Файл: Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования московский государственный институт культуры.docx
Добавлен: 25.10.2023
Просмотров: 153
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
С 1998 г. управление знаниями — становится одной из дискуссионных тем ИФЛА. В частности, 67-я Генеральная конференция ИФЛА (2001 г.) была посвящена рассмотрению роли библиотечных работников в управлении знаниями.
С 2000 г. в ИФЛА действовала рабочая группа по управлению знаниями, цель которой — способствовать развитию культуры УЗ в библиотечно-информационной среде. В конце 2003 г. эта группа реорганизована в секцию ИФЛА отделения библиографического учета. В них неоднократно звучат призывы к пересмотру роли библиотечных специалистов в современном обществе. Среди новых функций, необходимых им для управления собственными профессиональными знаниями, называются выявление неявных знаний, создание инфраструктуры по управлению знаниями, идентификация явных и неявных знаний внутри организации, определение актуальности знаний, а в целом — управление интеллектуальным капиталом собственных учреждений и отрасли в целом. За рубежом «управление знаниями» как дисциплина введена в курсы по подготовке библиотечных кадров.
Несмотря на это, в отечественной библиотечной среде не так много исследователей данного направления: Г.Ф. Гордукалова, В.Л. Иноземцева, А.С. Крымская, В. Монахова, Е.А. Шибаева. А.С. Крымской и Е.Ю. Гранкиной был издан первый библиографический указатель, посвященный теме «управление знаниями». Указатель отражает отечественную и зарубежную литературу за 1993—2007 гг. Он содержит 1365 публикаций, систематизированных в семи основных разделах, характеризующих состояние и развитие направления, управление знаниями на предприятии и реализованные проекты, проблемы и опыт управления знаниями в библиотечно-информационной сфере, в области образования и науки и другие вопросы.
А.С. Крымская в своих работах по управлению знаниями отмечает основные причины, активизировать внедрение самой концепции управления знаниями в сферу библиотечной деятельности:
-
повышение престижа библиотеки за счет быстрого освоения передовых технологий и обеспечения подготовки сотрудников к постоянно меняющимся условиям; -
оперативное реагирование библиотекарей на информационные потребности специалистов; -
формирование интеллектуального капитала учреждения; -
сохранение уникальных знаний в библиотеке; -
сокращение периода адаптации новых сотрудников (подготовка «пакетов знаний», которые могут включать методики, технологии, процедуры, руководства и т.д.); -
быстрое пополнение знаний сотрудников.
Для координации управления информацией и знаниями в организации обычно создают специальные подразделения, которые называют библиотекой, группой информационной поддержки, центром знаний. Они выполняют две основные функции — организацию и управление знаниями, а также информационную поддержку деятельности организации.
Благодаря выполнению традиционной функции по управлению и организации информации библиотеки идеально подходят для того, чтобы принять на себя и управление знаниями.
Подробный и квалифицированный анализ направлений деятельности по управлению знаниями проводит А.С. Крымская, отмечая: «…подобные процессы свойственны библиотечно-информационной деятельности, что позволило бы отождествить ее с управлением знаниями, если бы не одно обстоятельство. В управлении знаниями основное внимание уделяется извлечению скрытых знаний, а библиотечная деятельность ориентирована на хранение и распространение имеющихся знаний, которые представлены в документах» [41].
Рассматривая библиотеку как субъект управления знаниями, можно отметить ряд ее особенностей как организации, осуществляющей такую деятельность. Объектом управления знаниями в библиотеке могут быть как знания, связанные с деятельностью библиотеки (технологии, статистика, отчеты, навыки персонала, справочные базы данных, поисковые системы и каталоги), так и знания, сосредоточенные в одном из элементов библиотеки — как средства. Наличие коллекций как отдельного информационного ресурса дает библиотеке уникальную возможность участвовать в процессе управления знаниями. В целях предоставления максимально качественного сервиса библиотеки постоянно организуют повышение квалификации для своих сотрудников, сотрудники передают друг другу навыки работы, консультируются с более опытными наставниками. При этом деятельность по организации знаний внутри библиотеки остается закрытой: пользователь не включается в процесс, а лишь использует его результат для управления своими знаниями.
Когда пользователь получает книгу и начинает ее изучать, содержащаяся в ней информация трансформируется в его личные знания, которые обновляются и переходят на новый этап трансформации знаний. Такая модель управления знаниями характерна в основном для традиционной библиотеки, и ее логичнее назвать моделью «разделяемого управления знаниями», поскольку процессы трансформации знаний в библиотеке и на уровне пользователя разделены. Процесс трансформации знаний в форме их обмена и степени открытости в традиционной библиотеке можно назвать управлением знаниями. В том случае, если процесс организации знаний рассматривается как элемент управления знаниями, либо когда в библиотеке официально принята и реализована стратегия библиотечного управления на уровне администрации, что, по сути, и является менеджментом, так как эта стратегия позволяет, наряду с другими направлениями управления, использовать и управление знаниями.
Рассмотрим три уровня системы управления знаниями:
-
индивидуальный; -
организационная; -
социальный
«На индивидуальном уровне системы управления знаниями качество результата, достигаемого при применении управления знаниями каждого человека, основывается на фундаменте знаний этого человека. Поскольку чтение является основным методом приобретения знаний, должны быть хранилища информации и источники знаний для чтения». Поскольку большая часть информации сосредоточена в библиотеке, только использование сотрудниками библиотеки новых технологий извлечения знаний может сделать эту информацию доступной в соответствующих форматах и объемах. Библиотека играет значительную роль в эффективном осуществлении индивидуального управления знаниями. Как отмечается в Александрийском манифесте о библиотеках. Информационное общество в действии»: «Уникальная роль библиотек заключается в том, что они реагируют на конкретные нужды и нужды людей. Это обстоятельство дополняет передачу знаний через СМИ и делает библиотеки жизненно важными для информационного общества». В то же время, обучая пользователей и распространяя информационную грамотность, библиотеки вносят значительный вклад в преодоление цифрового и информационного разрыва и способствуют экономическому прогрессу.
Внутри организации функция библиотеки как важной базы данных заключается в том, что информация, собранная и предоставленная ее сотрудникам, «наполняется» и улучшает ее работу. Системы управления знаниями помогают руководству в решении его проблем. Сотрудники организации используют доступную им информацию для принятия соответствующих и осмысленных решений, необходимых для выполнения миссии, определяющей успех организации и будущее.
Современное высокоразвитое общество является результатом управления знаниями. Библиотеки, особенно общедоступные, могут обеспечить каждому гражданину комфортные условия для обучения без каких-либо барьеров и ограничений. Национальная библиотека же является уникальным хранилищем информации, позволяющим не только предоставлять знания обо всем информационном богатстве страны, но и может стать важным субъектом построения национальной системы управления знаниями и формирования национальной идентичности.
Таким образом, управление знаниями в деятельности библиотеки — это формирование отношений между библиотекой и пользователем (библиотекой и обществом), которые способствуют трансформации знаний, что обеспечивает рост и развитие интеллектуального потенциала общества.
В современных условиях функционирования библиотек России особую актуальность приобретает проблема внедрения новых форм управления, повышающих эффективность их деятельности при рациональном использовании имеющихся ресурсов и гарантирующих высокое качество и доступность библиотечно-информационных услуг. Библиотекам необходима система, реализующая концепцию системного обеспечения качества, предусматривающая постоянную работу по созданию условий, при которых на каждом этапе деятельности библиотеки производится требуемое качество библиотечно-информационных услуг. Существующая вертикально-иерархическая структура управления библиотекой содержит искусственные барьеры между подразделениями, занимающимися оказанием библиотечно-информационных услуг. Как правило, сотрудники, выполнив свою часть работы, «выпадают» из дальнейшего процесса создания интегрированной библиотечно-информационной услуги.
Объяснение этому — отсутствие единых целей, ответственности за общий результат. Такая система построения взаимодействия подразделений является малоэффективной, и прежде всего это отражается на качестве предоставления библиотечно-информационных услуг пользователю и его удовлетворенности: претензий к оказанным услугам в конкретных подразделениях нет, а проблемы есть, и к кому с ними обратиться, не всегда понятно.
Один из способов эффективного использования резервов управления — внедрение в организациях систем менеджмента качества (СМК) в соответствии с требованиями международных стандартов ИСО серии 9000. Это позволяет улучшить качество управления организацией через управление качеством всех процессов и видов деятельности.
Наличие в библиотеке сертифицированной системы менеджмента качества (СМК) гарантирует бесперебойное функционирование процессов, ориентацию на пользователя и, как следствие, стабильное качество библиотечно-информационных услуг, которое определяется требованиями к внутренним производственным и обеспечивающим процессам. При этом внедрение СМК, ориентированной на международные и российские стандарты, не является разрушением существующих систем управления, а представляет собой их модернизацию за счет использования мирового опыта.
Зарубежные библиотеки, в основном научные и университетские, еще с начала 1980-х гг. занимаются созданием системы менеджмента качества, о чем свидетельствуют публикации ИФЛА, ЮНЕСКО, Европейского совета. Российские библиотеки осознают необходимость внедрения стандартов ИСО 9001. Существующая в настоящее время система стандартов в области библиотечного дела регулирует вопросы терминологии, библиографического описания произведений печати, учета и статистики, функционирования межбиблиотечного абонемента и др. Аналогичные нормативные документы по качеству библиотечно-библиографического обслуживания в нашей стране, к сожалению, отсутствуют.
Некоторые библиотеки успешно внедрили в свою деятельность систему менеджмента качества в соответствии со стандартами ИСО 9001, есть и библиотеки, получившие сертификат соответствия международным стандартам. Научно-техническая библиотека Томского политехнического университета стала первой библиотекой в России, получившей сертификат. К настоящему времени круг библиотек, внедривших СМК, значительно расширился: Научная библиотека Ставропольского государственного аграрного университета, Научная библиотека Новосибирского государственного технического университета, Республиканская детская и юношеская библиотека в Чебоксарах, Республиканский медицинский библиотечно-информационный центр в Казани, Областная универсальная библиотека имени В.Г. Белинского в Екатеринбурге, Научная библиотека Сургутского государственного университета, Тюменская областная научная библиотека и другие [44].
Таким образом, можно говорить о том, что проблема качества стала одним из приоритетов нового времени. Именно поэтому при разработке и внедрении в системы управления знаниями обращено внимание к направлению деятельности библиотек.
Вывод по первой главе. В данной главе рассмотрено такое понятие как «управление знаниями», применительно к анализу управления знаниями в библиотеке как одного из важнейших инструментов информационно-аналитической деятельности человека и процессов деятельности, связанной с этим. Даны характеристики и определены важнейшие понятия из области управления знаниями, а также рассмотрены условия формирования управления знаниями в библиотеке, в понимании того, что библиотека является центром по сохранению, использованию и преобразованию информации и знаний в процесс эволюционирования управления знаниями.
Современное информационное общество и научно-технический прогресс предопределили важную роль знаний и информации в жизни человека и общества. Уровень интенсивности потока информации стремительно нарастает, таким образом, это становится одной из проблем по накоплению, обработке и использованию информации и знаний и определение направлений взаимодействия этих потоков. Кроме того, вопрос хранения, использования и обработки информации становится все более и более сложным и требует особых технических средств, профессиональных специалистов - пользователей данного оборудования и работы с базой данных: информацией и знаниями. В главе отмечается важная роль знания в обществе во всех аспектах жизни и деятельности человека, важность сохранности знания и информации, что связано, прежде всего, с процессами формирования, организации, преобразования, хранения и управления информацией и знаниями. Определяется важная роль процессу создания знания — как процессу взаимодействия между явным и скрытым знанием, так как в итоге этого взаимодействия рождается новое знание. Определены основные проблемы управления знаниями, которые связаны созданием и апробацией способов трансформации скрытых знаний, которыми владеют члены социальной группы, необнаруженных знаний в процессе поиска информации. Например, ввиду несовершенств организации систем накопления и хранения баз данными или отсутствия навыков поиска, использования и применения этой информации, что в конечном итоге определяется уровнем профессионализма сотрудников и уровнем организации работы в библиотеке и состояния ее материально-технической базы. Определена важная роль современной библиотеки как субъекта управления знаниями, отмечены ее особенности как организации, осуществляющей такую деятельность. В современных условиях особенно повышается роль информационных систем и компетенций. Современная библиотека способна стать современным библиотечно-информационным центром по накоплению, хранению, обработке и предоставлению информации и знания человеку и обществу.