Файл: Лихорадка и основы антибиотикотерапии.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 239

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Мюнхгаузена понимается симуляция симптомов или вызывание заболевания у ребенка родителем, а именно матерью. Мать может фальсифицировать анамнез вызвать заболевание, вводя ребенку яд, лекарственный препарат, заражая его инфекцией, нанося травму, вызывая удушье подменить пробы для лабораторного исследования или фальсифицировать данные измерения температуры тела, в том числе находясь с ребенком в стационаре. Данный синдром чаще встречается у детей, не умеющих говорить. Более старшего ребенка можно убедить в том, что он действительно болен. Это зависит от повышенного внимания персонала, и тогда он может сам начать имитировать или аггравировать симптомы синдром Мюнхгаузена по доверенности. В анамнезе часто имеется определенное заболевание, но симптомы его сохраняются, несмотря на лечение или дольше, чем можно ожидать. Характерны предъявление все новых жалоб по мере снятия диагнозов, которые предполагались по предыдущим жалобам, частая смена врачей. Мать производит впечатление образцовой, целиком посвящающей себя ребенку, поддерживающей связь с медицинским персоналом, готовой к многочисленным обследованиями вмешательствам, ноне очень обеспокоенной болезнью ребенка, может страдать наркоманией, депрессией, иметь медицинское образование. Самые частые проявления родительского синдрома Мюнхгау- зена – апноэ и судороги возможные проявления включают диарею (результат дачи слабительных, гипогликемию от введения инсулина, заболевания кожи (от повреждений, артериальную гипертензию (лекарственное отравление соответствующими препаратами, гематурию (от поколачивания по пояснице) и др. Выявляется несоответствие жалоб результатам проведенного обследования, часто заболевания необычны, трудно объяснимы. Симптомы и жалобы исчезают, как только ребенка разлучают с опекающим человеком.
71
Отсутствие заботы Отсутствие заботы – это разновидность жестокого обращения с детьми, когда ребенок из-за недобросовестного выполнения родителями или лицами, их замещающими, своих обязанностей, испытывает острую или хроническую нужду в питании, одежде, жилище, гигиене, безопасности, любви и заботе, медицинской помощи, образовании и других условиях, необходимых для его физического, интеллектуального и эмоционального развития. Признаки пренебрежительного отношения к ребенку
‒ отсутствие безопасности – выпадение из коляски, падение с лестницы, стола родители могут привязывать ребенка к стулу, кровати, чтобы не мешал
‒ отсутствие питания – ребенок постоянно голодный или недоедает, это может приводить к серьезным заболеваниям, также может привести к тому что ребенок будет употреблять все, что находить а это может привести к серьезным отравлениям (частный случай – синдром воскресного утра, наблюдающийся в случае, когда маленький ребенок рано просыпается воскресным утром или в выходной день и, не поев, пробует оставшиеся после застолья, состоявшегося накануне, алкогольные напитки, оставленные родителями, в результате у ребенка развивается гипогликемия, гипогликемические судороги
‒ отсутствие одежды – ребенок постоянно находится водной и той же одежде, она грязная, порвана
‒ отсутствие гигиены
‒ отсутствие медицинской помощи – отказ родителей от госпитализации, лечения ребенка, считая, что ничего страшного с ним не произошло
‒ отсутствие образования – дома с ребенком никто не занимается, в школу ребенок идет поздно, со школьником дома никто не занимается, не помогает
72


‒ отсутствие постоянного жилища – у ребенка нет постоянного места жительства, например, сегодня он живет с бабушкой, завтра с тетей, а послезавтра с другом или незнакомым человеком
‒ отсутствие любви и заботы – родители не реагируют на плач ребенка или закрывают его в комнате, чтобы не мешал не обнимают, не поддерживают ребенка в трудных ситуация, проявляют равнодушие к ребенку и его потребностям
‒ употребление наркотических и/или алкогольных напитков беременной матерью можно отнести к отсутствию любви, заботы и безопасности. В зависимости от возраста ребенка последствия пренебрежения основными нуждами детей могут быть различными табл. 1.9). Таблица 1.9 Последствия пренебрежения основными нуждами детей в зависимости от возраста Жестокое обращение с детьми, 2001] Дети первого года жизни
Физическое развитие и внешний вид – задержка физического и моторного развития, повторные инфекционные заболевания, повторные несчастные случаи, пеленочный дерматит, обезвоживание Психическое развитие – общая задержка психического развития Поведение – нарушение привязанности Дети раннего и дошкольного возраста
Физическое развитие и внешний вид – снижение массы тела и низкий рост, микроцефалия Психическое развитие – задержка речевого развития, дефицит внимания, эмоциональная незрелость Поведение – гиперактивность, агрессивность, неопрятность, неразборчивое дружелюбие Дети младшего школьного возраста
Физическое развитие и внешний вид – снижение массы тела и низкий рост, одежда не соответствует сезону Психическое развитие – трудности в обучении, дефицит внимания, отсутствие уверенности в себе, незрелость, энурез, энкопрез Поведение – гиперактивность, агрессивность, склонность к уединению, плохие взаимоотношения с другими людьми, деструктивное поведение
73
Окончание табл. 1.9 Подростки Физическое развитие и внешний вид – отставание в массе и росте или ожирение, частые простудные заболевания, неопрятность, задержка полового развития Психическое развитие – плохая способность к обучению Поведение – пропуски занятий, раннее вовлечение в употребление алкоголя, употребление токсических веществ (токсикомания) и наркотиков, побеги из дома, ложь, деструктивное поведение по отношению к себе и другим, беспорядочные половые связи, воровство
Характерный внешний облик такого ребенка утомленный, сонный вид, припухшие веки, признаки санитарно- гигиенической запущенности, опрелости, сыпи, обезвоживание у младенцев. Характеристика семей, в которых имеет место пренебрежение основными нуждами детей
‒ семьи алкоголиков, в которых пренебрежение основными нуждами детей связано как с материальными проблемами, когда все, вплоть до пособий на детей, тратится наводку и алкоголь, таки эмоциональным отчуждением родителей
‒ семьи, в которых один из родителей страдает психическим заболеванием, чтоделает отношения не только малоэффективными, но порой и опасными для ребенка
‒ семьи, в которых родители в детстве сами не имели опыта эмоциональной близости со своими родителями
‒ семьи юных, часто несовершеннолетних, родителей, оказавшихся без помощи старших. Диагностика, дифференциальная диагностика и тактика врача Жестокое обращение с детьми необходимо дифференцировать со следующими заболеваниями
‒ монгольскими пятнами, иногда принимаемыми за следы насилия
74


‒ заболеваниями с повышенной кровоточивостью синдром Элерса–Данло, гемофилия, иммунная тромбоцито- пеническая пурпура и др
‒ образованием кровоподтеков у ребенка, который учится ходить
‒ несовершенным остеогенезом (характерны голубые склеры, аномалии зубов, глухота, червеобразные кости, остеопения и заживление множественных переломов с избыточной костной мозолью
‒ глутаровой ацидурией (клинически характерны кровоизлияния в ЦНС, сетчатку, отставание в физическом развитии
‒ синдромом внезапной смерти младенцев (большинство случаев происходит в первом полугодии жизни
‒ травмами вследствие несчастных случаев, случайными ожогами
‒ выпадением уретры у девочек
‒ натиранием кожи горячей монетой или ложкой с целью снижения температуры тела, в результате чего возникают эк- химозы, петехии, ошпаривание (применяется в Китае, Вьетнаме, Индонезии, или выходцами из этих стран. При сборе анамнеза и осмотре имеются косвенные признаки, при наличии которых врач должен заподозрить жестокое обращение с ребенком
‒ повторные травмы и/или отравления одного итого жеребенка травмы, нехарактерные для возраста ребенка (ушиб головы, кровоподтеки на спине у грудных детей, необычные ожоги
‒ следы побоев при осмотре кожных покровов (линейные кровоподтеки после ударов палкой, кровоподтеки в виде петли от ударов проводом или ремнем, следы связывания или стягивания веревкой, ожоги от сигарет, ожоги кипятком, винтообразные переломы бедра, кровоизлияния в сетчатку глаза от сильного сотрясения, субдуральные гематомы и др.
75
Увидев повреждения, нужно поставить перед собой вопросы и получить на них ответы
1. Совпадают ли обстоятельства травмы, описанные родителями, с результатами осмотра ребенка
2. Насколько убедительны объяснения механизма повреждения, учитывая возраст ребенка и его функциональные возможности
3. Получал ли ранее ребенок травматические повреждения. Своевременно ли родители обратились за медицинской помощью При подозрении на насилие врач обязан сообщить данную информацию руководителю лечебно-профилактиче- ского учреждения ив органы внутренних дел, зафиксировать в истории болезни все телесные повреждения и объективную клиническую симптоматику для составления в последующем заключения судебно-медицинского эксперта. В процессе диагностики и ведения пострадавшего ребенка обязательным является междисциплинарный подход с участием врачей педиатра, дерматолога, хирурга, гинеколога, детского психолога, социальных работников.
Профилактика Первичная профилактика своевременное установление факта жестокого обращения с ребенком, для чего следует распознать сам факт жестокого обращения, сообщить об этом в соответствующие инстанции, при необходимости госпитализировать ребенка, принять меры к пресечению насилия. Вторичная профилактика привлечение к этой деятельности специальных служб, которые определяют группу высокого риска и меры профилактики насилия. В связи с социальной значимостью профилактики детской безнадзорности в
76

России имеются специализированные учреждения для несовершеннолетних, оказавшихся в кризисной ситуации и нуждающихся в социальной реабилитации. Третичная профилактика работа специальных служб, занимающихся социально неблагополучными семьями, в которых отсутствует должный уход за детьми или допускается насилие над ними необходимо помнить, что любовь, забота, внимание и ласку родителей не заменит никто. Рекомендуемая литература
1. Блохин Б.М., Гаврютина ИВ. Жестокое обращение с детьми / Неотложная педиатрия национальное руководство / под ред. Б.М. Блохина. – М ГЭОТАР-Медиа, 2017. – С. 778–799.
2. Хегер П.Г. Детская дерматология / перс нем под ред.
А.А. Кубановой, АН. Львова. – М Изд-во Панфилова; БИНОМ Лаборатория знаний, 2013. – С. 599–617.
ГЛАВА 2
Неонатология_и_неонатальный_период'>НЕОНАТОЛОГИЯ
2.1. Основные понятия неонатологии,
недоношенные дети, задержка внутриутробного роста плода
Неонатология и неонатальный период
Неонатология – раздел педиатрии, изучающий физиологические особенности и болезни новорожденных детей.
Перинатология – раздел акушерства и педиатрии, изучающий развитие и сохранение здоровья плода и новорожденного в перинатальном периоде (с й недели внутриутробной жизни человека по е сутки жизни после рождения.
Неонатальный период начинается от момента рождения, перевязки пуповины, первого вдоха и продолжается
28 дней (4 недели. В этот период происходит адаптация организма ребенка к внеутробной жизни, приспособление к новым условиям существования. Адаптация функциональных систем новорожденного зависит от состояния организма матери, течения беременности иродов. В неонатальном периоде выделяют ранний период – от момента перевязки пуповины до го дня жизни и поздний период с го дня пой день. Ранний неонатальный период самый ответственный для адаптации новорожденного к внеутробному существованию. В этот период происходят наиболее важные изменения в организме ребенка начало внешнего (легочного) дыхания, перестройка кровообращения с функционированием малого круга, переход на энтеральное питание, изменение терморегуляции и энергообмена. Функции организма, активно преобра- зуясь, находятся в состоянии неустойчивого равновесия. Поэтому очень важно в этот период создать специальные
78

условия для успешной адаптации и выхаживания ребенка и обеспечить постоянное наблюдение медицинского персонала. С 1974 г. ВОЗ предложила считать жизнеспособными детей
– родившихся на сроке беременности 22 недели и более с массой тела при рождении 500 грамм и более либо с массой менее 500 грамм при многоплодных родах (если масса неизвестна с длиной тела 25 см и более
– с признаками живорождения (дыхание, сердцебиение,
пульсация пуповины или произвольные движения мускулатуры, независимо оттого, перерезана пуповина и отделилась ли плацента. После оценки по шкале Апгар и пересечения пуповины новорожденному проводят первичный туалет. Первичный туалет новорожденного проводится в родовом зале, в стерильных условиях, на пеленальном столе, оснащенном источником лучистого тепла, в течение первых 15 секунд после рождения. Удаляют избыточную первородную смазку, слизь и кровь с кожи ребенка. Профилактику гонобленореи проводят путем закапывания 20 % раствора сульфацила натрия в конъ- юнктивальные мешки и половые органы. По окончании первичного туалета проводят антропометрию новорожденного измерение массы, длины тела, окружностей головы и груди для оценки физического развития младенца. При рождении у каждого ребенка оцениваются гестационный возрасти зрелость. Здоровый новорожденный – ребенок, родившийся от практически здоровой женщины, не имевшей осложнений вовремя беременности иродов, получивший оценку по шкале
Апгар 8–10 баллов (табл. 2.12), имеющий массу тела в среднем грамм, массо-ростовой индекс (индекс Кетле I, отношение массы в граммах к длине тела в см) –
60–80 единиц, при условии нормального течения периода адаптации и максимальной убыли массы тела не более 6–8 %,
79
находящийся на естественном вскармливании. Здоровый новорожденный лучше переносит перестройку организма к внеутробному существованию, и период новорожденности у него протекает гладко, характеризуется зрелостью. Зрелость новорожденного – морфологическое и функциональное состояние органов и систем, прежде всего ЦНС, соответствующие гестационному возрасту ребенка и обеспечивающие его внешнее существование. Определяют по совокупности клинических, функциональных и биохимических параметров. Уходи стабилизация состояния новорожденных включает контроль и поддержание температуры тела, мониторинг уровня глюкозы крови, мониторинг дыхания, артериального давления и перфузии тканей и мероприятия по коррекции их нарушений, контроль лабораторных показателей, а также общение с родственниками пациентов и поддержание их эмоционального состояния, что можно выразить мнемоническим правилом
«STABLE» англ. Аббревиатура
«STABLE» обозначает основные этапы стабилизации состояния больного новорожденного и предусматривает следующие мероприятия
 S – Sugar and Safe Care (сахар и безопасный уход) контроль уровня глюкозы крови у больных новорожденных и детей группы риска по развитию гипогликемии
 T – Temperature (температура) – контроль температуры тела, достижение нормальных показателей, предупреждение гипотермии, поддержание нормальной температуры тела с использованием инкубаторов и источников лучистого тепла, а также с нейропротективной целью применение терапевтической гипотермии с учетом показаний (перинатальная асфиксия) и противопоказаний
 A – Airwai (дыхательные пути) – мониторинг дыхания,
учет причин дыхательной недостаточности (респираторного дистресса) в зависимости от гестационного возраста,
80