Файл: 1. Предмет философии. Основные разделы и функции философии. Специфика философского знания.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 25.10.2023
Просмотров: 322
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
30. Универсальные связи бытия: Единичное и общее, сущность и явление.
32. Структурные связи: содержание и формы, целое и часть, элемент , структура , система.
35. Общественное производство и его структура: материальное и духовное производство.
39. Политическая система общества, ее элементы. Демократия как социальный институт.
40. Государство, его сущность, происхождение , основные признаки, функции, формы.
Какие еще существуют «-теизмы»и чем они характеризуются?
46.Наука, ее сущность, функции, закономерности развития.
48. Проблема человека в философии. Природное и социальное в человеке.
49. Личность, ее формирование и развитие. Проблема свободы и ответственности личности.
54. Общественный прогресс и его критерии. Человечество перед лицом глобальных проблем.
Основным институтом ПСО является государство. Существует множество теорий происхождения Гос-ва.
Демократия - режим при к-ром народ явл источником и носителем власти. Признается право народа участвовать в решении гос задач наряду с широким кругом гражд прав и свобод.
40. Государство, его сущность, происхождение , основные признаки, функции, формы.
Как надстроечное явл, политика вторична к базису, зависит и опр им. НО политика может оказывать на экономику и обр влияние. Она может сдерживать раз-тие экон базиса( пример - совр россия). Но П может оказ и положительное возд на экономику (для чего, собственно говоря, она и призвана) Правильная политика ускоряет раз-тие экономики. Активная роль П особенно высока в кризисные моменты истории. Политика и полит отнош появл с разд О на классы, когда в силу противополож их интересов О не может больше регулировать свои взаимоотнош с помощью традиций и О мнения. Появл потребность в сист норм и з-нов. Совокупность правил, норм поведения людей, уст гос-вом наз правом. Право - цельная сист з-нов, направленных на регулир взаимоотнош м-у нациями, классами, . . . Главная задача права - сохранить экономический строй О и его соц структ. Для реализации права существует гос-во. Оно явл основн институтом полит сист О. Вывод: ПСО - это сист гос-ных и О организаций, учрежд, институтов регулирующая полит взаимоотнош м-у нациями, классами, соц группами, и осуществл определенные полит ф-ции. В ПСО входят гос-во, полит партии, обществ организации, многообразные отношения, возник в полит сфере О.
Основным институтом ПСО является государство. Существует множество теорий происхождения Гос-ва.
1. Теория общественного договора. (Руссо, Гоббс, Радищев) Считали, что гос-во возникло в рез-те общественного договора, сознательно заключ м-у людьми.
2. Теория насилия. именно насилие одних людей над другими привело к возникновению гос-ва.
3. Психологическая( Шопенгауер) Рассматривал гос-во как рез-т потребности одних людей подчинятся, других - управлять.
4. Классовая теория (маркс и энгельс) С их точки зрения гос-во возникает с появлением классового О и разделение О на классы они наз гос машиной для поддержания господства одного класса над другим .
5. Социально-демократическая Утв, что гос-во есть естественно-истор инструмент для обеспечения определенного масштаба прав и свобод людей, особенно в усл-ях сой нерав-ва. Сущность гос-ва закл в сист организ полит власти в О направленной на регулирование национальных, соц-полит и др отношений.
Гос-во имеет след признаки:
территория, публичная власть( суд, прокуратура.. . .. ), налоги, право.
Функции Гос-ва подразд на
--Внутренние
1. Регулирование взаимоотнош м-у классами, нациями и т.д. Главная задача -обесп права и свободы граждан. 2. Конституционная ф-ция. Осуществл как основание з-на.
3. Правоохранительная.4. Ф-я регулирования экономики в масштабах своей территории.
5. Соц защита 6.Планирование. Все эти ф-ции направлены на управление О отношениями в рамках этого Гос-ва.
-- Внешние
1. Оборонная 2. Внешнеэкономическая
3. Дипломатическая. Возникнув на опр этапе, гос-во постоянно изменяется. Гос-ное управление осущ в различных формах как по способу управления так и по организации национально - территориального устройства.
Различают след формы правления:
Монархия форма гос упр , главой к-рого явл монарх. Различают абсолютную монархию и конституционную. 1-ая характерна для ранней стадии раз-тия истории. 2-ая представляет собой власть монарха, огр парламентом.( существует и в совр развитых об-вах.
Республика - форма правления при к-рой высш гос власть принадлеж выборному представительному органу, а глава гос-ва избирается народом гос-ва.
Гос-ва различ по полит режимам. Полит режим - это сист методов осуществл власти, степень реализации демократ прав и свобод. Полит режимы бывают:
Олигархия- режим при к-ром полит власть принадлежит узкой группе лиц. Она характерна для ранних стадий раз-тия О, когда кол-во экономически дееспособных субъектов было мало.
Демократия - режим при к-ром народ явл источником и носителем власти. Признается право народа участвовать в решении гос задач наряду с широким кругом гражд прав и свобод.
Фашизм - режим, при к-ром власть осуществ наиболее реакц и агрессивными кругами О. Это открыто террорист диктатура. Важнейшие черты Ф- (применение крайних форм насилия против трудящихся, шовинизм, Широкое исполнение гос-но - монополистических методов рег экономики, полит демагогия)
Авторитарный режим - антидемократическая система власти, сочет с элементами личной диктатуры.
Парламентский режим - система гос власти, при к-рой четко распред ф-ции исполнительных и законодательных органов при привелегированном положении парламента.
Гос-ва различ по способу территор ус-ва
Тоталитарные - Гос-во не имеет в своем составе федеративных единиц, а подразделяется на территор единицы в целях удобства администр првления. Такое гос-во организовано по принципу жесткой подчиненности тер-х единиц центру
, без каких либо прав на местах.
Федеративное гос-во- входящие в состав гос-ва федеральные единицы имеют свою конституцию, законодат, исполнительные и судебные органы. Наряду с этим образованы единые федеральные органы гос-ва, устанавл единое гражданство, денеж единицы. Разл мононац федерации и многонац.
Конфедерация - гос-ва, образ К полностью сохраняя свою независимость, имеют собств органы гос власти , но объединяются для решения какой -либо экон или полит задачи .
41.Политический режим. Понятие гражданского общества и правового государства
Политический режим представляет собой совокупность методов, приёмов, средств осуществления политической власти. Он показывает политический климат, существующий в той или иной стране в конкретный период её исторического развития, отражает реальную картину политической власти. Политические режимы разделяют на две большие группы: демократические и недемократические. К недемократическим относятся тоталитарные и авторитарные.
Характерные черты тоталитарного политического режима.
Термин «тоталитаризм» происходит от латинского totalis – «весь, целый, полный». В политическую лексику его впервые ввёл в 1925 г. Б.Муссолини для характеристики своего движения. Все тоталитарные модели имеют общие черты.
1. Существование в обществе одной, официальной, государственной идеологии, обосновывающей право режима на существование.
2. Наличие неограниченной политической власти, стремящейся к полному контролю над всеми сферами человеческой жизни.
3. Вождизм, кастовость, безответственность и неподотчётность народу правящей элиты.
4. Монопольный государственно-партийный контроль над экономикой и централизованная система управления.
5. Милитаризация всего общества, создание обстановки «военного лагеря», установка на поиск внутреннего и внешнего врага, постоянная борьба с ним.
6. Монополия власти на информацию.
7. Полное подчинение личности государству, её растворение в безликом коллективе – в партии, классе, нации, народе. Человек лишён свободы выбора и полностью беззащитен перед властью. Существует отработанная система всеобщего контроля за поведением людей.
Тоталитаризм имеет три разновидности: коммунистический тоталитаризм, фашизм и национал-социализм. При коммунистическом тоталитаризме всё охвачено тотальным контролем, в том числе экономическая жизнь. Частная собственность ликвидируется, уничтожается всякая основа индивидуализма и автономии членов общества. Фашизм характеризуется воинственным антидемократизмом, расизмом и шовинизмом. Его опорой являются сильная авторитарная партия и культ вождя. Национал-социализм установился в Германии в 1933 г. Он вобрал в себя черты, как фашизма, так и коммунистического тоталитаризма. Однако его целью было господство арийской расы, насаждаемое силовыми методами.
Характерные черты авторитарного политического режима.
Термин «авторитарный» происходит от латинского auctoritas – «власть, влияние». Сущность авторитаризма может быть выражена в политической формуле: «разрешено то, что не имеет отношения к политике». Черты авторитарных политических режимов:
1. Монополизация политики.
2. Отчуждение народа от власти. Её носителем является или один человек, или группа лиц. Им принадлежит неограниченная неконтролируемая обществом власть.
3. Отсутствие революционной идеологии. Авторитарные лидеры консервативны, они не оправдывают свои поступки стремлением к высоким целям
4. Опора на силу, достаточную, чтобы заставить непокорных повиноваться.
5. Отказ от полного, тотального контроля над обществом. Он распространяется только на несколько зон: безопасность режима, национальную оборону, общественный порядок, внешнюю политику. Экономика, культура, религия, частная жизнь остаются вне государственного контроля.
6. Формирование политической элиты не демократическим путём, а посредством назначения сверху.
Характерные черты демократического политического режима.
Термин «демократия» происходит от греческого demos – «народ» и kratos – «власть», что означает народовластие. Демократия есть власть людей, избранных народом. Она называется представительной, то есть избранные представляют интересы своих избирателей в органах власти.
Демократический режим характеризуется следующими чертами:
1. Источником власти является народ. Он избирает своих представителей, наделяя их правом решать любой вопрос, опираясь на собственное мнение.
2. Народ имеет право влиять на выработку политических решений. Это влияние проявляется в форме поддержки или критики власти в СМИ, в массовых выступлениях или лоббистской деятельности.
3. Политическая власть имеет легитимный характер и осуществляется в соответствии с принятыми законами.
4. Принцип разделения властей действует фактически. Законодательная, исполнительная и судебная ветви власти реально независимы и уравновешивают друг друга.