Файл: 1. Предмет философии. Основные разделы и функции философии. Специфика философского знания.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 332

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

30. Универсальные связи бытия: Единичное и общее, сущность и явление.

31. Связи детерминации: Необходимость и случайность, причина и следствиие, возможность и действительность.

32. Структурные связи: содержание и формы, целое и часть, элемент , структура , система.

34. Общество как целостная, саморазвивающаяся система. Основные сферы общественной жизни и их взаимосвязь.

35. Общественное производство и его структура: материальное и духовное производство.

36. Понятие способа производства. Диалектика развития производительных сил и производственных отношений.

37. Социальная структура Общества и ее развитие. Массы, социальные группы и слои. Понятие социальной стратификации. Социальные отношения и их развитие.

38. Исторические формы общности людей: семья, род, племя, народность, нация. Исторические формы общности людей.Этнос - истор слож группа людей. Этнический- связ с принадлежностью к какому либо народу. Род -1-й этнич коллектив доклассового О., облад общностью происх, общим языком, обычаями, верованиями и т.д. Экон основой рода была первобытно- общинная соб-ть и уравнительное распред продуктов. Племя - более крупная общность. Оно состояло из нескольких родов, где наряду с соб-тью рода была и соб-ть племени. Появл управленческая верхушка. Родоплеменная общност создавала благоприятнве усл-я для накопления произв-ного опыта, раз-тия языка и культуры, но кровно - родств связи сдерживали рост населения. Под воздействием разв ПС племя распад на парные семьи. Дальнейшее раз-тие ОРТ приводит к возникн частной соб-ти, а вмете с ней появл новая форма общности людей - народность, такая форма общности, при к-рой люди, проживая на одной территории связ особенностями культуры, норм жизни, к-рые закреплены в обычаях и традициях. Народность склад как правило в рабовлад об-вах. Раз-тие капиталистических отношений приводит к возникновению наций. Нация - устойчивая совокупность людей, к-рые связаны общим языком, территорией и общностью экономической жизни, а также особенностью психологии, закрепл в чертах культуры данного народа. Здесь мы видим четкие различия одного народа от другого.СЕМЬЯ - наименьшая кровнородственная группа людей, связанных единством происхождения (бабушка, дедушка, отец, мать, дети).Несколько семей, вступивших в союз, образуют РОД. Роды объединялись в кланы.КЛАН - группа кровных родственников, носящих имя предполагаемого предка. Клан сохранял общую собственность на землю, кровную месть, круговую поруку. Как пережитки первобытного времени они остались в некоторых районах Шотландии, у индейцев Америки, в Японии и Китае. Несколько кланов, объединившись, составляют племя.ПЛЕМЯ - более высокая форма организации, охватывающая большое число родов и кланов. Они обладают собственным языком или диалектом, территорией, формальной организацией (вождь, племенной совет), общими церемониями. Их численность доходила до десятков тысяч человек.В ходе дальнейшего культурного и экономического развития племена преобразовывались в народности, а те - на высших стадиях развития

39. Политическая система общества, ее элементы. Демократия как социальный институт.

40. Государство, его сущность, происхождение , основные признаки, функции, формы.

Что такое монотеизм?

Что такое политеизм?

Какие еще существуют «-теизмы»и чем они характеризуются?

46.Наука, ее сущность, функции, закономерности развития.

48. Проблема человека в философии. Природное и социальное в человеке.

49. Личность, ее формирование и развитие. Проблема свободы и ответственности личности.

54. Общественный прогресс и его критерии. Человечество перед лицом глобальных проблем.


20.Бессознательное как предмет философского исследования: З.Фрейд, К.Юнг

Бессознательное – когда объект не осознает мотив действий (сновидение, гипноз, состояние аффекта, паника). З.Фрейд представил бессознательное как могущественную силу, кот-ая противостоит сознанию. Психика человека состоит из 3 пластов: 1- Оно- самый нижний и самый мощный, в нем сосредоточены различные биологические влечения и страсти. 2- Я (эго) – небольшой слой сознательного, 3- сверх-Я- идеалы и нормы общества, сфера долженствования и моральная цензура. Сфера Оно оказывает решающее влияние на мысли, чувства и поступки чел-а. Человек – существо, управляемое и движимое сексуальными устремлениями и сексуальной энергией (либидо). Человек по Фрейду – эротическое существо, управляемое бессознательными инстинктами.

Юнг выступил против трактовки чел-а как существа эротического и попытался более глубоко дифференцировать фрейдовское Оно. Он выделил в нем помимо личностного бессознательного, еще и коллективное бессознательное, кот-ое я-я отражением опыта предшествующих поколений. Содержание коллективного бессознательного составляет общечеловеческие первообразы – архетипы (образ матери-родины, богатыря). Совокупность архетипов образует опыт предшествующих поколений, кот-ый наследуется новыми поколениями. Архетипы лежат в основе мифов, сновидений, символики художественного творчества. Сущностное ядро личности составляет единство индивидуального и коллективного бессознательного. Человек – прежде всего существо архетипное.

21.Основные проблемы гносеологии. Проблема познаваемости мира. Понятие «знание» и «понимание».

Гносеология – учение о познаваемости мира, рассматривает проблемы человеческого познания, возможности и границы чел-го познания, пути и средства достижения истинных знаний, значение познания в жизни чел-а.

Познание- процесс приобретения знания; деятельность, целью кот-ой я-я идеальное восприятие действительности. Результатом познание я-я знание.

Центральной проблемой познавательного отношения человека к миру является проблема познаваемости мира. Следует отметить, что решение этой проблемы, начиная с древних времен, порождало серьезные трудности, связанные как с реальными сложностями процесса познания, проявляющимися в неполноте знаний и наличии больших массивов непознанного, так и с особенностями развития науки и самой философии в известные периоды. Эти трудности связаны, с тем, что наши органы чувств сходно реагируют на различные раздражители. Именно на почве подобных трудностей еще в древности родился скептицизм, сторонники которого выражают сомнение в возможности получения достоверных знаний, а в Новое время, сформировался агностицизм Юма и Канта. И хотя агностицизм имеет основания в сложностях самого познавательного процесса, однако согласиться с его пессимистическими выводами о познавательных потенциях человека было бы ошибкой. В противовес агностицизму диалектико-материалистическая философия проблему познаваемости мира решает положительно. Это решение базируется на том, что наши ощущения, представления, понятия, будучи в конечном счете продуктами развития природы и общества, должны соответствовать им, адекватно отражать природные и социальные объекты. Наконец, самое главное, решающее подтверждение познаваемость мира находит в предметной практической деятельности. Именно в практике, в эксперименте, в индустрии, опредмечивая, материализуя свои знания и тем самым своеобразно сопоставляя их с объектами, доказывает человек мощь, его способность познавать мир.


Cущность познавательного отношения человека к миру составляет отражение действительности. Уже происхождение сознания, органически связано с таким всеобщим свойством материи, как отражение. Это свойство в его специфических, развитых формах находит свое проявление в том, что мозг человека, взаимодействуя с внешним миром через органы чувств и нервную систему, отражает его. Но само это взаимодействие предполагает контакт человека с миром, формы и характер которого определяются его опытом, социальной практикой. Иными словами, познавательное отношение человека к миру носит социально-опосредованные, исторически измененные, развивающиеся формы, а сам процесс познания представляет собой сложное диалектическое взаимодействие объекта и субъекта. Объектом познания является не только природа, но и общество. субъектом познания в каждую эпоху является человечество, а отдельный человек выступает в роли субъекта познания как его представитель.

Знание- отражение объективных характеристик действительности в сознании субъекта.

Понимание- психологическое состояние, выражающее собой правильность принятого решения и сопровождаемое чувством уверенности в точности восприятия или интерпретации какого-либо события, явления, факта. Способность видеть причинно-следственные связи.
22. Чувственное и рациональное познание, их специфика и взаимосвязь. Философские учения сенсуализма и рационализма. Роль интуиции в познании.

Философия выделяет два различных вида: чувственное и рациональное. Первый вид связан с деятельностью наших органов чувств (зрение, слух, осязание). Второй подразумевает работу разума – абстрактно-понятийное мышление человека.

Осн формы чувственного познания: ощущения, восприятия, представления.

  1. ощущение – элементарный психический процесс, состоящий в запечатлении отдельных свойств предметов и явлений материального мира в момент их непосредственного воздействия на наши органы чувств.

  2. восприятие – целостное отражение в сознании предметов и явлений при их непосредственном воздействии на органы чувств. Наиб важные особенности восприятия: предметность, целостность и структурность.

  3. представление – сохраненные памятью образы предметов, когда-то воздействовавших на органы чувств. В отличие от ощущений и восприятий для представлений не нужно непосредственного контакта органов чувств с предметом.


Рациональное познание в основном сводится к понятийному абстрактному мышлению. Абстрактное мышление представляет собой целенаправленное и обобщенное воспроизведение в идеальной форме существенных и закономерных свойств, связей и отношения вещей. Осн формы рационального познания: понятия, умозаключения, гипотезы, теории.

  1. понятие – мысленное образование, в кот обобщаются предметы некоторого класса по опред совокупности признаков. Обобщение осуществляется за счет абстрагирования, т.е отвлечения от несущественных, специфических особенностей предметов. В отличие от ощущений и восприятий понятия лишены чувственного, наглядного своеобразия.

  2. суждение – форма мысли, в которой посредством связи понятий что-либо утверждается или отрицается.

  3. умозаключение – рассуждение, в ходе которого из одного или нескольких суждений выводится новое суждение, логически следующее из первых.

  4. гипотеза – выраженное в понятиях предположение, имеющее целью дать предварительное объяснение какому-либо факту или группе фактов. Подтвержденная опытом теория трансформируется в теорию.

  5. теория – высшая форма организации научного знания, дающая целостное представление о закономерностях и существенных связях определенной области действительности.

Т.о., в процессе познания выделяются две человеческие познавательные способности: чувственная и рациональная. Конечный результат – истина – достигается только совместными усилиями этих двух составляющих.

Сенсуализм и рационализм. Сенсуализм (представители – Локк, Гоббс, Беркли) утверждает:

  • нет ничего в разуме, чего первоначально не было в чувствах. Разум непосредственно с внешним миром не связан.

  • Без органов чувств человек вообще не способен ни к какому познанию

  • Роль мышления закл лишь в обработке чувственного материала, значит, разум вторичен, несамостоятелен

  • В познании встречаются ошибки. Но ощущения сами по себе обманывать не могут. Все заблуждения коренятся в разуме.

  • Управление предметной деятельностью человека корректируются только с пом органов чувств.

  • Установление истинности знания требует выхода за пределы сознания и контакта с самой реальностью, поэтому не может быть осуществлено внутри мышления, такого контакта не имеющего.

Рационализм (представители – Декарт, Спиноза, Лейбниц) утверждали:

  • Только разум способен обобщать получаемую органами чувств информацию, отделять в ней существенное от несущественного, закономерное от случайного. Только мышление может преодолевать ограниченность чувственного опыта и устанавливать знание всеобщее и необходимое.

  • Восприятия одного и того же предмета в разное время и разными лицами не совпадают.

  • Чувства нас нередко обманывают.

  • Хотя разум и имеет своим источником ощущения и восприятия, он способен выходить за их пределы и получать знания о таких объектах, кот недоступны нашим органам чувств.

  • Разум обладает креативной способностью, т.е. возможностью идеально конструировать разные предметы, которые составляю основу человеческой деятельности.

  • Критерием истинности знания вполне может служить его логическая непротиворечивость, т.е. следование правилам логического вывода при условии верного выбора исходных аксиом.


Мы нередко говорим: доказывать нечто не могу, но интуитивно полагаю, что это так. Иными словами, я в данном случае делаю вывод, минуя промежуточно-логические аргументы в его пользу.

Способность непосредственного усмотрения истины, минуя промежуточные ступени логического обоснования вывода, ведущего к ней, называют - интуицией.

Интуицию порой трактовали как нечто таинственное и чуть ли не сверхъестественное. Прежде всего интуиция - функция основательного овладения предметом. Яблоко должно было упасть именно на голову Ньютона, чтобы этот факт (если он был) привел к великому открытию.

Второй момент: интуиция, как правило, связана с длительной предварительной работой над проблемой, часто она имеет место тогда, когда, казалось бы, все логические резервы поиска исчерпаны.

Третье: по-видимому, в механизме интуиции немалую роль играет бессознательное, на уровне которого, так сказать, "застревают" отдельные звенья логической цепи.

Четвертое: определенную роль в интуитивном прорыве играет наличие "подсказки". Так, наблюдение паутины между ветками дало толчок для рождения идеи подвесного моста.

Интуиция обычно определяется как "знание, полученное без понимания того, как мы его приобретаем", как "знание, которое окружено ореолом "правильности", но не имеет ясно артикулируемых причин своего возникновения".

При описании свойств интуиции характерно указание на ее отличие от аналитического, логического способа познания. Другое свойство интуиции, которое выделяют большинство авторов, — неосознаваемость процесса возникновения интуиции. Возникшая интуиция обычно проявляется посредством таких феноменов, как догадка, предчувствие, внутреннее чутье. Еще одним часто выделяемым свойством является связь интуиции с накопленным опытом, как осознаваемым, так и неосознаваемым.

В качестве точки отсчета для дальнейшей классификации большого поля явлений, связывающихся с интуицией, автор предлагает следующее определение интуиции.

Интуиция — это знание, возникающее в неопределенной ситуации, субъективно воспринимаемое как догадка, предчувствие, внутреннее чутье, наличие которого осознается. Процесс возникновения интуитивной догадки не осознается и причины получения или доказательства ее правильности неверифицируемы.

В основе приведенного определения лежат следующие базовые измерения, которые помогут в дальнейшем соотнести интуицию с другими связанными с ней явлениями и отличить ее от них.

  1. Интуиция представляет собой знание, возможными проявлениями которого являются чувство и действие.

  2. Интуиция представляет собой некоторое ситуативно возникающее знание.

  3. В интуиции присутствует аффективный компонент, а именно, субъективные указатели на значимость интуитивного результата, его "правильность", такие как предчувствие, догадка, чутье.

  4. Интуиция имеет дело с воспринимаемой неопределенностью, неочевидностью, новизной ситуации, в отличие от воспринимаемой определенности ситуации при использовании ментальных упрощений.




23.Понятие истины. Основные концепции: корреспондентская, когерентная, прагматистская.

Истина - это цель, к которой устремлено познание. Истина есть знание. Знание о мире и даже об отдельных его фрагментах в силу ряда причин может включать в себя заблуждения, а порой и сознательное искажение истины, хотя ядро знаний и составляет, адекватное отражение действительности в сознании человека в виде представлений, понятий, суждений, теорий.

Свойства истинности:

1.Объективность-независимость от познающего субъекта. 2.Относительность- неполна, неточна, приблизительна, содержит возможность изменения и приращения знания. 3.Абсолютность – знание, которое полностью исчерпывает предмет и не может быть опровержен при дальнейшем познании. 4.Конкретность.

Концепции:

Корреспондентская, в которой истина понимается как знание, соответствующее действительности.

Прагматистская – свойством истинности обладает все знание, которое полезно и практически применимо (Джеймс)

Когерентная, трактующая истинность как согласованность мышления с самим собой, его непротиворечивостью.(Кант, Гегель)

Истина - это цель, к которой устремлено познание, ибо, как справедливо писал Ф.Бекон, знание - сила, но лишь при том непременном условии, что оно истинно. Истина есть знание. Но всякое ли знание есть истина? Знание о мире и даже об отдельных его фрагментах в силу ряда причин может включать в себя заблуждения, а порой и сознательное искажение истины. Но что такое истина, истинное знание? На протяжении всего развития философии предлагается целый ряд вариантов ответа на этот важнейший вопрос теории познания. Еще Аристотель предложил его решение, в основе которого лежит принцип корреспонденции: истина - это соответствие знания объекту, действительности. Р.Декарт предложил свое решение: важнейший признак истинного знания - ясность. Для Платона и Гегеля истина выступает как согласие разума с самим собой, поскольку познание является с их точки зрения раскрытием духовной, разумной первоосновы мира. Д.Беркли, а позднее Мах и Авенариус рассматривали истину как результат совпадения восприятий большинства. Конвенциональная концепция истины считает истинное знание (или его логические основания) результатом конвенции, соглашения.