Файл: Ф. М. Достоевского Л. И. Дементий ответственность как ресурс личности монография.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 25.10.2023
Просмотров: 489
Скачиваний: 17
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
102 82 69 75,2 56 55 60 75 64,5 69 62 55 56 42 43,5 60 40 48 40 53,5 60 49 50 0
10 20 30 40 50 60 70 80 90
Ли чн ы
е цели
В
ы ст уп лени е
Э
кз аме ны
Н
из кая оц енк а
Р
азры в
Р
оди тели
Фи нанс ы
Конт ро ль ная
Н
ов ая п
одр уг а
Н
едо ст
.в заи моп
Д
ав лени е
Коли чес тв о ис пы ту емы х в
%
Оптимальный тип
Ситуативный тип
Рис. 16. Распределение оценок эффективности стратегий копинга
испытуемыми оптимального и ситуативного типов ответственности
Максимальные различия в оценках эффективности преодоле- вающего поведения наблюдаются для следующих ситуаций:
– публичное выступление;
– недостижение личных целей;
– период экзаменов;
– неудача на контрольной работе.
Близкие оценки эффективности поведения у сравниваемых групп получены для следующих ситуаций:
– новая подруга (друг);
– разрыв отношений с близкой подругой (другом), получение более низкой оценки, чем ожидалось;
– давление сверстников;
– смерть близкого друга.
Copyright ОАО «ЦКБ «БИБКОМ» & ООО «Aгентство Kнига-Cервис»
103
Нас интересовал также вопрос, какие стратегии являются менее предпочитаемыми в исследуемом возрасте.
Согласно нашим данным, наиболее активно избегаемой страте- гией оптимально-ответственными по сравнению с ситуативно-ответс- твенными является отрицание проблемной ситуации (23,3 %) и сми- рение с существованием проблемы (47,6 %).
Ситуативно-ответственные по сравнению с оптимально-ответс- твенными значительно чаще избегают стратегий активного копинга
(43,75 %), планирования попыток совладания (56,12 %), возможности личностного роста (75 %) и обращения к религии (68,75 %).
На основании вышеизложенного мы построили копинг- профили испытуемых, которые представлены на рис. 17.
11 9,25 10,8 8,3 9,3 6,75 12 11 10,3 8
7,9 6,7 10,5 13,4 9,25 11,1 7,31 8
7,7 13,1 5,1 7,25 7,6 9
9 7,2 12,5 7
10 5,25 0
2 4
6 8
10 12 14 16
А
кт ив ный
Пл ани ро ва ни е
Об ще ст в.
по дд.
Эм оц по дд.
Ко нк ур
Р
ели ги я
Р
ос т
С
де ржи в.
эмо ц
С
ми ре ни е
Фок ус
От ри ц
ани е
Мент от ст р.
По ве д.
о тс тр
А
лк ог оль
Ю
мо р
Оц енк а ст ра те ги и в б
алла х
оптимальный тип ситуативный тип
Рис. 17. Профили копинг-стратегий испытуемых оптимального
и ситуативного типов ответственности
В среднем высокие баллы в обеих группах испытуемых полу- чены для стратегии активной общественной поддержки, а низкие – для стратегий обращения к религии, употребления алкоголя.
Стратегия поиска активной общественной поддержки, как мы отмечали, является ситуативно-ресурсной стратегией, которая ис-
Copyright ОАО «ЦКБ «БИБКОМ» & ООО «Aгентство Kнига-Cервис»
104 пользуется в ситуациях повышенной тревожности. Обращение за по- мощью к окружающим, к социальной поддержке характерно в целом для испытуемых юношеского возраста как формирующихся лично- стей, которые ориентируются на более старших или авторитетных для них людей.
По данному объему выборки при критических значениях
(p = 0,01, p = 2,678; p = 0,05, p = 2,009) по критерию Стьюдента выяв- лены значимые расхождения средних оценок по стратегиям активно- го копинга (2,23), планирования (2,3), положительного истолкования и роста (2,62) и подтверждено их более частое употребление испыту- емыми оптимального типа ответственности. Также сюда относится стратегия юмора (2,29).
Для ситуативно-ответственных более характерными оказались стратегии ментального отстранения (–2,01), поведенческого отстра- нения (–2,62), отрицания (–2,24), употребления алкоголя либо нарко- тиков (–2,1) и смирения (–2,21).
Также можно видеть, что для оптимально-ответственных ис- пытуемых в среднем наиболее употребляемой стратегией является юмор (13,1 балла), затем идет активный копинг (11 баллов) и актив- ная общественная поддержка (10,8 балла). Близко к ним примыкает стратегия отрицания (10,3 балла).
Для ситуативно-ответственных в среднем наибольший балл получила стратегия отрицания (13,4 балла), активной общественной поддержки (12,5 баллов), поведенческого отстранения (11,1 балла), сдерживания (10,5 баллов) и смирения (10,5 баллов).
Итак, к основным стратегиям, характерным для преодолеваю- щего поведения испытуемых оптимального типа ответственности, относятся следующие:
«
Активный копинг» – действия и усилия, направленные на источник стресса;
«Сдерживание» – сдерживание попыток копинга до того мо- мента, когда они будут максимально эффективны;
«
Положительное истолкование и рост» – извлечение пользы из ситуации через личностный рост и рассмотрение ее в более благо- приятном свете;
«
Юмор» – оптимистическое отношение к происходящему.
Избегаются такие способы поведения, как:
Смирение с существующей неблагоприятной ситуацией;
1 ... 7 8 9 10 11 12 13 14 ... 20
Copyright ОАО «ЦКБ «БИБКОМ» & ООО «Aгентство Kнига-Cервис»
105
Использование алкоголя.
Таким образом, можно утверждать, что оптимально-ответст- венные испытуемые в большей степени ориентированы на выбор проблемно-направленных копинг-стратегий.
К стратегиям, характерным для преодолевающего поведения ситуативно-ответственных испытуемых, относятся следующие:
«Активная общественная поддержка» – поиск совета, ин- формации или помощи у ближайшего окружения;
«Отрицание» – отрицание реальности произошедшего стрес- сового события;
«
Фокус на эмоциях» – повышенное осознание негативно- окрашенных эмоциональных переживаний, тенденция к выражению своих чувств;
«
Поведенческое отстранение» – отказ либо прекращение по- пыток достичь цели;
«
Ментальное отстранение» – психологический уход в сторо- ну от цели через мечтания, сон или отвлечение на другую деятель- ность;
«
Использование алкоголя».
Избегаются такие способы поведения, как:
«Активный копинг»;
«Планирование» – планирование попыток активного копинга;
«Положительное истолкование и рост».
Таким образом, пассивный и эмоционально ориентированный стиль копинга характерен в большей степени для ситуативно- ответственных испытуемых.
В целом испытуемые обеих групп избегают обращаться к рели- гии, часто ищут эмоциональную общественную поддержку и отри- цают проблемную ситуацию, что связано с повышенным уровнем тревожности в данных группах.
Выявленные способы поведения в трудных ситуациях, харак- терные для испытуемых с оптимальным типом ответственности, под- тверждают еще раз мысль о том, что ответственность есть форма ак- тивности личности. Активная перестройка собственной жизни в со- ответствии со значимыми целями и ценностями – важнейшие каче- ства личности как субъекта жизни.
Испытуемые с оптимальным типом ответственности рассчиты- вают прежде всего на свои силы, ищут в затруднительных ситуациях
Copyright ОАО «ЦКБ «БИБКОМ» & ООО «Aгентство Kнига-Cервис»
106 оптимальные способы поведения, принимают на себя требования си- туации и соответственно предъявляют требования к самим себе. Та- ким образом, мы можем говорить о том, что ответственность является прежде всего личностным ресурсом в структуре преодолевающего поведения, который не исключает однако эффективного использова- ния и ресурсов ситуации.
Взяв на себя ответственность, испытуемые оптимального типа в результате приобретают определенную степень независимости, са- мостоятельности в выборе способа поведения. Они с большей степе- нью свободы могут согласовывать свои желания, возможности и тре- бования социума.
Изначальное делегирование ответственности испытуемыми си- туативного типа за все происходящее с ними на независящие от них обстоятельства не дает им возможности осознать, что ситуация мо- жет поддаваться их влиянию.
Для ситуативно-ответственных испытуемых характерно повы- шенное осознание зависимости от внешних сил. Слабость личност- ных ресурсов оставляет им возможность максимально использовать ресурсы ситуации, помощь окружения. Активно используются пси- хологические защитные механизмы: испытуемые стремятся снизить для себя значимость произошедшего, ищут успокоения в другой дея- тельности, пытаются «забыться» с помощью самопоражающих стра- тегий. Несвобода в выборе решения, неуверенность в своих силах, недостаточно развитый самоконтроль, характерный для таких испы- туемых, – факторы пассивности в поведении.
Изучение роли ответственности в трудных жизненных ситуа- циях в юношеском возрасте позволило нам сформулировать следую- щие выводы.
1. Существуют значимые различия в содержании ситуаций, ко- торые воспринимаются как трудные у испытуемых с различным ти- пом ответственности.
2. Лица с оптимальным типом ответственности чаще, чем с си- туативным, выбирают в трудных ситуациях проблемно-ориентиро- ванные стратегии, для ситуативно-ответственных более свойственны эмоционально-ориентированные стратегии или отстранение.
3. Имеются различия в оценке эффективности используемых стратегий преодоления.
Copyright ОАО «ЦКБ «БИБКОМ» & ООО «Aгентство Kнига-Cервис»
107 4. Ответственность как форма контроля и самоконтроля высту- пает в качестве личностного основания активного копинга.
5. Интересным оказалось универсальное влияние типа ответ- ственности: независимо от того, является ли трудная ситуация объек- тивно заданной или субъективно так понимаемой, оптимально-от- ветственные испытуемые чаще активны и используют более кон- структивные стратегии, чем ситуативно-ответственные.
6. Восприятие события как трудного в значительной (может быть, определяющей?) степени зависит от готовности человека справляться с трудностями даже до появления проблемы.
7. Усилия, приложенные к разрешению трудностей, увеличи- вают ощущение эффективности действия. Эти данные подтверждает научный факт, касающийся «большей интернальности» сферы удач по сравнению с неудачами.
8. Влияние типа ответственности не всегда (не во всех ситуа- циях) распространяется на улучшение эмоционального состояния после разрешения трудной ситуации. Аргумент уязвимости ситуа- тивно-ответственных в данном контексте не подтвердился.
9. Существуют типичные для возраста стратегии преодоления, как конструктивные, так и деструктивные, не зависящие от типа от- ветственности, а отражающие специфику определенного этапа разви- тия личности, ее достижения и ограничения.
4.4. Ответственность как личностный ресурс
копинг-поведения взрослых людей
Изучая социальный контекст копинга на выборке взрослых, мы выделили три основные с ф е р ы , которые, по субъективному мне- нию наших испытуемых, являются для них наиболее значимыми, и именно в них возникает наибольшее количество трудных жизненных ситуаций:
1) профессиональная: конфликты с руководством или сотруд- никами, большая нагрузка, недовольство финансовым положением;
2) межличностных отношений: конфликты, отсутствие взаимо- понимания в супружеских, детско-родительских отношениях, труд- ности в общении с родственниками или друзьями, одиночество;
3) здоровья: текущая болезнь близких родственников либо соб- ственная болезнь, несчастные случаи.
Copyright ОАО «ЦКБ «БИБКОМ» & ООО «Aгентство Kнига-Cервис»
108
Несмотря на то что исследуемая нами группа в возрасте от 25 до 45 лет, согласно периодизации Д.Б. Бромлея, отнесена к одному периоду – «средняя взрослость», в нашем исследовании были отме- чены содержательные различия в социальном контексте копинга. По- этому мы достаточно условно разделили испытуемых на две под- группы – 25–30 и 30–40 лет.
Анализ трудных (или воспринимаемых таким образом) ситуа- ций в названных группах позволил получить данные, представленные в табл. 9.
Т а б л и ц а 9
Трудные жизненные ситуации у разных возрастных групп
в зависимости от типа ответственности
и сферы жизнедеятельности
Сфера жизне-
деятельности
Количество трудных ситуаций в %
у оптимально-
ответствен-
ных
(25–30 лет)
у ситуативно-
ответствен-
ных
(25–30 лет)
у оптимально-
ответствен-
ных
(30–40 лет)
у ситуативно-
ответствен-
ных
(30–40 лет)
Профессиональная
40 27 60 60
Межличностная
50 73 21 18
Здоровье
10 0
19 22
Согласно этим данным, в группе оптимально-ответственных
25–30 лет профессиональная и межличностная сферы жизнедеятель- ности приблизительно в равной степени «поставляют» трудноразре- шимые, стрессовые ситуации (40 и 50 %). Отмечаются некоторые проблемы со здоровьем (10 %).
У группы ситуативно-ответственных 25–30 лет наиболее стрес- согенной является сфера межличностных отношений (73 %), в про- фессиональной деятельности наблюдается меньшее количество про- блемных ситуаций (27 %).
В группе оптимально-ответственных 30–40 лет на первый план выходит профессиональная деятельность, данная сфера становится более значимой, но и более проблемной (60 %). Испытуемые прила- гают больше усилий для разрешения трудностей именно в вопросах своей карьеры. В сфере межличностных отношений либо уменьшает- ся количество проблемных ситуаций, либо они становятся менее зна-
Copyright ОАО «ЦКБ «БИБКОМ» & ООО «Aгентство Kнига-Cервис»
109 чимыми для данной возрастной группы (21 %). Увеличивается коли- чество проблем, связанных со здоровьем (19 %).
В группе ситуативно-ответственных 30–40 лет наиболее про- блемной также является сфера профессиональной деятельности
(60 %). Стрессовые ситуации в межличностных отношениях состав- ляют 18 %. Количество стрессов, связанных со здоровьем, увеличива- ется до 22 %.
Таким образом, можно отметить некоторые возрастные осо- бенности в наличии тех или иных проблемных ситуаций и их значи- мости для данной группы испытуемых.
При сравнении изменения количества проблемных ситуаций подгруппы оптимально-ответственных 25–30 и 30–40 лет в профес- сиональной сфере и сфере межличностных отношений статистиче- ской значимости различий получено небыло. Возможно, это связано с неравным количеством представителей выделенных подгрупп. Но фактически наличествует тенденция смещения локализации про- блемных ситуаций из сферы межличностных отношений в сферу профессиональной деятельности. С возрастом также увеличивается количество проблем, связанных со здоровьем. (Различия значимы при р = 0,05.)
Для подгрупп ситуативно-ответственных 25–30 и 30–40 лет ха- рактерна такая же тенденция. Различия по количеству проблемных ситуаций в сфере профессиональной деятельности между первой и второй подгруппами значимы (при р = 0,05), т. е. с возрастом наибо- лее важными и проблемными становятся вопросы карьеры, а не меж- личностных отношений. В сфере межличностных отношений умень- шается количество проблемных ситуаций. (Различия статистически значимы при р = 0,01.)
Следующей задачей нашего исследования явилось изучение особенностей восприятия негативного события. Испытуемые оцени- вали проблемную ситуацию по следующим параметрам: ожидаемость негативного эмоционального события, его предотвратимость, воз- можность изменения, каузальная ответственность, ответственность за разрешение ситуации. Результаты между группами испытуемых с различным типом ответственности приведены в табл. 10.
Согласно полученным данным, ситуативно-ответственные ис- пытуемые в большей степени ожидают негативных событий, чем оп- тимально-ответственные. Это является вполне закономерным. В дан-
Copyright ОАО «ЦКБ «БИБКОМ» & ООО «Aгентство Kнига-Cервис»
110 ном факте прослеживается тенденция ситуативно-ответственных лиц приписывать ответственность за события, происходящие в их жизни внешнему миру (другим людям, судьбе и т. д.), следовательно, он и воспринимается ими как источник неприятностей и проблем. Тем не менее статистической значимости различия по данному параметру не выявлено. Не были обнаружены статистически значимые различия между сравниваемыми группами и по параметру «каузальная ответ- ственность», что не укладывается в наши представления и требует дальнейшего исследования и осмысления.
Т а б л и ц а 1 0
Оценка восприятия негативного эмоционального события
испытуемыми с полярными типами ответственности
Оцениваемый параметр
Количество испытуемых в %
оптимального
типа
ситуативного
типа
Ожидаемость
35 46
Предотвратимость
73 46
Изменяемость
88 57
Каузальная ответственность
38 38
Ответственность за разрешение ситуации
96 46
Различия между сравниваемыми типами статистически под- тверждены по параметрам «предотвратимость», «изменяемость» и
«ответственность за разрешение ситуации» (коэффициенты, по Фи- шеру, соответственно – φ* = 2, φ* = 2,57 при p = 0,05; φ* = 4,49 при p = 0,01). Таким образом, лица с оптимальным типом ответственно- сти чаще воспринимают случившуюся трудную ситуацию как предотвратимую, что указывает на их потенциальную способность контролировать события, происходящие в их жизни.
Как следствие высокой оценки предотвратимости негативных событий, 88 % лиц с оптимальным типом ответственности считают данную ситуацию изменяемой, тогда как лица противоположного типа, придерживающиеся этой точки зрения, составляют всего 57 %.
96 % испытуемых оптимального типа берут на себя ответственность за то, как разрешилась данная ситуация, тогда как среди лиц ситуа- тивного типа только 46 % считают себя ответственными за исход со- бытия, что свидетельствует о более активной позиции первых в пре- одолении жизненных трудностей.
Copyright ОАО «ЦКБ «БИБКОМ» & ООО «Aгентство Kнига-Cервис»