Файл: Направлениеспециальность подготовки 37.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 198

Скачиваний: 8

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Упражнение «Запрещенные желания»

Цель: дать участникам возможность понять для себя, как работать с запрещенными желаниями.

Время: 30 минут.

Процедура. Представьте, что в конце аудитории на стуле находится ваше запрещено желания. Подойдите к нему и сделайте с ним все, что захотите. Обсуждение: что вы чувствовали, когда были один на один со своим желанием?

Прощание

Участники становятся в тесный круг, кладут руки на плечи друг другу, закрывают на минуту глаза и мысленно передают друг другу все возможные положительные эмоции, чувства и пожелания.

2-й день

Поздравление

Упражнение «непроизнесенные слова»

Каждый участник рассказывает, о чем он думал вчера, какие сны ему снились, что он хотел сказать, но не сказал.

Вступительное слово

Упражнение «Ощущение потока»

Цель: анализ чувств.

Время: 30 минут.

Процедура:

Вспомните моменты, когда вы делали то, что вам очень нравилось, от чего вы получали удовольствие. Попробуйте мысленно перенестись в то время. Проживите это событие так, как будто вы сейчас находитесь в ней. А теперь запишите напротив этого события те чувства, которые у вас тогда возникали. Описывайте их так, как они приходят вам на ум, особо не задумываясь.

Ведущий записывает на доске чувства, которые называют участники. Сравните два списка – те состояния, о которых вы упоминали, и были собственно состояниями внутренней мотивации.

Теоретические вопросы: понятие и сущность внешней и внутренней мотивации; понятие «базовые потребности» и их классификации; пути удовлетворения потребностей; роль обратной связи; ценности.

Упражнение «Каузометрия»

Цель: Исследование жизненного пути и психологического времени членов группы, поиск элементов для репертуарных решеток Дж. Келли.

Время: 90 минут.

Процедура:

1. Создание списка событий. В каждом из 15 строк напишите по одному событию из вашей жизни, связанной с профессиональной деятельностью. Событием мы будем называть любое изменение в вашей жизни. Это может быть изменение непосредственно в вас или в обществе, природе. Причем это всегда какая-то определенная конкретная перемена, произошедшая в течение определенного промежутка времени. Вы можете называть как события прошлого и настоящего, так и те, наступления которых вы ожидаете в будущем. Записывать события надо в том порядке, в котором они приходят вам на ум.


2. Напротив каждого события проставьте ее приблизительную дату. При этом не должно быть двух одинаковых дат.

3. Перепишите еще раз названия событий вашей жизни, но уже в хронологическом порядке. На первое место поставьте самое раннее событие, на последнее – позднее.

4. Причинно-следственный анализ. Отметьте событие № 15. Теперь посмотрите на событие № 14 и ответьте на вопрос: «Могла ли она быть одной из причин произошедшего № 15?». Если да, в ячейке на пересечении последствия № 15 и причины № 14 поставьте цифру «1»; если это не так – «0».

Проанализируйте относительно события №15 событие № 13, и так далее. После того как анализ причин происшествия № 15 будет закончен, переходите к анализу события № 14. Аналогично проанализируйте события №№ 13, 12, 11.

5. Целевой анализ. После заполнения части матрицы над диагональю можно переходить к целевому анализу. Работаем дальше в поле «Средство-Цель».

Сейчас вы должны будете рассмотреть каждую пару событий и ответить на вопрос: является одно из событий целью, а другая – средством достижения этой цели.

Начнем с события 1. Отметьте событие-средство № 1 Подумайте, для чего это событие произошло в вашей жизни. Конечно, иногда этот вопрос не имеет смысла, однако в большинстве случаев он вполне оправдан. Можете ли вы, например, согласиться с утверждением: «одной из целей события 1 было событие 2» или, иначе говоря, «первое событие произошло для того, чтобы могла произойти друга?». Отвечать можно только «да» или «нет». Если ваш ответ «да», то на пересечении столбика № 1 ряда «События-Средства» и строки № 2 ряда «События-Цели» поставьте «1»; если «нет» – поставьте «0».

6. Подсчет значимости событий. «Вычислить значимость каждой отдельной события. Например, для вычисления значимости события № 12 надо сложить показатели в строке № 12 и добавить к ним сумму показателей столбика № 12.

7. Обсуждение наиболее важных событий в жизни участников.

8. Поиск среди членов группы близких людей – необходим для запуска группового процесса. Упражнение поможет установить более реалистичный и доверительный контакт между участниками, а также глубже проанализировать влияние близких людей.

Подумайте течение 3 минут, или среди членов группы кто-то, кто напоминает вам значимых для вас людей: родителей, братьев, сестер, друзей. Теперь запишите в таблице, кто кого напоминает, а также отметьте причину такого сходства.



9. Поиск значимых людей. Вернитесь в список значимых событий своей жизни. Расположите их в таблице в порядке убывания значимости. Напишите напротив каждого из них имена людей, принимавших участие в этом событии или, повлияли на него (прямо или косвенно).

Психогимнастика

Цель: улучшить эмоциональное состояние, снизить напряженность участников.

Время: 15 минут.

Процедура:

Участники группы садятся в круг. «Сейчас я раздам вам карточки с названиями цветов, которые повторяются дважды, то есть, если вам, например, досталась карточка, на которой написано «красный», то вы знаете, что еще у кого-то есть такая же карта. Я буду называть овощи и фрукты, и каждый раз должны вставать те члены группы, имеющие карточки, которые соответствуют названным. Иногда я буду называть предметы, которые не являются овощами или фруктами. В этом случае все остаются сидеть. За ходом упражнения внимательно следите за действиями других участников группы. Постарайтесь понять, у кого какие цвета.

Прощание

3-й день

Поздравление

Упражнение «недосказанное слова»

Цель: дать участникам возможность изложить невысказанные на предыдущем этапе мысли.

Время: 1:00.

Процедура:

Пусть каждый напишет 5-10 вопросов, на которые он сам хотел бы дать ответ. Тот из участников, кто хочет дать интервью, сам выберет себе интервьюера, даст ему список своих вопросов. Интервьюер вправе задавать вопросы в любом порядке, а также дополнять их своими. При этом респондент не обязан на них отвечать. Обсуждения.

Вступительное слово

Разминка

Цель: Формирование навыков психомоторной взаимодействия, уменьшение коммуникативной дистанции между членами группы, повышение уровня доверия друг к другу.

Время: 10 минут.

Процедура:

Разбейтесь случайным образом на пары. Пусть один из партнеров станет к другому спиной и отступит на один шаг. Теперь вам предстоит полностью расслабиться и просто упасть назад. За вами стоит ваш товарищ, он подхватит вас. Теперь поменяйтесь местами. Обсуждения. У кого какие впечатления? Что вы чувствовали, когда падали? А когда ловили?

Упражнение «Биографическая разминка»

Цель: Изучение участниками себя, своих ресурсов в прошлом, настоящем и будущем.

Время: 30 минут.

Процедура:

Представьте весь свой жизненный путь от рождения и до смерти. С помощью трех кругов попробуйте изобразить свои представления о времени. Круги обозначают прошлое, настоящее и будущее. Разместите их так, чтобы они выражали ваше переживание взаимосвязи вашего личного прошлого, настоящего и будущего. Это могут быть круги разной величины. Укажите, какой круг котором времени отвечает. Объясните, почему вы разместили ваши круга именно так?


Психогимнастика

Цель: повысить настроение, снизить усталость. Способствует развитию выразительного поведения, побуждает участников, с одной стороны, быть внимательными к действиям других, а с другой стороны, искать такие средства самовыражения, которые будут понятны другим.

Время: 30 минут.

Процедура:

Участники садятся в круг. Тренер раздает карточки, на которых написаны названия животных. Названия повторяются на двух карточках. «Прочитайте, пожалуйста, написанное на вашей карте. Сделайте это так, чтобы надпись видели только вы. Теперь карту можно забрать. Задача каждого - найти свою пару. При этом можно пользоваться любыми выразительными средствами, нельзя только ничего говорить и издавать характерные звуки «вашего животного». Когда вы найдете свою пару, останьтесь рядом, но продолжайте молчать, не переговариваться. Только когда все пары будут образованы, мы проверим, что у нас получилось. После того как все участники группы нашли свою пару, тренер спрашивает по очереди у каждой пары: «Кто вы?». После завершения упражнения можно предложить поделиться впечатлениями, рассказать о том, как участники находили свою пару.

Упражнение «Выявление конструктов и ценностей» (репертуарные и ранговые решетки Дж. Келли)

Цель: осознание личной ценностно-смысловой сферы.

Время: 90 минут.

Процедура:

Самое важное в нашей следующей работе – помнить, что элементами решеток обязательно должны быть значимые в профессиональной сфере люди (а их мы обнаружили с помощью каузометрии).

1. В поле «Значимые люди» впишите 10 человек, соответствуют событиям с максимальной значимостью. Для этого нужно использовать предыдущую таблицу значимостей.

2. Сравните этих людей в группах по три человека. В каждой строке таблицы – по одной тройке людей. Посмотрите внимательно на первую тройку и подумайте, два человека из этой тройки является наиболее похожими между собой и вместе с тем отличаются от третьего? Отметьте в закрашенных клетках двух похожих людей, а в поле «Сходство» напишите риса, по которой эти два человека могут быть объединены. В поле «Отличие» напишите черту, отличающую третьего человека от двух других.

3. Перенесите в следующую таблицу значимых людей из предыдущей анкеты. Те качества, которые вы считаете важными для вас лично и для людей вообще, перенесите в другую анкету в поле «Качества».

4. Оцените всех значимых лиц по каждому качеству (шкала может быть 10-балльной).

После работы с оценочными решетками участники могут проанализировать систему собственных конструктов.


Наиболее значимые конструкты будут иметь наибольший балл.

Упражнение «Создание очерка самохарактеристики»

Процедура:

Запишите очерк самохарактеристики в профессиональной деятельности. Очерки пишутся о себе в свободной форме, причем в третьем лице. Сделайте анализ ценностей и качеств личности, которые проявляются в работе и т.п. Время на выполнение этой задачи – 30-50 минут, объем – 2-3 страницы. Обсуждения.

Прощание

4-й день

Поздравление

Разминка «Внутреннее состояние»

Цель: осознание особенностей внутренних состояний.

Время: 10 минут.

Процедура:

Бросая мяч друг другу, необходимо назвать имя того, кому бросили мяч. Тот, кто получил мяч, принимает позу, отражает его внутреннее состояние. Остальные участники повторяют эту же позу и пытаются почувствовать и понять состояние своего коллеги. Обсуждения.

Вступительное слово

Психогимнастика

Цель: мобилизовать внимание участников группы, улучшить настроение; оптимизация работоспособности группы.

Время: 15 минут.

Процедура: Участники становятся в круг. «Будем по очереди выполнять любые действия. Делать это надо будет не вербально, но постараться, чтобы все мы поняли, какое действие вы совершаете. Кто-то из нас первым начнет выполнять свое действие, а мы все вместе за ним будем выполнять это действие к моему сигналу. После сигнала начнет выполнять следующий по кругу (по часовой стрелке)». После того как упражнение будет завершено, тренер спрашивает, обращаясь к группе, действие выполнял первый участник, которую – второй и т.д. При этом каждый раз тренер уточняет в «авторов», правильно их поняли.

Упражнение «Создание очерка фиксированной роли»

Цель: осознание и анализ собственных социально-ролевых позиций и позиций других людей.

Время: 2:00.

Процедура:

Тренер отмечает: «Сегодня вы будете создавать новые роли для своих коллег. При написании этих очерков необходимо пользоваться системой определенных правил: необходимо развивать основную тему, а не исправлять незначительные недостатки; роль должна носить гипотетический характер (принимать во внимание события из повседневной жизни); роль должна быть близкой человеку».

Идентификация ценностных групп. «Обменяйтесь своими рабочими альбомами. Для этого необходимо передавать их по кругу друг другу. Когда я скажу «Стоп», вы остановитесь и у каждого в руках окажется чей-то альбом».