Файл: Учебника Л. Н. Боголюбов) Технологическая карта уроков 12 Тема что такое общество (2 ч) Тип уроков Изучение нового материала комбинированный.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 25.10.2023
Просмотров: 574
Скачиваний: 8
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
4. Найдите в приведенном списке общественные явления.
1) Возникновение государства.
2) Переход от присваивающего хозяйства к производящему.
3) Изменение климата на планете.
4) Формирование наций.
5) Способность человека к чувственному познанию.
6) Традиции и обычаи.
7) Генетическая предрасположенность человека к какому-либо заболеванию.
5. Прочитайте приведенный текст, в котором пропущен ряд слов.
«Характеристика общества как ... (1) предусматривает изучение его внутренней структуры. Ее основными элементами являются ... (2) общественной жизни и социальные институты. Выделяют экономическую, социальную, политическую и духовную подсистемы. все они находятся в тесной взаимосвязи, так как поддерживают необходимую ... (3) общества. в каждой из подсистем решают важные социальные задачи. Они обеспечивают производство и распределение различных видов ... (4), а также управление совместной ... (5) людей».
Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз. Выбирайте последовательно одно слово за другим, медленно заполняя каждый пропуск:
А. целостность. Г. социальные блага. Ж. культура.
Б. система. Д. сфера. З. социальные институты.
В. общество. Е. производство. И. деятельность.
Задания уровня С
Прочитайте текст и выполните задания С1–С4.
Мне представляется, что сегодня, когда человечество вплотную подошло к экологической катастрофе, когда предельно ясны все страшные последствия утопических претензий на тотальное управление социальными процессами, судьба гуманистического идеала связана с отказом от идеи овладения, подавления и господства. Новому пониманию отношений природы и человечества соответствует не идеал антропоцентризма, а развиваемая рядом современных мыслителей, в частности, известным нашим ученым Н. Н. Моисеевым, идея коэволюции, совместной эволюции природы и человечества, что может быть истолковано как отношения равноправных партнеров, если угодно, собеседников в незапрограммированном диалоге. Это может и должно быть понято в более широком плане. Свобода как неотъемлемая характеристика гуманистического идеала мыслится не как овладение и контроль, а как установление равноправно-партнерских отношений с тем, что находится вне человека: с природными процессами, с другим человеком, с ценностями иной культуры, с социальными процессами.
В этом случае свобода понимается не как выражение проективно-конструктивного отношения к миру, не как создание такого предметного мира, который контролируется и управляется, а как такое отношение, когда я принимаю другого, а другой принимает меня.
(В. А. Лекторский.)
С1. Какие две реалии современного общества требуют, по мнению автора, нового понимания гуманистического идеала? В чем он видит сущность этого нового понимания?
С2. Приведите любые две фразы, в которых отражается авторское понимание свободы.
СЗ. Объясните, почему гуманистическому идеалу на современном этапе перестал соответствовать антропоцентризм (идея овладения и господства). Приведите три объяснения с опорой на обществоведческие знания и факты общественной жизни.
С4. Автор пишет о необходимости «установления равноправно-партнерских отношений с тем, что находится вне человека». Опираясь на содержание текста и знания обществоведческого курса, предположите, в чем могут состоять эти отношения партнеров.
Ключ к тесту:
Задания уровня А. 1. 2). 2. 2). 3. 1). 4. 3). 5. 2). 6. 4). 7. 1). 8. 1). 9. 3). 10. 3).
Задания уровня В. 1 – религиозному. 2 – коммунистическое общество. 3. А – 3); Б – 1); В – 2).
4. 1), 2), 4), 6). 5. Б, Д, А, Г, И.
Технологическая карта уроков 16–17
Тема | КУЛЬТУРА И ДУХОВНАЯ ЖИЗНЬ ОБЩЕСТВА (2 ч) |
Тип уроков | Изучение нового материала; комбинированный |
Дата проведения | |
Образовательные ресурсы | Презентация «Культура и духовная жизнь общества» [Электронный ресурс]. – Режим доступа : http://swor56.ucoz.ru/ load/prezentacija_uroka_obshhestvoznanija_10_kl_baz_urovquotkultura_i_dukhovnaja_zhizn_obshhestvaquot/1-1-0-46 Боголюбов, Л. Н. Школьный словарь по обществознанию. 10–11 классы [Текст] / Л. Н. Боголюбов. – М. : Просвещение, 2011 |
План | 1. Традиции и новаторство в культуре. 2. Формы и разновидности культуры: народная, массовая, элитарная. 3. Диалог культур. Проблемы современной отечественной культуры. 4. Происхождение слова «культура» и его значение. 5. Материальная и нематериальная культура, ее состав и структура. 6. Элементы культуры и культурный комплекс. 7. Этикет, его происхождение и правила. 8. Культурное наследие и культурные универсалии. Роль культурного наследия в сохранении и развитии культуры. 9. Культурное наследие в России, проблемы его сохранения |
Цель уроков | Создать условия для формирования представлений о духовной культуре общества, о проблемах сохранения культурного наследия |
Формы и методы обучения | Формы: индивидуальная, фронтальная, групповая работа. Методы: частично-поисковый |
Основные понятия | Массовая, народная, элитная культура |
Планируемые образовательные результаты | |
Объем освоения и уровень владения компетенциями | Компоненты культурно-компетентностного опыта/ приобретенная компетентность |
Научатся: определять, что такое массовая, народная и элитарная культура; что такое этикет, его происхождение и правила; формы и разновидности культур, элементы культуры, проблемы сохранения культурного наследия; анализировать особенности культурных ценностей и объяснять сущность культурного наследия. Получат возможность научиться: допускать существование различных точек зрения, принимать другое мнение и позицию, приходить к общему решению; задавать вопросы; осуществлять поиск нужной информации, выделять главное | Учебно-познавательная компетенция Умеют: ставить цель и организовывать ее достижение; проводить сравнительный анализ, сопоставлять, рассуждать; давать оценку своей учебно-познавательной деятельности; определять познавательные задачи и выдвигать гипотезы, делать вывод |
ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА | |||||||
Этапы урока | | Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формы организации совзаимодействия на уроке | Универсальные учебные действия (УУД) | Формы контроля |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
I. Мотивация к учебной деятельности | 4 | Подготовка учащихся к уроку | Проверяет готовность учащихся к уроку, озвучивает тему и план урока | Записывают тему и план урока в тетрадь, самостоятельно формулируют цели урока | Фронтальная | Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его. Регулятивные: принимают учебную задачу | Записи в тетради |
II. Актуализация знаний | 7 | Беседа по теме «Культура и духовная жизнь общества» | Вопросы: – Для чего обществу нужна культура? – Какую пользу она приносит? – Как вы оцениваете свой личный уровень культуры? | Высказывают свое мнение | Фронтальная | Коммуникативные: применяют правила делового сотрудничества; сравнивают разные точки зрения. Познавательные: общеучебные – формулируют ответы на вопросы учителя; логические – осуществляют поиск необходимой информации | Устный опрос |
III. Изучение нового материала | 17 | 1. Презентация«Культура и духовная жизнь общества». 2. Работа с терминами. 3. Работа с текстом учебника, с. 78–87. | 1. Показывает и комментирует слайды презентации. 2. Организует работу со школьным словарем, помогает учащимся раскрыть смысл терминов: «культура», «элитарная культура», «массовая культура». 3. Формулирует задание: – ознакомиться с новым материалом; – составить тезисный план-конспект. | 1. Просматривают презентацию, делают записи в тетрадь. 2. Выполняют задания, записывают термины в тетрадь. 3. Составляют тезисный план-конспект. | 1. Индивидуальная. 2. Индивидуальная, фронтальная работа. 3. Индивидуальная работа. | Познавательные: общеучебные – умеют находить нужную информацию, выделять главное; логические – дополняют и расширяют имеющиеся знания и представления о культурных и духовных ценностях. Коммуникативные: участвуют в коллективном обсуждении документальных источников; оформляют диалогические высказывания, обмениваются мнениями, слушают друг друга, понимают позицию партнера. Регулятивные: планируют решение учебной задачи, выстраивают алгоритм действий; корректируют деятельность, вносят изменения в процесс с учетом возникших трудностей. | 1. Записи в тетради. 2. Записи в тетради, устные ответы. 3. Записи в тетради. |
| | 4. Заполнение таблицы (см. Приложение 1 на с. 39). 5. Работа с документом, с. 88. 6. Выполнение заданий, с. 89 | 4. Делит учащихся на группы: 1-я группа – определяет «плюсы» массовой культуры; 2-я группа – «минусы» массовой культуры. Все данные вносят в таблицу. 5. Нацеливает учащихся на анализ документа и обсуждение вопросов, с. 88. 6. Формулирует задания, проводит дискуссионную беседу по вопросам учебника | 4. Заполняют таблицу, аргументированно отстаивают собственную точку зрения. 5. Знакомятся с документом, отвечают на вопросы, высказывают собственное мнение. 6. Выполняют задания, отвечают на вопросы | 4. Групповая работа. 5. Фронтальная работа | Личностные: мотивируют свои действия, проявляют интерес к новому учебному материалу | 4. Записи в тетради, устные ответы. 5. Устные ответы. 6. Устные ответы |
IV. Первичное осмысление и закрепление изученного | 5 | Выполнение тестовых заданий (см. Приложение 2 на с. 39–40) | Организует работу с тестовыми заданиями | Выполняют тестовые задания | Индивидуальная | Личностные: развивают способность к самооценке. Познавательные: общеучебные – осуществляют поиск и выделение информации; логические – строят логическую цепочку рассуждений | Выполнение теста |
V. Итоги урока. Рефлексия | 5 | Обобщающая беседа | Вопросы: – Что такое духовная жизнь общества? – Что такое культура? – Как взаимодействуют традиции и новаторство в культуре? – Что такое массовая культура и каковы ее признаки? – Что такое элитарная культура? | Отвечают на вопросы. Определяют свое эмоциональное состояние на уроке | Фронтальная | Личностные: оценивают собственную учебную деятельность. Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала | Оценивание учащихся за работу на уроке |
VI. Домашнее задание | 2 | § 8, задания 1–4, с. 89 | Конкретизирует домашнее задание | Записывают домашнее задание | Индивидуальная | | |
Приложение 1
Характеристика массовой культуры
«Плюсы» массовой культуры | «Минусы» массовой культуры |
| |
1 2 3 4 5 6 7 8 9 ... 27
Приложение 2
Тестовые задания
1. Понятия и их определения:
1) Культура. А. Процесс социализации личности.
2) Образование. Б. Основа мифологического мышления.
3) Наука. В. Мышление в художественных образах.
4) Религия. Г. Мышление в законах и понятиях.
5) Искусство. Д. Материальные и духовные ценности общества.
1 2 3 4 5
2. Выбери правильный ответ:
А. Культура – возделанное, созданное.
Б. Культура противопоставляется природе.
1) верно только А; 2) верно только Б; 3) верны оба суждения; 4) оба суждения неверны.
3. Духовная сфера связана с…
А. … производством. В. … управлением государством.
Б. … художественным творчеством. Г. … национальными отношениями.
4. «Лишний» в логическом ряду:
А. Писатель. Б. художник. В. архитектор. Г. композитор. Д. слесарь.
5. Последовательность научного открытия:
А. исследование, опыт. В. предположение, гипотеза.
Б. подтверждение закона с течением времени. Г. обоснование гипотезы.
1 2 3 4
6. Назвать мировые религии:
А. ислам. Б. синтоизм. В. иудаизм. Г. христианство. Д. буддизм. Е. конфуцианство.
7. Исправить ошибки в тексте.
Человек учится всю жизнь. Окончив школу, он может поступить в институт и получить начальное образование. Нельзя получить образование в нашей стране мусульманам. Женщины имеют равные права с мужчинами, но могут получить только среднее образование. Окончив школу в 17 лет, молодой человек становится полноправным гражданином. Он может продолжить учёбу, участвовать в выборах, помогать родителям, гулять по улице в ночное время.
8. Выбери правильный ответ:
А. Наука даёт истинную, логически оправданную, картину мира. Б. Наука не опровергает религию.
1) верно только А; 2) верно только Б; 3) верны оба суждения; 4) оба суждения неверны.
9. Сферы общественной жизни:
А. Политическая. Б. Экономическая. В. Социальная. Г. Духовная.
1) Мобильность. 6) Авторитет. 11) Религия. 16) Предприятие.
2) Президент. 7) Производство. 12) Молодежь. 17) Школа.
3) Собственность. 8) Мораль. 13) Партия. 18) Выборы.
4) Искусство. 9) Прибыль. 14) Зарплата. 19) Рабочий класс.
5) Госдума. 10) Конституция. 15) Маргиналы. 20) Наука.
10. Подчеркнуть эпитеты, характеризующие понятие «мораль»:
А. п