Файл: Нематериальные активы как объект бухгалтерского учета 5.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 144

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. НЕМАТЕРИАЛЬНЫЕ АКТИВЫ КАК ОБЪЕКТ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА

1.2. Методика оценки и ввода в эксплуатацию нематериальных

активов

1.3 Специфика учета и аудита нематериальных активов

ГЛАВА 2. БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ И АНАЛИЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ НЕМАТЕРИАЛЬНЫХ АКТИВОВ В ФИЛИАЛЕ МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА И СВЯЗИ ЧЕЧЕНСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

2.1. Краткая характеристика финансово-хозяйственной деятельности предприятия

2.2. Учет нематериальных активов в филиале Министерство транспорта и связи Чеченской Республики

2.3. Аудит нематериальных активов

2.4. Пути совершенствования бухгалтерского учета и использования нематериальных активов в филиале министерство транспорта и связи Чеченской Республики

2.5. Оценка экономической эффективности предложенных мероприятий в Министерстве транспорта и связи Чеченской Республики

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Список использованных источников

ПРИЛОЖЕНИЯ


И завершается учет выбытием НМА, которое может быть:

  • Списание, связанное с полной выработкой ресурса или полной амортизацией.

  • Продажа.

  • Передача безвозмездно.

  • Внесение его в уставной капитал какой-либо компании.

  • Обмен.

Для учета НМА выделен счет №04, на котором аккумулируется вся информация о наличии, движении и списании объектов интеллектуальной собственности. При необходимости (присутствие в учете компании разных видов активов) он разбивается на необходимое количество субсчетов.

Стоимость актива компенсируют начислением сумм износа НМА. Счет учета - 05. Обычно амортизация начисляется ежемесячно по кредиту сч. 05 с дебета счетов производства 20, 23, 25, 26, (для производственных компаний), либо торговых издержек сч. 44 (для предприятий торговли). Бухгалтерские проводки (Таблица 1.2).

Таблица 1.2. Бухгалтерские проводки амортизации НМА [7, c. 94]

Операция начисление амортизации:

Д/т

К/т

на счет 05

20,23,44

05

без применения счета 05

20,23,44

04.01

на актив, используемый в другой организации

91.02

05


С середины 2016 года компаниям, применяемым УСН и осуществляющим учет нематериальных активов, предоставлена возможность не начислять амортизацию, а списывать НМА на расходы в момент осуществления расходов.

Любое выбытие НМА отражается на счете 91 «Прочие доходы и расходы»: по дебету – первоначальная стоимость имущества, затраты по процессу выбытия, НДС, по кредиту – сумма выручки от продажи. Передача НМА в уставные фонды других компаний имеет некоторые особенности: например, часто устанавливается договорная стоимость актива, величина которой зачастую превышает балансовую. В этом случае сумма превышения отражается по кредиту сч. 98 «Доходы будущих периодов», корреспондируясь со сч. 91. Обороты по продаже (реализации) и безвозмездной передаче нематериальных активов облагаются НДС (Таблица 1.3).
Таблица 1.3. Бухгалтерские проводки движения НМА [18, c. 49]


Учет движения нематериальных активов

Сумма

Д/т

К/т

Списание НМА с остаточной стоимостью:







амортизации

С НДС

05

04.01

остаточной стоимости



91.02

04.01

убыток



99.01

91.09

Продажа НМА:







Выставлен счет на основании договора

С НДС

62.01

91.01

1

2

3

4

Списана амортизация



05

04.01

НДС начислен от стоимости реализации



91.02

68.02

Деньги поступили на р/сч



51

62.01


Являясь принципиально новым объектом учета, НМА заметно потеснили приоритетные активы – средства и орудия производства. Однако с созданием и вовлечением в оборот подобных активов возникает много проблем, связанных с их применением, учетом, управлением и анализом. Несовершенство законодательной базы, отсутствие четкой классификации объектов НМА, недостаточная теоретическая обоснованность методик учета и аудита – совокупность этих проблем сегодня весьма актуальна.

Аудит НМА может быть:

  1. Частью комплексного аудита, который проводится в плановом порядке.

  2. Специальным аудитом, проводимым по определенной причине.

При его проведении проверяется:

  1. Акты приемки НМА.

  2. Наличие объектов интеллектуальной собственности в компании и состояние их учета.

  3. Наличие учета активов в показателях баланса и Главной книге.

  4. Данные о движении НМА в компании.

  5. Правильность оформления их выбытия или списания.

Практика аудиторских проверок показала

, что при учете и движении НМА (нематериальных активов) бухгалтерами допускаются типичные ошибки, и если вовремя их устранить, это позволит улучшить бухгалтерский и налоговый учет.

Основная миссия аудита НМА — проверка на соответствие применяемой на предприятии методики бухгалтерского и налогового учета, установленной на проверяемом этапе, нормативным документам с целью формирования мнения о достоверности бухгалтерской отчетности.

В ходе проверки НМА аудиторы должны руководствоваться ПБУ 14/2007 «Учет нематериальных активов». Чтобы принять к бухгалтерскому учету объект НМА нужно чтобы единовременно выполнялись все условия, указанные в п. 3 ПБУ 14/2007. Одним из таких условий является надлежащее оформление документов, подтверждающих существование данного актива, наличие права данной компании на результат интеллектуального производства или иное средство индивидуализации. Это могут быть различные свидетельства, патенты, другие охранные документы, договора об отчуждении исключительных прав на результат интеллектуального труда, документы, которые подтверждают переход исключительного права, и др.

Важной задачей аудита нематериальных активов считается проверка соответствия методики учета НМА, применяемой в организации, требованиям нормативных актов. А также соответствующих положений и стандартов, которые устанавливают правила учета нематериальных активов.

Выделяют четыре направления аудиторской проверки НМА, это:

  1. операции по поступлению и созданию нематериальных активов;

  2. правильность исчисления и отражения амортизации нематериальных активов;

  3. учет выбытия нематериальных активов;

  4. правильность налогообложения по НМА.

Аудит по учету нематериальных активов разрабатывается на основе общего сводного плана и программы аудита экономического субъекта.

Такой план аудиторской проверки нематериальных активов учитывает направления аудита конкретных участков, указанных выше.

К первичным источникам информации, которые будут использоваться при аудите НМА, относятся: акты (накладные) по приему НМА, карточки учета НМА-1 (учет нематериальных активов), ведомость учета № 17 по НМА (дебетовые и кредитовые обороты), акт на списание НМА, ж/о №10 по кредиту сч.05 «Амортизация НМА», ж/о № 13 «Нематериальные активы», Бух.баланс, Главная книга, ф.№2 Отчет о прибылях и убытках, приложение к бухгалтерскому балансу и др. документы, а также справки, расчеты [19, c. 44].


Очень часто при учете нематериальных активов совершаются типичные ошибки, такие как некорректное определение полезного срока использования НМА, отсутствие документов по нематериальным активам, ошибки в отнесении затрат на счет 04 «НМА» и др.

Учет нематериальных активов в 2017 году в отечественных компаниях не претерпел изменений, но следующий год их обязательно принесет: в настоящее время идет работа по разработке нового ФСБУ, согласно которому будут меняться критерии формирования первоначальной стоимости НМА, определения СПИ, начала начисления амортизации и других вопросов, касающихся учета этого имущества.



ГЛАВА 2. БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ И АНАЛИЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ НЕМАТЕРИАЛЬНЫХ АКТИВОВ В ФИЛИАЛЕ МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА И СВЯЗИ ЧЕЧЕНСКОЙ РЕСПУБЛИКИ



2.1. Краткая характеристика финансово-хозяйственной деятельности предприятия


Министерство транспорта и связи Чеченской Республики зарегистрирована по адресу: 364024, Чеченская Республика, город Грозный, ул Н.А.Назарбаева (Ахматовский Р-Н), зд. 113

Основные задачи министерства:

  • участие в реализации единой государственной политики в области транспорта и связи на территории Чеченской Республики;

  • осуществление деятельности, направленной на развитие транспорта и связи Чеченской Республики;

  • координация и анализ деятельности подведомственных Министерству государственных предприятий;

  • определение приоритетных направлений развития транспортных комплексов и связи Чеченской Республики, участие в решении вопросов о несостоятельности и финансовом оздоровлении подведомственных предприятий и организаций;

  • содействие увеличению количества рентабельно работающих подведомственных предприятий и организаций, снижению себестоимости продукции за счет уменьшения издержек производства, обеспечению своевременных расчетов подведомственных предприятий, учреждений и организаций с бюджетами всех уровней и внебюджетными фондами;

  • организация выполнения федеральных законов, указов и распоряжений Президента Российской Федерации, постановлений и распоряжений Правительства Российской Федерации, законов Чеченской Республики, указов и распоряжений Главы Чеченской Республики, распоряжений и постановлений Правительства Чеченской Республики, других нормативных правовых актов Чеченской Республики по вопросам, относящимся к компетенции Министерства;

  • реализация единой государственной политики, обеспечивающей максимальное удовлетворение потребностей населения, экономики и государства в перевозках всеми видами транспорта, обеспечение услугами связи и информатизации, а также конституционных прав граждан на свободу перемещения;

  • реализация единой государственной, социально-экономической, научно-технической, инвестиционной политики, обеспечение развития эффективных форм хозяйствования в транспортном комплексе, связи и информатизации Чеченской Республики;

  • выполнение функций государственного заказчика по пассажирским перевозкам различными видами транспорта, регулирование которых находится в компетенции Министерства;

  • координация и регулирование деятельности организаций транспортного комплекса и связи независимо от форм собственности;

  • совершенствование нормативно-правовой базы, методов управления транспортным комплексом и связью, обеспечения строгого соблюдения требований действующего законодательства;

  • обеспечение проведения мероприятий по гражданской обороне, предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций в транспортном комплексе и связи Чеченской Республики;

  • на Министерство могут быть возложены иные задачи в соответствии с законодательством Российской Федерации и Чеченской Республики.