Файл: Учебника Л. Н. Боголюбов) Технологическая карта уроков 12 Тема что такое общество (2 ч) Тип уроков Изучение нового материала комбинированный.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 574

Скачиваний: 8

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

4. Найдите в приведенном списке общественные явления.

1) Возникновение государства.

2) Переход от присваивающего хозяйства к производящему.

3) Изменение климата на планете.

4) Формирование наций.

5) Способность человека к чувственному познанию.

6) Традиции и обычаи.

7) Генетическая предрасположенность человека к какому-либо заболеванию.

5. Прочитайте приведенный текст, в котором пропущен ряд слов.

«Характеристика общества как ... (1) предусматривает изучение его внутренней структуры. Ее основными элементами являются ... (2) общественной жизни и социальные институты. Выделяют экономическую, социальную, политическую и духовную подсистемы. все они находятся в тесной взаимосвязи, так как поддерживают необходимую ... (3) общества. в каждой из подсистем решают важные социальные задачи. Они обеспечивают производство и распределение различных видов ... (4), а также управление совместной ... (5) людей».

Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз. Выбирайте последовательно одно слово за другим, медленно заполняя каждый пропуск:

А. целостность. Г. социальные блага. Ж. культура.

Б. система. Д. сфера. З. социальные институты.

В. общество. Е. производство. И. деятельность.
Задания уровня С

Прочитайте текст и выполните задания С1–С4.

Мне представляется, что сегодня, когда человечество вплотную подошло к экологической катастрофе, когда предельно ясны все страшные последствия утопических претензий на тотальное управление социальными процессами, судьба гуманистического идеала связана с отказом от идеи овладения, подавления и господства. Новому пониманию отношений природы и человечества соответствует не идеал антропоцентризма, а развиваемая рядом современных мыслителей, в частности, известным нашим ученым Н. Н. Моисеевым, идея коэволюции, совместной эволюции природы и человечества, что может быть истолковано как отношения равноправных партнеров, если угодно, собеседников в незапрограммированном диалоге. Это может и должно быть понято в более широком плане. Свобода как неотъемлемая характеристика гуманистического идеала мыслится не как овладение и контроль, а как установление равноправно-партнерских отношений с тем, что находится вне человека: с природными процессами, с другим человеком, с ценностями иной культуры, с социальными процессами.


В этом случае свобода понимается не как выражение проективно-конструктивного отношения к миру, не как создание такого предметного мира, который контролируется и управляется, а как такое отношение, когда я принимаю другого, а другой принимает меня.

(В. А. Лекторский.)

С1. Какие две реалии современного общества требуют, по мнению автора, нового понимания гуманистического идеала? В чем он видит сущность этого нового понимания?

С2. Приведите любые две фразы, в которых отражается авторское понимание свободы.

СЗ. Объясните, почему гуманистическому идеалу на современном этапе перестал соответствовать антропоцентризм (идея овладения и господства). Приведите три объяснения с опорой на обществоведческие знания и факты общественной жизни.

С4. Автор пишет о необходимости «установления равноправно-партнерских отношений с тем, что находится вне человека». Опираясь на содержание текста и знания обществоведческого курса, предположите, в чем могут состоять эти отношения партнеров.

Ключ к тесту:

Задания уровня А. 1. 2). 2. 2). 3. 1). 4. 3). 5. 2). 6. 4). 7. 1). 8. 1). 9. 3). 10. 3).

Задания уровня В. 1 – религиозному. 2 – коммунистическое общество. 3. А – 3); Б – 1); В – 2).

4. 1), 2), 4), 6). 5. Б, Д, А, Г, И.

Технологическая карта уроков 16–17

Тема

КУЛЬТУРА И ДУХОВНАЯ ЖИЗНЬ ОБЩЕСТВА (2 ч)

Тип уроков

Изучение нового материала; комбинированный

Дата проведения




Образовательные
ресурсы


Презентация «Культура и духовная жизнь общества» [Электронный ресурс]. – Режим доступа : http://swor56.ucoz.ru/
load/prezentacija_uroka_obshhestvoznanija_10_kl_baz_urovquotkultura_i_dukhovnaja_zhizn_obshhestvaquot/1-1-0-46

Боголюбов, Л. Н. Школьный словарь по обществознанию. 10–11 классы [Текст] / Л. Н. Боголюбов. – М. : Просвещение, 2011

План

1. Традиции и новаторство в культуре.

2. Формы и разновидности культуры: народная, массовая, элитарная.

3. Диалог культур. Проблемы современной отечественной культуры.

4. Происхождение слова «культура» и его значение.

5. Материальная и нематериальная культура, ее состав и структура.

6. Элементы культуры и культурный комплекс.

7. Этикет, его происхождение и правила.

8. Культурное наследие и культурные универсалии. Роль культурного наследия в сохранении и развитии культуры.

9. Культурное наследие в России, проблемы его сохранения

Цель уроков

Создать условия для формирования представлений о духовной культуре общества, о проблемах сохранения культурного наследия

Формы и методы
обучения


Формы: индивидуальная, фронтальная, групповая работа.

Методы: частично-поисковый

Основные понятия

Массовая, народная, элитная культура




Планируемые образовательные результаты

Объем освоения и уровень владения компетенциями

Компоненты культурно-компетентностного опыта/
приобретенная компетентность


Научатся: определять, что такое массовая, народная и элитарная культура; что такое этикет, его происхождение и правила; формы и разновидности культур, элементы культуры, проблемы сохранения культурного наследия; анализировать особенности культурных ценностей и объяснять сущность культурного наследия.

Получат возможность научиться: допускать существование различных точек зрения, принимать другое мнение и позицию, приходить к общему решению; задавать вопросы; осуществлять поиск нужной информации, выделять главное

Учебно-познавательная компетенция

Умеют: ставить цель и организовывать ее достижение; проводить сравнительный анализ, сопоставлять, рассуждать; давать оценку своей учебно-познавательной деятельности; определять познавательные задачи и выдвигать гипотезы, делать вывод



ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА

Этапы
урока



Обучающие
и развивающие компоненты, задания
и упражнения

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формы
организации совзаимодействия
на уроке

Универсальные учебные действия
(УУД)

Формы контроля

1

2

3

4

5

6

7

8

I. Мотивация
к учебной деятельности

4

Подготовка учащихся
к уроку

Проверяет готовность учащихся к уроку, озвучивает тему и план урока

Записывают тему и план урока в тетрадь, самостоятельно формулируют цели урока

Фронтальная

Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его.

Регулятивные: принимают учебную
задачу

Записи
в тетради

II. Актуализация знаний

7

Беседа по теме «Культура и духовная жизнь общества»

Вопросы:

– Для чего обществу нужна культура?

– Какую пользу она приносит?

– Как вы оцениваете свой личный уровень культуры?

Высказывают свое мнение

Фронтальная

Коммуникативные: применяют правила делового сотрудничества; сравнивают разные точки зрения.

Познавательные:

общеучебные – формулируют ответы
на вопросы учителя;

логические – осуществляют поиск необходимой информации

Устный опрос

III. Изучение нового материала

17

1. Презентация«Культура и духовная жизнь общества».

2. Работа
с терминами.


3. Работа
с текстом учебника,
с. 78–87.

1. Показывает и комментирует слайды презентации.


2. Организует работу со школьным словарем, помогает учащимся раскрыть смысл терминов: «культура», «элитарная культура», «массовая культура».

3. Формулирует задание:

– ознакомиться с новым материалом;

– составить тезисный план-конспект.

1. Просматривают презентацию, делают
записи в тетрадь.

2. Выполняют задания, записывают термины в тетрадь.

3. Составляют тезисный план-конспект.

1. Индивидуальная.

2. Индивидуальная, фронтальная работа.

3. Индивидуальная работа.

Познавательные:

общеучебные – умеют находить нужную информацию, выделять главное;

логические – дополняют и расширяют имеющиеся знания и представления о культурных и духовных ценностях.

Коммуникативные: участвуют в коллективном обсуждении документальных источников; оформляют диалогические высказывания, обмениваются мнениями, слушают друг друга, понимают позицию партнера.

Регулятивные: планируют решение учебной задачи, выстраивают алгоритм действий; корректируют деятельность, вносят изменения в процесс с учетом возникших трудностей.

1. Записи в тетради.

2. Записи в тетради, устные ответы.
3. Записи в тетради.






4. Заполнение таблицы (см. Приложение 1
на с. 39)
.

5. Работа
с документом, с. 88.

6. Выполнение заданий, с. 89

4. Делит учащихся на группы:

1-я группа – определяет «плюсы» массовой культуры;

2-я группа – «минусы» массовой культуры.

Все данные вносят в таблицу.
5. Нацеливает учащихся на анализ документа и обсуждение вопросов, с. 88.

6. Формулирует задания, проводит дискуссионную беседу
по вопросам учебника

4. Заполняют таблицу, аргументированно отстаивают собственную точку зрения.

5. Знакомятся
с документом, отвечают на вопросы, высказывают собственное мнение.

6. Выполняют задания, отвечают на вопросы

4. Групповая работа.

5. Фронтальная работа

Личностные: мотивируют свои действия, проявляют интерес к новому учебному материалу

4. Записи в тетради, устные ответы.

5. Устные

ответы.
6. Устные

ответы

IV. Первичное осмысление и закрепление изученного

5

Выполнение тестовых заданий

(см. Приложение 2

на с. 39–40)

Организует работу с тестовыми заданиями

Выполняют тестовые задания

Индивидуальная

Личностные: развивают способность к самооценке.

Познавательные:

общеучебные – осуществляют поиск
и выделение информации;

логические – строят логическую цепочку рассуждений

Выполнение теста

V. Итоги урока. Рефлексия

5

Обобщающая беседа

Вопросы:

– Что такое духовная жизнь общества?

– Что такое культура?

– Как взаимодействуют традиции и новаторство в культуре?

– Что такое массовая культура
и каковы ее признаки?

– Что такое элитарная культура?

Отвечают
на вопросы.

Определяют свое эмоциональное состояние на уроке

Фронтальная

Личностные: оценивают собственную учебную деятельность.

Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала

Оценивание учащихся
за работу на уроке

VI. Домашнее задание

2

§ 8, задания 1–4, с. 89

Конкретизирует домашнее
задание

Записывают домашнее
задание

Индивидуальная








Приложение 1

Характеристика массовой культуры

«Плюсы» массовой культуры

«Минусы» массовой культуры






1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   27



Приложение 2

Тестовые задания

1. Понятия и их определения:

1) Культура. А. Процесс социализации личности.

2) Образование. Б. Основа мифологического мышления.

3) Наука. В. Мышление в художественных образах.

4) Религия. Г. Мышление в законах и понятиях.

5) Искусство. Д. Материальные и духовные ценности общества.

1 2 3 4 5

2. Выбери правильный ответ:

А. Культура – возделанное, созданное.

Б. Культура противопоставляется природе.

1) верно только А; 2) верно только Б; 3) верны оба суждения; 4) оба суждения неверны.

3. Духовная сфера связана с…

А. … производством. В. … управлением государством.

Б. … художественным творчеством. Г. … национальными отношениями.

4. «Лишний» в логическом ряду:

А. Писатель. Б. художник. В. архитектор. Г. композитор. Д. слесарь.

5. Последовательность научного открытия:

А. исследование, опыт. В. предположение, гипотеза.

Б. подтверждение закона с течением времени. Г. обоснование гипотезы.

1 2 3 4

6. Назвать мировые религии:

А. ислам. Б. синтоизм. В. иудаизм. Г. христианство. Д. буддизм. Е. конфуцианство.

7. Исправить ошибки в тексте.

Человек учится всю жизнь. Окончив школу, он может поступить в институт и получить начальное образование. Нельзя получить образование в нашей стране мусульманам. Женщины имеют равные права с мужчинами, но могут получить только среднее образование. Окончив школу в 17 лет, молодой человек становится полноправным гражданином. Он может продолжить учёбу, участвовать в выборах, помогать родителям, гулять по улице в ночное время.

8. Выбери правильный ответ:

А. Наука даёт истинную, логически оправданную, картину мира. Б. Наука не опровергает религию.

1) верно только А; 2) верно только Б; 3) верны оба суждения; 4) оба суждения неверны.

9. Сферы общественной жизни:

А. Политическая. Б. Экономическая. В. Социальная. Г. Духовная.

1) Мобильность. 6) Авторитет. 11) Религия. 16) Предприятие.

2) Президент. 7) Производство. 12) Молодежь. 17) Школа.

3) Собственность. 8) Мораль. 13) Партия. 18) Выборы.

4) Искусство. 9) Прибыль. 14) Зарплата. 19) Рабочий класс.

5) Госдума. 10) Конституция. 15) Маргиналы. 20) Наука.

10. Подчеркнуть эпитеты, характеризующие понятие «мораль»:

А. п