Файл: Учебника Л. Н. Боголюбов) Технологическая карта уроков 12 Тема что такое общество (2 ч) Тип уроков Изучение нового материала комбинированный.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 572

Скачиваний: 8

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Приложение 1

Понятие и основные признаки правомерного поведения

Если говорить о правомерности поведения, необходимо разобраться, что есть право? Право – это, прежде всего, социокультурное явление, активно влияющее на общественную жизнь. И это влияние объясняется содержанием права, которое трактуется учеными-теоретиками по-разному (право – как свобода, право – как социальный долг, как минимум морали, как приказ власти и т. п.), и степенью его реализации в конкретно-исторических условиях.

Субъекты права ежедневно вступают в различные по своему характеру и содержанию правоотношения, реализуют субъективные права и обязанности. Общество и государство заинтересованы в нормальном функционировании правовых отношений, которое возможно в случаях соблюдения, исполнения и использования норм права. Норма права выступает эталоном для оценки поведения как правомерного или как противоправного. Отражая важность тех или иных вариантов поведения, в норме права одни поступки запрещаются, другие, наоборот, поощряются, а третьи – ограничиваются. Такие разновидности поведения носят название правового поведения, которое может быть правомерным и неправомерным (противоправным). Поведение, находящееся вне сферы правого регулирования, не может оцениваться как правомерное или противоправное и не является правовым, оно безразлично для права и компетентных органов. Например, налоговым органам безразлично, сколько раз налогоплательщик изучал предписания налогового законодательства, их интересует сам факт уплаты налога.

Правомерное поведение субъектов права можно определить как их деятельность в сфере социально-правого регулирования, основанную на сознательном выполнении требований норм права, которое выражается в их соблюдении и использовании.

Вообще же в юридической литературе существует несколько понятий правомерного поведения. Правомерным считается такое поведение, которое совпадает с требованиями норм права, которое соответствует требованиям юридических норм. Правомерным считается любое поведение, не запрещенное юридическими нормами. Правомерное поведение представляет собой социально полезную деятельность, направленную на удовлетворение государственных и правовых, общественных и личных интересов, ценностей и целей. Оно является особой ценностью для права именно потому, что сам человек, его права и свободы являются высшей ценностью, так записано в нашем высшем государственном документе, в Конституции Российской Федерации.


Проблемами правомерного поведения занимались многие отечественные ученые-юристы, но наибольший вклад в их разработку внесли профессора В. В. Оксамытный, В. В. Лазарев, М. Ф. Орзих, Р. Т. Жеругов и др. Соответственно каждый из них дает свое определение понятия «правомерное поведение» и его типологию. Наиболее удачным надо признать определение, сформулированное В. В. Оксамытным: это обусловленная культурно-нравственными воззрениями и жизненным опытом человека деятельность в сфере социального действия права, основанная на сознательном выполнении его целей и требований. Таким образом, автор подчеркивает, что, во-первых, правомерное поведение является сознательным волевым проявлением; во-вторых, поведение оценивается путем его сопоставления с целями и требованиями права; в-третьих, внутренние регуляторы или мотивы поведения определяются культурно-нравственными качествами и ориентациями личности, а также ее жизненным опытом.

В. В. Оксамытный указывает следующие основные черты, присущие правомерному поведению: общественная полезность, массовость проявления, сознательность (а также добровольность, убеждённость и ответственность), активность в выполнении установленных правом требований.

Общественная полезность правомерного поведения означает заинтересованность общества в соблюдении установленного правопорядка, в уважении к закону, в соблюдении его требований.

Массовость определяется тем, что правомерное поведение присуще многим или даже большинству людей, иначе общество не могло бы нормально функционировать.

Сознательность сводится к выбору человеком варианта поведения: правомерного или противоправного, поскольку он свободен в этом выборе, делает его сознательно, руководствуясь своими интересами и потребностями, вырабатывая в своем сознании модель (программу) поведения.

Активность предполагает самостоятельность гражданской и нравственной позиции человека, осознание им социальных последствий своих поступков, соизмерение собственных интересов с интересами других людей, общества в целом.

Такое поведение создает основу стабильности и организованности общества, формирует предпосылки для его развития и совершенствования, а также способствует укреплению законности и конституционности.

Не могут подвергаться правовой оценке на предмет установления правомерности или неправомерности поведения действия лиц,

обладающих правоспособностью, но не имеющих дееспособности. Действия несовершеннолетних лиц или невменяемых, несмотря на то, что они урегулированы нормами права, не будут иметь юридических последствий в силу указанных причин.

Исключение составляют деяния несовершеннолетних, оговоренные в законе. Так, согласно статье Гражданского кодекса Российской Федерации, малолетние в возрасте от 6 до 14 лет вправе самостоятельно: совершать мелкие бытовые сделки; сделки, направленные на безвозмездное получение выгоды, не требующие нотариального удостоверения либо государственной регистрации; сделки по распоряжению средствами, предоставленными законным представителем или с согласия последнего третьим лицом для определенной цели или для свободного распоряжения.

В данном случае действия несовершеннолетних в области гражданско-правовых отношений следует рассматривать с точки зрения их соответствия или несоответствия правовым велениям, на предмет определения их правомерности или неправомерности. Однако в случае неправомерности действий несовершеннолетних, причинивших ущерб другому лицу, имущественная ответственность по сделкам лежит на их родителях, опекунах или усыновителях. Исключение, согласно российскому законодательству, составляют также некоторые действия лиц, ограниченных судом в дееспособности вследствие злоупотребления спиртными напитками или наркотическими средствами. О правовой оценке их самостоятельного поведения можно говорить лишь применительно к совершению ими мелких бытовых сделок, которые им разрешается заключать в соответствии с законом (ст. 30 ГК РФ). Только об этих деяниях можно говорить как о правомерных или неправомерных, но не о каких-либо иных.

Приложение 2

Проблемные задачи по теме «Право как особая система норм»

Задание для 1-й группы.

Вы в Древнем Вавилоне. Вавилоняне верили во многих богов. Внутри мира богов существовала иерархия, и каждый бог занимал определенное положение. Самым главный считался бог Шамаш – он был «осветителем земли, небесным судьей, озаряющим тьму сверху и снизу». Он судил все дела людей по справедливости и устанавливал порядок. В ХVIII веке до н. э. во времена царя Хаммурапи на черном базальтовом столбе (его нашли при раскопках в Иране в 1902 г.) были записаны основные правовые нормы, которым должны были подчиняться люди. Люди верили, что эти законы дарованы богом, как и сама государственная власть.


– Как понимали «право» в Древнем Вавилоне? Ваше отношение к такому толкованию права?

Задание для 2-й группы.

Вы в Древне Риме. Вам повезло. Вам довелось услышать речь самого блестящего оратора Рима – Марка Тулия Цицерона:

«Имеется истинный закон, праведный разум, согласный с природой; он неизменен и вечен… Закон находится в согласии с природой, присутствует всюду и является вечным. Он приглашает к исполнению долга и в испуге шарахается от преступления и коварства. Ни волей сената, ни волей народа никто не может быть освобожден от обязанностей, возлагаемых на него законом. Он неизменен и не может утратить своей силы. Все народы во все времена будут подчиняться этому вечному закону».

– Как, по вашему мнению, Цицерон толковал право? Ваше отношение к такому толкованию права?

Задание для 3-й группы.

Вы находитесь в Древней Греции. Оказавшись в Афинах на одном из заседаний народного собрания, вы узнаете, что его постановление носит характер закона, которому все должны подчиняться. Философы и ораторы (Платон, Аристотель, Лисий) говорили, что в обществе существуют принципы – нормы, которые выражают разум, мудрость и справедливость природы. Они действуют независимо от государства и не устанавливаются им. От рождения люди обладают правом на свободу и жизнь.

– Что такое право, согласно представлениям греков? Ваше отношение к такому толкованию права?

Задание для 4-й группы.

Вы оказались в Австралии начала ХХ столетия на лекции профессора Венского университета Ханса Кельзена (1881–1973). Объясняя студентам юридические конструкции, профессор говорит: «Государство устанавливает правила. Их нужно беспрекословно выполнять, иначе порядка не будет. Эти правила изложены в нормативных актах. Мы живем в мире норм, рожденных государственной властью. Но норм много, и они не равны между собой. Их систему можно представить в виде пирамиды. Каждая высшая норма более сильна в сравнении с низшей. Государство – страж всех норм и принудительно заставляет их соблюдать».

– Что есть право, согласно этому высказыванию? Ваше отношение к такому толкованию права?

Задание для 5-й группы.

Вы в России 1917 года. Страна оказалась в сложном экономическом и политическом кризисе. Осень. К власти пришли большевики. Их лидер Ленин призывает к слому буржуазных порядков и установлению новых правил – закреплению в законах пролетарской воли. Рабочий – коммунист говорит на митинге: «Буржуазия была господствующей и свою волю диктовала населению страны. Теперь к власти пришли рабочие и крестьяне. Значит, их воле должны все подчиняться. Вот вам и правила новой жизни, которые будут охраняться Советской властью. Мы не будем делать никаких поблажек бывшим богатеям, жандармам и священникам. Наша воля – закон».


– Как понималось право большевиками? Ваше отношение к такому толкованию права?

Технологическая карта уроков 63–64

Тема

ОБЩЕСТВО в РАЗВИТИИ (2 ч)

Тип уроков

Применение знаний и умений

Дата проведения




Образовательные
ресурсы


Презентация «Проблемы общественного прогресса» [Электронный ресурс]. – Режим доступа : http://uchitobshestvoznanie.blogspot.com/2011/10/blog-post.html

План

1. Многовариантность общественного развития.

2. Целостность и противоречивость современного общества.

3. Проблема общественного прогресса. Общественный прогресс.

4. Критерии общественного прогресса. Формы общественного прогресса

Цели уроков

Способствовать формированию представлений о постоянном развитии общества

Формы и методы
обучения


Формы: индивидуальная, фронтальная, групповая работа.

Методы: частично-поисковый

Основные понятия




Планируемые образовательные результаты

Объем освоения и уровень владения компетенциями

Компоненты культурно-компетентностного опыта/
приобретенная компетентность


Научатся: определять, что такое процесс глобализации; каковы проявления глобализации в экономической сфере; основные глобальные проблемы современности.

Получат возможность научиться: допускать существование различных точек зрения, принимать другое мнение и позицию, приходить к общему решению; задавать вопросы; осуществлять поиск нужной информации, выделять главное

Учебно-познавательная компетенция

Умеют: ставить цель и организовывать ее достижение; проводить сравнительный анализ, сопоставлять, рассуждать; давать оценку своей учебно-познавательной деятельности; определять познавательные задачи и выдвигать гипотезы, делать вывод