Файл: 1. Предмет философии. Основные разделы и функции философии. Специфика философского знания.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 25.10.2023
Просмотров: 328
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
30. Универсальные связи бытия: Единичное и общее, сущность и явление.
32. Структурные связи: содержание и формы, целое и часть, элемент , структура , система.
35. Общественное производство и его структура: материальное и духовное производство.
39. Политическая система общества, ее элементы. Демократия как социальный институт.
40. Государство, его сущность, происхождение , основные признаки, функции, формы.
Какие еще существуют «-теизмы»и чем они характеризуются?
46.Наука, ее сущность, функции, закономерности развития.
48. Проблема человека в философии. Природное и социальное в человеке.
49. Личность, ее формирование и развитие. Проблема свободы и ответственности личности.
54. Общественный прогресс и его критерии. Человечество перед лицом глобальных проблем.
Философское направление - эмпиризм (от греч. empiria опыт) утверждает, что все знания возникают из опыта и наблюдений. При этом остается неясным, как возникают научные теории, законы и понятия, которые нельзя получить непосредственно из опыта и наблюдений.
Родоначальником эмпиризма был англ философ Бэкон (1561-1626), кот был убежден, что философия способна стать наукой и должна ею стать. Науку, знание он рассматривает как высшую ценность, обладающую практической значимостью. «Знание - сила». «Мы столько можем, сколько знаем».
Бэкон разработал классификацию наук. На памяти основывается история, на воображении – поэзия, литература и искусство вообще. Разум же лежит в основе теоретических наук или философии.
Гл затруднение в познании природы – в уме человека. Для Бэкона правильный метод – наилучшее руководство на пути к открытиям и изобретениям, кратчайший путь к истине. Существует 4 препятствия для объективного познания мира, идолы (заблуждения разума, искажающее познание):
-
«призраки рода». Явл следствием несовершенства органов чувств, которые обманывают, но сами же указывают на свои ошибки. -
«призраки пещеры». Происходит не от природы, а от воспитания и бесед с другими. -
«призраки рынка». От особенностей соц жизни человека, от ложной мудрости. Наиболее тяжкие из всех. -
«призраки театра». Связаны со слепой верой в авторитеты, ложные теории, философские учения.
Очистив разум от призраков, нужно выбрать метод познания. Бэкон образно характеризует методы познания как пути паука, муравья и пчелы. Паук выводит истины из разума, а это ведет к пренебрежению фактами. Путь муравья – узкий эмпиризм, умение собирать факты, но не умение их обобщать. Путь пчелы – состоит в умственной переработке опытных данных. Путь истинного познания – индукция, т.е. движение познания от единичного к общему. Особенность индуктивного метода – анализ. Эмпирическая философия Бэкона оказала сильное влияние на становление экспериментального естествознания.
Дж. Беркли (1685-1753). Исходный пункт субъективно-идеалистической концепции становится критика учения Локка о первичных и вторичных качествах. Он считает ошибочным взгляд, согласно которому первичные качества объективны, а вторичные субъективны. По Беркли, все качества вторичны. Между первичными и вторичными качествами нет различия, и те и другие явл ощущениями. Ощущений же вне разума нет. Поэтому вне сознания ничего нет.
Существование вещей означает, что они «должны быть воспринимаемыми». Отсюда центральный принцип его философии: «существовать значит быть воспринимаемым». Данное утверждение приводит Беркли к солипсизму – учение, признающее существование только данного субъекта. Беркли с позиции субъективной гносеологии переходит на позиции на позиции объективного идеализма.
11. Вопросы теории познания и этики в учениях Канта.В формировании кантовских идей выделяют два периода: «докритический» и «критический». «Докритический» период отмечен работой естественно-научного характера. Кант формулирует гипотезу о возникновении солнечной системы из некоей распыленной материи под воздействием природных сил. Он исключает идею сотворения мира, пытается сформировать эволюционную модель мироздания. Но на многие вопросы средствами естественных наук найти ответа нельзя. Эти проблемы принято считать «метафизическими». В «критический» период Кант пытается реформировать философию. Задачи обновленной философии Кант формулирует в виде вопросов:
- Что я могу знать? («Критика чистого разума»)
- Что я должен делать? («Критика практического разума»)
- На что я могу надеяться? («Религия в пределах только разума»)
Кант строит свою гносеологическую систему. По этой системе у человека три познавательные способности: чувственность, рассудок и разум. Чувственность – познание мира с помощью ощущений. Рассудок – способность логического мышления. Рассудок с внешним миром не связан, он опирается на мысли чувства. Но когда мы разбираем качества предметов по показаниям органов чувств, остаются две характеристики, которые нельзя отнести ни к какому ощущению – пространство и время. Кант называет их априорными. Априорными он называет формы познавательной деятельности, кот как бы встроены в человеческий механизм познания. Существуют вещи, научное знание о кот невозможно. Это Бог, душа, свобода и тд. Это область третьей познавательной способности чел – разум. Разум ведет себя так, как будто он познаваем. Например: чел понимает, что явл существом смертным, но ведет себя так, как будто это не так, и поэтому не мучается, а живет. Но как только разум начинает истолковывать свои идеи, он запутывается в противоречиях. Кант эти противоречия называет «антиномиями разума». По Канту, это не ошибки, а следствие того, что разум выходит за пределы познавательных возможностей человека. Общий итог – суть научного познания закл не в пассивном созерцании предмета, а в деятельности по его конструированию, порождающей идеализированные объекты, кот только и могут быть предметом науки.
Другая область науки, прославившая имя Канта – этика. Этика – учение о морали. Если этика возможна как наука, то ее моральные нормы должны носить всеобщий и необходимый характер. Но в опыте этого достичь нельзя, значит требования морали – априорны. А если априорны, то и абсолютны: если, например, «не лги» - то никому, никогда и ни при каких условиях. Это нравственный закон, кот дается разумом. Но человеческая воля руководствуется не только разумом, на нее давят польза, выгода и др. Следует поступать только такому принципу человеческой воли, по кот ты можешь пожелать, чтобы этот принцип стал всеобщим законом. Например, мы попали в затруднительное положение и хотим выбраться из него, дав ложное обещание. Благоразумие подсказывает, что вообще лучше не лгать, потому что не известно, какими последствиями может обернуться наша ложь. Хотим ли мы, чтобы все люди, попадая в такие ситуации, лгали. Нет, так как если ложь в затруднительных ситуациях станет законом, то нашему ложному обещанию никто не поверит. То
есть получается, что требуя честности от других, для себя делаем исключение. Такой поступок не может получить нравственной санкции. Кант говорит, что нужно поступать так, чтобы ты всегда относился к человечеству, как к цели, и никогда не относился бы к нему только как к средству. Это объективный принцип нравственности. Субъективным принципом нравственности, т.е. мотивом нравственного поведения явл долг. Долгом Кант считает необходимость действия исключительно из уважения к нравственному закону. Кант отделяет действия ради долга от действий сообразно долгу. Любовь матери к своему ребенку, увлечение искусством – социально одобряемые формы поведения. Поступок во имя долга ( а не ради удовольствия, счастья) может быть назван нравственным. Но требования долга часто идут вразрез с соображениями выгоды, удовольствия. Успеха часто добиваются совсем не те, кто следует нравственному долгу. Поэтому Кант выдвигает три постулата практического разума. Добродетель не останется без награды, если:
А) Бог существует
Б) душа бессмертна
В) воля свободна
12. Основные черты философии Гегеля.
Высшей ступени своего развития диалектика в идеалистической форме достигла в философии Гегеля (1770-1831), который был великим представителем объективного идеализма.
Гегелевская система объективного идеализма состоит из трех основных частей. В первой части своей системы - в "Науке логики" Гегель изображает мировой дух (называемый им здесь "абсолютной идеей") таким, каким он был до возникновения природы, т. е. признает дух первичным. Идеалистическое учение о природе изложено им во второй части системы - в "Философии природы". Природу Гегель как идеалист считает вторичной, производной от абсолютной идеи. Гегелевская идеалистическая теория общественной жизни составляет третью часть его системы - "Философию духа". Здесь абсолютная идея становится по Гегелю "абсолютным духом". Таким образом, система взглядов Гегеля носила ярко выраженный идеалистический характер. Существенная позитивная особенность идеалистической философии Гегеля состоит в том, что абсолютная идея, абсолютный дух рассматривается им в движении, в развитии. Учение Гегеля о развитии составляет ядро гегелевской идеалистической диалектики и целиком направлено против метафизики. Особенное значение в диалектическом методе Гегеля имели три принципа развития, понимаемые им как движение понятий, а именно: переход количества в качество, противоречие как источник развития и отрицание отрицания. В этих трех принципах, хотя и в идеалистической форме, Гегель вскрыл всеобщие законы развития. Впервые в истории философии Гегель учил, что источником развития являются противоречия, присущие явлениям. Мысль Гегеля о внутренней противоречивости развития была драгоценным приобретением философии.
Выступая против метафизиков, рассматривавших понятия вне связи друг с другом, абсолютизировавших анализ, Гегель выдвинул диалектическое положение о том, что понятия взаимосвязаны между собой. Таким образом, Гегель обогатил философию разработкой диалектического метода. В его идеалистической диалектике заключалось глубокое рациональное отражение. Рассматривая основные понятия философии и естествознания, он в известной мере диалектически подходил к истолкованию природы, хотя в своей системе он и отрицал развитие природы во времени.
В Гегелевской философии существует противоречие между метафизической системой и диалектическим методом. Метафизическая система отрицает развитие в природе, а его диалектический метод признает развитие, смену одних понятий другими, их взаимодействие и движение от простого к сложному. Развитие общественной жизни Гегель видел лишь в прошлом. Он считал, что история общества завершится конституционной сословной прусской монархией, а венцом всей истории философии он объявил свою идеалистическую систему объективного идеализма. Так система Гегеля возобладала над его методом. Однако в гегелевской идеалистической теории общества содержится много ценных диалектических идей о развитии общественной жизни. Гегель высказал мысль о закономерностях общественного прогресса. Гражданское общество, государство, правовые, эстетические, религиозные, философские идеи, согласно гегелевской диалектике, прошли длинный путь исторического развития. Если идеалистическая система взглядов Гегеля носила консервативный характер, то диалектический метод Гегеля имел огромное положительное значение для дальнейшего развития философии, явился одним из теоретических источников диалектико-материалистической философии.
Философия Гегеля считается вершиной немецкой классической философии, поскольку он пошел значительно дальше своих знаменитых предшественников.
Основной заслугой Гегеля является разработанные им:
- теория объективного идеализма;
- всеобщий философский метод – диалектика.
К важнейшим философским трудам Г. Гегеля относятся: «Феноменология духа», «Энциклопедия философских наук», «Наука логики», «Философия природы», «Философия духа». «Философия права».
В учении о бытии Г. Гегель отождествляет бытие и мышление. Разум, сознание, идея обладают бытием, а бытие – сознанием: все разумное действительно, а все действительное разумно. Г. Гегель выводит особое философское понятие – «абсолютную идею» (мировой дух). Абсолютная идея является первопричиной всего окружающего мира, его предметов и явлений, обладает самосознанием и способностью творить.