Файл: Проблемы развития личности, с физиологическими отклонениями в формировании, совместимы с вопросами реализации социальной адаптации.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 86

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Контроль и объективность оценки также могут стать нормой общения незрячего ребенка и педагога. Если появляется необходимость сделать справедливое замечание незрячему, то следует тщательно продумать форму его выражения. Это лучше сделать в деликатной форме [21, с. 28].

Зачастую инвалиды по зрению делят мир на «мы» (слепые) и «они» (зрячие). В таких случаях следует отметить, что процесс общения имеет двусторонний характер и без взаимопонимания это сделать невозможно. Разъяснениями, убеждениями, примерами можно научить ребенка понимать других людей, сопереживать, сочувствовать им, поверить в то, что его окружают хорошие и добрые люди. Наблюдения показывают, что многие люди с нарушенным зрением обладают, в сравнении с нормой, обостренным чувством справедливости. Это качество может стать причиной серьезных эмоциональных переживаний для незрячего ребенка. При контактах с такими детьми следует быть предельно тактичными. Смещение акцента на сильные и привлекательные стороны незрячего ребенка с раскрытием возможностей для успешного общения со здоровыми людьми поможет избежать его самоизоляции.

При общении с незрячим следует соблюдать некоторые правила. Например, при встрече зрячие должны представляться первыми. При движении они должны идти на полшага впереди: это поможет незрячему почувствовать изменение движения своего спутника. Даже короткая остановка может обозначать для незрячего наличие какого-либо препятствия. Во время движения важно вербальное описание маршрута (порожек, ступеньки, край тротуара, яма, окно справа и пр.), а также знакомство с осязательными, обонятельными и звуковыми ориентирами, встречающимися на пути. При описании рисунка, репродукции или какого-либо предмета необходимо владеть информацией о наличии у ребенка нарушений цветовосприятия (дальтонизма), светоощущения, степени зрительных нарушений, а также следует помнить, что при одинаковой остроте зрения дети могут отличаться друг от друга возможностями его использования [3, с. 37].

Для незрячего ребенка осязательное знакомство с новым предметом имеет свои особенности: он нуждается в участии взрослого, ему нужно помочь отделить главное от второстепенного. Сочетание осязательных ощущений и комментирования свойств объекта (формы, величины, качества, твердости или мягкости, звука, который может быть характерным для данного предмета во время его использования и т. д.) поможет более адекватному восприятию. Основным принципом общения должно быть уважение
, доброжелательность и гуманное отношение к личности ребенка.

2.2. Беседа на занятиях: понятие, сущность, классификация

Беседа - это целенаправленное обсуждение чего-либо, организованный, подготовлен диалог на заранее выбранную тему [10, с. 41].

Беседу целесообразно использовать в работе с детьми среднего и дошкольного возраста. Беседа выявляет, как велика у детей потребность выражать свои мысли, как развивается их язык, если тема беседы соответствует их интересам и психике. Е.И. Тихеева в своем труде «Развитие речи детей» подразумевала под беседами организованные, плановопроводимые занятия, цель которых – углубить, уточнить и систематизировать путем слова представления и знания детей [40, С. 87].

Беседа, как процесс речевого взаимодействия педагога с детьми дошкольного возраста является, прежде всего, средством систематизации и уточнения представлений, полученных ребенком в процессе его повседневной жизни, в результате его наблюдений, общения и деятельности. Проводя беседу, воспитатель помогает ребенку полнее, глубже воспринять действительность, обращает его внимание на то, что он недостаточно осознает; в результате знания детей становятся четче, осмысленнее.

В беседе взрослый своими вопросами, направляя мысль детей по определенному руслу, наталкивает их на воспоминания, догадки, суждения, умозаключения. Для неокрепшего ума ребенка это крайне важно.

Ценность беседы именно в том, что взрослый в ней учит ребенка логически мыслить, рассуждать, постепенно поднимает сознание ребенка от конкретного способа мышления на более высокую ступень простейшего абстрагирования, что чрезвычайно важно для подготовки ребенка к школьному обучению. Но в этом и большая трудность беседы – как для ребенка, так и воспитателя. Ведь научить детей самостоятельно мыслить гораздо сложнее, чем сообщать им готовые знания. Вот почему многие воспитатели охотнее рассказывают и читают детям, чем беседуют с ними.

С развитием мышления тесно связано и развитие речи дошкольника. В беседе воспитатель учит ребенка ясно выражать свои мысли в слове, развивает умение слушать собеседника. Она имеет важное значение не только для сообщения детям знаний, но и для развития связной речи, выработки навыков речи в коллективе.

В беседе воспитатель объединяет детей вокруг общих интересов, возбуждает их интерес друг к другу, опыт одного ребенка делается общим достоянием. У них вырабатывается привычка слушать собеседников, делиться с ними своими мыслями, высказываться в коллективе. Следовательно,

здесь развиваются, с одной стороны, активность ребенка, с другой – способность к сдержанности. Таким образом, беседы являются ценным методом не только умственного воспитания (сообщение и уточнение знаний, развитие мыслительных способностей и языка), но и средством социально-нравственного воспитания [1, с. 32].

В беседе взрослый своими вопросами, направляя мысль детей по определенному руслу, наталкивает их на воспоминания, догадки, суждения, умозаключения. Для неокрепшего ума ребенка это крайне важно.

Для некоторых детей участие в коллективном обсуждении ситуации требует определенного волевого усилия: преодолеть робость, застенчивость и высказаться в присутствии других. Следовательно, умелое участие взрослого в ситуации общения в значительной мере решает успех дела. Для этого воспитателю надо хорошо продумать логическую структуру ситуации общения: последовательно расположить весь материал, преподносимый детям; подготовить соответствующие вопросы и объяснения, наглядный материал, уточняющий отдельные моменты ситуации и позволяющий сконцентрировать внимание детей. Кроме этого, педагогу необходимо знать индивидуальные особенности детей и дифференцированно подключать их к активному участию в ситуации общения.

В беседе ребенок должен анализировать, сравнивать, высказывать суждения и делать умозаключения, выводы. В беседе вместе с мышлением развивается речь, формируется диалогические и монологические формы связной речи, а прежде всего речи разговорной; умения слушать и понимать собеседника, давать понятные ответы на поставленные вопросы, ясно выражать свои мысли в слове, высказываются в присутствии других детей умению вести разговор, участвовать в беседе всегда сочетается с воспитанием навыков культуры поведения [4, с. 59]. Ребенок должен научится внимательно слушать того кто говорит, не отвлекаться, не перебивать собеседника, сдерживать свое непосредственное желание сразу отвечать на вопрос, не подождав вывода. В беседе, следовательно, воспитываются, сдержанность, вежливость и в целом культура речевого общения. Л.А. Головчиц предостерегала от одностороннего подхода в понимании беседы, когда сильно подчеркивается лишь речевой момент. Она отмечала важное значение беседы для формирования положительного отношения к окружающей действительности, к модели, к родной стране и родному городу, к родным, близким
[9, с. 16].

Каждая беседа должна сообщать что-то новое; или давать некоторые новые знания, или показывать знакомое в новом аспекте, содержанием беседы должны быть явления, знакомые ребенку, но требующие дополнительных пояснений, поднимающие сознание ребенка на более высокую ступень знания.

Тематика бесед определяется конкретными задачами воспитательной работы с детьми работы, их возрастными особенностями, запасом знаний, приобретенных в процессе экскурсий и наблюдений, а также ближайшим окружением.

Е.А. Флерина классифицировала беседы исходя из дидактических задач. Она выделила три типа бесед:

  1. Беседа вводная, организующая детей на тот или иной вид деятельности.

  2. Беседа, сопутствующая деятельности и наблюдениям детей.

  3. Беседа заключительная, уточняющая и расширяющая опыт детей [23, с. 88].

В методике определено, в отношении младшего дошкольного возраста используется беседа-разговор в процессе получения опыта, беседой сопровождается рассмотрение игрушек, картинок.

В среднем дошкольном возрасте преимущественно используется беседы, которые сопровождают получение новых знаний, сопутствуют наблюдениям (из чего сделаны предметы, наша одежда) и экскурсиям (что делает почтальон). В старшем дошкольном возрасте все виды бесед.

Каждая из названных бесед своеобразна по целевой установке и методу. В основу этой классификации положено взаимодействие между детским опытом и выражением его речи.

В.А. Орехова выделяет два типа бесед, дополняющих классификацию Е. А Флёриной. В основу их положен материал (картина, книга), в связи с которым проводиться беседа [33, с. 15].

С точки зрения содержания можно условно выделить беседы познавательного характера (о школе, родном городе) и этические (о нормах и правилах поведения людей в обществе и дома).

Беседа строится на постоянной мобилизации детского внимания, памяти, мышления. Ребенку приходится всё время следить за ходом беседы, не уклоняясь от темы, слушать собеседников, самому формулировать свои мысли и высказывать их. Основными приемами в методике проведения является вопросы. Эффективность беседы зависит от умного подбора и постановки вопросов.

Ещё К.Д. Ушинский отмечал, что правильно поставленный вопрос включает в себя половину ответа. Поставить вопрос, значит выдвинуть мыслительную задачу, которая должна быть посильна дошкольнику, но не простой.


Руководя беседой, необходимо учитывать индивидуальные особенности детей, разную степень активности. Одни дети очень активны. Быстро реагируют на любой вопрос, всегда правильно отвечают. Другие молчаливы, не вступают в беседу по собственной инициативе, значительная часть детей, слушает, но невысказывается в силу различных причин; замкнутость, застенчивость и т.д.

При проведении беседы задача педагога - добиваться, чтобы все дети были активными участниками обсуждения поставленных перед ними вопросов. Речевая активность детей в беседе - один из показателей её эффективности. Педагог должен стремиться к тому, чтобы как можно большее количество детей приняли участие, одобрение воспитателя, подтверждение детских ответов, его указания стимулируют детей на высказывания. Эффективными приемами, вызывающими детей на спор, на обсуждение проблемных вопросов, является отгадывание загадок, решение речевых логических задач [4, с. 108].

Содержанием беседы является программный материал по ознакомлению детей с окружающей жизнью; бытом и трудом людей, событиями общественной жизни, деятельностью детей в детском саду (игры, труд, друзья).

Беседы протекают живо и непринужденно, удерживают внимание ребенка, активизируют его мысль в том случае, если, программный материал, для усвоения которого проводится беседа, понятен и близок опыту детей.

Чем меньше ребенок, тем больше должны быть связаны беседы с его непосредственными наблюдениями. С детьми до 5 лет тематика бесед должна быть очень конкретной и касаться самых близких им явлений и предметов. Уточняя посредством бесед представления детей об известном материале, надо в то же время помнить, что простая констатация хорошо знакомых фактов не дает никакого толчка для прогрессивного развития мысли ребенка. А вот беседа со старшими дошкольниками, например, о стуле и его составных частях заранее обречена на неудачу, т. к. ребенок 5–7 лет в процессе жизненных наблюдений не раз видел стул, его спинку, ножки, сиденье, и беседа, расчленяющая этот стул на части, ничего в сознании ребенка не прибавит (кроме номенклатурной точности). Не следует делать предметом обсуждения то, что и так освоено [2, с. 74].

В беседе не только уточняются детские знания, в ней ребенок получает новый материал или воспитатель преподносит знакомое ему в новом аспекте. Так, например, в беседе о зимующих птицах дети, кроме известного им факта о том, что часть птиц улетает, а часть остается, они узнают о причине этого явления. Важно, чтобы воспитатель, опираясь в беседе на субъективный опыт детей и ранее усвоенные ими знания, сумел пробудить активную работу мысли, способствовал выработке самостоятельных суждений, формировал у ребенка целостную картину окружающего мира и осознанное отношение к обсуждаемым явлениям.