Файл: Методы и формы научного познания. Диалектика истины. Научное познание.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 186

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
иерархия гипотез, степень абстрактности которых увеличивается по мере удаления от эмпирического базиса. На самом верху располагаются гипотезы, которые не могут быть непосредственно сопоставлены с данными опыта. Внизу - гипотезы, связь которых с опытом достаточно очевидна.

Гипотетико-дедуктивный метод, в отличие от аксиоматико-дедуктивного, - это метод преимущественно экстенсивный, позволяющий не столько организовывать имеющееся множество истин, сколько расширять его за счет добавления новых истин. В этом методе преобладает индуктивное движение, связанное с повышением вероятности возможных истин в том случае, если выведенные из них следствия получают подтверждение в опыте. Достоинство гипотетико-дедуктивного метода состоит в возможности расширения имеющегося знания. Ограниченность этого метода заключена в отсутствии задач организации имеющегося знания.

Оба метода - аксиоматико-дедуктивный и гипотетико-дедуктивный - должны дополнять друг друга в процессе развития научного знания. Аксиоматико-дедуктивный метод преимущественно организует полученное знание, гипотетико-дедуктивный метод расширяет область достигнутого знания.



  1. Традиции и новации в развитии науки.


Традиция – элементы социального и культурного наследия, передающиеся от поколения к поколению.

В науке традиция – это система канонизированных, общепринятых знаний, норм, идеалов научного познания. В определенной мере это конвенция, договор между учеными относительно адекватности той или иной теории (предварительно прошедшей процедуру объяснения), правил, норм научного познания. В большинстве случаев традиция вписана в ту или иную школу, дисциплинарное объединение ученых, научное сообщество.

Традиция подпитывает такой важный феномен в науке как консерватизм - позиция, направленная на сохранение установившихся правил поведения в науке, регламентирующих и управляющих творческим процессом. Консерватизм в науке противостоит некомпетентности, дилетантизму. Однако традиция всегда должна оставлять простор для новаций, творчества в науке.

Новация (в самом широком смысле) – это все то, что возникло впервые, чего не было раньше. Характерный пример новаций – научные открытия, фундаментальные идеи и концепции – квантовая механика, теория относительности, синергетика и т. п. Новации – это и создание новых теорий, и возникновение новых научных дисциплин. Новации могут состоять в построении новой классификации или периодизации, в постановке новых проблем, в разработке новых экспериментальных методов исследования или новых способов изображения


В последующем новация превращается в традицию путем ее концептуализации (содержательной и социокультурной, в частности, через публикацию данной идеи в научной периодике), воспроизводится в системе образования.

По мнению экспертов, новации бывают двух видов:

  1. корректирующие, видоизменяющие старую традицию (появление новых методов);

  2. вводящие новую традицию (открытие новых миров, новых объектов исследования).

Виды новаций обуславливают «революции» и «эволюции» в развитии науки, интенсивный (радикально-революционный) и экстенсивный способы развития научного знания (в частности, конкретизация фундаментальных теорий посредством расширения сферы их приложения).

Научные революции – это вид новаций, которые отличаются от других видов не столько характером и механизмами своего генезиса, сколько своей значимостью, своими последствиями для развития науки и культуры. В философии науки принято классифицировать научные революции по масштабности и глубине преобразований на глобальные и локальные. При глобальных научных революциях меняются основания науки (идеалы, нормы науки) и научная картина мира (при этом важная роль отводится смене онтологий). В случае локальных революций происходит лишь перестройка картины исследуемой реальности без изменения оснований науки.


  1. Понятие научной революции. Эволюция и революция в развитии наук.


В процессе развития науки и возникновения нового знания взаимодействуют две тенденции:

а) Традиции. Это устоявшиеся знания, которые связаны с предшествующим этапом развития науки, с накопленными научными знаниями.

б) Новации. Это новые знания, выступающие в виде гипотез, непривычных идей, новейших теорий.

По вопросу о связи традиции и новаций в развитии науки существует две точки зрения:

1. Кумулятивизм

2. Революционизм

Кумулятивизм утверждает, что новое знание является простым расширением и продолжением старого знания. Согласно такой точке зрения, развитие науки сводится к количественному накоплению новых истин. Действительно, в периоды спокойной эволюции науки данный процесс может иметь место.

Революционизм критикует кумулятивный подход. Сторонником революционизма считается американский философ науки Т. Кун. Он полагает, что новаторские изменения в науке наблюдаются на этапе научных революций. Именно в ходе этих революций обеспечивается подлинный прирост научных знаний.



Сравнивая два подхода, можно сделать вывод, что истина находится где-то в середине. Нельзя противопоставлять традиции и новации в развитии науки. Уже на этапе традиций возникают принципиально новые знания. И в то же время. революции происходят в науке, не отменяя полностью старые знания (теория относительности А. Эйнштейна не опровергла механику И. Ньютона).

Причины научных революций:

1. Появление новых объектов исследования. Революция в физике в конце XIX в. началась как результат исследования принципиально нового объекта – микромира.

2. Появление новых средств исследования. Изобретение микроскопа вызвало революцию в биологии.

3. Появление новых методов исследования. Революция в естествознании XVII в. обусловлена проникновением в науку нового – экспериментального метода.

В истории естествознания можно обнаружить четыре таких революции. Первой из них была революция XVII в., ознаменовавшая собой становление классического естествознания.

Радикальные перемены произошли в конце XVIII - первой половине XIX в. Их можно расценить как вторую глобальную научную революцию, определившую переход к новому состоянию естествознания - дисциплинарно организованной науке.

В это время механическая картина мира утрачивает статус общенаучной. В биологии, химии и других областях знания формируются специфические картины реальности, нередуцируемые к механической.

Одновременно происходит в биологии и геологии возникают идеалы эволюционного объяснения

Первая и вторая глобальные революции в естествознании протекали как формирование и развитие классической науки и ее стиля мышления.

Третья глобальная научная революция была связана со становлением нового, неклассического естествознания. Она охватывает период с конца XIX до середины XX столетия. В эту эпоху происходит своеобразная цепная реакция революционных перемен в различных областях знания: в физике (открытие делимости атома, становление релятивистской и квантовой теории), в космологии (концепция нестационарной Вселенной), в химии (квантовая химия), в биологии (становление генетики). Возникает кибернетика и теория систем, сыгравшие важнейшую роль в развитии современной научной картины мира.


Четвертая научная революция конец XX века:

Постнеклассическая наука — термин ввёл В. С. Степин в своей книге «Теоретическое знание»

Объекты её изучения: исторически развивающиеся системы (Земля, Вселенная и т. д.)



  1. Жизнь как категория наук об обществе и культуре. От философии жизни к «наукам о культуре»

Категории «жизнь» не было в реестре основных категорий классической философии. В чем причина такого «неуважительного» отношения к столь, казалось бы, универсальной и фундаментальной форме человеческого бытия? Дело в том, что под категориями в философии подразумевают понятия, отражающие наиболее общие, существенные свойства, связи и отношения явлений действительности.
Начиная с Аристотеля к основным относятся категории: «субъект», «объект», «материя», «движение», «время», «пространство», «качество», «количество» и др.

Социально-гуманитарные науки попытались в конце XIX века ввести тему жизни в свои исследования, но сразу же столкнулись с рядом трудностей. Одна из них состояла в том, что, несмотря на частое употребление термина «жизнь» в обыденном языке, литературе, искусстве и т.д., социокультурное и социально-гуманитарное содержание жизни было плохо прояснено.
Представитель диалектического материализма, немецкий философ Ф.Энгельс (1820—1895) определял жизнь как способ существования белковых тел. При этом предполагалась возможность изучать жизнь научными способами и методами.

Жизнь как экзистенциальное и социокультурное событие человеческого существования стала проблемой философии в последней трети XIX — первой трети XX века. Был осознан тот факт, что человек существует не только в пространстве экономических и политических отношений, но и в пространстве реальных жизненных проблем, связанных с жизнью и смертью.
Философия жизни наполнила понятие «жизнь» иным, по сравнению с классическим, ненатуралистическим содержанием. Под жизнью стала пониматься некая первичная реальность, предшествующая разделению мира на материальное и идеальное, некая бытийная целостность, постигаемая интуитивно. Это — онтологический аспект понимания жизни, который предполагал одновременно и наличие у понятия «жизнь» гносеологической функции: оно стало рассматриваться в качестве главного и единственно адекватного органа познания мира.

Философы жизни, пытаясь определить жизнь в ее социокультурном смысле, вынуждены были делать акцент не только на понимании смысла самой жизни, но и на проблеме отношения к ней человека и общества, что породило два способа размышления о ней:
(а) личностно-экзистенциальный,
(б) социокультурный. Личностно-экзистенциальный способ размышления о жизни является не столько способом понятийно-логического ее осмысления, сколько методом осмысления переживания «по поводу».
1. Общая характеристика философии жизни.

Философия жизни – направление, рассматривающее все существующее как форму проявления жизни, некой изначальной реальности, которая не тождественна ни духу, ни материи и может быть постигнута лишь интуитивно.
Философия жизни выступила, прежде всего, против характерного для конца XIX - начала XX вв. господства методологизма и гносеологизма. Она требовала перейти от формальных проблем к содержательным, от исследования природы знания к постижению природы бытия.
Жизненная реальность постигается непосредственно, с помощью интуиции. Интуитивное знание не предполагает противопоставления познающего познаваемому, субъекта объекту.Философия жизни: искусство выступает своеобразным органом (инструментом) для философии, возрождается культ творчества и гения.
Наиболее адекватной формой выражения тех органических и духовных целостностей, к которым обращено внимание философии жизни, является средство искусства – символ.
В философии А.Бергсона (1859-1941) «жизнь» не есть биологический процесс. Она рассматривается по аналогии с сознанием и интуицией. Жизнь, по Бергсону, есть «жизненный порыв», свободный и необратимый. Материя не что иное, как момент остановки этого порыва. Жизнь – непрерывно обогащающееся действие, в то время как материя распадается и деградирует, что подтверждает второе начало термодинамики.



  1. Время,_пространство,_хронотоп_в_социальном_и_гуманитарном_знании.__Время_и_Пространство'> Время, пространство, хронотоп в социальном и гуманитарном знании.


Время и Пространство основные формы существования материи. Философию, прежде всего, интересует вопрос об отношении времени и пространства к материи.

Движение материи существует в пространстве и времени – это предельно широкие сущности, которые до сих пор не имеют определения.

Пространство