Файл: Проблемы развития личности, с физиологическими отклонениями в формировании, совместимы с вопросами реализации социальной адаптации.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 85

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Освоение и ознакомление ребенка с грамматическим строем речи осуществляется в ходе общения со взрослыми на основе слухового восприятия и предшествующего подражания. В процессе естественного общения с окружающими незрячие дети обретают все условия для продуктивного овладения грамматическим строем родного языка. Однако, достаточно часто, дети с патологией зрительных функций попадают в условия, которые резко ограничивают их возмож­ность в общении, это негативно сказывается на развитии у них речевых навыков и языкового чутья.

Накопление словарного запаса и усвоение граммати­ческого строя речи родного языка способствуют формированию связной речи. Овладение связной речью, независимо от ряда перечисленных особенностей, происходит у незрячих детей по тем же закономерным особенностям, что и у здоровых детей. Заблаговременная коррекционная работа, проводимая педагогом способствует преодолению задержки в речевом развитии и достигнуть уровня нормы.

В особенность речевого развития незрячих детей включены также особенности изучения и применения ими неязыковых средств общения - мимики, пантомими­ки, интонации, которые являются неотъемлемым условием устной речи. Отсутствие возможно­сти зрительно воспринимать и непосредственно подра­жать внешним выразительным движениям окружающих негативно сказывается как на осознании ситуатив­ной, сопровождаемой мимикой и пантомимикой устной речи, так и на внешнем оформлении речи.

Незрячий ребенок не способен воспринять массу мимических движений и жестов, которые придают определенным выска­зываниям разнообразные оттенки и значения. Не используясь в речи незрячего ребенка эти средства, они существенно обедняют его речь, она принимает вид маловыразительности.

Значительно плотно в зависимости от времени и степени утраты зре­ния связаны и неязыковые средства общения мимика и пантомимика. При врожденной и рано возникшей сле­поте страдают как инстинктивные, так и прижизненно формирующиеся социальные выразительные движения, которые у незрячих детей вообще отсут­ствуют, а инстинктивные мимические движения, сопровождающие смех и плач, оказываются слабо выраженными.

Вне зависимости от многочисленных отклонений в формировании разных компонентов речевой деятельности в процессе явных нарушений зрительных функций, необходимо отметить, что, как правило, речь незрячих при правильной коррекционной работы родителей и воспитателей может достига­ть нормального уровня и предназначается в качестве явного способа компенсации, значительно расширяя возможности незрячих детей в основных видах деятельности.


Вовлечение в деятельность незрячих детей приводит к развитию своеобразного способа поведения (компенсаторные приспособления, обеспечивающие ориентацию в пространстве, возника­ют в тех случаях, когда незрячий активно и самостоятель­но овладевает пространством). Практика показывает, что у инвалидов по зрению, постоянно пользующихся услу­гами сопровождающих, ориентировочные навыки не формируются.

Вовлечение в деятельность слепорожденных положительно влияет на ком­пенсаторное приспособление. Участие в игровой, а затем учебной и трудовой деятельности повышает их активность развивает мотивационную сферу, сенсибилизиру­ет чувствительность сохранных и нарушенных, анализа­торных систем, положительно сказывается на развитии высших психических функций [11, с. 107].

Таким образом, зрение имеет значительную роль в повседневной деятельно­сти ребенка, обеспечивает регулирование и самоконтроль над движениями. Так как зрение взаимосвязано с иными функциями организма и значимо в формировании ребенка и его жизнедеятельности, то его патология приводит к возникновению других нарушений в пси­хическом и физическом развитии.

Патология зрительных функций способна привести к снижению или ослаблению зрительного восприятия у незрячих детей. Нарушение в области ощущений, обязательно отразятся на восприятии. Нарушение функций зрения препятствует зрительному восприятию, верно отображаются только определенные, зачастую незначительные свойства предметов, в этой связи возникшие образы коверкаются и зачастую не соответствуют действительности.

Фрагментарное представление слепых детей выражается в определенном образе рассматриваемого объекта, значительные детали не определены. В итоге образ предмета не имеет целостности и не соответствует воссоздаваемому объекту.

Скоротечное забывание изученного материала можно объяснить не значимостью рассматриваемых объектов и незнанием их определений, о коих незрячие дети-дошкольники получают через вербальное познание. Дефицит процесса сохранения, возникаю­щий вследствие аномалий в области от­ражения через чувства, способны в существенной мере ликвидироваться при использовании дифференцированного, учитывающего состояние функционирования зритель­ных анализаторов в наглядном и действенном обучении сле­пых детей.

Физиологическое осуществление процессов мышления у незрячих и видящих одни и те же. Мыслительная деятельность, логика, подчиняется законам, общим для всех детей. Мышление может быть развито достаточно высоко и у слепых детей, т.к. мыслительная деятельность имеет речевой характер.



Внимание способствует концентрации сознания на исследуемом предмете одновременно отвлекая его от всего посторон­него, препятствующего деятельности в нужном направлении. Патология зрения, приведшая к слепоте не дает зритель­ного отражения мира, в ходе этого из ощуще­ний ребенок не может получить большое количество сигналов, которые информировали бы его о главных качествах предметов и явлений..

Освоение фонетической стороны речи, с чего начинает формироваться усвоение родного языка, т.е. развитие фонетического слуха, а так же механизм звукопроизношения, осуществляется на фоне подражания. В случае если формирование фонетического слуха и развитие речеслуховых явлений, которое основано на слуховом вос­приятии, происходит у незрячих и зрячих детей идентично, то развитие речевых и двигательных образов, а именно, артикуляции звуков речи, которое основано не только на слуховом, но и на двигательном и зрительном восприятии, значительно отличается.

Начало формы

Конец формы

Выводы по первой главе

Таким образом, слепота у детей – значительно остро проявляющийся уровень нарушения зрения, ограничено зрительное восприятие окружающего мира в результате утраты остроты основного зрения либо сужения поля зрения и иных функций зрения. При слепоте присутствует остаточное зрение. Остаточное зрение - это определенное качество глубоко нарушенного зрения, зависящее от разнообразных характеристик глазных заболеваний, которое обусловлено главным и сопутствующим аномальным процессом, всеобщим состоянием организма, нейропсихической сферы.

У незрячих детей основной причиной появления глазных заболеваний выступает врожденная и приобретенная патология глаз. Врожденная патология - недоразвитость системы зрения на фоне всеобщего соматического снижения состояния здоровья. Приобретенная слепота – это результат патологии зрительных органов: роговицы, сетчатки, сосудистого тракта и др., заболеваний ЦНС (центральной нервной системы): менингит, опухоль мозга, касающиеся участков коры зрительной системы, и осложнения, в следствии инфекционных заболеваний, травмы глаза либо мозга.

Зрение имеет значительную роль в повседневной деятельно­сти ребенка, обеспечивает регулирование и самоконтроль над движениями. Так как зрение взаимосвязано с иными функциями организма и значимо в формировании ребенка и его жизнедеятельности, то его патология приводит к возникновению других нарушений в пси­хическом и физическом развитии.


Патология зрительных функций способна привести к снижению или ослаблению зрительного восприятия у незрячих детей. Нарушение в области ощущений, обязательно отразятся на восприятии. Нарушение функций зрения препятствует зрительному восприятию, верно отображаются только определенные, зачастую незначительные свойства предметов, в этой связи возникшие образы коверкаются и зачастую не соответствуют действительности.

Фрагментарное представление слепых детей выражается в определенном образе рассматриваемого объекта, значительные детали не определены. В итоге образ предмета не имеет целостности и не соответствует воссоздаваемому объекту.

Скоротечное забывание изученного материала можно объяснить не значимостью рассматриваемых объектов и незнанием их определений, о коих незрячие дети-дошкольники получают через вербальное познание. Дефицит процесса сохранения, возникаю­щий вследствие аномалий в области от­ражения через чувства, способны в существенной мере ликвидироваться при использовании дифференцированного, учитывающего состояние функционирования зритель­ных анализаторов в наглядном и действенном обучении сле­пых детей.

Физиологическое осуществление процессов мышления у незрячих и видящих одни и те же. Мыслительная деятельность, логика, подчиняется законам, общим для всех детей. Мышление может быть развито достаточно высоко и у слепых детей, т.к. мыслительная деятельность имеет речевой характер.

Внимание способствует концентрации сознания на исследуемом предмете одновременно отвлекая его от всего посторон­него, препятствующего деятельности в нужном направлении. Патология зрения, приведшая к слепоте не дает зритель­ного отражения мира, в ходе этого из ощуще­ний ребенок не может получить большое количество сигналов, которые информировали бы его о главных качествах предметов и явлений..

Освоение фонетической стороны речи, с чего начинает формироваться усвоение родного языка, т.е. развитие фонетического слуха, а так же механизм звукопроизношения, осуществляется на фоне подражания. В случае если формирование фонетического слуха и развитие речеслуховых явлений, которое основано на слуховом вос­приятии, происходит у незрячих и зрячих детей идентично, то развитие речевых и двигательных образов, а именно, артикуляции звуков речи, которое основано не только на слуховом, но и на двигательном и зрительном восприятии, значительно отличается.


ГЛАВА 2. БЕСЕДА О ПРОЧИТАННОМ ЛИТЕРАТУРНОМ ПРОИЗВЕДЕНИИ, КАК ОДНА ИЗ ФОРМ РЕЧЕВОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПЕДАГОГА С НЕЗРЯЧИМ РЕБЕНКОМ
2.1. Особенности организации общения с незрячим ребенком
В работе педагога, огромное значение имеет вопрос осуществления хода формирования личности незрячего ребенка в группе, сложность и специфика развития его психики, а так же способы коррекции и формирования социального и адаптивного поведения дошкольника имеющего патологию зрительных функций. На указанной основе в педагогической деятельности имеются установленные условия обучения и воспитания, помогающие незрячему ребенку успешно развиваться [17, с. 129].

Общение является одним из компонентов коррекционного образования незрячих детей. В зависимости от характера и степени нарушений используются те или иные способы общения с незрячим ребенком. Педагогу, и окружающих ребенка людям свойственно понимать, что диапазон остроты зрения незрячих детей колеблется от тотальной слепоты до форменного зрения. Незрячий ребенок не может воспринимать предметы зрительно или зрительно-слуховым способом, он использует слуховой способ ориентирования, напротив тотально незрячий ребенок нуждаются в помощи взрослых. В данном случае нужно следить за деятельностью ребенка и вовремя предупредить его о препятствии на пути, наилучшим предупреждением об опасности выступает слово.

Незрячему ребенку нельзя подавать признаки зависимости от взрослого. Общаться с ним необходимо на равных, но совместно с оказанием ему практической помощи может привести к образованию системы связей речевой и практической деятельности. Не нужно проявлять любопытство по поводу его зрения, проявление сочувствия способно уменьшить интерес общения ребенка с вами.

Терпимое отношение к незрячему ребенку выступает важным качеством педагога. Значимое влияние на формирование ребенка оказывает результативность его отношений со взрослыми и сверстниками. Для развития социально-психологической готовности к общению необходимо научить незрячего ребенка пользоваться помощью нормально видящих сверстников, а последних обучить способам общения с незрячими [20, с. 69].

Важным способом установления контактов в общении выступает включение ребенка в совместную практическую деятельность (учебную, творческую, игровую, соревновательную и пр.). Не следует проявлять сомнение в возможностях ученика освоить какое- либо движение это может снизить как познавательную, так и двигательную деятельность ребенка, во избежание такого негатива необходимо создавать умышленные ситуации успеха, поощрения. Улыбка или кивок головы как способ поощрения недоступны незрячему ребенку. Поэтому лучше использовать словесную похвалу, так как ее услышат и другие занимающиеся.