Файл: Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования московский государственный институт культуры.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 134

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Рисунок 1. Различия между знаниями и капиталом
Схема наглядно показывает преимущества знания перед капиталом как ресурса. Особенно обращает на себя внимание уникальное свойство знания приумножаться, используясь. Подобным свойством не обладает ни один другой ресурс.

По мнению К. Черникова, управление знаниями можно определить как разработку и внедрение процессов накопления, кодификации, представленных в доступной форме и использования имеющихся явных знаний, а также создания новых; разработку и внедрение процессов поиска, кодификации и использования скрытых знаний [83].

Определяя сущность и содержание управления знаниями, целесообразно исходить из следующего:

1. Использование знаний происходит на индивидуальном и общественном уровнях, что приводит к взаимодействию между людьми. Если в развивающейся среде эти проявления выражены слабо, то с ростом образовательной адаптации производства все более очевидным становится социальный характер.

2. Следует исходить из сущности управления как целенаправленного воздействие с целью координации совместной деятельности людей, формирования и использования ресурсов для достижения поставленных задач.

Анализ определений термина «управление знаниями» показал, что подходящего для нас определения не существует.

Например, В.В. Ефимов предлагает такой вариант: «Управление знаниями — это совокупность управленческих воздействий на способы, методы и формы социальных отношений в сфере производства, распространения и использования знаний, нацеленных на повышение эффективности этих процессов и осуществляемая в конкретных экономических рамках (учреждения, подразделения, различные формы кооперации и т.д.)» [29].

В качестве теоретической основы управления знаниями принимается совокупность наук, охватывающих различные аспекты изучения биологических, социальных и технологических процессов (рис. 2).



Рисунок 2. Теоретический базис управления знаниями
Основная цель управления знаниями может быть определена как сокращение дефицита знаний путем их генерации, выявления и диффузии и использование знаний для повышения конкурентоспособности субъекта.

В настоящее время знания применяются для того, чтобы определить, какие новые знания потребуются, являются ли получение таких знаний целесообразными и что следует применять знание для систематических нововведений.


Известный отечественный исследователь теории организаций Б.З. Мильнер [59], к основным задачам, способствующим сокращению дефицита знаний, относил:

  • приобретение знаний — использование уже имеющихся в мире знаний и их приспособление для нужд организации;

  • усвоение знаний — обеспечение всеобщего пожизненного обучения;

  • передача знаний — использование информационных технологий на конкурентной основе, обеспечение доступа к информационным ресурсам.

В то же время в работе У. Буковича и Р. Уилльямса [11] основными задачами рассматривают процессы управления знаниями, при этом авторы делят процессы на тактические и стратегические.

К тактическим процессам относятся:

  • поиск или получение информации;

  • использование информации;

  • усвоение знаний и обучение;

  • совершенствование и передача (трансферт) знаний.

  • К числу стратегических процессов относятся:

  • оценка знаний;

  • генерация и сохранение знания;

  • утилизация знаний.

Управление знаниями это — процесс взаимодействия субъектов друг с другом и с объектами окружающей среды, в результате которого были достигнуты увеличения объема знаний, их практическое использование.

В аспекте управленческой деятельности управление знаниями — это особого рода деятельность организующего, стимулирующего, аналитического характера, осуществляемая в рамках общей стратегии деятельности организации.

Управление знаниями как функция и как вид управленческой деятельности позволяет:

  • придать дополнительную ценность путем выявления, отбора, синтеза, + - хранения и восстановления реальных знаний;

  • придать знаниям потребительского характера такие формы, чтобы они представляли собой полезную и для использования информацию;

  • создать интерактивную обучающую среду, в которой люди активно обмениваются имеющимися знаниями и используют все возможности для приобретения новых.

Можно выделить несколько уровней управления знаниями:

  • уровень отдельного индивидуума (работник интеллектуального труда);

  • уровень отдельной организации;

  • уровень региона, отрасли, крупной организации;

  • уровень национальной экономики;

  • уровень глобальных исследовательских сетей.

На основе анализа исследований, посвященных проблеме управления знаниями и интеллектуальным капиталом, учеными были выдвинуты следующие методологические подходы к знанию:

  • когнитивный (познавательный);

  • поведенческий;

  • системный;

  • логистический.


Любая управленческая деятельность строится на основе определенных принципов. Содержание и классификация принципов управления развивалась и уточнялась с течением времени и изменением доминирующих взглядов на управление. Каждая школа управления предлагает свои принципы.

Рассмотрим определенную совокупность принципов управления знаниями:

  • принцип научности — построение системы управления знаниями (СУЗ) на основе научных рекомендаций, что требует использования всего спектра современных достижений науки;

  • принцип системного подхода взаимодействия всех компонентов;

  • принцип ситуационного подхода — принятие управленческих решений на основе всей совокупности ситуационных подходов;

  • принцип понимания и использования психологических факторов 

  • принцип использования количественных методов в управлении знаниями;

  • принцип полномочий и ответственности — каждый работник должен обладать полномочиями, чтобы нести ответственность за качественное выполнение работы;

  • принцип демократического централизма — предоставление самостоятельности работниками и подразделениям с сохранением за руководством функций организации.

Управление знаниями с учетом сложности и динамичности этого процесса можно рассматривать в следующих аспектах:

  1. организационный (структура СУЗ, ее внутренние и внешние взаимосвязи, цели функционирования);

  2. экономический (экономические отношения в процессе производства, распространения и использования знаний);

  3. социально-психологический (создание творческой атмосферы);

  4. информационно коммуникационный (создание и поддержка функционирования системы внутри организации).

В основе управления знаниями любой организации лежит процесс формирования знаний, который включает выявление источников информации, получение информации из этих источников, изучение, структурирование и преобразование ее в знания, а также их воспроизведение.

Управление знаниями — это непрерывный процесс, направленный на создание, накопление и применение знаний в организации. Критерием эффективности является возможность сотрудника организации своевременно получить требуемое знание.

Вариативность подходов к управлению знаниями является следствием различий между явными и скрытыми знаниями. На этих различиях базируются два основных подхода. Таблица 2.

Таблица 2. Подходы к изучению концепции управление знаниями

Факторы

Управление явными знаниями

Управление скрытыми знаниями

Генерация знаний

Знание генерируется человеком и впоследствии кодифицируется, либо создается информационной системой на основании уже имеющихся знаний

Знание генерируется человеком, который и становится его владельцем

Хранение знаний

Физические носители информации

Головы людей

Распространение знаний

Посредством информационной системы и/или имеющихся материалов

Системы наставничества, корпоративные взаимоотношения

Основной акцент в управлении

Информационная система, упрощающая формализацию, хранение, распространения и использование знания

Создание социальной сети, ориентированной на распространение знаний внутри компании

Плюсы

Разовые инвестиции в формализацию знания и неограниченное дальнейшее его использование

Постоянный обмен знаниями стимулирует их генерацию и развитие

Минусы

Носители знаний не заинтересованы в его формализации

Постоянные инвестиции сотрудников, обладают знанием


Выделим три основных подхода к классификации источников информации:

  1. Сотрудник организации. Носитель знаний — человек, они человеком поддерживаются, переходят от одного к другому и используются человеком правильно или неправильно. При этом большое значение имеет стремление сотрудников к развитию, а также поддержка этих стремлений менеджментом организации. Развитие и совершенствование персонала может осуществляться разными способами: путем организации внутренних семинаров, изучения новых подходов и методологий, практической работы над поставленными задачами, использования сетей Интернет и т.д.

  2. Сама организация. В ее пределах формируются так называемые организационные знания — база, которая охватывает как индивидуальную, так и коллективную часть знаний. К организационным знаниям относятся ценностные представления, бизнес-культура, память о прошлом, способность воспроизведения и сопоставления информации. Естественно, организационные знания превышают сумму индивидуальных баз знаний и создают определенную внутрифирменную философию, политику и концепцию компании, на которые и ориентируется персонал в своей работе.

  3. Источник знаний — компьютерные системы, которые могут получать, хранить, использовать знания, а также обеспечивать эффективную коммуникацию. В настоящее время компьютерные системы и Интернет стали необходимы для работы в любой организации. Каждый сотрудник работает по нескольким направлениям и одновременно выполняет несколько заданий, и информации для работы очень много и постоянно меняется.


Наиболее эффективным способом распространения информации и приобретенных знаний является систематический обмен. Но реализовать такой обмен не всегда просто. Как правило, люди не хотят делиться имеющимися знаниями, боясь утратить свое конкурентное преимущество, определенное уважение, влияние, а в некоторых случаях и работу.

Для того чтобы убедить людей поделиться этим ценным капиталом, наряду с материальными и моральными стимулами следует создать культуру знаний, соответствующую специфике организации. Сама методика управления знаниями состоит в выявлении точек использования знаний, связей между ними и выявлении подходящих источников знаний и инструментов управления.

За последние несколько лет появились работы, которые рассматривают управление знаниями как универсальное явление, а сам термин «управление знаниями» относится не только к бизнесу. Встречаются некоторые работы, в которых делаются попытки подтвердить научный статус управления знаниями, выявить его предмет, сформулировать законы и методы исследования.

Изучением концепции УЗ занимаются и представители библиотечной профессии. Управление знаниями постепенно внедряется в библиотечно-библиографические и информационные науки, а также в практику библиотечно-информационного обслуживания.

По мере углубления в концепцию «управление знаниями» становится очевидным, что библиотеки, основными функциями которых является сбор, сохранение и организация доступа к накопленному обществом знанию, формализованному в виде печатной продукции, должны играть особую роль в этом процессе или же обладать какими-то особенностями. С этим соглашаются как эксперты в области управления знаниями, так и библиотековеды.

Так, например, автор наиболее популярного учебника по управлению знаниями М.К. Румизен, рассказывая о первых шагах в построении системы управления знаниями на предприятии, пишет: «Ключевой вопрос здесь — это использование и повторное использование явных знаний. Вам придется заниматься чем-то, что напоминает создание огромной библиотеки».

Тема «управление знаниями» активно воспринята мировым библиотечным сообществом. С 1998 г. начали появляться публикации, в которых управление знаниями рассматривается как идея, заложенная в назначение библиотек с момента их создания. За рубежом опубликован ряд монографий, по заголовкам которых уже можно судить о значимости концепции УЗ для библиотекарей. Среди последних работ стоит отметить монографию индийских ученых «Управление знаниями и библиотеки» (2002 г.). В ней авторы — Piyush Kanti Mahapatra и Bhubaneswar Chakrabarti — рассматривают управление знаниями как миссию библиотек и отмечают, что библиотеки как учреждения, призванные управлять знаниями, имеют дело с двумя видами знаний: скрытыми, т. е. личностными знаниями, управление которыми происходит на уровне персонала библиотеки, и явными — на уровне конечных пользователей.