ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 25.10.2023
Просмотров: 195
Скачиваний: 8
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Полученные результаты занесем в таблицу 3.
Таблица 3 – Полученные результаты по анкете «Факторы, стимулирующие обучению, развитию, саморазвитию учителей в школе»
№ фактора | Количество педагогов, оценили факторы такими баллами | ||||
5 баллов | 4 балла | 3 балла | 2 балла | 1 балл | |
1 | 1 | 6 | 9 | 23 | 11 |
2 | 14 | 24 | 8 | 5 | 1 |
3 | 17 | 20 | 7 | 3 | 3 |
4 | 19 | 28 | 4 | 3 | - |
5 | 31 | 17 | 1 | 1 | - |
6 | 29 | 11 | 3 | 6 | - |
7 | 3 | 4 | 15 | 20 | 8 |
8 | 11 | 19 | 3 | 7 | 9 |
9 | 5 | 6 | 7 | 22 | 10 |
10 | 29 | 19 | 3 | 2 | - |
11 | 23 | 11 | 7 | 5 | 5 |
12 | 22 | 19 | 7 | 4 | 1 |
При обработке результатов выделяют три категории педагогов по признакам: «активное саморазвитие», «саморазвитие, не сложилось, зависящее от условий» и «остановлено саморазвитие».
Анализируя факторы, препятствующие обучению и развитию педагогов, можно представить их в такой последовательности: весомым фактором, препятствующим, является отсутствие поддержки и помощи в этом вопросе со стороны руководителей, не менее весомым фактором, на который ссылаются педагоги, является нехватка времени и ограниченные ресурсы, сложные жизненные обстоятельства. Также высокий средний балл набрал такой фактор, как враждебность окружающих (зависть, ревность), плохо воспринимают в вас изменения и стремление к новому. Поэтому можно сделать вывод, что руководителям учебных заведений необходимо уделять больше внимания обучению и развитию педагогов, то есть способствовать активному саморазвитию педагогов путем обеспечения педагогов необходимыми ресурсами, а также поощрение участия в различных городских, областных, районных конкурсах для педагогов, где можно продемонстрировать свои знания. Если руководитель будет поддерживать и помогать педагогам, в коллективе создастся благоприятная атмосферу для перемен, не будет зависти и ревности. И вообще, если коллектив будет работать в постоянном поиске, обеспечивая создание и использование инноваций в учебно-воспитательном процессе и в управлении, то учебное заведение будет развиваться. Содержание поисковой деятельности должно быть актуальным как для каждого педагога, так и коллектива в целом. Именно поисковый характер деятельности педагога формирует потребность в самообразовании, стремление к контактам с коллегами, изучение передового опыта, обеспечивает возможность реализовать себя как профессионала и личность. если коллектив будет работать в постоянном поиске, обеспечивая создание и использование инноваций в учебно-воспитательном процессе и в управлении, то учебное заведение будет развиваться.
Сейчас нередко обучение и развитие учащихся проводится по нетрадиционным дидактическими системам. Это требует от педагога определенной перестройки. В зависимости от дидактической системы отличается отношение педагога к различным субъектам образовательного процесса: к ученикам, к взаимодействию с их родителями, меняются взаимоотношения педагога с администрацией, с педагогической общественностью, отличается, наконец, отношение педагога к основаниям своей деятельности. Важным становится вопрос, как педагог осознает основу своей работы в конкретной, новой для него дидактической системе. Актуальным является развитие личностных и профессионально значимых качеств педагогов, отвечающих требованиям конкретной дидактической системы.
Особое значение приобретает проблема мотивационной готовности, является одной из центральных в подготовке педагога, поскольку только адекватная целям профессиональной деятельности мотивация обеспечит гармоничное осуществления этой деятельности и самораскрытия педагога.
Анализируя факторы, способствующие обучению и развитию педагогов, заметим, что организация труда стоит на первом месте. Далее следуют такие факторы, как: интерес к работе, внимание к этой проблеме руководителей, возможность получения признания в коллективе, пример и влияние коллег. По анализу факторов, препятствующих или стимулируют, можно сделать единственный вывод – саморазвитие педагогов в первую очередь зависит от действий руководителя, то есть от организации работы, от его внимания к обучению педагогов, заинтересованности в этом, а также от того, может ли он создать благоприятную атмосферу в коллективе.
Влияние мотивации на поведение педагогов зависит от множества факторов, он очень индивидуальным и может меняться под влиянием мотивов и обратной связи с деятельностью человека. Как личность, мотивационный процесс имеет личностный характер, и то, что один может побудить к труду, другой оставит равнодушным к ее выполнению. Поэтому для общего повышения мотивации педагогической деятельности, необходимо принимать мотивационных мероприятий на основе полученных данных, не оставляя без внимания, конечно, личностный подход.
2.3 Рекомендации по формированию трудовой мотивации и адаптационного потенциала сотрудников НОУ «Отличник»
Тренинг развития профессиональной мотивации и самосознания
1-й день
Вступительное слово.
Приветствие «Рукопожатие».
Каждый из участников группы поочередно подходит ко всем остальным, скрестив свои руки, принимает в них составлены накрест руки партнера и во время рукопожатия говорит ему что-то приятное (комплимент, пожелания и т.п.).
Правила поведения в группе
1. Я говорю «я», а не «мы» или «все».
2. Я не использую общие фразы и штампы.
3. Я говорю о том, что мешает мне участвовать в работе группы.
4. Я не говорю о других в третьем лице (он, она), а обращаюсь непосредственно к ним.
5. Я всегда могу сказать «нет».
6. Все, что я здесь говорю и слышу, не выносимо за пределы группы.
7. Я стараюсь придерживаться принципа «здесь и теперь».
Знакомство «Наши имена», «Взаимные презентации»
Цель: Предоставить участникам возможность познакомиться, повысить уровень удобства общения, создать атмосферу невынужденных взаимодействия членов группы.
Время: 1:00.
Процедура:
1. Участники становятся в круг и берутся за руки. Каждый по очереди делает шаг в центр и говорит свое имя в той форме, в которой оно ему больше нравится. После этого по сигналу все участники делают шаг вперед и вместе повторяют это имя.
2. Участники становятся в круг. Одна половина круга будет под номером 1, а вторая – под номером 2; каждый номер 2 должен схватить кого-то из команды 1. Таким образом участники разбиваются на пары, удобно размещаются, каждому участнику дается 2 минуты, в течение которых они молча смотрят друг на друга. В течение 5 минут нужно рассказать о себе своему партнеру. По окончании 5 минут участники меняются ролями. Участники возвращаются в круг. Каждый рассказывает о своем партнере от его имени. Обсуждение: какие впечатления, узнали что-то новое о себе, о других. Что вы чувствовали, когда говорили от вашего имени? А когда вы говорили от имени партнера?
Упражнение «Анализ жизни».
Цель: проанализировать прошлое, чтобы сформировать или осознать новые цели в жизни.
Время: 30 минут.
Процедура:
Возьмите альбомы и составьте список того, что в вашей жизни отмирает, становится слабым, теряет значимость, отходит на второй план. Возможно, заканчивается дружба или работа. Или постепенно становятся другими внутренняя позиция, жизненная философия, политические взгляды. Сосредоточьтесь на том, что меняется, но еще не исчезло до конца. Составьте еще один список – перечень того, что находится в стадии развития, того, что еще не стало полноценной частью вашей жизни. Это может быть то, что вот-вот появляется, становится все более важной частью вашей жизни. Возможно, это новая дружба, новый интерес, какое-то желание.
Выберите теперь со второго списка тот пункт, что вам особенно интересным и важным. Попробуйте дать ему небольшое пояснение: Какова предыстория появления? Что помогает становлению? Что мешает? Может ли это стать важной жизненной целью? Какой будет ваша жизнь, если это будет развиваться дальше?
Психогимнастика
Цель: Улучшить настроение, повысить непринужденность поведения членов группы, сократить дистанцию в общении.
Время: 15 минут.
Процедура:
Участники группы стоят в двух шеренгах, повернувшись лицом в одну сторону. Тренер встает у одного из концов шеренги. «Все задачи нужно выполнять молча. Надо стремиться выполнить каждое задание как можно быстрее и в то же время как можно точнее. Задача первая: надо расположиться в шеренге так, чтобы в начале шеренги стоял высокий из участников, а на противоположном конце шеренги – тот, у кого самый рост». После того как задание выполнено, можно предложить участникам взаимно проверить точность выполнения задания.
«Задача вторая: в начале шеренги поставить человека с темным волосами, на противоположном конце шеренги – с самым светлым волосам; в начале шеренги поставить человека с наиболее темными глазами, в конце – с самыми светлыми; начало шеренги – этом 1 января, конец – тридцать первого декабря. Надо расположиться за датами (без учета года) рождения.
Упражнение «Сила моих желаний» («Волшебный магазин»)
Цель: Вдохновить участников подумать об истинных целях и смысле жизни.
Время: 30 минут.
Процедура:
Представьте, что вы идете по узкой тропинке через лес. Посмотрите вокруг себя. Что это за лес? Светлый или темный? Что вы слышите? Вдруг тропа возвращает и выводит вас к старому дому. Вам становится интересно, и вы заходите в него. Вы видите перед собой различные стеллажи, ящики, стаканы. Этот дом оказался старым магазином. Причем волшебным. Я – продавец. Милости прошу! Здесь вы можете получить все, что только захотите от жизни. Но есть правило: за выполнение любого желания вы от чего-то отказаться или что-то отдать.
Тот, кто хочет воспользоваться услугами магазина, может подойти ко мне и сказать, что он желает приобрести. Я задам только один вопрос: «Что ты отдашь за это?» Покупатель должен решить, готов ли он сделать обмен, и если да, то чем именно он готов заплатить. Больше я ничего говорить не буду. Через некоторое время ко мне может подойти кто-то еще. Теперь, если кто-то хочет, может сам попробовать себя в роли хозяина магазина.