Файл: Ф. М. Достоевского Л. И. Дементий ответственность как ресурс личности монография.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 488

Скачиваний: 17

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

85
С.Л. Рубинштейна и К.А. Абульхановой-Славской [1; 2; 8] и автор- ское, обозначенное выше. Именно ответственность как форма актив- ности личности, контроля и способа принятия необходимости позво- ляет человеку более осознанно, индивидуально подходить к ситуаци- ям и самостоятельно решать их собственными силами. Благодаря осознанию и принятию ответственности за события, человек имеет возможность и способность апробировать разные стратегии поведе- ния, прогнозировать последствия своих поступков для себя и других людей. Ответственный человек не только не ограничивает себя набо- ром так называемых объективных условий при построении собствен- ного поведения, но и расширяет поле своей активности, пытается найти наиболее эффективные выходы из трудного положения, в ситу- ации неопределенности стремится к поиску необходимой и полной информации, целостно оценивает и воспринимает ситуацию. Интер- налам в отличие от экстерналов свойственна уверенность, они вос- принимают трудности как шанс испытать свои силы.
Исходя из этого мы предположили, что осознание ответственно- сти и подконтрольности ситуации определяет особенности восприятия трудной жизненной ситуации и выбор стратегий поведения в ней и является вследствие этого личностным основанием копинг-стиля.
Исследование роли ответственности проводилось в два этапа.
На первом изучалось копинг-поведение в объективно трудной ситуации (в нашем случае – в ситуации экзамена). Выбор этой ситуа- ции не случаен. Эта ситуация объективно задана (следовательно, ее нельзя избежать). Она периодически в течение длительного времени повторяется, весьма значима для большинства экзаменующихся, а следовательно, вызывает необходимость копинга. Кроме того, эта ситуация позволяла нам выявить типичные для испытуемых копинг- стратегии или диспозиционный характерный копинг (по терминоло- гии Карвера).
На втором этапе копинг исследовался в ситуациях, которые ис- пытуемые сами определяли для себя как наиболее трудные, стрессо- генные, требующие разрешения и вызывающие негативные эмоции.
На этом этапе мы могли изучить роль ответственности в ситуативном копинге на примере двух возрастных групп – юношеской и зрелой.
Изучение копинга в юношеском возрасте позволяет выявить форми- рующиеся стили копинга, тогда как исследование в зрелом возрасте – более устоявшиеся, типичные.
1   ...   5   6   7   8   9   10   11   12   ...   20

Copyright ОАО «ЦКБ «БИБКОМ» & ООО «Aгентство Kнига-Cервис»

86
4.2. Тип ответственности и копинг-поведение
в ситуации экзамена
Результаты исследования показали, что ситуация экзамена яв- ляется значимой для всех испытуемых. Практически все испытуемые определили ее как стрессовую. Однако обнаружено и различие в вос- приятии экзамена разными типами ответственности. Так, ответствен- ные студенты начинают готовиться к экзаменам еще до начала сес- сии, расстраиваются, если им не удается сдать экзамен так успешно, как они планировали, а также придают большое значение оценке.
Студенты ситуативно-ответственного типа в большей степени испы- тывают перед экзаменом страх и неуверенность в своих силах, гото- виться к экзамену начинают во время сессии и не испытывают силь- ных переживаний по поводу успешности сдачи экзамена.
Полученные в результате исследования данные свидетель- ствуют о том, что студенты с разными типами ответственности по- разному ведут себя в стрессовой ситуации экзамена. В табл. 6 приве- дено количество выборов копинг-стратегий в группе ответственных студентов.
Итак, иерархия используемых копинг-стратегий у студентов оптимального типа выглядит следующим образом:
1) подавление конкурирующей деятельности;
2) активный копинг;
3) планирование;
4) положительное истолкование и рост;
5) обращение к религии;
6) поиск активной общественной поддержки;
7) принятие;
8) юмор;
9) сдерживание;
10) ментальное отстранение;
11) алкоголь и наркотики;
12) поведенческое отстранение;
13) поиск эмоциональной общественной поддержки;
14) фокус на эмоциях;
15) отрицание.
Copyright ОАО «ЦКБ «БИБКОМ» & ООО «Aгентство Kнига-Cервис»

87
Т а б л и ц а 6
Выбор копинг-стратегий у студентов ответственного типа
Стратегия
Количество студентов,
использующих данную стратегию, в %
часто
редко
Активный копинг
60 40
Планирование
52,7 47,3
Поиск активной обществен- ной поддержки
34,5 65,4
Поиск эмоциональной обще- ственной поддержки
10,9 89,1
Подавление конкурирующей деятельности
80 20
Обращение к религии
43,6 56,4
Положительное истолкование и рост
49,1 50,9
Сдерживание
30,9 69,1
Принятие
32,7 67,3
Фокус на эмоциях и их выра- жение
5,5 94,5
Отрицание
3,6 96,4
Ментальное отстранение
27,3 72,7
Поведенческое отстранение
10,9 89,1
Использование алкоголя и наркотиков
23,6 76,4
Юмор
30,9 69,1
На основе этих данных особенности копинг-поведения студен- тов оптимального типа можно описать следующим образом.
Наиболее используемыми среди данных студентов являются инструментальные стратегии копинга, направленные на преобразова- ние ситуации, решение проблемы или изменение своего отношения к ней. Самой распространенной копинг-стратегией является «Подавле- ние конкурирующей деятельности», суть которой заключается в по- давлении внимания к посторонней деятельности с целью максималь- ного сосредоточения на источнике стресса. В ситуации экзамена эта стратегия будет достаточно эффективной, так как она обеспечивает
Copyright ОАО «ЦКБ «БИБКОМ» & ООО «Aгентство Kнига-Cервис»


88 целенаправленное волевое сосредоточение на деятельности по подго- товке к экзамену и тем самым делает ее эффективной.
Второй по частоте использования в группе студентов опти- мально-ответственного типа является стратегия «Активный копинг».
Эта стратегия предполагает конкретные действия, направленные на решение проблемы, на удаление источника стресса. Если затрагивать вопрос об эффективности данной стратегии, то Л.И. Анцыферова от- мечает, что не со всякой проблемой человек может справиться. Воз- можность совладания, на ее взгляд, зависит прежде всего от психоло- гической структуры проблемы. И во многих случаях продолжитель- ные, но неудачные попытки практически преобразовать проблему приводят человека к тому, что все его ресурсы и резервы оказывают- ся исчерпанными. Если же проблема оказывается нерешенной, на смену одной трудной ситуации придет другая. Человек будет вынуж- ден отказаться от той ценности, к достижению которой он приложил все свои силы. Кроме того, поражение влечет за собой снижение са- мооценки, требует пересмотра позитивного отношения к себе. Таким образом, эта стратегия является конструктивной, но не всегда эффек- тивной. На наш взгляд, эффективность данной стратегии в ситуации экзамена будет зависеть прежде всего от того, насколько хорошо че- ловек умеет организовать свою деятельность по подготовке и сдаче экзамена: является ли эта деятельность целенаправленной, тщательно распланированной, используются ли различные приемы подготовки и сдачи экзамена, объединены ли они в целостную систему и т. п.
Также часто используется студентами данной группы стратегия
«Планирование», направленная на прогнозирование, составление плана своих действий во время экзамена. Человек, использующий данную стратегию, намечает конечные и промежуточные цели преоб- разования ситуации, способы их достижения, проигрывает свои дей- ствия мысленно, определяет возможные последствия собственных поступков, расставляет приоритеты. Эффективность этой стратегии во время сессии очевидна.
Следующую позицию у оптимального типа занимает стратегия
«Положительное истолкование и рост». Это значит, что данные сту- денты склонны извлекать пользу из ситуации, рассматривая ее как источник для личного роста, обогащения жизненного опыта, развития собственного профессионализма.
Copyright ОАО «ЦКБ «БИБКОМ» & ООО «Aгентство Kнига-Cервис»

89
Менее часто используется стратегия «Обращение к религии».
Как будет указано ниже, эта стратегия является одной из преоблада- ющих в группе безответственных испытуемых. В средней степени выражено у данных студентов использование такой копинг-страте- гии, как «Поиск активной общественной поддержки», заключающей- ся в поиске конкретной информации по поводу решения проблемы.
Надо отметить, что стратегия «Поиск эмоциональной общественной поддержки» (а также стратегия «Фокус на эмоциях и их выражение») употребляются данными студентами крайне редко. Это означает, что эти испытуемые в ситуации экзамена склонны искать именно инфор- мацию для преодоления проблемы, а не эмоциональное сочувствие или поддержку со стороны окружения. Такое рациональное поведе- ние, на наш взгляд, будет более эффективным.
Реже испытуемые оптимального типа применяют в ситуации экзамена такие копинг-стратегии, как «Принятие», «Юмор» и «Сдер- живание». Таким образом, данные студенты не всегда смиряются с ситуацией, переистолковывают ее, находя в ней какие-то забавные, смешные для себя элементы (эта стратегия, конечно, имеет, прежде всего, адаптивное значение), а также сдерживаются, чтобы не допу- стить ошибок в своих поспешных действиях.
К наименее часто используемым стратегиям преодоления отно- сятся «Ментальное отстранение», направленное на уход от источника стресса (в нашем случае – от экзамена) с помощью сна, фантазий, мыслей о посторонних по отношению к экзамену вещах и событиях,
«Использование алкоголя и наркотиков», предполагающее тот же уход от ситуации экзамена, но уже посредством средств, изменяю- щих состояние сознания, «Поведенческое отстранение» – отказ от действий по решению проблемы (например, от подготовки к экзаме- ну), «Поиск эмоциональной общественной поддержки» и «Фокус на эмоциях и их выражение», предполагающие эмоциональную реакцию на стрессовую ситуацию (что не всегда эффективно, так как эмоции могут иметь дезорганизующее влияние на деятельность по подготов- ке и сдаче экзамена), а также «Отрицание».
Рассмотрим теперь, какие копинг-стратегии преобладают у студентов ситуативного типа.
Copyright ОАО «ЦКБ «БИБКОМ» & ООО «Aгентство Kнига-Cервис»


90
Т а б л и ц а 7
Выбор копинг-стратегий у студентов ситуативного типа
Стратегия
Количество студентов,
использующих данную стратегию, в %
часто
редко
Активный копинг
41 59
Планирование
62 38
Поиск активной обще- ственной поддержки
53,8 51,2
Поиск эмоциональной об- щественной поддержки
30,8 69,2
Подавление конкурирую- щей деятельности
56,4 43,6
Обращение к религии
82,1 17,9
Положительное истолкова- ние и рост
38,5 61,5
Сдерживание
53,8 46,2
Принятие
41 59
Фокус на эмоциях и их выражение
17,9 82,1
Отрицание
17,9 82,1
Ментальное отстранение
41 59
Поведенческое отстранение
25,6 74,4
Использование алкоголя и наркотиков
35,9 64,1
Юмор
41 59
Иерархия используемых в ситуации экзамена копинг-стратегий у студентов ситуативного типа имеет следующий вид:
• обращение к религии;
• планирование;
• подавление конкурирующей деятельности;
• сдерживание;
• поиск активной общественной поддержки;
• принятие;
• ментальное отстранение;
• юмор;
• активный копинг;
Copyright ОАО «ЦКБ «БИБКОМ» & ООО «Aгентство Kнига-Cервис»

91
• положительное истолкование и рост;
• использование алкоголя и наркотиков;
• поиск эмоциональной общественной поддержки;
• поведенческое отстранение;
• фокус на эмоциях и их выражение;
• отрицание.
Таким образом, можно сделать вывод о существовании прин- ципиальной разницы между копинг-поведением в ситуации экзамена студентов оптимального и ситуативного типов. Преодолевающее по- ведение студентов ситуативного типа можно описать следующим набором копинг-стратегий.
Наиболее распространенной является копинг-стратегия «Об- ращение к религии». На наш взгляд, ее преобладающее использова- ние является отражением общей экстернальной позиции студентов данного типа и еще раз показывает, что в сложных жизненных ситуа- циях они не склонны брать ответственность за происходящее на себя, а надеются на помощь потусторонних сил. Эффективность этой стра- тегии в ситуации экзамена, на наш взгляд, достаточно сомнительна, скорее, она имеет адаптивное значение для личности.
Наряду с этим данные студенты используют и инструменталь- ные стратегии, но их диапазон невелик. Он представлен прежде всего стратегией «Планирование». Это означает, что, несмотря на свою слабую способность предвидеть результаты своих действий, испыту- емые ситуативного типа в период экзамена все же строят программу своей деятельности и придерживаются ее при реализации. Другой распространенной у данных студентов инструментальной копинг- стратегией является «Подавление конкурирующей деятельности», которая предполагает максимальное сосредоточение внимания на деятельности по подготовке к экзамену. Таким образом, у ситуатив- но-ответственных испытуемых наблюдается потенциал для успешной сдачи экзаменов, хотя по сравнению с потенциалом студентов перво- го, оптимально-ответственного, типа он невелик.
Достаточно часто используются данными студентами и страте- гии «Сдерживание» и «Поиск активной общественной поддержки».
Таким образом, эти студенты зачастую не решаются предпринимать какие-либо действия, чтобы не ухудшить ситуацию (эта стратегия в ситуации экзамена не всегда будет эффективной), а также ищут ис- точники информации о стрессовой ситуации.
Copyright ОАО «ЦКБ «БИБКОМ» & ООО «Aгентство Kнига-Cервис»


92
Реже применяются данными студентами такие копинг-стра- тегии, как «Активный копинг» (инструментальная стратегия преодо- ления, направленная на совершение конкретных действий для реше- ния проблемы), «Юмор» (адаптивная стратегия, предполагающая пе- реистолкование ситуации с целью нахождения в ней забавных эле- ментов), «Принятие» (также адаптивная стратегия, направленная на признание реальности ситуации), «Положительное истолкование и рост» (признание ситуации экзамена как способа интеллектуального, профессионального, личностного самосовершенствования).
Очень редко испытуемые ситуативного типа используют стра- тегии «Использование алкоголя и наркотиков», «Поиск активной об- щественной поддержки», «Фокус на эмоциях и их выражение», «По- веденческое отстранение» и «Отрицание».
Таким образом, качественный анализ особенностей копинг- поведения показывает наличие различий между студентами опти- мального и ситуативного типов ответственности. Для того, чтобы проверить значимость этих различий, нами использовался коэффици- ент φ* углового преобразования Фишера в сочетании с критерием λ
Колмогорова – Смирнова. Серым цветом в табл. 8 выделены эмпири- ческие значения φ*, превышающие его критические значения:







).
01
,
0
(
31
,
2
)
05
,
0
(
64
,
1
*
p
p
На основе данных, приведенных в таблице, можно сделать вы- вод, что по большинству из шкал копинга (исключая «Положитель- ное истолкование и рост», «Планирование», «Принятие», «Менталь- ное отстранение», «Юмор» и «Использование алкоголя и наркоти- ков») имеются статистически значимые различия между студентами с разными типами ответственности. Иными словами, испытуемые оп- тимального и ситуативного типов ответственности используют в стрессовых ситуациях различные копинг-стратегии. При этом лица оптимального типа используют конструктивные, активные стратегии, позволяющие не уходить от трудностей, а разрешать их. В связи с этим можно говорить о том, что ответственность является личност- ным основанием копинг-стиля.
Copyright ОАО «ЦКБ «БИБКОМ» & ООО «Aгентство Kнига-Cервис»

93
Т а б л и ц а 8
Различия в выборе копинг-стратегий
у студентов с полярными типами ответственности
Копинг-стратегия
Частота использования
студентами
Значе-
ние

*
оптимального
типа в %
ситуативного
типа в %
Активный копинг
60 41 1,82
Планирование
52,7 62 0,90
Поиск активной обще- ственной поддержки
34,5 53,8 1,86
Поиск эмоциональной об- щественной поддержки
10,9 30,8 2,41
Подавление конкурирую- щей деятельности
80 56,4 2,46
Обращение к религии
43,6 82,1 3,80
Положительное истолкова- ние и рост
49,1 38,5 1,02
Сдерживание
30,9 53,8 2,24
Принятие
32,7 41 0,83
Фокус на эмоциях и их вы- ражение
5,5 17,9 1,92
Отрицание
3,6 17,9 2,35
Ментальное отстранение
27,3 41 1,39
Поведенческое отстране- ние
10,9 25,6 1,85
Использование алкоголя и наркотиков
23,6 35,9 1,29
Юмор
30,9 41 1,01
Примечание. Серым цветом в таблице выделены значимые различия.
На основе вышеизложенных данных мы построили копинг- профили студентов с разным типом ответственности.
Copyright ОАО «ЦКБ «БИБКОМ» & ООО «Aгентство Kнига-Cервис»