Файл: Руководство для дизайнеров (и их клиентов), которые хотят освоить эту увлекательную, творческую и вместе с тем сложнейшую задачу разработку корпоративного стиля.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 137

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

158 • Глава 9
VisionSpring
Авторы: Брайони Гомес-Паласио и Армин Вит, UnderConsideration
Год: 2008
(См . цветную версию на вклейке)
ПРИЗРАК ДЕДЛАЙНА
«Дедлайн может быть для дизайнера главнейшим и единственным источником мотивации», — считает Блэр Томсон из британской дизайн-студии biz-R.
К этому нелишне добавить, что ваши дедлайны должны быть ре- альными, поэтому всегда закладывайте в них запас времени на слу- чай непредвиденных обстоятельств, иначе вы рискуете оказаться в жестком цейтноте.
МЫСЛИТЕ НЕТРАДИЦИОННО
Наше мышление идет по накатанной колее, и чем больше однотип- ных заданий мы выполняем, тем эта колея становится глубже. Еще не зная этого, вы уже в колее.
Один из моих любимых авторов — Эдвард де Боно, которого мно- гие считают лидером в области креативного мышления. Он гово- рит: «Мыслить креативно — это навык. Дело тут не в индивиду- альном таланте и не в том, чтобы сидеть у реки, слушать барочную

Не теряя желания творить • 159
музыку и ждать, когда вас осенит вдохновение, — так думают только неумехи».
Быть креативным можно научиться — так же, как говорить на иностранном языке. Цель креативного мышления — увидеть воз- можности, лежащие за пределами «колеи».
Как это делается? Если я зарисовываю каждую идею, которая при- ходит мне в голову, а потом рассматриваю свои наброски с ди- зайнерским заданием в руках, то у меня рождаются новые идеи, которые никогда не пришли бы мне на ум без такого анализа.
Переворачивайте ваши дизайнерские концепты вверх ногами.
Смотрите на них издалека. Просите кого-либо еще высказать свое мнение о ваших набросках. Чем креативнее ваши идеи, тем больше они обрадуют вашего клиента и тем больше вы сами будете доволь- ны результатами.
УЧИТЕСЬ ОБЩАТЬСЯ
«Вот что вернее всего отбивает охоту творить у молодого дизайне- ра, так это клиент, который „убивает“ его работу, внося в нее вроде бы пустяковые изменения и неоправданные исправления, — гово- рит Адриан Ханфт, креативный директор Red Rocket Media Group из Колорадо. — В дизайнерской школе развивают талант, нараба- тывают технику, но там не учат, как быть, когда клиент впервые разбивает вам сердце, превращая в отстой ваш шедевр.
Чтобы сохранить мотивацию, вам нужно смотреть на каждый спор с заказчиком как на возможность поучиться тому, чему вас не учили в дизайнерской школе: общению с людьми. Если вы будете взаимодействовать с заказчиками и учиться у них, то обнаружите, что все меньше и меньше ваших макетов оказываются бездарно переделанными и все меньше ваших замечательных идей — от- вергнутыми».


160 • Глава 9
НЕ ЖДИТЕ СЛИШКОМ МНОГОГО
Если вы предвкушаете, в каком восторге будет заказчик от ваших макетов, вы лишаете себя возможности приятно удивиться и, в сущности, обрекаете себя на разочарование. Не ждите слишком многого — тогда вам гораздо легче будет вытерпеть конструктив- ную критику от клиента.
ВСЕГДА ЗАНИМАЙТЕСЬ ДИЗАЙНОМ
«Работайте над дизайном того, что действительно вас вдохновляет, будь то книга, журнал, визитная карточка, постер, сайт — всего, что побуждает вас творить, — говорит Антонио Карусон из AisleOne. —
Занимайтесь дизайном всегда, даже и без всякой цели, это поддер- жит ваши творческие силы».
СЛЕДУЙТЕ СВОИМ ПУТЕМ
Подходящий совет дает Мэгги Макнаб из Macnab Design: «Идите за тем, что вас влечет в жизни, независимо от обстоятельств. В моем случае это значит — развиваться как личность, извлекая уроки из пережитого.
SwanSongs
Автор: Мэгги Макнаб
Год: 2001

Не теряя желания творить • 161
Это в некотором роде честно — следовать велениям своей души, и это открывает все пути в вашей жизни. Если что-то не работает на вас, выясните почему. Может быть, вы для этого еще недостаточно подготовлены? А может быть, это просто не ваше и вам нужно идти дальше? Ищите ответ — и найдете. Если вы чувствуете, что ваше сердце бьется сильнее — это первый знак, что вы на правильном пути. Читайте, смотрите, двигайтесь, будьте. И самое главное — любите свою жизнь. Она у вас одна, и она — только для вас».
Питомник арабских скакунов Maddoux Way
Автор: Мэгги Макнаб
Год: 1985
ВАМ ЕЩЕ ПОВЕЗЛО
Я читал, что если у вас изменились финансовые обстоятельства, то вы богаче, чем 70 % населения планеты. Эта отрезвляющая мысль помогает нам — людям, избалованным западной цивилизацией, — понять, как, в сущности, обстоят дела. Если взглянуть на вещи шире, то мне еще очень повезло: я вырос в семье, в безопасности, у меня было что есть и где жить. Как это мотивирует меня? Я хочу быть лучшим дизайнером, чтобы получать заказы, которые лучше

162 • Глава 9
оплачиваются и доставляют больше радости, чтобы обеспечить моим детям, которые, я надеюсь, у меня будут, стабильное и без- опасное будущее.
Никогда не думайте, что финансовая безопасность — это навсег- да, и отступайте назад, чтобы охватить взглядом более широкую панораму.
Это и есть мотивация.

Глава 10
О
ТВЕТЫ НА ВАШИ ВОПРОСЫ
Ответы на ваши вопросы
Глава 10

C 2006 года я веду дизайнерский блог; за это время я поместил в нем около 500 постов и получил на них более 20 тысяч комментариев.
Естественно, во многих комментариях читатели задают мне во- просы, касающиеся дизайнерского процесса. Среди этих вопросов попадаются очень важные. Так вот, чтобы не вынуждать вас про- листывать архив моего блога в поисках ответа, и затем, что я очень многому научился с тех пор как написал этот ответ, я специально для вас, опираясь на то, что знаю сейчас, отвечаю здесь на пятна- дцать самых важных вопросов, которые мне задавали мои читатели.
ПОХОЖИЕ ЛОГОТИПЫ
Вопрос:
Сегодня меня обвинили в краже чужого логотипа, и я хочу посоветоваться с вами, прежде чем отвечать на обвинение. Суть в том, что оба логотипа очень похожи, но я не хочу навредить своей репутации, копируя чьи бы то ни было идеи. Что мне делать?
Ответ:
В мире миллионы компаний, и логотипы-иконы в большин- стве своем похожи, так что если вы работали достаточно усердно, у вас тоже получится нечто похожее. Когда юрист компании оце- нивает сумму возможного иска за нарушение авторских прав, то самое важное — используются ли оба логотипа в одной и той же отрасли или для одной и той же профессии. Если нет, то юрист, скорее всего, скажет вам, что и проблемы нет. В противном случае услуги юриста могут обойтись в круглую сумму, поэтому ищите хорошего адвоката и будьте готовы к расходам.
Американский дизайнер Майк Дэвидсон так сказал о том, как быть оригинальным: «На каждом этапе дизайнерского процесса говорите себе, что кто-нибудь сейчас непременно уже придумал то же, что и вы, и спрашивайте себя: что можно сделать, чтобы ваше решение явно отличалось от того, что придумано другими?»


Ответы на ваши вопросы • 165
В дизайне, и особенно в дизайне логотипов, труднее избежать мыс- ли о невозможности придумать что-либо новое. Но, так или иначе, ваша задача — сделать то, чего еще никто не делал, — по крайней мере, вы должны быть в этом уверены. Нельзя цепляться за идеи, которые вы уже где-то видели.
ПРАВА НА ИСПОЛЬЗОВАНИЕ
Вопрос:
Когда вы с вашим клиентом утвердили окончательный вариант макета, оформляете ли вы на этот макет авторские права, чтобы клиент должен был у вас заказывать канцелярские товары, визитки и прочее?
Ответ:
О дизайне канцелярских товаров с клиентом следует догова- риваться в самом начале работы. Проект бренда — это больше чем просто логотип. Это понятие включает в себя разработку всего, что визуально идентифицирует компанию, — от визитных карточек и мелочей, которые дарят клиентам на память, до рекламных щитов и оформления грузовиков.
Если клиент просит вас сделать только логотип (то есть без того, чтобы разрабатывать дизайн всех нужных для маркетинга мело- чей), следует сказать, что вы знаете, как лучше всего «наложить» логотип на оформление корпоративной печатной продукции, ре- кламы, канцтоваров, и что имеет смысл воспользоваться ваши- ми познаниями, чтобы получить больше выгоды от совместной работы.
Заказывать дизайн канцтоваров и прочего другому дизайнеру или студии обойдется компании дороже, потому что новому дизайнеру придется заново проделать то, что уже сделали вы — знакомиться с компанией, вживаться в ее образ.
Но даже если клиент с самого начала не захотел заказывать вам дизайн канцтоваров, у вас остается шанс, если вы каждый этап работы сделаете на высоком профессиональном уровне — тогда,

166 • Глава 10
вероятнее всего, клиент изменит мнение и в любом случае поручит вам оформление канцтоваров и визиток.
Таким образом, клиент должен получить ваш логотип в полную собственность, и единственное право, которое вы должны оставить за собой, — это право использовать свою работу для саморекламы, то есть для использования в личном портфолио.
СОЗДАНИЕ ОНЛАЙН-ПОРТФОЛИО
Вопрос:
Что вы можете посоветовать честолюбивому дизайнеру, который хочет создать профессиональное онлайн-портфолио?
Ответ:
Вообще говоря, я насчитал пять самых распространенных ошибок, которых следует избегать при составлении онлайн-порт- фолио, если хотите, чтобы оно сослужило вам хорошую службу.
„
„
Злоупотребление всяческими «прибамбасами». Многие дизай- неры воображают, будто напичкать свой сайт всевозможными
«штучками» — значит показать свои творческие способности, однако на самом деле эти украшения сайта далеко не всегда удоб- ны для посетителей. В моей практике было много случаев, когда меня приглашали высказать мнение о дизайне портфолио, и я не мог дождаться, когда же оно, наконец, загрузится. Ваше портфо- лио должно грузиться как можно быстрее, по крайней мере, за две секунды, а если дольше — посетителю надоест ждать, и он нажмет кнопку «назад». Вы можете слегка «украсить» ваш сайт, но мой совет: лучше уберите все «штучки» и не мудрите. Ваша главная цель — показать свои дизайнерские работы, а не похва- статься, что вы выучили все новомодные веб-трюки.
„
„
Использование картинок-«марок». Иллюстрации такие кро- шечные, что невозможно разобрать толком, что же на них изо- бражено. Если вы хоть недолго лазили по Интернету, просма- тривая портфолио, то вам наверняка попадалось хоть одно с набором малюсеньких картинок, на каждой из которых — лишь фрагмент какой-нибудь работы. В таких случаях пред-


Ответы на ваши вопросы • 167
полагается, что посетитель будет кликать по картинке, чтобы посмотреть работу целиком. То есть посетителю предлагается кликать по каждой из двадцати, а то и тридцати маленьких картинок. Иными словами — поиграть в игру «А что там за две- рью?» Поверьте мне: это не самая интересная игра. Покажите посетителям все, на что вы способны. Покажите каждую работу полностью. Чтобы заинтересовать посетителя, у вас есть всего несколько секунд.
„
„
Скрытая контактная информация. У посетителей две причины заглянуть на ваш сайт: оценить качество ваших работ и связать- ся с вами на предмет заказа. Неважно, какую страницу сайта смотрит посетитель, — у него должна быть возможность до- браться до контактной информации за один клик. Это нетрудно сделать: просто поместите кнопку «контакт» в тех местах стра- ницы, на которые чаще всего смотрят посетители, — например, вверху, в меню сайта, или слева. Указывайте не один способ свя- заться с вами: телефон, e-mail, контактная форма, ник в скайпе, почтовый адрес.
„
„
«Просто картинки». Даже хорошо известные и уважаемые сту- дии допускают эту ошибку: помещают на сайте просто картинки, без описаний. Не зная ни целей проекта, ни других подробно- стей, посетители смогут судить о вашей работе только с точки зрения «красиво — некрасиво». Но чтобы по-настоящему оце- нить работу дизайнера, посетитель должен знать, что за этой картинкой кроется: чем вы руководствовались, выбирая именно этот рисунок, для какой компании этот логотип разрабатывался и какой образ компании заказчик хотел, чтобы вы воплотили.
Именно эти подробности действительно помогут вашему порт- фолио выделиться среди других.
„
„
Фоновая музыка. Удивительно, что приходится об этом упо- минать, но автоматически включающаяся музыка — один из способов заставить потенциальных клиентов исчезнуть прежде, чем вы успеете сказать: «Заходите еще…». То, что на сайте есть опция выключения звука, еще не значит, что клиент захочет

168 • Глава 10
искать эту кнопку. И кто знает, на какой громкости окажется включенным звук в его компьютере? У вас может быть лучший в мире музыкальный вкус, но не следует навязывать его другим.
Итак, мы немного разобрались с тем, как не надо делать онлайн- портфолио. Теперь поговорим о том, как надо.
Я начал вести свой блог на davidairey .com в октябре 2006 года. До того как я предпринял это начинание и еще несколько месяцев по- сле этого, я понятия не имел, каким образом это добавление к мое- му «бумажному» портфолио может помочь мне привлекать новых клиентов. С тех пор мой сайт стал основой моего бизнеса. В месяц мой сайт и мой второй блог на logodesignlove .com посещают около
250 тысяч человек, а на страницу заглядывает около миллиона.
Вы тоже можете этого добиться. На самом деле вы можете добиться даже большего. И первый шаг к этому — если вы еще его не сде- лали — завести свой блог. Подумайте: если бы я не вел блога, вы бы сейчас не читали эту книжку, потому что издателю никогда не пришло бы в голову попросить меня ее написать. Плюс — то, что и как вы будете писать в своем блоге, даст вашим клиентам яркое представление о вашем таланте и профессионализме.
А кроме того, ваши посты потихоньку выведут вас на первые стра- ницы интернет-поисковиков. Сейчас, когда я пишу эти строки, если вы наберете в Google «graphic designer», то мое имя будет в первой десятке найденных. Я просто не смог бы этого добиться, если бы не работал над моим блогом.
Если даже мои клиенты не найдут меня в Интернете, им расскажут обо мне другие клиенты, которые нашли меня через блог. Это не- вероятно действенный рекламный инструмент, который к тому же можно превосходно использовать для самообразования. Из комментариев моих читателей я многое узнал о дизайне, поли- графии, маркетинге, брендинге, социальных сетях, оптимизации поисковиков и многом другом. Я в большом долгу перед моими читателями — перед вами.


Ответы на ваши вопросы • 169
Один из способов обзавестись блогом — зайти на сайт WordPress.
org и скачать бесплатную блог-платформу. Вы платите только за до- менное имя и за хостинг в течение года. Доменные имена я беру на
GoDaddy, а хостинг — от Crucial Web Hosting или ICDSoft, они меня полностью устраивают, но вы можете найти и более подходящего провайдера.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ СДЕЛКИ
Вопрос:
Есть ли у вас какие-нибудь приемы и тонкости, которые помогают убедить клиента именно с вами заключить договор?
У меня было много встреч с потенциальными клиентами, но лишь несколько из них закончились подписанием контракта.
Ответ:
Чтобы подкрепить уверенность клиента в том, что бренд ему действительно нужен, стоит сказать ему, что плата за ди- зайн — это не расход, а инвестиция и что узнаваемый бренд, бренд- ассоциация — это самый крупный и ценный из активов компании.
Кроме того, убедить клиента чрезвычайно помогает сайт — и на сайте вы должны показать себя как профессионал. То есть ваш ак- каунт на Фэйсбуке, где вы болтаете о личных делах и вывешиваете личные фотографии, оставьте для друзей. Потенциальные клиенты проверят, можно ли на вас положиться — можете быть уверены.
Если речь зашла о доверии, то полезно бывает еще вывешивать на сайте отзывы клиентов. Вы же хотите, чтобы люди знали, что думают другие об услугах, которые вы предоставляете, поэтому по окончании каждого проекта попросите у клиента отзыв. Но когда будете просить, не произносите слова «рекомендация», иначе кли- ент может подумать, что вы набиваетесь на похвалу. Спросите, что понравилось клиенту в вашей совместной работе, а что — нет, и вы не только получите хорошие отзывы, которые сможете поместить на сайте (например, на странице рекомендаций), но и узнаете, как можно работать лучше. Тогда отзывы, которые вы поместите на сайте, окажутся гораздо ценнее.

170 • Глава 10
ЗАГРАНИЧНЫЕ КЛИЕНТЫ
Вопрос:
Выяснилось, что некоторые компании не хотят давать мне заказы, потому что я живу в другой стране. Это и в самом деле влияет на рабочий процесс?
Ответ:
Подавляющее большинство моих клиентов живет в других странах — этим я обязан не только моим высоким рейтингам в ин- тернет-поисковиках, но также, к счастью, и хорошим отзывам моих клиентов: например, я буду работать с клиенткой из Канады, а она расскажет обо мне своим деловым партнерам — и у меня появится еще один клиент за океаном.
То, что мои клиенты находились в одной стране, а я — в другой, еще не помешало осуществить ни один проект. С помощью телефона, электронной почты, видеочата и сервисов мгновенных сообщений можно вполне нормально работать с удаленными клиентами.
СКОЛЬКО НУЖНО ВАРИАНТОВ?
Вопрос:
Сколько вариантов дизайна вы представляете клиенту?
Ответ:
Иногда хватает одного, но чаще я предоставляю клиенту два или три, на выбор. Подумайте: если бы вы сами заказывали дизай- неру ваш бренд, вы бы предпочли утвердить единственный макет или иметь возможность выбора? Вовлекайте заказчика в работу — тогда будет гораздо легче найти с ним общий язык.
Но не переусердствуйте: гораздо легче выбирать один макет из двух, чем один из десяти, даже если все десять хороши.
Я знаю многих дизайнеров, которые на своих сайтах предлагают потенциальным клиентам опросники, где в числе прочих задают вопрос: «Сколько вариантов вам нужно?» — и предлагают выбрать ответ: один, два, три или четыре. Так делать не стоит. Откуда кли- енту знать, сколько вариантов вам придется нарисовать, пока не