Файл: Теоретические аспекты изучения психологических закономерностей развития подростков.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 25.10.2023
Просмотров: 161
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
1. Теоретические аспекты изучения психологических закономерностей развития подростков
1.1 Психологические особенности подросткового возраста
1.2 Причины психологических проблем у подростков
1.3 Пути преодоления психологических проблем у подростков
2. Организационно-методические основы исследования психологических проблем подростков
3. Экспериментальное исследование психологических проблем подростков
3.1 Результаты первого этапа исследования
3.2 Результаты второго этапа исследования
Для того, чтобы ребенок был по-прежнему заинтересован во мнении родителей, хотел бы проводить время не только у экрана или монитора, а в обществе семьи, родители должны проявлять постоянную инициативу в организации совместных мероприятий, которые бы понравились их чаду, будь-то поход в кино, на концерт любимого исполнителя, или просто прогулка в парке, в зависимости от настроения или желания ребенка [41, 57].
Главная ошибка, которую могут совершить родители – не проявлять интереса к увлечениям подростка, пусть даже они кардинально отличаются от интересов самих родителей. Потому как для ребенка очень важно ощущать поддержку его родителей, именно в этом случае он не будет искать ее вне семьи, тем самым удаляясь от нее. Стоит также упомянуть о тех ситуациях, когда подросток, увлеченный компьютером или телевизором, совершенно не идет на контакт со своими родителями.
В таких случаях стоит иметь в виду, что подобные ситуации не возникают в одно мгновение, а являются следствием того, что в определенный момент времени родители перестали интересоваться жизнью ребенка, а он тем самым целиком погрузился в свой внутренний мир. Выход из данной ситуации мне представляется следующий.
Родителям необходимо попытаться узнать то, чем интересуется подросток, вселить в него уверенность в том, что они не находят его увлечение простой тратой времени. Ведь в противном случае ребенок ещё больше удалится от семьи и в подобном случае придется обратиться к помощи специалистов.
Таким образом, совет, который стоит дать родителям во избежание потери доверия и интереса со стороны ребенка, заключается в том, чтобы проводить как больше времени со своим чадом, проявляя интерес к его мировоззрению, подверженному влиянию масс-медии, стараясь заинтересовать его и тем, что кажется вам полезным. Так, к примеру, в один день пойти на фильм с участием любимого актера подростка, а на другое день отправится всей семьей в театр.
В подобном случае, подросток не будет замыкаться в себе, не желая делиться с родителями своими переживаниями и мыслями, а родители, зная об увлечениях ребенка, помогут ему познать иные сферы времяпрепровождения.
Детско-родительские отношения составляют важнейшую подсистему отношений семьи как целостной системы и могут рассматриваться как непрерывные, длительные и опосредованные возрастными особенностями ребенка и родителя отношения [6, с. 14].
Общеизвестно, что в воспитании ребенка участвует и мать и отец, в нашем исследовании мы сделали акцент на изучении феномена отцовства. Проблема отцовства в психологии является менее разработанной, чем феномен материнства, и характеризуется отсутствием каких-либо целостных концепций, базирующихся на эмпирических исследованиях. Тем не менее, важность фигуры отца в воспитании и развитии ребенка подчеркивается всеми психологическими течениями.
Известный представитель психоаналитического направления А. Адлер считал, что идеальный отец - это тот, кто относится к своим детям как к равным и принимает активное участие наряду с женой в их воспитании. В отечественной и американской психологии в 70-80 годы исследовалась роль отцов в воспитании и социализации детей. Особенно пристальное внимание исследователей уделялось роли отца в жизни ребенка в период младенчества.
Отцы, активно включившиеся в воспитание и уход за детьми и, соответственно, проводили с ними больше времени. Отцы оказались способны купать, пеленать, и качать, улавливать сигналы ребенка столь же чутко, как матери, и младенцы смогли привязаться к отцам не меньше, чем к матерям.
Данные многих исследований говорят о том, что отцы, державшие ребенка на руках сразу после рождения, и в дальнейшем продолжали больше играть со своими подрастающими детьми и заботиться о них. Эта новая роль заботливого отца благоприятно сказывается на развитии семьи.
Положительную роль отцов в раннем детстве различные авторы связывают с тем, что отцы играют заметную роль в формировании своего ребенка в ситуациях, когда ему неясно, как вести себя в данный момент. Отцы, которые чутко реагируют на сигналы ребенка и становятся значимыми фигурами в детском мире, скорее проявляют себя как действенные посредники социализации; когда ребенок становится старше, отец превращается для него в важную ролевую модель; отец может выступать в роли защитника и болельщика ребенка, мотивируя его на успехи. Некоторые американские исследователи отмечают, что у отцов, которые недосягаемы для маленьких детей, могут возникнуть трудности в налаживании с ними прочных эмоциональных связей в последующем [35, 98].
Отечественные педагоги и психологи также постоянно подчеркивали значение отца в семейной социализации. Отмечалось, например, что в воспитании сына – подростка отцу принадлежит особая роль. Значимость личности отца, прежде всего в том, что для сына он представляет эталон мужчины. Образцы поведения отца, копируемые ребенком - подростком, формируют нравственный облик, способы поведения мальчика. От отца он перенимает мужественные черты, учится мужскому достоинству, рыцарству.
Маленький мальчик пользуется отцовской моделью поведения. Если отец выражает свое недовольство агрессивно, его сын будет пытаться поступать подобным же образом. Если отец скрывает свое раздражение под маской молчания, сын будет считать это нормой мужского поведения. Общие игры, секреты, симпатии и привязанности между отцом и сыном будут для сына гораздо лучшей моделью мужского поведения, чем прямые жесткие попытки воспитать «настоящего мужчину». Мудрое, щедрое на ласку отцовское воспитание способствует формированию более мужественных мальчиков и женственных девочек [47, 46].
В российских семьях наблюдались несколько иные закономерности. По данным наблюдений семей детей-невротиков, мужчины не представляют стабилизирующего фактора в семье вследствие отсутствия адекватного опыта семейных взаимоотношений в детстве, мягкости характера, приниженной роли в семье, занятости или стремления еще более ужесточить требования к детям и наказать их за так называемое своеволие, а на самом деле за появление защитно-протестных установок. Вероятно, мягкость характера отца наряду с его отстраненностью от семейных проблем и отсутствием авторитета в семье способствует невротизации сыновей.
Тот же автор, ретроспективно анализируя группу из 14 мальчиков 7-8 лет, испытывающих трудности при их обучении в первом классе, делает, в частности, вывод о недостаточности роли отца в их семьях. В дошкольном возрасте мальчики испытывали недостаток отцовского влияния вследствие его блокирования другими взрослыми членами семьи, занятости, незрелости или чрезмерной строгости и недоступности отца. Во всех случаях у мальчиков практически отсутствует привязанность к отцу. Его авторитет для них крайне низкий. Роль отца в семье своеобразно заменяет бабушка или мать.
Многолетние исследования неврозов у детей и анализ отношений в их семьях на протяжении трех поколениях приводит его к сходным выводам. Отмечается доминирующая роль бабушек по обеим линиям родства и явно недостаточная роль дедушек - другими словами, избыток женского и недостаток мужского влияния в прошлом [8, 45].
Роль отца в усвоении ребенком половой роли может быть особо значимой. Отцы даже в большей степени, чем матери, приучают детей к половым ролям, подкрепляя развитие женственности у своих дочерей и мужественности - у сыновей. Одно время считалось, что влияние отцов сказывается только на обучении сыновей маскулинным моделям поведения
, и, кажется, это утверждение действительно верно для детей дошкольного периода. Мальчик, отец которого покинул семью до того, как ему исполнилось пять лет, впоследствии оказывается более зависимым от своих ровесников и менее уверенным в себе, чем мальчик из полной семьи. Если мальчик ведет себя, опираясь на готовую модель отцовского поведения, то в результате его поведение и психика становятся более стабильными.
На девочках отсутствие отца сказывается в первую очередь в подростковый период. Хорошие отцы способны помочь своим дочерям научиться взаимодействовать с представителями противоположного пола адекватно ситуации. Говорят: мать учит ребенка жить в доме, отец помогает ему выйти в мир, другими словами, мать ответственна за эмоциональные привязанности, а отец - за эмоциональную независимость. Если же в семье происходят постоянные конфликты или же один из родителей отсутствует (физически или эмоционально), ребенок не получает должного воспитания.
Таким образом, отец в жизни ребенка играет такую же важную и определяющую роль, как и мать. Отец оказывает влияние на личность ребенка, на его психическое развитие и его социализацию. Роль отца в жизни ребенка неоспорима. Это важно как для мальчика, так и для девочки.
1.3 Пути преодоления психологических проблем у подростков
Подросток проходит через многие проблемы, которые свойственны этому возрасту, и со временем, когда чувства молодого человека уравновешиваются, сами собой разрешаются. Среди этих проблем есть весьма серьезные, которые многие подростки часто не в состоянии преодолеть. Неудачи могут привести к отчаянию и депрессии [35, 45].
Низкая самооценка возникает из-за того, что подростки в этот период оценивают себя по мнению своего окружения. Между тем подростки могут быть очень жестокими и безжалостными. Они не считаются с чувствами других людей, даже если это их друзья. Плохое отношение сверстников может заставить подростка чувствовать себя неудачником. И это день за днем подтверждается в общении с группой.
Неосознанно подросток начинает искать убежища, защиты. Он как бы прячется в раковину, старясь избавить себя от эмоциональных стрессов. Он избегает общения, чтобы оно его вновь не ранило. Страх оказаться не таким «как все» у них очень велик, поскольку в этом возрасте очень сильно влияние компании. Подростки чувствуют себя очень неуютно вне группы. Психологически им трудно вынести отвержение друзей.
Во все времена у подростков были и есть проблемы. В разные времена были разные и подростки и проблемы. Сейчас подростков волнуют разные проблемы. Например: проблемы в учебе, в отношениях с родителями или друзьями, одиночество. Чаще всего встречающаяся проблема подростков это проблемы в учебе. Они могут возникнуть из-за непонимания предмета. Другой проблемой подростка, является проблемы с родителями. Часто у подростков проблемы с родителями возникают из-за того, что они не понимают друг друга. А проблемы с друзьями возникают порой из-за какой-либо мелочи.
Последней проблемой подростков является одиночество. Такие моменты крайне волнительны для них, так как именно в эти моменты они задумываются о всех волнующих их проблемах.
У каждого ребенка рано или поздно наступает период, когда он впервые начинает размышлять о том, кто он, чего он хочет и прочее. По мере взросления вопросов становится все больше и наконец, наступает время искать ответы на эти вопросы.
В период с 11-ти до 16-ти лет ребенок становится подростком, в это время меняется его гормональное, психологическое и физическое состояние. В это время подросток становится уязвимым, ему нужна поддержка, чтобы справиться со становлением личности. Наступает период внутренних конфликтов с собой и конфликтов с окружением. Наблюдается проявление агрессии, резкая смена настроения, поиск новых знакомств, интересов и увлечений [41, 88].