Файл: 1. Предмет трудового права.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 285

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


 3) Дискриминация при продвижении по службе тех, кто уже работает в организации. Таким сложнее сделать карьеру, их неохотно продвигают по служебной лестнице, назначают на ответственные должности. Подобной дискриминации чаще подвергаются женщины, иммигранты, национальные меньшинства.

 4) Профессиональная сегрегация, проявляется в устойчивом разделении профессий и должностей между разными группами работников. Так, существуют традиционные мужские и женские профессии. Профессиональная сегрегация наблюдается при разделении профессий между местными и приезжими работниками.

 5) Дискриминация в образовании и профессиональной подготовке. В современном мире не часто встречается формальное ограничение доступа человека к образованию по причине иностранного гражданства, незнания государственного языка и прочее. Однако человеку, родившемуся в бедной семье, может просто не хватить денег для продолжения обучения. Иммигрантам вообще приходится нелегко: и заработки у них ниже, и инвестировать в образование им сложнее. Статистические данные показывают, что во многих странах уровень образования у женщин ниже, чем у мужчин.

 

10. Сфера действия трудового права

Сферой действия трудового права называется очертание предела распространения трудового законодательства, его действия. Статья 11 Трудового кодекса указывает, что Трудовой кодекс и иные нормативно-правовые акты о труде распространяются на всех работников, занятых по трудовому договору с работодателем независимо от его организационно-правовой формы. Нормы Кодекса и всего трудового законодательства, указывает ч. 2 этой статьи, обязательны для применения на всей территории Российской Федерации для всех работодателей (юридических или физических лиц) независимо от их форм собственности. А это означает, что трудовое законодательство распространяется на все производства независимо от их формы собственности (частной, государственной, муниципальной, смешанной) и их организационно-правовой формы (хозяйственные общества и товарищества, производственные и потребительские кооперативы, учреждения, государственные и муниципальные унитарные предприятия, общественные и религиозные организации, политические партии, фонды, и тп). Трудовое законодательство России распространяется на труд работников совместных предприятий и организаций с участием иностранных инвесторов, действующих на территории России на иностранных граждан и лиц без гражданства работающих на территории России, а так же на работников российских организаций за рубежом, если иное не предусмотрено договором с соответствующей страной. Трудовое законодательство России регулирует труд штатных работников общественных и некоммерческих организаций (в т.ч партий, профсоюзов, фондов). Трудовое право распространяется на трудовые отношения работников из числа обслуживающего персонала религиозных организаций (уборщиц, сторожей, бухгалтеров, кассиров и тп), но не распространяются на священнослужителей, в отношение которых действует внутри-конфессиональные нормы, не распространяется трудовое право на военнослужащих, лиц рядового начальства органов внутренних дел, ФСБ и приравненных к ним лиц – их служба регулируется уставами и специальным административным законодательством (например, ФЗ о Полиции). С 2004 года из числа субъектов трудового права фактически выбыли госслужащие, чья служба стала регулироваться ФЗ о Государственной гражданской службе. Следует отметить, что базовое положение данного законна регулирующее заключение о расторжении служебных контрактов, служебного времени и времени отдыха и другие аспекты заимствованные из ТК. Тенденция развития российского трудового права такова, что постепенно все виды общественно-трудовых отношений в обществе перейдут в сферу действия трудового права при расширении дифференциации правового
регулирования труда отдельных категорий граждан
11. Особенности источников трудового права

НЕ ОТНОСИТСЯ К ВОПРОСУ НО ЗНАТЬ НАДО Источники трудового права – это способы (формы) закрепления и выражения норм трудового права, результат нормотворческой деятельности соответствующих органов государства, работодателей, а также совместного нормотворчества работодателей и работников (их представителей) в сфере регулирования трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношений.

Источники права:

1. НПА;

2. Правовой обычай;

3. Судебный прецедент;

4. Договор нормативного содержания.

В трудовом законодательстве существуют такие источники права как:

1. Правовой обычай (например, заявление о приеме на работу, так как ТК не требует такого документа);

2. НПА;

3. Договор нормативного содержания.

НПА – это:

• Результат правотворческой деятельности компетентных органов и должностных лиц;

• Содержат общеобязательные правила поведения;

• Принимается и реализуется в особом процессуальном порядке;

• Имеет строго определенную документарную форму;

• Направлен на регулирование наиболее типичных отношений;

• Рассчитан на постоянное или длительное действие;

• Не персонифицирован, адресован ко всем либо к неопределенному кругу субъектов.

Согласно ст.15 К РФ – законы подлежат официальному опубликованию, неопубликованные законы не применяются, любые НПА, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.

Система НПА о труде – это трудовое законодательство и иные акты, содержащие нормы трудового права (ст.5 ТК РФ).

Регулирование трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношений в соответствии с Конституцией РФ, ФКЗ осуществляется:

1. Трудовым законодательством, состоящим из:

• ТК РФ (принят 30.12.2001 и введен в действие с 1.02.2002);

• Иных федеральных законов (Закон РФ «О занятости населения в РФ», ФЗ «О минимальном размере оплаты труда» и др.). Нормы трудового права, содержащиеся в иных федеральных законах должны соответствовать трудовому кодексу РФ. В случае противоречий между Трудовым кодексом и иным ФЗ, применяется Трудовой кодекс. Если вновь принятый ФЗ, содержащий нормы трудового права, противоречит трудовому кодексу, то этот ФЗ применяется при условии внесения соответствующих изменений в Трудовой кодекс (ч.3,4,5 ст.5 ТК РФ).



• Законов субъектов РФ (например, Закон Саратовской области «О социальном партнерстве», Закон Саратовской области «Об областной (региональной) трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений» и др.). Законы субъектов РФ, содержащие нормы трудового права не должны противоречить трудовому кодексу и иным федеральным законам.

2. Иными нормативно-правовыми актами, содержащими нормы трудового права:

• Указы Президента РФ («Вопросы системы и структуры федеральных органов исполнительной власти»).

• Постановления Правительства РФ («О трудовых книжках»).

• Нормативно-правовыми актами Министерства здравоохранения и социального развития РФ («Об утверждении порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда»).

• Нормативно-правовыми актами других федеральных органов исполнительной власти (Приказ Минтранса РФ «Об утверждении Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей»).

• Нормативно-правовыми актами органов исполнительной власти субъектов РФ.

• Нормативно-правовыми актами органов МСУ.

• Локальными нормативными актами.

Особенности источников трудового права.

К источникам трудового права относятся как источники, характерные для всех отраслей права, так и особые источники, отражающие специфику правового регулирования трудовых и иных, непосредственно связанных с ними отношений.

1. Наличие в системе источников трудового права обширной группы нормативных актов, исходящих от федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политике и нормативно-правовому регулированию в сфере труда – Министерство здравоохранения и социального развития РФ.

2. Участие профсоюзов в правотворческойдеятельности государства и работодателей (ст. 8, 370, 372 ТК РФ и ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности»). В соответствии с законом «О профсоюзах …» проекты законодательных актов, затрагивающих социально-трудовые права работников, рассматриваются федеральными органами государственной власти с учетом предложений общероссийских профсоюзов и их объединений – это совещательное право профсоюзов. Проекты нормативно-правовых актов, затрагивающих социально-трудовые права работников, рассматриваются и принимаются органами исполнительной власти, органами МСУ, с учетом мнения соответствующих профсоюзов. Профсоюзы вправе выступать с предложениями о принятии соответствующими органами государственной власти законов и иных нормативно-правовых актов, касающихся социально-трудовой сферы. Локальные нормативно-правовые акты принимаются работодателем в случаях, установленных Трудовым кодексом РФ с учетом мнения профсоюзного комитета. Профсоюзы заключают от имени работника коллективные договоры и соглашения по социально-трудовым вопросам.


3. Сочетание централизованного и локального регулирования труда. Наличие в системе источников трудового права многочисленной группы локальных нормативных актов (ст.8 ТК РФ).

4. Сочетание нормативного и договорного регулирования труда. Наличие в системе источников трудового права нормативных договоров – коллективных договоров и соглашений (ст.40, 45 ТК РФ).

5. Единство и дифференциация трудового права, деление трудового законодательства на общее и специальное (ст. 251,252 ТК РФ). Общие нормы о труде распространяются на всех работников, а специальные – на некоторые категории работников при определенных условиях. В соответствии со ст.251 ТК РФ особенности регулирования труда – это нормы, частично ограничивающие применение общих правил по тем же вопросам, либо предусматривающие для отдельных категорий работников дополнительные правила. Основания дифференциации норм трудового законодательства.

• Объективные (производственные) основания:

 

• Имущественные, экономические, организационно-хозяйственные особенности работодателя.

• Климатические условия (территориальное расположение работодателя).

• Конкретные производственные условия – нормальные, тяжелые, вредные, особо тяжелые и особо вредные.

• Характер трудовой связи работника с работодателем – постоянные, временные (до 2-х месяцев), сезонные, совместители, надомники и др.

• Характер самого труда (медицинский работник, преподаватель).

• Субъектные основания:

• Женщины и, в первую очередь, беременных женщин и женщин, имеющих малолетних детей.

• Несовершеннолетние.

• Инвалиды, лица с пониженной трудоспособностью.

1. Наличие в системе источников трудового права международных правовых актов, наибольшее значение среди которых имеют стандарты (Конвенций и Рекомендаций) Международной Организации Труда.

2. Обусловленность трудового права федеративным характером государства, отнесение его к предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ. Разграничение полномочий осуществляется в соответствии со ст. 6 ТК РФ. В соответствии с ч.1 ст.6 к исключительной компетенции РФ относится принятие обязательных для применения на всей территории РФ ФЗ и иных НПА в частности по следующим вопросам:

• Основные направления государственной политики в сфере труда;

• Порядок заключения, изменения и расторжения трудовых договоров;


• Основы социального партнерства;

• Порядок разрешения индивидуальных и коллективных трудовых споров;

• Порядок осуществления федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных НПА;

• Порядок расследования несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

• Порядок и условия материальной ответственности сторон трудового договора;

• Виды дисциплинарных взысканий и порядок их применения;

• Особенности правового регулирования труда отдельных категорий работников.

Части 2 и 3 ст.6 ТК РФ определяют совместную компетенцию РФ и субъектов РФ. Приоритет отдается Федеральному законодательству.
12. Работодатель как субъект трудового права

 работодатель — это физическое либо юридическое лицо (организация), вступившее в трудовые отношения с работником. В случаях, установленных федеральными законами, в качестве работодателя может выступать иной субъект, наделенный правом заключать трудовые договоры.

Права и обязанности работодателя в трудовых отношениях осуществляются: физическим лицом, являющимся работодателем; органами управления юридического лица или уполномоченными ими лицами.

Юридические лица (организации) становятся субъектом трудового права с момента заключения трудового договора с первым из работников. По общему правилу правосубъектность работодателя возникает позднее гражданской правосубъектности, возникновение которой связано с прохождением процедуры регистрации юридического лица в качестве организации в определенной законодательством форме. Тогда как правосубъектность работодателя связана с приемом на работу первого работника. Такой прием может состояться после утверждения штатного расписания, открытия счета в банке, необходимого для выплаты работникам заработной платы. 

работодателями - физическими лицами признаются:

1) физические лица, зарегистрированные в качестве ИП и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юр. лица, а также частные нотариусы, адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты, и иные лица, чья профессиональная деятельность подлежит государственной регистрации и (или) лицензированию, вступившие в трудовые отношения с работниками в целях осуществления указанной деятельности;

2) физические лица, вступающие в трудовые отношения с работниками в целях личного обслуживания и помощи по ведению домашнего хозяйства.