Файл: Учебника Л. Н. Боголюбов) Технологическая карта уроков 12 Тема что такое общество (2 ч) Тип уроков Изучение нового материала комбинированный.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 586

Скачиваний: 8

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Задания части А

А1. Верны ли следующие суждения о формах культуры?

А. Большинство произведений народной культуры создается анонимными авторами и передается из поколения в поколение.

Б. Народные традиции и фольклор не способны изменяться с течением времени и взаимодействовать с иными культурными явлениями.

1) верно только А; 3) верны оба суждения;

2) верно только Б; 4) оба суждения неверны.

А2. Среди факторов восходящей социальной мобильности П. Сорокин выделяет:

а) личные связи; в) расширение состава семьи;

б) накопленный опыт; г) получение образования.

А3. Уверовав в особую живительную силу пирамид, житель Подмосковья начал воздвигать их в различных районах области. Этот случай можно рассматривать как пример:

а) адаптивного поведения; в) делинквентного поведения;

б) конформистского поведения; г) девиантного поведения.

А4. В книге «Юности честное зерцало» молодым дворянам рекомендовалось мыть руки, чистить ногти, не сидеть за столом, «растопырясь». Это примеры:

а) норм этикета; в) норм традиций;

б) норм морали; г) народной мудрости.

А5. Верны ли высказывания:

А. Авторитет – это оценка обществом социальных позиций, занимаемых личностью.

Б. Престиж – это степень признания окружающими личных и деловых качеств человека.

1) верно только А; 3) верны оба суждения;

2) верно только Б; 4) оба суждения неверны.

А6. На современном этапе национальных отношений:

а) преобладает тенденция к дифференциации;

б) преобладает тенденция к интеграции;

в) доминирует та или другая тенденция в зависимости от региона;

г) обе утрачивают значение.

А7. Какую категорию граждан можно отнести к люмпенам:

а) молодежь; в) нищие;

б) интеллигенция; г) малоквалифицированные работники.

А8. Социальный статус – это:

а) поведение, ожидаемое от индивида; в) форма поощрения индивидов;

б) положение человека в обществе; г) форма осуществления социальных функций.

А9. Взрослый сын оказывает материальную поддержку своим родителям. Какая из функций семьи проявилась в данном случае:

а) экономическая; в) досуговая;

б) репродуктивная; г) социально-статусная.

А10. Что отличает семью от других малых групп?

1) Совместная деятельность; 3) общий быт;

2) общая цель; 4) общие интересы.

А 11. Верны ли следующие суждения о межнациональных отношениях?

А. Демократические принципы межнациональных отношений заключаются в равноправии представителей разных национальностей.


Б. В демократическом государстве каждый гражданин обязан указывать этническую принадлежность при получении паспорта.

1) верно только А; 3) верны оба суждения;

2) верно только Б; 4) оба суждения неверны.

А12. Экономические ресурсы, непосредственно задействованные в создании конкретных товаров и услуг, называют:

1) факторами производства; 3) спросом и предложением;

2) экономическими благами; 4) материальными потребностями.
Задания части В

В1. Установите соответствие между статусными характеристиками и видами социальных статусов. Составьте пары и запишите ответ в виде чередования букв.

Статусные характеристики

Виды статусов

1) мужчина.

2) высшее образование.

3) муж.

4) сын.

5) 45 лет.

А. прирожденный статус.

Б. приобретенный статус.

В2. В приведенном списке указаны черты сходства семьи и других малых групп и отличия семьи от других малых групп. Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера черт сходства, а во вторую колонку – порядковые номера черт различия.

1. Общность интересов.

2. Ведение совместного хозяйства.

3. Кровнородственные связи.

4. Прямые личные контакты.

Черты сходства

Черты различия













В3. Прочитайте приведенный текст, каждое положение которого пронумеровано.

(1) Межнациональные отношения могут быть непосредственными или опосредованными. (2) В современном мире наблюдается несколько взаимосвязанных тенденций: одна, например, наблюдается в экономическом, культурном и политическом сближении наций. (3) Вероятно, в современном мире единственным путем решения межнациональных конфликтов являются переговоры.

Определите, какое(-ие) положение(-я) текста:

А. отражают факты.

Б. выражают мнения.

Запишите под номером положения букву, обозначающую его характер.

1

2

3











Задания части С



С1. Назовите любые три вида критериев, по которым можно выделять социальные группы.

С2. С помощью трех примеров проиллюстрируйте роль семьи в обществе.

С3. Прочитайте текст и выполните задания к нему.

Современную демографическую революцию порой сводят к изменению баланса смертности и рождаемости, то есть делают акцент на механизмах демографического воспроизводства населения. Между тем демографическая революция – это и качественное изменение одного из важнейших общественных институтов – семьи. Для выявления социологических и социально-психологических последствий демографических революций нужно сопоставить две формы семьи – традиционную, патриархальную, существовавшую многие тысячи лет, и современную. Нуклеарную.

Одной из наиболее ярких демографических характеристик патриархальной семьи была ее многодетность… патриархальная семья характеризовалась жесткой авторитарностью отношений, навязываемых мужчинами женщинам, старшими – младшим членам семьи. Это означает, что в качестве социального института патриархальная семья поставляла обществу рабочую силу, ориентированную на слепое подчинение, на минимум профессиональной автономии и инициативы…

Демографическая революция разрушила патриархальную семью и на ее место воздвигла новую, нуклеарную. Начался процесс возрастающего общественного самоопределения новых поколений: достигшие совершеннолетия и вступающие в брак дети предпочитают жить отдельно от родителей и строить отношения по своему усмотрению.

Не менее важными оказались и собственно демографические последствия, связанные с процессами сомоопределения женщин. Их стремление к равенству, профессиональному самоутверждению, образованию и культуре, досугу неизбежно отразились на процессе рождаемости, демографически необходимое (отданное родам, кормлению, воспитанию детей) время сократилось в пользу демографически свободного, предназначенного для удовлетворения других нужд.

Так начала формироваться малодетная семья… патриархальная семья давала количественный рост населения… нуклеарная семья делает акцент на качестве поколения (А. Ю. Лазебникова).

Задания:

1. На основе знаний курса и авторского текста назовите два типа семьи.

2. какие факторы, по мнению автора, повлияли на переход от одного типа семьи к другому?


3. Опираясь на текст и обществоведческие знания, назовите характерные черты нуклеарной семьи.

4. Опираясь на текст и обществоведческие знания, приведите не менее трех характеристик положения женщины в современной семье.

С4. Напишите эссе, выбрав тему:

Социология

«Человек очень рано обретает чувство справедливости, но очень поздно или вообще не приобретает понятия справедливости» (И. Кант)

Экономика

«Бедняки платят дороже всего» (У. Зыбура)

Социальная психология

«Простое отсутствие пороков еще не предполагает присутствия добродетели» (А. Мачадо)
1   ...   14   15   16   17   18   19   20   21   ...   27


Ключ к тесту: А1. 1). А2. а), б), г). А3. а). А4. а). А5. 4). А6. б). А7. в). А8. б). А9. г).

А10. 3). А11. 1). А12. 1).

В1. А – 1), 5); Б – 2), 3), 4). В2. Черты сходства – 1), 4); различия – 2), 3).

В3. 1) – Б; 2) – А; 3) – Б.

Технологическая карта уроков 42–43

Тема

ПОЛИТИКА И ВЛАСТЬ (2 ч)

Тип уроков

Изучение нового материала; комбинированный

Дата проведения




Образовательные
ресурсы


Презентация «Политика и власть» [Электронный ресурс]. – Режим доступа : http://pedsovet.su/load/130-1-0-7571

План

1. Формы проявления влияния: сила, власть и авторитет.

2. Становление власти в качестве политического института общества.

3. Разделение властей. Властные отношения и социальная иерархия.

4. Борьба за власть

Цель уроков

Способствовать формированию представлений о связи политики и власти в обществе

Формы и методы
обучения


Формы: индивидуальная, фронтальная.

Методы: частично-поисковый

Основные понятия

Политические партии, политические институты, политические сферы

Планируемые образовательные результаты

Объем освоения и уровень владения компетенциями

Компоненты культурно-компетентностного опыта/
приобретенная компетентность


Научатся: определять, какие существуют формы проявления влияния в обществе; что представляет собой власть, ее виды; анализировать конкретные жизненные ситуации, связанные с борьбой за власть.

Получат возможность научиться: допускать существование различных точек зрения, принимать другое мнение и позицию, приходить к общему решению, задавать вопросы; осуществлять поиск нужной информации, выделять главное

Учебно-познавательная компетенция

Умеют: ставить цель и организовывать ее достижение; проводить сравнительный анализ, сопоставлять, рассуждать; давать оценку своей учебно-познавательной деятельности; определять познавательные задачи и выдвигать гипотезы, делать вывод