственно задействованные в создании конкретных товаров и услуг, называют:
1) факторами производства; 3) спросом и предложением;
2) экономическими благами; 4) материальными потребностями.
Задания части В
В1. Установите соответствие между статусными характеристиками и видами социальных статусов. Составьте пары и запишите ответ в виде чередования букв.
Статусные характеристики | Виды статусов |
1) мужчина. 2) высшее образование. 3) муж. 4) сын. 5) 45 лет. | А. прирожденный статус. Б. приобретенный статус. |
В2. В приведенном списке указаны черты сходства семьи и других малых групп и отличия семьи от других малых групп. Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера черт сходства, а во вторую колонку – порядковые номера черт различия.
1. Общность интересов.
2. Ведение совместного хозяйства.
3. Кровнородственные связи.
4. Прямые личные контакты.
Черты сходства | Черты различия | ||
| | | |
В3. Прочитайте приведенный текст, каждое положение которого пронумеровано.
(1) Межнациональные отношения могут быть непосредственными или опосредованными. (2) В современном мире наблюдается несколько взаимосвязанных тенденций: одна, например, наблюдается в экономическом, культурном и политическом сближении наций. (3) Вероятно, в современном мире единственным путем решения межнациональных конфликтов являются переговоры.
Определите, какое(-ие) положение(-я) текста:
А. отражают факты.
Б. выражают мнения.
Запишите под номером положения букву, обозначающую его характер.
1 | 2 | 3 |
| | |
Задания части С
С1. Назовите любые три вида критериев, по которым можно выделять социальные группы.
С2. С помощью трех примеров проиллюстрируйте роль семьи в обществе.
С3. Прочитайте текст и выполните задания к нему.
Современную демографическую революцию порой сводят к изменению баланса смертности и рождаемости, то есть делают акцент на механизмах демографического воспроизводства населения. Между тем демографическая революция – это и качественное изменение одного из важнейших общественных институтов – семьи. Для выявления социологических и социально-психологических последствий демографических революций нужно сопоставить две формы семьи – традиционную, патриархальную, существовавшую многие тысячи лет, и современную. Нуклеарную.
Одной из наиболее ярких демографических характеристик патриархальной семьи была ее многодетность… патриархальная семья характеризовалась жесткой авторитарностью отношений, навязываемых мужчинами женщинам, старшими – младшим членам семьи. Это означает, что в качестве социального института патриархальная семья поставляла обществу рабочую силу, ориентированную на слепое подчинение, на минимум профессиональной автономии и инициативы…
Демографическая революция разрушила патриархальную семью и на ее место воздвигла новую, нуклеарную. Начался процесс возрастающего общественного самоопределения новых поколений: достигшие совершеннолетия и вступающие в брак дети предпочитают жить отдельно от родителей и строить отношения по своему усмотрению.
Не менее важными оказались и собственно демографические последствия, связанные с процессами сомоопределения женщин. Их стремление к равенству, профессиональному самоутверждению, образованию и культуре, досугу неизбежно отразились на процессе рождаемости, демографически необходимое (отданное родам, кормлению, воспитанию детей) время сократилось в пользу демографически свободного, предназначенного для удовлетворения других нужд.
Так начала формироваться малодетная семья… патриархальная семья давала количественный рост населения… нуклеарная семья делает акцент на качестве поколения (А. Ю. Лазебникова).
Задания:
1. На основе знаний курса и авторского текста назовите два типа семьи.
2. какие факторы, по мнению автора, повлияли на переход от одного типа семьи к другому?
3. Опираясь на текст и обществоведческие знания, назовите характерные черты нуклеарной семьи.
4. Опираясь на текст и обществоведческие знания, приведите не менее трех характеристик положения женщины в современной семье.
С4. Напишите эссе, выбрав тему:
Социология | «Человек очень рано обретает чувство справедливости, но очень поздно или вообще не приобретает понятия справедливости» (И. Кант) |
Экономика | «Бедняки платят дороже всего» (У. Зыбура) |
Социальная психология | «Простое отсутствие пороков еще не предполагает присутствия добродетели» (А. Мачадо) |
1 ... 14 15 16 17 18 19 20 21 ... 27
Ключ к тесту: А1. 1). А2. а), б), г). А3. а). А4. а). А5. 4). А6. б). А7. в). А8. б). А9. г).
А10. 3). А11. 1). А12. 1).
В1. А – 1), 5); Б – 2), 3), 4). В2. Черты сходства – 1), 4); различия – 2), 3).
В3. 1) – Б; 2) – А; 3) – Б.
Технологическая карта уроков 42–43
Тема | ПОЛИТИКА И ВЛАСТЬ (2 ч) | |
Тип уроков | Изучение нового материала; комбинированный | |
Дата проведения | | |
Образовательные ресурсы | Презентация «Политика и власть» [Электронный ресурс]. – Режим доступа : http://pedsovet.su/load/130-1-0-7571 | |
План | 1. Формы проявления влияния: сила, власть и авторитет. 2. Становление власти в качестве политического института общества. 3. Разделение властей. Властные отношения и социальная иерархия. 4. Борьба за власть | |
Цель уроков | Способствовать формированию представлений о связи политики и власти в обществе | |
Формы и методы обучения | Формы: индивидуальная, фронтальная. Методы: частично-поисковый | |
Основные понятия | Политические партии, политические институты, политические сферы | |
Планируемые образовательные результаты | ||
Объем освоения и уровень владения компетенциями | Компоненты культурно-компетентностного опыта/ приобретенная компетентность | |
Научатся: определять, какие существуют формы проявления влияния в обществе; что представляет собой власть, ее виды; анализировать конкретные жизненные ситуации, связанные с борьбой за власть. Получат возможность научиться: допускать существование различных точек зрения, принимать другое мнение и позицию, приходить к общему решению, задавать вопросы; осуществлять поиск нужной информации, выделять главное | Учебно-познавательная компетенция Умеют: ставить цель и организовывать ее достижение; проводить сравнительный анализ, сопоставлять, рассуждать; давать оценку своей учебно-познавательной деятельности; определять познавательные задачи и выдвигать гипотезы, делать вывод |